Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокуратуры РК
"ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Прокурорам
городов и районов
Республики Коми

Приступая к проведению проверки, необходимо получить в городских, районных отделах статистическую информацию о количестве предприятий, расположенных на территории города, района, а в налоговой инспекции - о количестве предприятий, поставленных на учет в инспекции, проанализировать данные. Проверить, обеспечивается ли надлежащий учет налогоплательщиков, исполняются ли требования приказа Государственной налоговой службы РФ от 13.06.96 № ВА-3-12/49 "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков", при этом прокурор должен иметь в виду, что до начала проведения налогового учета налоговые инспекции обязаны получить сведения: от местных исполнительных органов - о зарегистрированных предприятиях; о гражданах, которым выданы свидетельства о регистрации частных предприятий; от банков - о предприятиях, которым были открыты, изменены или закрыты расчетные счета, а также о конкретных операциях, повлекших получение доходов предприятиями и гражданами; от органов архитектуры - о разрешении нового строительства; от органов землеустройства - об отведении земельных участков в сельской местности; от органов ГАИ - о транспортных средствах; от таможенных органов - о вывозе и ввозе товаров и т.д.
При проведении проверки особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:
I. Своевременно ли хозяйствующие субъекты-налогоплательщики представляют в налоговые инспекции бухгалтерские документы, связанные с начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в случае непредоставления, приостановились ли операции по расчетным и другим счетам в банках, как того требует п. 6 ст. 7 Закона РФ "О государственной налоговой службе РСФСР", всегда ли обоснованно приостанавливались операции по расчетным счетам в банках.
II. Выполняются ли требования ст. 11 Закона РФ "О государственной налоговой службе РСФСР" о систематических, не реже одного раза в два года, документальных проверках правильности уплаты налогов, если нет, то какие меры принимаются с целью исправить данное положение.
Во всех ли случаях при выявлении нарушений налогового законодательства взыскивались недоимки по налогам, штрафы. Следует учесть, что в соответствии со ст. 9 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР", а также ч. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций налоговые инспекции вправе с юридических лиц в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.
В докладной по результатам проверки необходимо указать, сколько доначислено налогов (платежей) по результатам проверок, сколько из них реально поступило в бюджет.
III. В ходе проверки истребуйте и изучите материалы и данные о суммах фактически поступивших налогов с указанием процентного отношения к выполнению плановых заданий федерального и местного бюджетов, о суммах недоимки и основных причинах ее образования.
В полном ли объеме налоговыми органами применяются предусмотренные законом меры в целях увеличения поступлений, сокращения и ликвидации задолженности бюджету. При этом необходимо отразить:
1. Сколько выставлено поручений на расчетные счета налогоплательщиков и на какую сумму. Сколько выставлено поручений на текущие валютные счета. Какая сумма реально поступила в бюджет.
2. Сколько инкассовых поручений и на какую сумму выставлено на дебиторов предприятий-недоимщиков, из них поступило в бюджет.
3. Направлялись ли организациям-недоимщикам требования о погашении недоимки, какая сумма внесена добровольно.
4. Какие меры применяются к предприятиям, не принявшим мер к погашению задолженности по платежам в бюджет. Сколько принято постановлений об обращении взыскания на имущество должников и на какую сумму. Соблюдались ли при этом требования "Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций", утвержденного Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 199, а также совместных указаний Госналогслужбы РФ (№ ПВ-6-10/422) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ВВ-1539) от 20.06.96. Прокурору необходимо иметь в виду, что в соответствии с указанными нормативными актами Государственная налоговая инспекция в лице начальника инспекции обязана вынести постановление об обращении взыскания на имущество должника не позднее пятидневного срока со дня вручения ему требования о погашении задолженности. Данное требование направляется должнику в суточный срок со дня получения налоговыми органами отметки банка об отсутствии денежных средств на расчетном счете должника.
5. Сколько лиц было привлечено к административной ответственности за нарушения налогового законодательства.
Какова сумма штрафов, сколько поступило в бюджет.
В ходе проверки необходимо проанализировать практику наложения административных взысканий.
Следует учесть, что в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ", Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" должностным лицам налоговых органов предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц организаций. Меры административной ответственности за нарушения налогового законодательства в виде штрафов применяются налоговыми органами в соответствии с КоАП РФ.
В ходе проверки необходимо обратить внимание:
- на правильность составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 234, 235 КоАП РФ, вручена ли копия протокола, согласно ст. 236-1 КоАП РФ;
- соблюден ли порядок рассмотрения и принятия решения. Учтены ли требования ст. 257 КоАП РФ о 15-дневном сроке рассмотрения материала, требования ч. 1 ст. 247 КоАП РФ о своевременном извещении правонарушителя о месте и времени рассмотрения дела;
- каково качество заполнения постановления, соответствие требованиям ст. 261 КоАП РФ, имеются ли сведения о вручении копии постановления согласно ст. 263 КоАП РФ;
- соблюдены ли сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 36 КоАП РФ, - 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся - два месяца со дня его обнаружения.
При этом длящимся правонарушением следует считать действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного взыскания;
- соответствует ли размер штрафа виду совершенного административного правонарушения. При этом необходимо учесть, что конкретный размер штрафа исчисляется исходя из минимального размера месячной оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения (ст. 27 КоАП РФ).
Допускались ли случаи привлечения лиц к административной ответственности в нарушение ч. 2 ст. 36 КоАП РФ. В соответствии с требованиями указанной статьи, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение.
6. Предъявляются ли налоговой инспекцией иски в суд о ликвидации предприятий-банкротов, о признании регистраций предприятий недействительной, сколько всего исков предъявлено и каковы результаты их рассмотрения.
7. В докладной необходимо отразить механизм взаимодействия органов налоговой службы с региональными отделами Центробанка России по вопросам обеспечения исполнения налогового законодательства; выяснить какие меры применяются к руководителям коммерческих банков, своевременно не исполняющих поручения на перечисление налоговых платежей в бюджет и использующих их в качестве кредитных ресурсов. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" платежные поручения предприятий на перечисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке. Абзац четвертый п. 2 ст. 855 ГК РФ, в соответствии с которым приоритетное значение перед списанием со счета клиента банка денежных средств в погашение недоимок по налоговым платежам приобрели перечисления денежных средств для расчетов по оплате труда, по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и т.д., признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (постановление № 21-п от 23.12.97).
8. Необходимо проверить, соблюдается ли налоговыми инспекторами порядок рассмотрения жалоб предприятий и иных налогоплательщиков, установленный Указом ПВС СССР от 12.04.68 № 2534-VII (в редакции Указов ПВС СССР от 04.03.80 № 1662-Х, от 02.02.88 № 8422-ХI).
9. Выяснить, проверяются ли в полном объеме правовые акты местных органов государственной власти на соответствие их федеральному налоговому законодательству; имеются ли случаи незаконного предоставления льгот и отсрочек по уплате основных видов налогов отдельным налогоплательщикам; какие меры принимались прокуратурой при выявлении нарушений.
10. Указать, какова роль вышестоящих налоговых органов. Когда проводилась проверка деятельности налоговой инспекции, выявились ли факты нарушения законности, привлекались ли работники налоговых инспекций к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
11. В докладной записке также необходимо отразить, как планируется и проводится работа по надзору за исполнением налогового законодательства, какое количество проверок и с привлечением каких специалистов проведено за исследуемый период прокуратурой. Сколько внесено актов прокурорского реагирования. Какие организационные трудности при этом имеют место.
Перечень нормативных актов:
1. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 21.05.93 № 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 № 9-ФЗ, от 21.07.97 № 121-ФЗ).
2. Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" (в редакции законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 02.07.92 № 3181-1, от 25.02.93 № 4549-1; Федеральных законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ).
3. Закон РФ "О Федеральных органах налоговой полиции" (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288, ФЗ от 17.12.95 № 200-ФЗ) (в редакции Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-п).
4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
5. Указ Президента РФ от 14.02.96 № 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взысканий на имущество организаций".
6. Совместные указания руководителя Госналогслужбы РФ (№ ПВ-6-10/422) и директора Федеральной службы налоговой полиции РФ (ВВ-1539) от 20.06.96 "Об обращении взыскания на имущество организаций".
7. Постановление Конституционного Суда РФ № 120-п от 17.12.96 по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 "О Федеральных органах налоговой полиции".
8. Порядок передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в Федеральные органы налоговой полиции, утвержденный приказом Госналогслужбы России и ФСНП России от 15.07.97 № АП-3-16 Н52/249.
9. Письмо Государственной налоговой службы РФ от 05.03.94 № ВГ-6-14/72 "Об отдельных вопросах применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства".
10. Письмо Государственной налоговой службы РФ от 25.06.92 № ИЛ-4-08/63 "О порядке обеспечения взыскания административных штрафов за нарушения налогового законодательства".
11. Постановление Конституционного Суда РФ № 21-п от 23.12.97 "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК РФ и ч. 6 ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" в связи с запросом ПВС РФ".

Отдел
по надзору
за исполнением законов
и законностью
правовых актов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru