Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 21.05.1998 № 180
"О РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ")

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.06.1998, № 115


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 25.02.2004 № 27.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 21 мая 1998 г. № 180

О РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В целях ускорения структурной перестройки экономики республики, повышения эффективности работы предприятий и иных коммерческих организаций в рыночных условиях, содействия становлению эффективного собственника постановляю:
1. Утвердить Концепцию реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми согласно приложению.
2. Министерству экономики Республики Коми совместно с Фондом "Антикризисный центр" разработать систему и планы переподготовки руководителей и специалистов предприятий и иных коммерческих организаций, включающие обучение основам реформирования предприятий, антикризисного управления и составления бизнес - планов, международным стандартам бухгалтерского учета.
3. Министерству экономики Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми:
при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1999 год предусмотреть средства на финансирование переподготовки кадров реструктуризируемых предприятий;
изыскать дополнительные источники финансирования переподготовки кадров реструктуризируемых предприятий;
с участием ЗАО "Инвестиционно - финансовая корпорация", Российского центра реструктуризации промышленности, Фонда "Антикризисный центр" обеспечить разработку и применение механизма привлечения инвестиционных ресурсов, направляемых на реформирование предприятий и иных коммерческих организаций;
осуществлять контроль за целевым использованием инвестиционных ресурсов, привлеченных на цели реформирования предприятий и иных коммерческих организаций.
4. Коми центру стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить координацию работы и оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по внедрению международных стандартов управления качеством продукции.
5. Министерству экономики Республики Коми осуществлять комплексное стимулирование реформирования предприятий и иных коммерческих организаций путем заключения трех, четырехсторонних договоров с предприятиями и иными коммерческими организациями, местными администрациями, инвесторами, предусматривающих условия и порядок предоставления финансовой поддержки реструктуризируемым предприятиям.
6. В целях усиления контроля за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества, относящегося к государственной собственности Республики Коми, закрепленного за республиканскими государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, республиканскими государственными учреждениями - на праве оперативного управления, а также в целях получения достоверной информации о финансово - хозяйственной деятельности хозяйственных товариществ и обществ, пакеты акций (доли) которых находятся в государственной собственности Республики Коми, проводить не реже 1 раза в год проверки аудиторами, отобранными на конкурсной основе Министерством Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации.
7. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации совместно с Министерством экономики Республики Коми в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего Указа разработать положение о порядке проведения конкурсов аудиторских организаций для проведения вневедомственных проверок указанных в пункте 6 настоящего Указа предприятий и иных коммерческих организаций.
8. Рекомендовать администрациям городов и районов ввести аудиторские проверки уполномоченными аудиторами использования и сохранности муниципального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, муниципальными учреждениями - на праве оперативного управления, муниципальных предприятий и предприятий, контрольный пакет акций которых находится в муниципальной собственности.
9. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации, администрациям городов и районов совместно с Государственным комитетом Республики Коми по статистике и Государственной налоговой инспекцией по Республике Коми до 1 сентября 1998 г. подготовить единый реестр государственной собственности Республики Коми, учитывающий имущество, относящееся к государственной собственности Республики Коми, закрепленное за республиканскими государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, республиканскими государственными учреждениями - на праве оперативного управления, пакеты акций (доли) государственной собственности Республики Коми в хозяйственных товариществах и обществах.
10. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации, Министерству труда и занятости населения Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми до 1 июня 1998 г. внести предложения по совершенствованию Положения о порядке представления интересов Республики Коми в акционерных обществах, товариществах и иных предприятиях смешанной формы собственности, акции (доли, пай) которых закреплены в государственной собственности Республики Коми.
11. Министерству экономики Республики Коми в двухмесячный срок со дня подписания настоящего Указа представить на утверждение Главе Республики Коми критерии расчета цены на оказание аудиторских услуг победивших в конкурсе аудиторских организаций.
12. Министерству экономики Республики Коми, Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации в трехмесячный срок со дня подписания настоящего Указа подготовить и представить на утверждение Главе Республики Коми проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Указа.
13. Рекомендовать главам администраций городов и районов разработать мероприятия по исполнению настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 21 мая 1998 г. № 180

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Настоящая концепция разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" и Указом Главы Республики Коми от 16 марта 1998 г. № 104 "Об основных направлениях экономической и социальной политики Правительства Республики Коми на 1998-1999 годы".
Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций (далее именуются - предприятия) в настоящей Концепции понимаются изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений.
В настоящей Концепции используется понятие "предприятие", под которым понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Основной предпосылкой для проведения реформы предприятий являются необходимость освоения новых, по сравнению с плановой экономикой, функций и самостоятельной разработки концепции развития предприятия, создание новой структуры предприятия.

1. Общая характеристика ситуации

Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были направлены, в основном, на проведение рыночной макроэкономической политики, создание нормативно - правовой базы, обеспечивающей проведение рыночных преобразований и рыночной инфраструктуры. В этой области к настоящему времени достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, создана рыночная нормативно - правовая база и соответствующая инфраструктура.
Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.
С достижением высокой степени либерализации экономики одним из основных препятствий на пути к экономическому росту и финансовой стабилизации становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
Привлеченные инвестиции пока не оказали значительного влияния на рост промышленного производства. Недостаточный уровень инвестиций обуславливается неготовностью, с одной стороны, получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь, из-за низкого качества управления, и, с другой стороны, - инвесторов вкладывать капиталы из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма выполнения обязательств, непрозрачность финансового состояния предприятия) и возможности более высокой доходности инвестиций на мировом рынке.
К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:
1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:
отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно - технических профессий;
неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.
2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими еще не отлажен.
3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.
Уставный капитал акционерных обществ, который является одним из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов.
4. Слабо развитый рынок земли также препятствует развитию рыночных механизмов. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса снижает его инвестиционную привлекательность.
5. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.
6. Высокие расходы на содержание объектов социально - культурного назначения и жилищно - коммунального хозяйства.
7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции предприятий республики.
8. Отсутствие достоверной информации о финансово - экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.
Подчиненность системы бухгалтерского учета налоговому законодательству приводит к искажению соотношений доходов и расходов предприятий, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает предприятия права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов. Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятий и определение контрагентами степени риска при заключении ими договоров.

2. Основные цели и задачи реформирования предприятий

Для устранения отмеченных негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечение эффективного развития предприятий как основного структурного образующего элемента экономической системы.
Изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до настоящего времени основным направлением реформы, должно быть в ближайшие годы дополнено стимулированием внутренних преобразований на предприятиях.
Содержание реформы предприятий составляет поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования.
Целью реформы предприятий являются улучшение управления, финансово - хозяйственное оздоровление, вывод их на новые рынки.
Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях экономического спада и платежного кризиса, недостаточного кадрового потенциала лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.
Органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, должны стимулировать реформирование предприятий с учетом текущего финансово - хозяйственного состояния каждого предприятия, его значимости для экономики Республики Коми и отдельных населенных пунктов.
Ресурсами реформирования предприятий могут быть:
финансовые;
средства налогового инвестиционного кредита;
средства предприятий;
средства инвесторов;
льготы по налогам, предоставленные предприятием в соответствии с действующим законодательством;
средства республиканского бюджета Республики Коми, специально предусмотренные на оказание инвестиционной поддержки реформируемым предприятиям и на переобучение кадров реформируемых предприятий;
реструктуризация задолженности в различные уровни бюджетов;
прием социальной сферы в муниципальную собственность;
иные:
досудебная санация предприятий по процедурам, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
возможность участия в федеральных программах и проектах;
привлечение средств иных внебюджетных российских и иностранных частных и государственных фондов;
антикризисное управление.
Приоритетными задачами реформы предприятий являются:
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
защита прав акционеров (для акционерных обществ);
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
совершенствование механизмов исполнения решений судов;
обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово - экономическом положении предприятий;
создание эффективного механизма управления на предприятиях.

3. Формы и методы государственной поддержки
реформирования предприятий

3.1. Государственная поддержка реформирования предприятий.
Под государственной поддержкой понимается: принятие на финансирование из средств местных бюджетов объектов социально - культурного назначения и жилищно - коммунального хозяйства; выделение государственных дотаций различных форм; налоговые льготы, предусмотренные действующим законодательством; установление госзаказа, реализация инвестиционных проектов под гарантии Правительства Республики Коми, разрешение погашения задолженности по налоговым платежам в республиканский бюджет товарным покрытием; помощь в привлечении инвестиций; оказание помощи иностранным инвесторам путем закрепления за ними ответственных работников исполнительных органов власти, которые возьмут на себя организацию взаимодействия инвестора (потенциального инвестора) с органами исполнительной власти.
Для реализации поэтапного, стимулируемого государством перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий необходимо:
3.1.1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:
ведение реестра акционеров независимым регистратором (для акционерных обществ);
оформление права собственности на землю, занимаемую имущественным комплексом предприятия;
наличие на предприятии бизнес - планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
снижение неденежных форм расчетов (не менее, чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом), вплоть до полного отказа от бартера;
отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
начиная с 2000 года:
переход на международные стандарты бухгалтерского учета;
переход на уплату НДС и акцизов по мере отгрузки;
переход на международные стандарты управления качеством выпускаемой продукции (услуг).
3.1.2. Создать условия для реформирования предприятий, имея в виду:
разработку комплекса мер по стимулированию предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований;
стимулирование увеличения размера уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов;
оказание помощи руководителям в повышении уровня образования и адаптации в новых экономических условиях;
повышение ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за финансово - хозяйственные результаты его деятельности;
обеспечение введения эффективной лицензионной системы;
создание условий для развития сети консалтинговых фирм.
3.1.3. Способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной привлекательности предприятий на основе разработки и принятия мер, предусматривающих:
принятие в ведение органами местного самоуправления объектов социально - культурного и жилищно - коммунального хозяйства, находящихся на балансах предприятий;
обеспечение реализации права предприятий на приобретение в собственность земельных участков, на которых они размещены, что позволит повысить ликвидность активов предприятий и развивать ипотечное кредитование;
переход на рыночную оценку активов предприятий, что позволит формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;
ужесточение санкций к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активное применение механизма банкротства.
3.1.4. Постепенный переход на международную систему ведения бухгалтерского учета.
3.1.5. Введение общего аудита уполномоченными аудиторами на реформируемых предприятиях.
Одним из условий реформы предприятий является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности.
3.2. Составление системы кадастров для создания предпосылок привлечения инвестиций в экономику: земельного, водного, лесного, экологического.

4. Методы реструктуризации предприятий и иных
коммерческих организаций

Методы реструктуризации отдельных предприятий и иных коммерческих организаций определяются на основе исследования их финансово - хозяйственной деятельности, в том числе консалтинговой фирмой, и могут включать в себя:
оптимизацию организационной структуры предприятия;
диверсификацию производства или выпускаемой продукции;
обучение или переподготовку персонала;
сертификацию систем качества предприятий;
реализацию другим хозяйствующим субъектам в установленном порядке неэффективно используемых производственных мощностей;
внедрение систем маркетинга и финансового менеджмента;
вторичную эмиссию акций.

5. Особенности государственного регулирования
реформирования хозяйствующих субъектов
различных организационно - правовых форм

Несмотря на единство целей и задач, принципов и направлений реформирования предприятий, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно - правовой формы коммерческих организаций.
Непосредственное регулирующее воздействие будет продолжать осуществляться только по отношению к государственным предприятиям, находящимся в государственной собственности Республики Коми. К остальным будет применяться опосредованное воздействие через стимулирование реформирования.
Будет продолжена политика сокращения применения права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной собственности Республики Коми.
Возможное увеличение государственной собственности Республики Коми за счет реструктуризации задолженности предприятий в республиканский бюджет Республики Коми, должно быть временным.
Основное направление повышения эффективности взаимоотношений государства и руководителя государственного унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений.
Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово - экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и соответственно, республике.
В акционерных обществах, в уставном капитале которых имеется доля государства, наряду с общими мерами необходимы меры по существенному обновлению и усовершенствованию механизмов доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями и представления интересов государства в органах управления акционерных обществ.
Право доверительного управления находящимися в государственной собственности акциями должно передаваться исключительно на конкурсной основе. Доверительный управляющий такими акциями получает права акционера (за исключением прав продажи, залога и некоторых других) и реализует цели, определенные в соответствующем договоре (прежде всего - погашение долгов акционерного общества, повышение котировок акций, реструктуризация предприятия).
Представление интересов государства в органах управления акционерных обществ физическим лицом (за вознаграждение), получившим это право по конкурсу, должно осуществляться на основе установления юридической ответственности указанного лица за действия, совершаемые им в качестве представителя государства. При этом необходимо принять меры по недопущению случаев представления интересов государства в органах управления акционерного общества лицами, состоящими с ним в трудовых отношениях.
Совершенствование управления и распоряжения находящимися в государственной собственности акциями (помимо принятия мер по усилению ответственности представителей государства, повышению эффективности их деятельности и развитию таких форм управления акциями, как доверительное управление с привлечением наемного менеджера) должно предусматривать оптимизацию количества акционерных обществ, в уставном капитале которых есть доля государства, обеспечивающую возможность эффективного управления ими в условиях отказа от отраслевого принципа управления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru