Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 12.08.1998
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 9 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 152 "О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" В РЕДАКЦИИ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 17 ИЮНЯ 1998 ГОДА № 215 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 9 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 152 "О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 29.09.1998, № 191
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 26.11.1999, № 11, ст. 1209






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1998 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ
УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 9 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 152
"О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" В РЕДАКЦИИ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ ОТ 17 ИЮНЯ 1998 ГОДА № 215 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 9 ИЮНЯ
1997 ГОДА № 152 "О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.А., Толстова С.Г., с участием сторон по делу - заявителя Тарабукина И.М., представителей Главы Республики Коми - Якутовой И.Е. - заведующей отделом экономического законодательства Государственного правового управления Главы Республики Коми, Голованова Н.В. - министра торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми, Рочевой И.В. - юрисконсульта министерства торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми, Викулова В.В. - заместителя начальника отдела прокуратуры Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 100 Конституции Республики Коми, статьями 3, 32, 68, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности ряда положений Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Тарабукина И.М. о проверке конституционности вышеназванных Указов Главы Республики Коми.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми ряда положений Указов Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 и от 17 июня 1998 года № 215.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Батмановой Л.В., выступления сторон, мнение лиц, приглашенных в заседание, исследовав документы, нормативные и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Тарабукин И.М., частный предприниматель, обратился в Конституционный Суд Республики Коми с заявлением о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" и Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" в части запрещения розничной реализации алкогольной продукции без нанесения контрольного знака (штрихового кода), признания алкогольной продукции без маркировки указанным знаком, находящейся в незаконном обороте, и изъятия ее из частной собственности. В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" заявление является допустимым, поскольку оспариваемые нормативные акты применены в конкретном деле заявителя: по акту № 330 от 3 июля 1998 года из магазина № 341, принадлежащего Тарабукину, изъята из оборота алкогольная продукция в количестве 779 бутылок, находящаяся, по мнению комиссии, в незаконном обороте, и передана на ответственное хранение заведующей магазином Жигаловой.
В судебном заседании Тарабукин ходатайствовал об отзыве заявления на том основании, что изъятая продукция была возвращена. В удовлетворении ходатайства отказано, так как в соответствии со статьей 40 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" заявление может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании.
2. Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" вводит на территории Республики Коми обязательную маркировку товаров народного потребления и сопроводительных документов путем нанесения на них контрольного знака (штрихового кода) установленного образца. По алкогольной продукции такая форма государственного контроля за ввозом и реализацией ее на территории Республики Коми вводится с 1 ноября 1997 года. Пункт 6 Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" устанавливает, что товары народного потребления, подлежащие маркировке контрольным знаком (штриховым кодом) в соответствии с перечнем, утвержденным Главой Республики Коми, на которых отсутствует маркировка контрольным знаком (штриховым кодом), а также товары, на сопроводительных документах которых отсутствует маркировка контрольным знаком (штриховым кодом), считаются товарами народного потребления, находящимися в незаконном обороте. Соответственно пункт 10 Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 № 152 года в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 запрещает оптовую и розничную реализацию товаров народного потребления, не маркированных контрольным знаком (штриховым кодом), со дня введения маркировки на данный вид товара. Пункт 11 (часть вторая) Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 устанавливает, что при торговле товарами народного потребления, подлежащими маркировке контрольным знаком (штриховым кодом), без нанесенных в установленном порядке на них и (или) сопроводительные документы контрольных знаков (штрихового кода) данные товары подлежат изъятию. Таким образом, предметом рассмотрения Суда является проверка конституционности пунктов 6, 10, 11 Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июля 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми".
Поскольку заявитель ставит вопрос лишь о применении названных положений оспариваемых нормативных актов при розничной реализации алкогольной продукции, суд при рассмотрении дела руководствуется законодательством, устанавливающим особенности для розничной реализации алкогольной продукции.
3. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены Конституцией Республики Коми (статья 64, пункт "б" части первой) к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (статья 64, часть вторая, Конституции Республики Коми).
4. Законом, устанавливающим общие принципы розничной торговли, является Федеральный закон "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года. Пункт первый статьи 7 этого Закона устанавливает: "Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом", - а пункт шестой этой же статьи предписывает: "Если установлено, что продавец (исполнитель) реализует товары (выполняет работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя, такие товары (работы) подлежат изъятию у продавца (исполнителя) в порядке, установленном законом".
Учитывая особые свойства алкогольной продукции, ее потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, федеральным законодателем принят специальный Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Статья 2 этого закона устанавливает, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Статья 4 определяет пределы ведения субъектов Российской Федерации в этом вопросе, а именно: "К ведению субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции относятся:
установление в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан;
осуществление контроля за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензией на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции;
установление порядка лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по производству и обороту, за исключением экспорта и импорта, этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год, а также по производству и обороту алкогольной продукции, изготовленной путем естественного брожения. Осуществление лицензирования указанных видов деятельности;
разработка и принятие программ и основных направлений деятельности по вопросам регулирования производства и оборота алкогольной продукции в пределах своей компетенции;
другие вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не относящиеся к ведению Российской Федерации и не урегулированные настоящим федеральным законом.".
Кроме того, статья 3 Закона устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе установление норм и правил в области производства и оборота алкогольной продукции, осуществление комплекса мер, обеспечивающих защиту прав потребителей и отечественных товаропроизводителей.
Таким образом, законодательство в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции состоит из федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти в пределах установленной компетенции.
Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции включает в себя:
лицензирование деятельности по производству и обороту алкогольной продукции;
сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства;
установление акцизов на алкогольную продукцию всех видов;
контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции;
установление государственных стандартов, технических условий, норм, правил в области производства и оборота алкогольной продукции (статья 10 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции").
В пределах установленных Законом полномочий Президентом Российской Федерации 18 августа 1996 года издан Указ "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" за № 1213, которым установлено, что находящейся в законном обороте при оптовой и розничной торговле признается алкогольная продукция только при наличии надлежащих учетных, финансовых и транспортных документов, а также документального подтверждения:
соответствия ее требованиям стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
права на осуществление деятельности, связанной с оборотом этой продукции;
государственной регистрации ее (с 1 января 1997 года);
легальности ее производства на территории Российской Федерации (с 1 марта 1997 года) или поступления на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства.
Президент Российской Федерации также обязал органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления рассмотреть действующие и при необходимости разработать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения.
5. С учетом правомочий, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", в их взаимосвязи со статьей 3 названного Закона и Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1213 и на основании полномочия, переданного Законом Республики Коми "О передаче Государственным Советом Республики Коми полномочий по установлению условий или ограничений на реализацию алкогольной продукции" от 28 мая 1998 года, Глава Республики Коми был вправе установить дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения.
По данным уполномоченного Указом Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 предприятия РГУП "Контроль" за период с 1 января по 20 июля 1998 года через предприятие прошло контроль 1 489 701 бутылок алкогольной продукции, из них 369 402 бутылки забраковано (то есть четвертая часть). По данным Госкомстата Республики Коми в январе - июне 1998 года смертность от алкогольных отравлений увеличилась на 5,6 процента. Это дает основание для установления ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты прав потребителей, жизни и здоровья граждан.
6. Поскольку Глава Республики Коми имел право на установление дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, то выбор нормативных предписаний, в том числе обязанность прохождения торгующими организациями контроля на соответствие алкогольной продукции по качеству, является его прерогативой, однако в пределах, установленных законодательством, и не нарушающих законных прав и интересов граждан и юридических лиц.
Право частной собственности охраняется законом (часть первая статьи 36 Конституции Республики Коми), но оно не является абсолютным и должно реализоваться с учетом прав других лиц и может быть ограничено законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (часть третья статьи 18 Конституции Республики Коми).
В этой связи обязанность продавца предоставлять доказательства (документы), подтверждающие качество реализуемого товара и легальность его производства выступает как мера, обеспечивающая защиту прав неопределенного круга лиц (покупателей) на качественный и безопасный для жизни и здоровья товар (в данном случае алкогольную продукцию).
Выбор такого вида нормативного предписания, как нанесение контрольного знака (штрихового кода) специализированным уполномоченным предприятием, не выходит за пределы ограничений, установленных частью третьей статьи 18 Конституции Республики Коми, так как направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц и вытекает из правомочия, предоставленного законом.
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Коми указы и распоряжения Главы Республики Коми, изданные им в пределах его полномочий, имеют обязательную силу на всей территории Республики Коми. Таким образом, все юридические и физические лица, осуществляющие розничную реализацию алкогольной продукции, обязаны подтвердить ее качество и легальность производства путем проверки в порядке, установленном Главой Республики Коми. Следовательно, продукция, не прошедшая контроль, является находящейся в незаконном обороте.
7. Заявитель просит проверить конституционность изъятия алкогольной продукции без контрольного знака (штрихового кода) из частной собственности. Однако он подменяет понятия: выбытие предмета собственности из законного владения и изъятие товара из оборота. Как видно из акта от 3 июля 1998 года, приобщенного к материалам дела, алкогольная продукция, признанная комиссией находящейся в незаконном обороте, изъята из оборота и передана на ответственное хранение заведующей магазином Жигаловой, то есть из законного владения не выбыла, а лишь изъята из оборота до решения вопроса о ее дальнейшей судьбе. Акт изъятия продукции из оборота является в данном случае превентивной мерой обеспечения выполнения обязанности, установленной нормативным актом, взаимоувязанной с исполнением нормативного предписания, и не может рассматриваться в отрыве от него.
Вместе с тем, оценивая норму в системе нормативных актов, суд приходит к выводу, что изъятие возможно, по смыслу, вытекающему из анализа Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 в его взаимосвязи с Указом Главы Республики Коми от 8 июля 1998 года № 249 "Об изъятии, временном хранении, использовании или уничтожении алкогольной продукции и спирта этилового, находящихся в незаконном обороте на территории Республики Коми" (пункт 3.11), с последующей конфискацией, то есть принудительным прекращением права собственности, только на том основании, что на продукции отсутствует контрольный знак (штриховой код). Однако, конфискация может быть применена к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы, то есть до решения вопроса о несоответствии изъятой продукции установленным требованиям по качеству продукции или о нарушении установленных федеральными органами исполнительной власти требований по производству и обороту алкогольной продукции отсутствие контрольного знака (штрихового кода) не может служить самостоятельным основанием для принудительного прекращения права собственности. Применение такой меры возможно лишь на основании решения суда, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 36 Конституции Республики Коми никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, применение нормы пункта 11 Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" об изъятии из оборота товаров, не имеющих контрольного знака (штрихового кода) на товаре и (или) сопроводительных документах, возможно лишь как мера обеспечения прохождения контроля на качество и легальность производства и с учетом требований части третьей статьи 36 Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18, 36, 87, 100 Конституции Республики Коми, статьями 3, 32, 40, 68, 90, 91, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", суд

постановил:

1. Признать нормы пунктов 6, 10, 11 Указа Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 17 июня 1998 года № 215 "О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 9 июня 1997 года № 152 "О создании условий для реализации высококачественных товаров народного потребления на потребительском рынке Республики Коми" применительно к розничной реализации алкогольной продукции соответствующими Конституции Республики Коми при гарантии последующего судебного контроля за действиями уполномоченных должностных лиц.
2. Предложить Главе Республики Коми уточнить редакцию названных в настоящем постановлении нормативных актов с тем, чтобы исключить неоднозначное толкование последствий изъятия алкогольной продукции из оборота правоприменительными органами.
3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Ведомостях органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".

Председательствующий
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Л.В.БАТМАНОВА
Т.А.КЫРНЫШЕВА
С.Г.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru