Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 03.11.1998 № 3-15-1998
<ЧАСТЬ 3 СТ. 43 КОДЕКСА ПРОТИВОРЕЧИТ Ч. 7 СТ. 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 1997 Г., ПОСКОЛЬКУ УСТАНАВЛИВАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СБОРУ ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ, ПРЕДПИСЫВАЕТ, ЧТО ТАКОВОЕ ПРАВО ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 1998 г. № 3-15-1998

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 ноября 1998 г. дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными п. 13, 15 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 5, абзаца 2 ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 43, ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 63, п. 1 ст. 77, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г.,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействительными приведенных выше норм Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми по мотивам противоречия их Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем мотивам.
Представители Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми не отрицали, что абзац 2 ч. 4 ст. 11 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми противоречит федеральному законодательству, но в остальной части считали заявление прокурора необоснованным.
Заслушав объяснения представителей Госсовета РК, Главы РК, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми в части признания недействительными абзаца 2 ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 43, п. 1 ст. 77 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми подлежит удовлетворению, а в остальной части удовлетворено быть не может.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, к которым, в силу ст. 32 Конституции Российской Федерации, относится право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим, субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, регулирующие указанные правоотношения, но данные законы, согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральному законодательству, а также и положениям Конституции Российской Федерации. В принятом Республикой Коми, как субъектом Российской Федерации, Кодексе о выборах и референдумах, таковых противоречий, в части приобретения гражданами пассивного избирательного права (п. 13, 15 ст. 3, п. 1, 2 ст. 5, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90) не усматривается. Так, приведенные нормы Кодекса о выборах и референдумах в Республике Коми устанавливают, что пассивным избирательным правом обладают граждане Республики Коми, постоянно или преимущественно проживающие на территории республики. С постоянным или преимущественным проживанием связано и обладание гражданами Республики Коми активным избирательным правом. Согласно ст. 10, 33 Конституции Республики Коми гражданство Республики Коми приобретается и прекращается в соответствии с Законом Республики Коми и является равным независимо от оснований приобретения. С момента же приобретения гражданства возникает и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Поскольку закон Республики Коми о приобретении гражданства не принят, то гражданство Республики Коми приобретается с момента постановки гражданина на регистрационный учет, носящий уведомительный характер и осуществляемый в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Исходя из изложенного, а также действия Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми в пространстве, положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. следует признать, что при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Коми пассивным избирательным правом, равно как и активным, обладают граждане Республики Коми, которые на время выдвижения кандидатов, а для активного избирательного права и на момент выборов, были поставлены на регистрационный учет и, соответственно, приобрели гражданство Республики Коми, непосредственно связанное с постоянным либо преимущественным проживанием на ее территории. При таких обстоятельствах, Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми соответствует Федеральному закону от 19 сентября 1997 г., ст. 4 которого не допускает ограничений пассивного избирательного права субъектами Российской Федерации, связанных с цензом оседлости (продолжительностью и сроком постоянного и преимущественного проживания) и возрастным цензом, установленным федеральным законодательством для кандидатов, соответственно, в 30 лет и в 21 год.
Кодекс Республики Коми никаких ограничений, в сравнении с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 19 сентября 1997 г., не устанавливает и предоставляет гражданам Республики Коми, достигшим указанного выше возраста, возможность обладания пассивным избирательным правом без каких-либо изъятий и независимо от продолжительности и срока проживания на территории республики. Соответствуют Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. и положения ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 и ч. 2 ст. 63 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
Так, ч. 1 ст. 42 Кодекса устанавливает, что избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата по избирательному округу. Часть 5 указанной нормы допускает и выдвижение избирательным объединением, блоком списка кандидатов по избирательным округам, и из этого следует, что избирательное объединение, блок вправе выдвинуть своих кандидатов по всем избирательным округам, образованным в Республике Коми. При установленной Кодексом Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми мажоритарной избирательной системе такой порядок выдвижения является правомерным и не противоречит ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Дополнительная же регистрация кандидата, выдвинутого избирательным объединением, блоком по избирательному округу, в списке кандидатов от этого объединения, блока требуется только при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе.
Не имеется противоречий с федеральным законодательством и в ч. 2 ст. 54 Кодекса Республики Коми от 16 июня 1998 г. В соответствии с этой нормой установленные правила агитации через печатные средства массовой информации не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, инициативными группами по проведению референдума. В ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. этот перечень включает в себя также периодические издания, учрежденные избирательными объединениями, блоками, входящими в избирательные блоки избирательными объединениями. Однако, за исключением ч. 2 ст. 54 Кодекса о выборах и референдумах в Республике Коми, общий перечень периодических печатных изданий, которые обязаны выделять печатные площади для предвыборной агитации в Республике Коми, совпадает с перечнем, установленным Федеральным законом. Исходя же из отсутствия каких-либо запретов и ограничений для других, не входящих в перечень, печатных изданий следует признать, что Кодекс РК не препятствует учреждению избирательными объединениями, блоками, избирательными объединениями, входящими в избирательные блоки своих печатных изданий и ведению через них предвыборной агитации за своих кандидатов в объеме и порядке, определяемых ими самостоятельно и без всяких препятствий со стороны соответствующих органов.
Следует признать соответствующей Федеральному закону и ч. 2 ст. 63 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, устанавливающей, что в случае необходимости с учетом местных условий при выборах в органы государственной власти Республики Коми, референдуме Республики Коми Избирательная комиссия Республики Коми по согласованию с окружными, территориальными избирательными комиссиями, а при выборах в органы местного самоуправления - территориальная избирательная комиссия могут продлить время окончания голосования, но не более, чем на 24 часа. Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" время начала и окончания голосования может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что Республика Коми, являющаяся северным регионом и имеющая народонаселенные территории с неблагоприятными климатическими и коммуникационными условиями, вправе была предусмотреть в своем Кодексе о выборах и референдумах возможность продления голосования. В оспариваемой норме также подчеркнуто, что продление голосования может иметь место не повсеместно, а только на отдельных территориях, местные условия которых затрудняют прибытие граждан к месту голосования. Таким образом, продление голосования фактически направлено на более полную реализацию избирательных прав граждан Республики Коми и по сути своей не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральному закону от 19 сентября 1997 г.
Однако нельзя признать законным введение в Кодекс о выборах и референдумах в Республике Коми абзаца 2 ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 43, п. 1 ст. 77.
Так, абзац 2 ч. 4 ст. 11 Кодекса устанавливает, что при выборах, назначенных по судебному решению, временная избирательная комиссия формируется в составе не более 18 членов. Часть же 4 ст. 10 Федерального закона от 19 сентября 1997 г., носящая в силу специфики назначения выборов императивный характер, устанавливает, что временные избирательные комиссии формируются в составе не более 15 членов. Право изменять количественный состав временных комиссий субъектам РФ не предоставлено. В связи с этим, приведенная выше норма Кодекса в части формирования временной комиссии при выборах в органы государственной власти Республики Коми подлежит признанию недействительной с момента ее принятия.
Часть 3 ст. 43 Кодекса также противоречит ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 19 сентября 1997 г., поскольку устанавливает ограничения по сбору подписей в поддержку кандидатов, предписывает, что таковое право принадлежит только гражданам Республики Коми. С такой формулировкой согласиться нельзя, т.к. она нарушает права кандидатов, избирательных объединений, блоков и препятствует им привлечь к сбору подписей любого совершеннолетнего, дееспособного гражданина РФ, в том числе и на основе оплачиваемого договора. Ввиду того, что какие-либо ограничения избирательного процесса субъектом РФ устанавливаться не могут, то и указанная выше норма Кодекса должна быть признана недействительной с момента ее принятия.
Подлежит признанию недействительным с момента принятия и п. 1 ст. 77 Кодекса, в части возможной административной и иной ответственности за нарушение избирательных прав в соответствии с Законами Республики Коми. Согласно п. 1 ст. 65 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. ответственность за нарушение избирательных прав наступает только на основании федерального законодательства. Право устанавливать административную либо иную ответственность в данной области Федеральный закон субъектам РФ не предоставляет. Отсутствует таковое право и в Договоре о разграничении полномочий... . Кроме того, в части установления за нарушение избирательных прав административной ответственности Кодекс о выборах и референдумах в Республике Коми противоречит ст. 5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющей компетенцию субъектов РФ в области административного нормотворчества и не предусматривающей возможность установления субъектом РФ административной ответственности за данного рода правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать недействительными абзац 2 ч. 4 ст. 11 в части формирования временной комиссии при выборах в органы государственной власти Республики Коми в составе не более 18 членов, ч. 3 ст. 43, п. 1 ст. 77 в части административной либо иной ответственности за нарушение избирательных прав и права граждан на участие в референдуме в соответствии с законами Республики Коми, Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г. с момента их принятия.
В удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными п. 13, 15 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г. отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru