Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Министерства образования и высшей школы РК от 13.05.1998 № 05-12
"О ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (УСТНО) И ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ XI (XII) КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПИСЬМО
от 13 мая 1998 г. № 05-12

О ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (УСТНО) И ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ
ВЫПУСКНИКОВ XI (XII) КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Согласно Положению об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации (см. Приказ МО РФ № 88 от 24.02.1995) государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов предусматривает помимо обязательных письменных экзаменов три экзамена по выбору выпускников из предметов, изучавшихся в X, XI и XII классах.
Выпускник, избравший аттестацию по литературе по билетам, отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, и выполняет предложенные практические задания.
На итоговой аттестации проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных учебных программ по литературе, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.
В соответствии с современными требованиями к устному экзамену по билетам вопрос о нормировании процедуры оценки достижений выпускников по литературе на итоговой аттестации включает
- структуру билетов (заданий),
- требования к знаниям и умениям выпускников,
- критерии оценки знаний, умений и навыков выпускников,
- примерные варианты ответов на вопросы и практические задания (рекомендательно).

О структуре билетов (заданий)

В настоящее время общеобразовательные учреждения для проведения государственной (итоговой) аттестации по литературе могут использовать примерные экзаменационные билеты, рекомендованные Управлением общего среднего образования МО РФ (см. "Вестник образования", 1998, № 2), имеют право внести в них изменения, дополнения, региональный компонент, учитывающие профиль школы, класса, или разработать самостоятельно свой собственный аттестационный материал, порядок экспертизы и утверждения которого устанавливает орган местного самоуправления.
Структура билетов базового варианта (для общеобразовательных классов) предусматривает два вопроса: первый связан с произведениями русской литературы XIX века и более раннего времени, второй - русской литературы XX века (и зарубежной - другой вариант). Включается чтение наизусть. В повышенном (углубленном) варианте билеты составлены аналогично билетам базового. Дополнением является разбор художественного произведения (фрагмента из него), предложенного учителем, или по выбору учащегося.
В современных условиях многообразия профильных школ и классов, свободы выбора учебных программ по литературе все чаще учителями-словесниками общеобразовательных учреждений республики разрабатываются свои варианты экзаменационных материалов.
Разработчикам экзаменационных билетов "на местах", экспертам, членам экзаменационных комиссий обязательно следует иметь в виду следующее:
а) содержание вопросов и заданий должно отражать полный объем и учебные элементы в строгом соответствии с учебной программой, усвоение которой предусмотрено за контрольный период;
б) включать (на период до утверждения Государственных образовательных стандартов) обязательное инвариантное содержательное ядро - авторов русской классики XIX и XX веков, отдельных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русской литературы последних трех десятилетий, историко- и теоретико-литературных понятий, круга навыков и умений учащихся, рекомендованных письмом МО РФ № 563/11 от 07.06.94 "О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях".
Экзаменационные билеты по русской литературе, предназначающиеся для выпускников школ, работающих по единой национальной учебной программе, должны включать вопросы и задания, связанные с произведениями русской литературы XIX - XX веков, наиболее выдающимися произведениями зарубежной литературы, а также региональный компонент, но только там, где велись соответствующие курсы, чтобы, говоря о жизни и творчестве русских писателей, выпускник показал связь их творчества с развитием коми литературы.
Не рекомендуется для итоговой аттестации включать непрограммные (факультативные) произведения. Недопустимо ставить экзаменующихся в положение профессиональных литературоведов, критиков, так как охарактеризовать или проанализировать хорошо неизученное и усвоенное литературное произведение или даже фрагмент из него под силу лишь немногим учащимся.
Практическая же часть экзаменационных билетов может включать, например, такие виды заданий:
- сравнительную характеристику героев (для базового уровня герои берутся только из одного литературного произведения);
- анализ определенного эпизода или фрагмента художественного произведения;
- анализ небольшого поэтического произведения;
- анализ портретной характеристики;
- анализ монолога;
- анализ стихотворения с точки зрения особенности его поэтики;
- рецензию на небольшое художественное или критическое произведение;
- анализ авторской позиции в произведении;
- анализ оценок одного художественного произведения разными литературными критиками;
- оценку предложенного или самостоятельно прочитанного произведения и т.д.
Примечание. Анализ литературного произведения или фрагмента из него - это осмысление учащимся "чужого", а оценка - это создание "своего".

В практике учителей-словесников имеет место, и вполне допустимо, дополнение билетов по литературе самостоятельными вопросами-заданиями, проверяющими уровень речевого и читательского развития выпускника, например:
1. Пересказать один из эпизодов романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
2. Изложить кратко сюжет "Слова о полку Игореве", используя цитаты (или предложенные, или выученные наизусть, или подобранные из текста самим экзаменующимся при подготовке ответа).
3. Дать устную рецензию на самостоятельно прочитанную книгу.
4. Дать краткую характеристику одному из героев литературного произведения.
5. Пересказать (кратко пересказать) с использованием цитат, выученных наизусть, сюжет повести (рассказа, сказки, ...) или понравившийся эпизод из литературного произведения.
6. Пересказать и кратко прокомментировать один из рассказов А.П.Чехова (И.А.Бунина, А.И.Куприна, ...) (по выбору выпускника).
7. Дать краткую характеристику творчества одного из поэтов (по выбору выпускника).
8. Составить план... и т.д.

Об основных требованиях к знаниям выпускников

Объективность проверки и оценки достижений выпускников предполагает соответствие проверочных заданий планируемым целям, в данном случае - требованиям к обязательным результатам обучения по литературе.
При анализе экзаменационных материалов по литературе в части, определяющей обязательные требования к знаниям и умениям выпускников по предмету, выявляется часто явная перегруженность этих требований специальными знаниями, нереальность их полного усвоения обучающимися и в итоге невозможность объективной оценки учебных достижений выпускника на экзамене. Иногда выделяется материал, вообще не поддающийся контролю, или проверка которого связана с многословными описаниями, высказыванием оценочных суждений, громоздкими планами, анализом. Не учитывается и то, что выпускнику на экзамене для ответа на предложенные вопросы-задания традиционно отводится 15 - 20 минут (и в вузе также).
Учитель литературы или методист при подготовке экзаменационного материала разрабатывает требования к знаниям и умениям выпускников XI (XII) классов, исходя из следующих основных положений: требования к знаниям и умениям должны быть
1) едиными для всех выпускников класса (школы);
2) реально возможными для усвоения;
3) должны задавать уровень владения теоретическими понятиями и позволяющий грамотно анализировать художественное литературное произведение;
4) должны соответствовать этапу обучения и вместе с тем не быть жестко привязанными к конкретному классу;
5) описаны в терминах знаний, умений и навыков;
6) обязательно учитывать особенности предмета литературы.
При подготовке ответов на вопросы-задания билетов и самом ответе экзаменующиеся могут использовать знания и умения, полученные за весь курс обучения литературе в школе, начиная с пятого класса, а также воспользоваться художественными текстами (без критических статей) для уточнения каких-либо деталей или иллюстрации, различными примерными планами анализа поэтического и эпизода прозаического произведения, памятками, словарями, учебной программой по литературе и т.д. (см. приложение), если это предусмотрено процедурой аттестации в данном общеобразовательном учреждении.
В ответе выпускника должны участвовать критики и ученые-литературоведы как современники писателя, так и наши современники. Экзаменующийся должен уметь выразить и свои впечатления, высказать свою точку зрения на прочитанное, но это вовсе не означает обязательно защищать свою точку зрения, отличающуюся от всех других: ведь ученик опирается на художественный текст, который заключает в себе определенный смысл, авторскую оценку изображаемого.
Об основных принципах изложения материала при ответе на устном экзамене по литературе (рекомендации экзаменующемуся) см. в приложении.

О критериях оценки учебных достижений выпускников

Основное назначение системы оценок - выявить овладение или неовладение выпускниками знаниями и умениями по литературе.
На сегодняшний день нет единого нормативного документа о нормах и критериях оценки учебных достижений учащихся по литературе, и эта проблема для учителей общеобразовательных учреждений является узловой. Отсутствие же четких критериев оценки знаний, умений и навыков выпускников, как правило, не исключает субъективизма в оценочной деятельности учителей и членов экзаменационных комиссий, позволяет неоднозначно судить о выполнении требований к знаниям учащихся.
Поэтому разработка системы оценок "на местах" требует от всех участников учебного процесса (учителей-словесников, методистов, членов аттестационных комиссий) большой творческой самостоятельности и педагогической ответственности.
В целях обеспечения достоверности и объективности оценки учебных достижений выпускников XI (XII) классов по литературе критерии оценки разрабатываются
во-первых, в соответствии с учебной программой, по которой велось обучение,
во-вторых, на основании четко сформулированного содержания обязательных требований к знаниям и умениям выпускников класса (школы),
в-третьих, с учетом примерных критериев, разработанных Министерством общего и профессионального образования РФ в процессе формирования базового компонента содержания литературного образования, которые включают
- начитанность в области художественной литературы: освоение круга чтения, определенного программой, разносторонность чтения;
- глубину освоения литературных произведений: широта охвата различных сторон содержания и формы, обоснованность и самостоятельность суждений, личностный характер восприятия;
- достаточный уровень овладения знаниями о литературе, в том числе необходимыми историко-литературными и этико-философскими сведениями: понимание сущности литературоведческих понятий, умение применять их при истолковании художественных произведений;
- сформированность речевых умений и навыков, связанных с изучением литературы: овладение основными видами связного устного и письменного высказывания о литературе в его диалогической и монологической форме;
- приобретение необходимых библиографических навыков, умение пользоваться справочным материалом книги, словарями и справочниками.
В каждом варианте билетов (базовом, повышенном) эти критерии реализуются по-разному.
Система критериев оценки знаний, умений и навыков по литературе в общеобразовательном учреждении может быть единой (общей) как для базового, так и для повышенного варианта литературного образования, но должна быть вполне корректной, оценивающей в первую очередь прогресс выпускника в усвоении знаний, а не фиксирующей убывание или незнание, а также последовательно и гибко учитывающей специфику предмета, его особую природу, его преимущественную обращенность к эмоционально-образному восприятию, к тонкой сфере переживаний, настроений.
Ответ выпускника на первый вопрос оценивается, как правило, за более или менее целостные знания и представления, связанные
- с изученными разделами истории отечественной и наиболее выдающимися произведениями зарубежной литературы,
- с биографией писателя,
- с судьбой литературно-художественных произведений,
- с литературно-критическим восприятием произведений,
- с соответствующими теоретическими определениями и понятиями, без которых трудно ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении и без которых невозможен разговор о художественном произведении.
Оценка читательского развития связана с осмыслением и осознанием экзаменующимся авторского (писательского) отношения к изображаемому в литературном произведении.
На высшем ("отличном") уровне читательского развития экзаменующийся сопоставляет изображение жизни, данное писателем в произведении, со своим представлением о ней, причем позиция автора, его оценки интересуют выпускника.
На среднем ("хорошем") уровне экзаменующийся ищет в произведении соответствие своим нравственным оценкам и исканиям, автор произведения воспринимается как пассивный регистратор событий и поведения героев, его оценка мало интересует выпускника.
На низшем уровне экзаменующийся показывает лишь событийный план произведения, автор же произведения для него практически не существует. Выпускником оценивается не само произведение, а только изображаемая в нем действительность.
Не следует поощрять одобрением и высокой оценкой как теоретические знания, так и практические умения, культивирующие верхоглядство, краснобайство, спекулятивно-схоластические словопрения по разным литературным темам и окололитературным поводам, или одностороннее сосредоточение на художественно-творческих заданиях без иллюстрации текстом, сопоставления разных произведений, различных точек зрения, где это необходимо, без привлечения необходимых историко- и теоретико-литературных знаний. Ни в коем случае экзамен по литературе не должен превращаться в легковесно-формальную аттестацию.
В классах с углубленным изучением литературы экзамен - это показатель отличного и хорошего, но непосредственного понимания литературного произведения, творческого проникновения в словесно-образную ткань, в поэтическую материю текста, а система оценок призвана обнаружить у выпускника предельно возможную для него "высоту планки" уровня знаний, пониманий, связанных с углублением в соответствующие темы, разделы и т.д.
Традиционную пятибалльную оценочную шкалу в общеобразовательных учреждениях предполагается сохранить.
При оценке вопросов-заданий по литературе рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка "5" ставится, если экзаменующийся выполнил все задания верно (100% правильных ответов),
отметка "4" ставится, если экзаменующийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий (75% правильных ответов),
отметка "3" ставится, если экзаменующийся выполнил верно не менее половины заданий (50% правильных ответов).
В соответствии со всеми вышеизложенными требованиями к устному экзамену и основными критериями оценки знаний и умений выпускников по литературе
отметкой "5" может оцениваться ответ экзаменующего
- за соответствие ответа формулировке вопроса (задания);
- за содержательность, глубину и полноту ответа, достоверность излагаемого материала, хорошее знание и понимание текста изученного литературного произведения;
- за умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова; знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы;
- за умение анализировать содержание и форму художественных произведений;
- за умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- за умение объяснить роль изобразительно-выразительных средств художественной речи в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- за умение пользоваться теоретико-литературными знаниями при анализе художественного произведения (фрагмента);
- за аргументированный, логичный и композиционно стройный ответ;
- за достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень;
- за грамотную, богатую, точную и выразительную речь.
Оценка ответов на вопросы и практических заданий экзаменующихся может выражаться и определенной суммой баллов.
Если результат оценки каждого выполненного задания членами экзаменационной комиссии будет выражаться баллами, то необходимо разработать шкалу перевода баллов в традиционную школьную отметку (см. ниже приведенную примерную схему).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТНЫХ ОТВЕТОВ
ВЫПУСКНИКОВ XI (XII) КЛАССОВ НА ЭКЗАМЕНЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ (В БАЛЛАХ)

Схема составлена с ориентиром на общепринятые подходы к знаниям и умениям учащихся.

На устном экзамене по литературе члены аттестационной комиссии результаты оценки знаний и умений экзаменующихся заносят в таблицу, которая имеет следующие графы:
1. № п/п.
2. Фамилия, имя, отчество экзаменующегося выпускника.
3. Предварительная отметка.
4. № билета.
5. Дополнительные вопросы.
6. Знания фактического материала о жизни и творчестве писателей:
а) XIX века,
б) XX века.
7. Знание содержания литературных произведений.
8. Читательский кругозор, свобода выбора литературного материала.
9. Чтение наизусть и речевое развитие.
10. Знание произведений литературной критики.
11. Понимание идейно-эстетической позиции автора художественного произведения, литературной критики.
12. Владение литературной терминологией.
13. Оперирование литературным материалом фактического характера.
14. Оперирование материалом теоретического характера.
15. Владение аналитическими умениями:
- выделить главную мысль,
- отобрать существенные факты,
- сравнить произведения, героев, события, ...
- выявить авторскую позицию,
- сделать выводы и обобщения и др.
16. Самостоятельность оценок и суждений.
17. Речевая культура, выразительность чтения и др.
Оценка дается как за отдельно взятое удачное, развернутое или краткое суждение, высказывание или другой вид самостоятельно выполненного задания, так и за совокупность ответов по теме или разделу, предусмотренным билетом, а также за дополнительные вопросы-задания.
Баллы выставляются в графах 5 - 17:
2 балла - проявлены полные, качественные знания, умения и навыки;
1 балл - знания, умения и навыки проявлены не в полной мере;
0 баллов - знания, умения и навыки отсутствуют.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменующийся, - 28 (графа 6 состоит из двух разделов).
Количество баллов, полученное учениками разных уровней обучения литературе, может отличаться: для базового уровня высший показатель, например, может быть 22 балла, то для повышенного - 28.
В соответствии с разработанной, рассмотренной и утвержденной на методическом совете шкалой оценки знаний и умений выпускников XI (XII) классов, на основании общего количества баллов, выставленных экзаменующемуся, выносится педагогическое суждение о достижении выпускником уровня обученности по литературе и выставляется соответствующая отметка:

для повышенного для базового
"5" - за 28 - 27 баллов, "5" - 22 - 21 балл,
"4" - за 26 - 21 балл, "4" - 20 - 16 баллов,
"3" - за 25 - 17 баллов; "3" - 15 - 13 баллов.
Примечание.
Подобные схемы могут служить также для аналитического осмысления сильных и слабых сторон подготовки выпускников по литературе и сопоставления работы разных школ, учителей.

Примерные варианты ответов на вопросы и практические задания экзаменационных билетов по (рекомендательно).
Объективность оценки учебных достижений выпускников невозможна, если не будет обеспечена однозначность проверки знаний и умений выпускников любым проверяющим членом аттестационной комиссии.
Учитель-словесник может предложить (но необязательно) членам экзаменационной комиссии при прослушивании и обсуждении ответа выпускника примерные варианты ответов на вопросы и практические задания билетов, подготовленные им в соответствии с содержанием учебной программы по литературе, по которой велось обучение.
Ответы должны быть сформулированы в соответствии с современными научными знаниями по литературе и могут предусматривать как различные допустимые толкования экзаменующимся содержания вопроса или практического задания, так и вариативность словесного выражения. Все несущественные характеристики исключаются.
Если вопрос нацелен на проверку знания и понимания текста художественного произведения, дается краткий ответ информационного характера даты, факты биографий писателей, названия произведений, историко-литературный комментарий. Задания, ориентированные на аналитическое сопоставление литературных фактов, исследование поэтического строя произведения, сопровождаются подробным обоснованием способа их выполнения.
В ответах к билетам повышенного уровня обращается внимание на те аспекты художественного произведения, которые в максимальной степени отражают творческую индивидуальность писателя (особенности художественной манеры, язык, ритмика и т.д.), на рассмотрение внутрилитературных связей изученных произведений (литературные аллюзии, реминисценции, автоцитаты, сходные композиционные приемы) и т.д.
Примечание.
Такие ответы и комментарии к вопросам и практическим заданиям по литературе, содержащие конкретную информацию по каждому вопросу-заданию, могут служить "матрицей", по которой в дальнейшем (или при поступлении в вуз) учащиеся сумеют самостоятельно подготовить ответ на требуемый вопрос.

Министр
Н.САДОВСКИЙ





Приложение

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПРИ ОТВЕТЕ
НА УСТНОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(рекомендации экзаменующемуся):

- от общего к частному;
- от главного к второстепенному;
- выводы делаем самостоятельно;
- стараемся предугадать, о чем могут спросить дополнительно;
- не акцентируем внимание на том, что знаем недостаточно хорошо;
- планируем больше, чем можем рассказать;
- начиная отвечать, характеризуем планируемый ответ в целом.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Исторические, общественно-политические и события личной жизни поэта, повлиявшие на создание данного произведения.
2. Настроение, возникшее после прочтения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Тема.
5. Основная идея (мысль) произведения.
6. Художественное своеобразие (ритм, рифма, композиция, изобразительно-выразительные средства художественной речи).
7. Отражение основных черт творчества поэта в данном произведении (тема, идея, мотивы, образы).
8. Место, которое занимает это произведение в творчестве поэта.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ НЕГО

1. Словесный портрет поэта.
2. Характеристика его сборника (сборников).
3. Стихотворение - эталон. Критерии определения такого стихотворения - эталона.
4. Обоснование выбора стихотворения (стихотворений) для анализа и анализ его.
5. Общая оценка творчества поэта и его место в русской поэзии.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА (СЦЕНЫ) ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Границы эпизода (временные, пространственные, композиционные).
2. Роль эпизода для понимания героя или явления (события), авторской идеи, особенности стиля.
3. Персонажи, несущие основную смысловую нагрузку.
4. Смена настроение, чувств героев, авторская мотивировка их поступков.
5. Средства художественного изображения, используемые автором для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж, портрет, описание, авторская характеристика, диалог).
6. Изобразительно-выразительные средства художественной речи.
7. Сопоставление данного эпизода с другим, имеющим отношение к рассматриваемому эпизоду (при необходимости и возможности).
8. Роль эпизода в произведении.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПЛАНА АНАЛИЗА ПЬЕСЫ

1. Ознакомление с личностью и мировоззрением драматурга.
2. Авторский замысел и история создания пьесы.
3. Основная мысль (идея) драматического произведения.
4. Особенности конфликта.
5. Система образов и их роль в конфликте.
6. Диалог как средство характеристики персонажей и средство развития действия.
7. Значение пьесы в жизни общества (литературной, общественно-политической).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН "ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ В ОЦЕНКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА"

1. Общественно-эстетическая позиция критика (его взгляды и критерии), с которой он подходил к анализируемым произведениям.
2. Общая оценка критиком творчества писателя и определение его места в литературном процессе.
3. Характеристика главных образов, сравнения (литературно-исторические параллели).
4. Мое отношение к позиции критика.

ПРИМЕРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОТВЕТА С ОЦЕНКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Что предшествовало вашему первому впечатлению от прочитанного?
2. Ваше самое общее первое впечатление от прочитанного произведения.
3. Чем вы можете обосновать эту оценку?
4. Не менялась ли эта оценка при повторном просмотре и анализе произведения? Если да, то чем это было вызвано?
5. Каков ваш окончательный вывод о произведении? (сопоставьте прочитанное с другими известными вам произведениями этого автора, этого жанра, на эту тему или проблему и т.д.).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru