Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СПРАВКА Прокуратуры РК от 16.12.1998
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

СПРАВКА
от 16 декабря 1998 года

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ
ГОРОДОВ И РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Прокуратурой Республики Коми в соответствии с планом работы на II полугодие 1998 года организована и совместно с территориальными и природоохранными прокурорами в порядке контроля проведена проверка соблюдения законодательства о формировании и использовании средств внебюджетных государственных экологических фондов городов и районов Республики Коми.
На коллегии прокуратуры Республики Коми 25 декабря 1997 года была обсуждена информация о состоянии прокурорского надзора за исполнением указанного законодательства.
Было отмечено, что отсутствие надлежащего надзора явилось одной из причин нарушений, выявленных в ходе проверок.
Во исполнение решения коллегии отделом по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Республики Коми оказана методическая помощь прокурорам городов и районов.
Проверки показали, что во всех районах Республики Коми внебюджетные государственные экологические фонды образованы на основании решения представительного органа власти (Совета города, района).
В соответствии с Федеральным законом "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15.04.93 Положения о фондах утверждены на сессиях Совета города, района.
Порядок формирования средств фондов, определенный в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и ФЗ "Об основах бюджетных прав...", соблюдается практически повсеместно. Отступление выявлено в ходе проверки в администрации Усть-Куломского района: в нарушение ч. 2 ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" суммы штрафов за нарушение Правил рыболовства, средства от реализации конфискованных орудий рыболовства и суммы, полученные по искам о возмещении ущерба за незаконную охоту, являющиеся одним из источников формирования внебюджетного экологического фонда, перечисляются в централизованный фонд административных и других штрафов в районном бюджете. В целях устранения данного нарушения принесен протест и внесено представление главе администрации Усть-Куломского района.
В остальных регионах формирование средств экофонда осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Средства фонда аккумулируются на специальном счете, открытом исполнительным органом власти. Фактов нарушения порядка перечисления в федеральный бюджет 10% от полученных средств для финансирования деятельности органов охраны природы не выявлено.
Средства внебюджетных экологических фондов должны расходоваться строго по целевому назначению, которое определяется Положением о фонде, и в соответствии со сметой.
Первоначально 40% средств экофонда района, города должно перечисляться во внебюджетный государственный экологический фонд Республики Коми для реализации природоохранных задач республиканского значения. Фактически во внебюджетный экологический фонд Республики Коми за 9 месяцев 1998 года перечислено 1919434,6 руб. при том, что всего в экофонды городов и районов поступило за этот период 5327935,1 руб. (т.е. перечислено 36% вместо 40%). Вообще в 1998 году не перечислял средства в республиканский экофонд Ижемский район. В Корткеросском районе процент отчислений составил 5%. Нарушения при перечислении указанных средств выявлены в Печорском районе (23%), Сосногорском (34%), Сыктывдинском (33%) и других районах.
Как уже было отмечено выше, расходование средств фондов осуществляется на основе сметы. Большинство прокуроров указали, что фактическое поступление средств значительно отличается от запланированного. Например, сметой расходов экофонда Прилузского района запланировано поступление в фонд 901,1 тыс. рублей, фактически за 9 месяцев 1998 года поступило 209,98 тыс. руб. (или 25% от плана). Такая ситуация сложилась практически в каждом регионе. При этом одной из причин возникновения и усугубления такой ситуации является то, что главы администраций городов и районов не используют в полной мере право, предоставленное ч. 4 ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", о бесспорном списании со счетов предприятий-природопользователей платы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов (на это указывает и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. № 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").
В настоящее время задолженность предприятий перед внебюджетными экофондами имеется в каждом районе.
При этом имеют место случаи, когда комитет по охране природы допускает нарушения и при определении сумм платежей, подлежащих перечислению в экофонд. Например, Корткеросский районный комитет по охране природы не применяет повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение.
Отсутствие средств в экофондах делает невозможным решение задач, направленных на улучшение окружающей природной среды. В целях решения данного вопроса комитеты по охране природы изыскивают возможности для погашения задолженности путем проведения взаимозачетов. В ходе проверок необоснованного освобождения от внесения платы в экофонд не выявлено. При проведении взаимозачетов в наличии имеется соответствующий договор и смета.
В качестве положительного момента можно отразить открытие вексельного счета экологического фонда Сыктывдинского района в Депозитарии ИФК г. Сыктывкара. В настоящее время переведено три векселя на сумму 70 000 рублей. Администрациями других городов и районов меры для формирования средств экофондов практически не применяются.
Грубые нарушения природоохранного законодательства в части расходования средств экофонда выявлены в ходе проверки в Корткеросском районе.
В большинстве случаев расходование средств осуществляется по инициативе комитетов по охране природы. Сметой расходования средств фонда Корткеросского района не запланировано финансирование никаких природоохранных мероприятий, в то же время решено 41% поступивших средств израсходовать на обеспечение деятельности комитета. Фактически на эту цель потрачено 69% средств, поступивших в экофонд за 9 месяцев 1998 года.
Смета расходов экофонда г. Сыктывкара предусматривает выделение средств на мероприятия, не имеющие природоохранного значения, такие как: монтажные работы на станции озонирования Эжвинских водоочистных сооружений, мероприятия по ликвидации очагов картофельной нематоды и др. (Из-за отсутствия необходимого количества средств в экофонде данные мероприятия не финансировались). В течение года смета данного экофонда была дополнена пунктом о долевом участии в разработке бизнес-плана для программы переработки твердых отходов в городах Республики Коми (предложена "Лемна Интернешнл, ИНК" США). На основании этого вынесено постановление главы администрации о выделении 75 тыс. руб. При этом не принято во внимание, что из экофонда уже финансируются работы, связанные с решением проблемы размещения отходов г. Сыктывкара: фирма "Геополис" (Москва) выполнила по заданию администрации форпроект общегородского полигона и мусороперегрузочных станций; УКСу администрации выделено 150 тыс. руб. для разработки ПСД; выполнена оценка воздействия на окружающую среду; утвержден акт выбора земельного участка. Относительно нового проекта нет никаких договоров и обоснований выделения средств. В адрес главы администрации г. Сыктывкара внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства.
Факты нецелевого использования средств экофонда выявлены в ходе проверок в Корткеросском районе и г. Печоре. Бесконтрольно средства экофонда Корткеросского района расходуются председателем комитета по охране природы К.: за счет фонда он погашает командировочные расходы, изготовляет визитные карточки, проводятся взаимозачеты с плательщиками в виде оказания услуг и передачи товаров лично К.
В нарушение ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" из экофонда г. Печоры предприятиям передавались в беспроцентные займы средства на коммунально-хозяйственные нужды и др. без оформления соответствующих договоров. По выявленным фактам нарушений внесены представления.
Положение о внебюджетном государственном экологическом фонде Эжвинского района г. Сыктывкара предусматривает возможность расходования средств на "повышение уровня образования сотрудников" комитета по охране природы. Расширительное толкование данного пункта способствовало тому, что постановлением главы администрации Эжвинского района № 1081 от 23.10.97 из средств экофонда выделено 7051,2 руб. за обучение специалиста городского комитета по охране природы в Коми республиканской академии госслужбы и управления (специальность "Юриспруденция", с присвоением классификации "советник-эксперт по правовым вопросам рыночной экономики"). Внесены 2 протеста. Протест, принесенный на вышеуказанное постановление главы администрации Эжвинского района, не удовлетворен. Сыктывкарским природоохранным прокурором направлено заявление в суд.
Факты нецелевого использования средств экофондов выявлены в г. Инте (на создание кадастрового центра в г. Сыктывкаре перечислено 81052 руб. 17 коп.) и др.
Все Положения о внебюджетных экофондах городов и районов Республики Коми содержат пункты об использовании средств экофонда в размере до 10% на материально-техническое обеспечение деятельности комитетов по охране природы. Такой же пункт содержится и в Положении о государственном экологическом фонде Республики Коми.
Пункт 15 Положения о государственном комитете по охране окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ № 643 от 26.05.97, устанавливает финансирование территориальных органов Госкомэкологии РФ и подведомственных комитету организаций за счет федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством.
Фактически данный пункт противоречит ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", т.к. средства экофонда не входят в число таких источников.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснением Комитета по экологии Государственной Думы РФ обеспечение деятельности природоохранных органов охватывается п. 4 ст. 21 вышеуказанного Закона.
Учитывая тяжелое финансовое положение органов охраны природы, прокуратурой РК принято решение о нецелесообразности внесения актов прокурорского реагирования на указанные пункты Положений.
Однако в ходе проверок выявлены отдельные факты превышения сумм, выделенных на материально-техническое обеспечение. Как указано выше, в Корткеросском районе фактически на содержание комитета выделено 69% средств. Аналогичная ситуация в г. Воркуте (42%), г. Вуктыле (вместо запланированных 40 тыс. руб., определенных сметой, фактически на материально-техническое оснащение комитета и зарплату ее работникам выплачено 51 527 руб.) и некоторых других регионах.
Положение о внебюджетном государственном экологическом фонде РК (п. 9 раздела IV) предусматривает расходование средств экофонда на премирование сотрудников органов охраны природы, финансирование социальных программ органов охраны природы не более 5%. Вместе с тем выплата премий для государственных служащих должна осуществляться в соответствии с Законом РФ "Об основах государственной службы в РФ" исключительно из средств соответствующего бюджета, а не из внебюджетного фонда.
Печорской природоохранной прокуратурой принесены 8 протестов на аналогичные пункты Положений об экофондах Ижемского, Усть-Цилемского районов, гг. Ухты, Инты, Воркуты, Усинска, Сосногорска, Вуктыла. Факты премирования сотрудников органов охраны природы выявлены в г. Ухте (распоряжение главы администрации г. Ухты № 514-р от 17.06.98).
Фактов нарушения ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в части незаконного освобождения предприятий природопользователей от внесения платы в экофонды в ходе настоящих проверок не установлено.
Всего прокурорами городов и районов Республики Коми по результатам настоящих проверок внесено 13 представлений, принесено 13 протестов.
По итогам анализа представленных докладных записок считаю целесообразным внести представление в адрес директора Департамента по охране окружающей среды РК, направить информации в адрес Главы Республики Коми и Госсовета РК, а также подготовить информационное письмо о недостатках прокурорского надзора за формированием и использованием средств внебюджетных государственных экофондов, снять решение коллегии прокуратуры РК от 25.12.97 с контроля.

Прокурор
отдела по надзору
за исполнением
законов и законностью
правовых актов
юрист 2 класса
Е.Г.ЭДИГЕР


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru