УКАЗ Главы РК от 16.02.1998 № 78
"О ПРОГРАММЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1998-1999 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 21.04.1998, № 76
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 27.05.1998, № 5, ст. 881
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 13.09.2001 № 379.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 16 февраля 1998 г. № 78
О ПРОГРАММЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
В целях качественного регулирования процессов на рынке труда, смягчения негативных последствий безработицы, определения приоритетов политики занятости населения и выявления общей стратегии деятельности службы занятости Республики Коми на 1998 - 1999 годы постановляю:
1. Утвердить Программу занятости населения Республики Коми на 1998-1999 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству труда и занятости населения Республики Коми скоординировать усилия отраслевых министерств и ведомств, глав администраций городов и районов, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности на решение задач сокращения числа незанятого населения, уменьшения масштабов скрытой безработицы, повышения качества рабочей силы, расширения возможности гарантированного трудоустройства и временной занятости безработных граждан.
3. Министерству труда и занятости населения Республики Коми в декабре 1998 г. на основании данных министерств, ведомств, администраций городов и районов провести корректировку основных показателей Программы и Региональной схемы создания и сохранения рабочих мест на 1999 год, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 13 октября 1997 г. № 285, и представить на утверждение Главе Республики Коми.
4. Контроль за выполнением соответствующих программ городов и районов республики на 1998-1999 годы возложить на Министерство труда и занятости населения Республики Коми и глав администраций городов и районов.
5. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Коми от 19 января 1996 г. № 15 "О Программе занятости населения Республики Коми на 1996-1997 годы".
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми, министра экономики Республики Коми Каракчиева А.А.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 16 февраля 1998 г. № 78
ПРОГРАММА
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
Наименование - Программа занятости населения Республики
Программы Коми на 1998-1999 годы с подпрограммами
"Создание дополнительных рабочих мест",
"Развитие самозанятости и
предпринимательской деятельности",
"Организация общественных работ",
"Организация временной занятости
несовершеннолетних граждан",
"Квотирование рабочих мест для
трудоустройства слабозащищенных групп
населения"
Основание для - Указ Главы Республики Коми от 7 июля
разработки 1997 г. № 189 "Об утверждении Плана
действий в области реформирования
социальной сферы Республики Коми на
период 1997-2000 годов", Закон Российской
Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации"
Государственный - Министерство труда и социального развития
заказчик Российской Федерации
Исполнитель и - Министерство труда и занятости населения
соисполнители Республики Коми, Министерство экономики
Республики Коми, министерства и ведомства
Республики Коми, администрации городов и
районов Республики Коми
Целевые - Создание условий для быстрейшего
показатели трудоустройства безработных граждан
Сдерживание роста численности безработных
через осуществление активной политики
занятости путем:
повышения качества и
конкурентоспособности рабочей силы;
подготовки персонала на производстве;
увеличения масштабов общественных работ;
развития самозанятости и
предпринимательской инициативы
безработных;
организации временной занятости
несовершеннолетних граждан
Оказание адресной помощи слабозащищенным
категориям населения
Ожидаемые - Реализация мероприятий Программы
результаты позволит:
сдержать рост безработицы в 1998 году на
уровне 7,0 процентов от экономически
активного населения, в 1999 году - 7,3
процента;
трудоустроить на постоянную и временную
работу 72217 человек;
направить на профобучение и повышение
квалификации 3436 человек;
создать 1297 дополнительных рабочих
мест;
вовлечь в самозанятость и
предпринимательство 782 человека;
организовать общественные работы для
12265 человек и временные работы для
20480 подростков;
обеспечить квотирование 2651 рабочего
места для трудоустройства слабозащищенных
категорий граждан;
способствовать опережающей подготовке
кадров на производстве - 71500 человек;
трудоустроить через "Молодежную
практику" 229 выпускников учебных
заведений;
оказать профориентационные услуги и
психологическую поддержку 34 тыс. человек
Источники и - Для реализации Программы планируется
объемы привлечение средств:
финансирования федерального бюджета - 10,6 млн. рублей;
местных бюджетов - 3,4 млн. рублей;
работодателей -177,4 млн. рублей;
инвестиций - 51,6 млн. рублей;
Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации -
420,3 млн. рублей.
Средства республиканского бюджета
Республики Коми составят 13 млн. рублей
Контроль - Контроль за реализацией Программы
осуществляют Министерство труда и
социального развития Российской
Федерации, Министерство труда и занятости
населения Республики Коми
Введение
Программа занятости населения Республики Коми на 1998-1999 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Главы Республики Коми от 7 июля 1997 г. № 189 "Об утверждении Плана действий в области реформирования социальной сферы Республики Коми на период 1997-2000 годов", в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Региональной схемой создания и сохранения рабочих мест в Республике Коми на 1997-2000 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 13 октября 1997 г. № 285, с учетом прогноза социально - экономического и демографического развития Республики Коми до 2000 года. Программа подготовлена рабочей группой, образованной распоряжением Главы Республики Коми от 11 августа 1997 г. № 741-р, совместно с Министерством экономики Республики Коми, министерствами и ведомствами Республики Коми, администрациями городов и районов республики.
Основная цель Программы - обеспечить сохранение относительно стабильной занятости граждан, проживающих на территории республики, сдерживание роста открытой безработицы, обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Главная задача Программы заключается в комплексном регулировании ситуации на рынке труда через проведение активной политики занятости, направленной на сдерживание уровня безработицы в экономически и социально допустимых границах.
Инструментом реализации Программы являются разработанные во всех городах и районах республики соответствующие программы, содержащие пути решения проблем занятости с учетом местных условий и особенностей.
Настоящая программа обеспечивает преемственность Программы занятости населения Республики Коми на 1996-1997 годы в части продолжения реализации основных целей и главных направлений республиканской политики занятости населения.
Раздел I
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В 1998-1999 ГОДАХ
1. Влияние демографических факторов на рынок труда
Демографические процессы, протекавшие в республике в 1997 году, оказали смягчающее влияние на ситуацию регионального рынка труда.
С января по октябрь общая численность населения сократилась на 9,7 тыс. человек и составила 1163,9 тыс. человек. Изменение численности жителей республики произошло за счет миграционного оттока и его естественной убыли. В г. Сыктывкаре, Сыктывдинском и Удорском районах наличное население увеличилось.
Основными демографическими факторами спроса на рабочие места на локальных рынках труда выступают численность и структура трудовых ресурсов.
В 1996 году численность трудовых ресурсов составила 739,2 тыс. человек, в 1997 году - 731 тыс. человек. Наиболее значительное сокращение трудовых ресурсов произошло в городах Воркуте, Инте, Усинске и Троицко - Печорском районе. Рост трудовых ресурсов зафиксирован в Удорском, Сысольском, Прилузском, Ижемском и Усть - Цилемском районах, в городах Сосногорске, Сыктывкаре и Вуктыле.
В половине районов республики в составе трудовых ресурсов увеличилась численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за счет роста численности лиц, вступающих в трудоспособный возраст.
В 1998-1999 годах перечисленные демографические тенденции сохранят свое влияние на рынок труда. По прогнозам Госкомстата Республики Коми к началу 2000 года численность населения сократится за счет естественной убыли и миграционного оттока и составит 1142 тыс. человек. Снизится численность трудовых ресурсов в 1998 году до 726,3 тыс. чел. и в 1999 году - до 725 тыс. человек.
При общем сокращении трудоспособного населения в трудоспособном возрасте численность лиц, вступающих в трудоспособный возраст, будет расти. Относительно 1997 года прогнозируется увеличение притока молодежи на региональный рынок труда на 18-20 процентов.
Как смягчающий фактор выступает рост (до 23 тыс. чел.) численности женщин, находящихся в декретных отпусках и отпусках по уходу за ребенком и не претендующих на занятость в отраслях экономики.
Таким образом, дальнейшее развитие демографических процессов в республике в предстоящие два года не будет обострять ситуацию на рынке труда и в сфере занятости.
Таблица 1
БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
(численность в среднегодовом исчислении в тыс. человек)
------------------------------------------T---------T------------¬
¦ Показатели ¦1998 год ¦ 1999 год ¦
¦ ¦(прогноз)¦ (прогноз) ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Численность населения - всего ¦ 1160,8 ¦ 1152,7 ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Трудовые ресурсы - всего ¦ 726,3 ¦ 725,0 ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Трудоспособное население в трудоспособном¦ 695,8 ¦ 694,0 ¦
¦возрасте - всего ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Лица старше трудоспособного возраста и¦ 30,5 ¦ 30,9 ¦
¦подростки, занятые в экономике ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Численность занятых в экономике - всего ¦ 494,5 ¦ 490,0 ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Учащиеся в трудоспособном возрасте,¦ 34,8 ¦ 35,0 ¦
¦обучающиеся с отрывом от производства ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦Трудоспособное население в трудоспособном¦ 197,0 ¦ 200,0 ¦
¦возрасте, занятое в личном подсобном и¦ ¦ ¦
¦домашнем хозяйстве, и др. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------+------------+
¦лица в трудоспособном возрасте, не¦ 105,6 ¦ 92,0 ¦
¦занятые в экономике ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------+---------+-------------
2. Характеристика проблемной ситуации в сфере занятости и ее влияние на рынок труда
Для сферы занятости в 1997 году были характерны следующие тенденции и проблемы:
сокращение численности занятых. За период с 1991 по 1996 год численность занятых в экономике сократилась на 145 тыс. человек, уровень занятости снизился с 84 процентов в 1991 году до 68 процентов в 1996 году. В 1997 году процесс сокращения занятости населения усилился, на 1 декабря численность занятого населения составила 499 тыс. человек;
рост масштабов высвобождения рабочей силы с предприятий. В 1997 году заметно активизировались процессы высвобождения рабочей силы. Удельный вес сокращенных работников в общей численности уволенных по всем причинам составил 15,3 процента при 9,2 процента в соответствующем периоде прошлого года. Численность обратившихся в службу занятости сокращенных работников возросла на 45 процентов и составила 14485 человек. В структуре высвобожденных преобладают работники угольной, лесозаготовительной, пищевой промышленности, организаций строительства, транспорта и торговли. Наиболее значительное сокращение отмечалось в городах Ухте, Усинске, Сосногорске, Вуктыле, Усть - Куломском и Усть - Вымском районах;
замедление темпов перелива рабочей силы внутри отраслей экономики, между отраслями производственной и непроизводственной сфер, предприятиями различных форм собственности. За 9 месяцев 1997 года доля работающих в отраслях непроизводственной сферы возросла на 1-процентный пункт и составила 38 процентов. Заметное снижение численности работающих наблюдалось в строительстве, торговле, общественном питании, геологии и разведке недр. Соотношение численности занятых на предприятиях государственной и негосударственной форм собственности в 1997 году составило соответственно 54 и 46 процентов (для сравнения - в 1993 году соответственно - 62 и 38 процентов);
рост дефицита рабочих мест. На 1 октября 1997 г. число действующих рабочих мест в республике составило 464,2 тысячи, из них 448,6 тысячи экономических рабочих мест обеспечивают полную и постоянно оплачиваемую занятость. Дефицит рабочих мест в целом по республике увеличился до 15 процентов от необходимого количества для обеспечения полной занятости экономически активного населения;
увеличение объемов неполной занятости населения. К концу сентября 1997 г. 12,4 тыс. работников (3,0 процента среднесписочной численности) крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени. За 9 месяцев текущего года 17,1 тыс. человек (4,2 процента) находились в вынужденных административных отпусках.
Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях промышленности, строительства и транспорта г. Сосногорска, Княжпогостского, Троицко - Печорского, Усть - Вымского и Усть - Куломского районов;
возрастание численности работающих пенсионеров в структуре занятого населения. В общей численности занятых 15 процентов, или каждый седьмой, - пенсионер. По сравнению с 1993 годом численность работающих пенсионеров возросла на 61 процент и составила 74,8 тыс. человек;
снижение интенсивности движения кадров. Численность уволившихся по собственному желанию снизилась за 1997 год с 60,9 до 53,5 процентов. За истекший год на крупные и средние предприятия принято на работу 100 тыс. человек, а уволено - 126 тыс. человек. Выбытие работников компенсировалось приемом новых кадров на 79 процентов (в 1996 году - 82 процента).
В 1998-1999 годах проблемы, связанные с занятостью населения, будут нарастать. Продолжатся процессы, связанные с высвобождением излишней численности работников предприятий. Наибольший рост обращений в службу занятости высвобожденных работников ожидается в 1998 году (12-13 тыс. человек).
По прогнозу среднегодовая численность занятого населения составит в 1998 году - 494,5 тыс. человек, в 1999 году - 490 тыс. человек.
3. Состояние рынка труда в 1997 году
Главная особенность рынка труда в 1997 году: резкий рост численности официально зарегистрированных безработных, зафиксированный за первые пять месяцев, сменился стабилизацией его в последующий период.
По сравнению с предыдущим годом, ситуация характеризовалась следующими изменениями:
увеличением численности обратившихся граждан в службу занятости в поисках работы. Численность граждан, воспользовавшихся услугами центров занятости населения республики (далее именуется - ЦЗН), включая состоящих на учете на начало года, составила около 103 тыс. человек, из них 70 тыс. человек зарегистрированы в течение 1997 года, что на 12 тыс. человек, или 21 процент, больше по сравнению с 1996 годом;
ростом доли высвобожденных работников в структуре ищущих работу. Численность работников, высвобожденных в результате реструктуризации отраслей и структурной перестройки предприятий и организаций, возросла за год на 45 процентов. Доля этой категории в общем числе обратившихся в службу занятости составила 21 процент;
усилением динамизма в изменении численности зарегистрированных безработных. С начала года и до начала октября численность официально зарегистрированных безработных варьировалась по месяцам от 30,9 до 37,6 тыс. человек следующим образом <*>:
-------------------------------
<*> Не приводится.
С января по июль численность безработных выросла на 7 тыс. человек и составила на 1 июля 37374 человека. За счет активизации деятельности центров занятости населения, увеличения объемов общественных и временных работ, ужесточения мер по оформлению и сохранению статуса безработного во втором полугодии ситуация на рынке труда стабилизировалась;
усилением территориальной дифференциации по уровню регистрируемой безработицы. На 1 января 1998 г. среднереспубликанский уровень безработицы по отношению к экономически активному населению составил 6,19 процента. При этом минимальное значение уровня безработицы (1,65 процента) было отмечено в г. Инте, а максимальное (23,07 процента) - в Усть - Куломском районе;
сокращением возможностей трудоустройства незанятого населения. Спрос на рабочие места в три раза превысил предложение вакантных рабочих мест, заявленных в центрах занятости населения. На 1 января предприятиями республики заявлено в службу занятости о 1800 вакансиях. Количество претендентов на одно свободное место со стороны незанятого населения возросло по сравнению с 1996 годом на 26 процентов и составило 22 человека. Трудоустроено 33,9 тыс. человек;
уменьшением продолжительности регистрируемой безработицы. Средний срок периода безработицы в целом по республике составил 7 месяцев, в сельской местности - 8,5 месяца. Доля безработных, стоящих на учете свыше 8 месяцев, в общей численности зарегистрированных безработных сохранилась на уровне 41 процента;
стабилизацией структуры безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (далее именуется - СЗ). Среди безработных по-прежнему значительна доля женщин - 60 процентов и молодежи - 36 процентов. Достаточно высока доля низкоконкурентных участников рынка труда: инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, уволенных с военной службы, молодежи, не имеющей специальности и опыта работы, граждан, имеющих длительный перерыв в работе и низкий образовательный и профессиональный уровень.
4. Прогноз развития республиканского рынка труда на 1998 - 1999 годы
По прогнозу в 1998-1999 годах продолжат свое влияние негативные факторы, обостряющие положение с занятостью населения:
значительные масштабы скрытой безработицы;
несоответствие между профессиональным составом ищущих работу и структурой имеющихся свободных рабочих мест;
возрастание конкуренции на рынке труда;
уменьшение шансов на трудоустройство, особенно социально слабозащищенных категорий граждан.
В 1998 году общее предложение рабочей силы на рынке труда (с учетом ищущих работу на начало года) составит 184 тыс. человек, в 1999 году - 188 тыс. человек. Спрос на рабочую силу покроет 60 процентов потребности в рабочих местах. В результате конкуренция за рабочее место сохранится на достаточно высоком уровне.
В органы службы занятости в поисках работы обратятся в 1998 году 107 тыс. человек, в 1999 году - 110 тыс. человек. Объемы возможного трудоустройства при содействии службы занятости составят в 1998 году 35,5 тыс. человек, в 1999 году - 36,7 тыс. человек. Прогнозируемая численность безработных к концу 1998 года составит 42 тыс. человек, к концу 1999 года - 42,5 тыс. человек. Уровень безработицы составит в 1998 году 7,0 процентов, в 1999 году - 7,3 процента от численности экономически активного населения (см. таблицы 2 и 3).
Таблица 2
ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1998 ГОД
-----------------T------T-------------------------------------------------------¬
¦ Показатели ¦Всего ¦ в том числе: ¦
¦ ¦ +-------T-------T-------T---------------T-------T-------+
¦ ¦ ¦высво- ¦выпуск-¦уволив-¦уволен-¦освобо-¦беженцы¦времен-¦
¦ ¦ ¦божден-¦ники ¦шиеся ¦ные с ¦жденные¦и ¦но ¦
¦ ¦ ¦ные ¦школ, ¦по ¦военной¦из мест¦вынужд-¦незаня-¦
¦ ¦ ¦работ- ¦учебных¦причин-¦службы ¦лишения¦енные ¦тое ¦
¦ ¦ ¦ники ¦заведе-¦ам ¦(сер- ¦свободы¦пересе-¦населе-¦
¦ ¦ ¦ ¦ний, ¦текуче-¦жанты и¦ ¦ленцы ¦ние и¦
¦ ¦ ¦ ¦отчисл-¦сти ¦сол- ¦ ¦ ¦другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦енные ¦ ¦даты) ¦ ¦ ¦катего-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рии ¦
+----------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Численность ¦695800 х х х х х х х ¦
¦трудоспособного ¦ ¦
¦населения в¦ ¦
¦трудоспособном ¦ ¦
¦возрасте, чел. ¦ ¦
¦2. Численность ¦494500 х х х х х х х ¦
¦занятых в¦ ¦
¦народном ¦ ¦
¦хозяйстве, чел. ¦ ¦
¦3. Рынок труда,¦184555 ¦
¦чел. ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦3.1. Трудо- ¦ 77177 ¦
¦устроятся ¦ ¦
¦самостоятельно ¦ ¦
¦3.2. Обратятся в¦107378 21640 5848 45614 1512 1330 66 31368 ¦
¦СЗ (с переходя-¦ ¦
¦щим остатком) ¦ ¦
¦ В отчетном¦ ¦
¦периоде будут: ¦ ¦
¦3.2.1. трудо- ¦ 35544 5383 1707 15069 579 282 39 12485 ¦
¦устроены - ¦ ¦
¦всего ¦ ¦
¦3.2.2. переобу- ¦ 1707 354 512 436 203 30 7 184 ¦
¦чены ¦ ¦
¦3.2.3. оформлены¦ 249 235 2 12 ¦
¦на досрочную¦ ¦
¦пенсию ¦ ¦
¦3.2.4. иметь ¦ 88000 18815 6686 37569 1543 913 44 22430 ¦
¦статус ¦ ¦
¦безработного ¦ ¦
¦3.2.4.1. из них¦ 85000 18131 6520 36270 1530 913 43 21593 ¦
¦назначено на¦ ¦
¦пособие ¦ ¦
¦3.2.5. принимать¦ 6135 688 458 2952 121 116 13 1787 ¦
¦участие в¦ ¦
¦общественных ¦ ¦
¦работах ¦ ¦
¦3.2.6. числен- ¦ 42000 11512 2092 15562 507 599 34 11634 ¦
¦ность зареги-¦ ¦
¦стрированных ¦ ¦
¦безработных на¦ ¦
¦конец периода ¦ ¦
¦4. Численность ¦600100 х х х х х х х ¦
¦экономически ¦ ¦
¦активного ¦ ¦
¦населения, чел. ¦ ¦
¦5. Уровень без-¦ ¦
¦работицы, в¦ ¦
¦процентах к¦ ¦
¦численности: ¦ ¦
¦а) трудоспособ- ¦ 6,04 х х х х х х х ¦
¦ного населения в¦ ¦
¦трудоспособном ¦ ¦
¦возрасте ¦ ¦
¦б) экономически ¦ 7,0 х х х х х х х ¦
¦активного ¦ ¦
¦населения ¦ ¦
L----------------+---------------------------------------------------------------
Таблица 3
ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1999 ГОД
-----------------T------T-------------------------------------------------------¬
¦ Показатели ¦Всего ¦ в том числе: ¦
¦ ¦ +-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ ¦высво- ¦выпуск-¦уволив-¦уволен-¦освобо-¦беженцы¦времен-¦
¦ ¦ ¦божден-¦ники ¦шиеся ¦ные с ¦жденные¦и ¦но ¦
¦ ¦ ¦ные ¦школ, ¦по ¦военной¦из мест¦вынуж- ¦незаня-¦
¦ ¦ ¦работ- ¦учебных¦причи- ¦службы ¦лишения¦денные ¦тое ¦
¦ ¦ ¦ники ¦заведе-¦нам ¦(сер- ¦свободы¦пересе-¦населе-¦
¦ ¦ ¦ ¦ний, ¦текуче-¦жанты и¦ ¦ленцы ¦ние и ¦
¦ ¦ ¦ ¦отчис- ¦сти ¦солда- ¦ ¦ ¦другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ленные ¦ ¦ты) ¦ ¦ ¦катего-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рии ¦
+----------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Численность ¦694000 х х х х х х х ¦
¦трудоспособного ¦ ¦
¦населения в¦ ¦
¦трудоспособном ¦ ¦
¦возрасте, чел. ¦ ¦
¦2. Численность ¦490000 х х х х х х х ¦
¦занятых в¦ ¦
¦народном хозяй-¦ ¦
¦стве, чел. ¦ ¦
¦3. Рынок труда,¦188263 ¦
¦чел. ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦3.1. Трудо- ¦ 77995 ¦
¦устроятся ¦ ¦
¦самостоятельно ¦ ¦
¦3.2. Обратятся в¦110268 16602 4810 48542 1313 1123 80 37798 ¦
¦СЗ (с переходя-¦ ¦
¦щим остатком) ¦ ¦
¦ В отчетном¦ ¦
¦периоде будут: ¦ ¦
¦3.2.1. трудо- ¦ 36673 5570 1783 14502 627 279 39 13873 ¦
¦устроены - всего¦ ¦
¦3.2.2. переобу- ¦ 1728 356 556 386 220 30 10 170 ¦
¦чены ¦ ¦
¦3.2.3. оформлены¦ 259 244 2 13 ¦
¦на досрочную¦ ¦
¦пенсию ¦ ¦
¦3.2.4. иметь ¦ 90400 19547 6820 38082 1646 1580 55 22670 ¦
¦статус безработ-¦ ¦
¦ного ¦ ¦
¦3.2.4.1. из них¦ 87700 18887 6617 37172 1647 1582 49 21746 ¦
¦назначено на¦ ¦
¦пособие ¦ ¦
¦3.2.5. принимать¦ 6130 674 475 3009 107 123 13 1729 ¦
¦участие в¦ ¦
¦общественных ¦ ¦
¦работах ¦ ¦
¦3.2.6. числен- ¦ 42486 10940 2092 14699 492 2371 35 11835 ¦
¦ность зареги-¦ ¦
¦стрированных ¦ ¦
¦безработных на¦ ¦
¦конец периода ¦ ¦
¦4. Численность ¦582000 х х х х х х х ¦
¦экономически ¦ ¦
¦активного ¦ ¦
¦населения, чел. ¦ ¦
¦5. Уровень без-¦ ¦
¦работицы, в¦ ¦
¦процентах к¦ ¦
¦численности: ¦ ¦
¦а) трудоспособ- ¦ 6,12 х х х х х х х ¦
¦ного населения¦ ¦
¦в трудоспособном¦ ¦
¦возрасте ¦ ¦
¦б) экономически ¦ 7,3 х х х х х х х ¦
¦активного ¦ ¦
¦населения ¦ ¦
L----------------+---------------------------------------------------------------
Раздел II
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1998-1999 ГОДЫ
1. Основные задачи и главные приоритеты Программы на 1998 - 1999 годы
Основными задачами Программы на 1998-1999 годы являются: создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан; сдерживание роста безработицы; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу; содействие росту инвестиционной активности, направленной на создание новых рабочих мест; смягчение последствий долговременной безработицы.
Приоритетными направлениями Программы на 1998-1999 годы определены:
трудоустройство незанятого населения;
повышение качества рабочей силы, предлагающей свои услуги на рынке труда, через обучение, переподготовку;
увеличение масштабов общественных работ для безработных;
развитие самозанятости и предпринимательской инициативы безработных;
материальная поддержка безработных.
2. Основные принципы и механизмы регулирования рынка труда
2.1. Содействие трудоустройству и трудовая реабилитация незанятого населения
Содействие в трудоустройстве незанятого и ищущего работу населения - одно из основных направлений в деятельности службы занятости.
В течение 1998-1999 годов в республиканскую службу занятости обратятся 107, 110 тыс. человек, из которых будут трудоустроены в 1998 году - 35544 человека, в 1999 году - 36673 человека (таблица 4).
Основными направлениями в содействии трудоустройству населения будут являться:
формирование регионального банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;
информационный обмен данными о вакансиях между районами республики;
информирование населения о наличии свободных рабочих мест и предложений на рынке труда, подбор подходящего места работы;
предоставление гражданину возможности выбора различных форм и видов занятости;
информирование работодателей о состоянии рынка рабочей силы, квалификации граждан, ищущих работу, подбор работников по запросу работодателя;
обучение длительно безработных граждан навыкам самостоятельного поиска работы через реализацию программ социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
Таблица 4
ПРОГНОЗ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ,
ОБРАТИВШЕГОСЯ В СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ, НА 1998-1999 ГОДЫ
2.1.1. Подпрограмма "Содействие занятости слабозащищенных групп населения"
Поддержка занятости молодежи, инвалидов, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей - инвалидов, лиц, уволенных из Вооруженных Сил, рассматривается как один из важнейших приоритетов данной Программы.
В качестве основных действий предусматривается:
содействие в развитии различных форм занятости и гибких режимов труда;
профессиональная переориентация и содействие адаптации к новой работе;
содействие в расширении профессиональных возможностей;
организация квотирования рабочих мест;
организация общественных работ;
правовое и организационное обеспечение дополнительных мер по содействию в трудоустройстве;
оказание финансовой поддержки и стимулирование деятельности работодателей по организации рабочих мест для указанных категорий граждан и обеспечению их занятости.
2.1.1.1. Содействие занятости женщин
Спад производства во многих сферах экономики обуславливает сокращение занятости женщин.
Дополнительными мерами по обеспечению занятости женщин являются:
содействие развитию женского предпринимательства, в том числе семейного, и применение различных форм надомного труда;
создание рабочих мест в сфере мелкого и среднего бизнеса;
обучение женщин, желающих открыть свое дело;
содействие профессиональной реабилитации женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком.
Прогнозируемые объемы деятельности органов службы занятости с этой категорией граждан приведены в таблицах 5-6.
Таблица 5
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН,
ОБРАТИВШИХСЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
В 1998 ГОДУ
Третью часть безработных, стоящих на учете, составляют лица в возрасте от 16 до 29 лет. Основными причинами незанятости молодежи являются: увеличение объемов свободного распределения выпускников профессиональных учебных заведений, отчисление учащихся и студентов из школ и учебных заведений, низкая конкурентоспособность молодежи.
Создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращения периода поиска работы для остальной части безработной молодежи, гарантированного трудоустройства выпускников из числа детей - сирот - основная задача в области занятости молодежи.
Наряду с общими мероприятиями дополнительно для этой категории предусматриваются следующие меры:
развитие системы профориентационных и информационных услуг;
создание специализированных предприятий по содействию трудоустройству молодежи (Молодежная биржа труда);
содействие развитию "Молодежной практики" для трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование;
обучение безработных подростков в учреждениях начального профессионального образования (в счет 10-процентной квоты от установленного показателя приема).
Прогнозируемые объемы деятельности органов службы занятости с этой категорией граждан приведены в таблицах 7-8.
Таблица 7
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ,
ОБРАТИВШЕЙСЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
В 1998 ГОДУ
2.1.1.3. Содействие занятости граждан с ограниченной трудоспособностью
В условиях безработицы проблема занятости инвалидов обостряется. Эффективными мерами решения данной проблемы для инвалидов станут:
укрепление базы специализированных предприятий, использующих труд инвалидов;
установление квот предприятиям по приему на работу инвалидов;
стимулирование работодателей в создании дополнительных рабочих мест для инвалидов;
развитие системы профессиональной реабилитации инвалидов;
содействие расширению форм надомного труда и самозанятости.
Прогнозируемые объемы деятельности органов службы занятости с этой категорией граждан приведены в таблицах 9-10.
Таблица 9
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВАЛИДОВ,
ОБРАТИВШИХСЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
В 1998 ГОДУ
2.1.1.4. Содействие трудоустройству лиц, уволенных с военной службы
На рынок труда возможно попадут 5600 человек, уволенных из Вооруженных сил. Из них в центры занятости населения в целях поиска работы ежегодно могут обратиться 1500 человек. Прогнозируемые объемы деятельности органов службы занятости с этой категорией граждан приведены в таблицах 11-12.
Таблица 11
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦ,
УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ОБРАТИВШИХСЯ
ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В 1998 ГОДУ
2.1.1.5. Содействие трудоустройству лиц, вернувшихся из мест лишения свободы
Граждане, освобожденные из мест лишения свободы, сталкиваются с повышенными трудностями в поисках рабочего места. Значительная часть лиц, отбывавших наказание по приговору суда, после освобождения утрачивает социальные связи и оказывается на рынке труда без средств к существованию, что приводит в дальнейшем к обострению криминогенной обстановки. В целях усиления социальной защиты лиц данной категории, повышения эффективности их трудоустройства предполагается:
усилить роль профессиональной ориентации, психологического и юридического консультирования обращающихся этой категории граждан;
способствовать установлению квот по приему на работу;
содействовать организации упреждающего профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Прогнозируемые объемы деятельности органов службы занятости с этой категорией граждан приведены в таблицах 13-14.
Таблица 13
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦ,
ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ,
ОБРАТИВШИХСЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
В 1998 ГОДУ
В условиях сокращения занятости населения большое значение имеет реализация мер по сохранению экономически целесообразных рабочих мест и кадрового потенциала, а также созданию новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.
В основу работы органов исполнительной власти Республики Коми по данному направлению должен быть положен Указ Главы Республики Коми от 13 ноября 1996 г. № 307 "О плане мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы".
Предусматривается в 1998-1999 годах создание 37749 рабочих мест (см. таблицу 20), в том числе по подпрограммам:
2.2.1. Подпрограмма "Создание дополнительных рабочих мест"
В условиях дальнейшего реформирования экономики приоритетными являются меры, направленные на модернизацию имеющихся и создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.
Для чего предусматриваются:
реализация Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" и Указа Главы Республики Коми от 13 октября 1997 г. № 285 "О Региональной схеме создания и сохранения рабочих мест в Республике Коми на 1997 - 2000 годы";
реализация целевых инвестиционных программ по созданию и вводу новых производственных мощностей, реконструкции и перепрофилированию действующих предприятий, развитие малого и среднего бизнеса в рамках структурной перестройки экономики республики;
совершенствование конкурсной технологии финансовой поддержки работодателей, создающих дополнительные рабочие места, в целях повышения эффективности финансовых вложений в создание и сохранение рабочих мест;
отслеживание экономического положения предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, и предприятий, наиболее значимых (с точки зрения занятости) для городов и районов республики, по результатам которого, в случае необходимости, будут предприниматься дополнительные меры по содействию занятости высвобождаемых работников;
расширение масштабов временной занятости.
При оказании финансовой поддержки приоритетными являются предприятия, создающие рабочие места для молодежи, и специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов.
Учитывая возможный ввод в действие в 1998-1999 годах незавершенных объектов и мощностей, создание в городах и районах республики малых перерабатывающих предприятий, фермерских хозяйств, а также самостоятельную занятость населения, предусматривается создание 2079 единиц новых рабочих мест. На эти цели предполагается израсходовать 194,3 млн. рублей (см. таблицы 15, 16, 17).
2.2.2. Подпрограмма "Развитие самозанятости и предпринимательской деятельности"
Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости будет проводиться в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 11 сентября 1996 г. № 238 "О Республиканской программе развития и поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы" и Законом Республики Коми "О государственной поддержке малого предпринимательства".
В этих целях предусматриваются:
оказание методической, консультационной, информационной помощи безработным, желающим открыть собственное дело;
расширение сети школ бизнеса;
организация курсовой подготовки по вопросам предпринимательской деятельности;
финансовое стимулирование самозанятости в сельских районах с высоким уровнем безработицы.
В качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства определены:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство товаров народного потребления;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного и социального назначения;
аудиторские услуги.
За счет развития предпринимательской деятельности службой занятости республики предполагается в 1998-1999 годах создать 782 рабочих места (см. таблицу 17).
Таблица 17
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ САМОЗАНЯТОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В 1998-1999 ГОДАХ
2.2.3. Подпрограмма "Организация общественных работ"
Организация и проведение оплачиваемых общественных работ позволит незанятым гражданам на период активного поиска постоянного места работы возможность получить дополнительный заработок.
В качестве приоритетных направлений общественных работ определены:
сельскохозяйственные работы;
оказание социальных услуг инвалидам и престарелым;
помощь организациям жилищно - коммунального хозяйства;
лесовосстановительные работы.
Основные источники финансирования общественных работ: средства предприятий и организаций, для которых организуются эти работы, средства местного бюджета, а также средства, выделяемые из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
В течение 1998-1999 годов для трудоустройства безработных на общественные работы предусматривается создать 12265 рабочих мест. Затраты на их организацию ориентировочно составят 3049,4 тыс. рублей (см. таблицу 18).
Таблица 18
ПРОГНОЗ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
В 1998-1999 ГОДАХ
В целях адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности и привития трудовых навыков в течение 1998-1999 годов предполагается трудоустроить на временные работы 20,48 тыс. подростков, в том числе в 1998 году - 10125 человек и 10355 человек - в 1999 году (см. таблицу 20).
Приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу будут пользоваться подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
2.2.5. Подпрограмма "Квотирование рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных групп населения"
Не снижается острота проблемы трудоустройства инвалидов; молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущих работу; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей - инвалидов; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (возрасту). Квотирование рабочих мест является одной из мер решения этого вопроса, так как обеспечивает слабозащищенным гражданам равные, по сравнению с другими категориями населения, возможности в реализации права на труд и социальную защиту от безработицы. В этих целях предусматривается установить квоту (рабочих мест):
---------------------------------T--------------T----------------¬
¦ ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦Всего ¦ 1324 ¦ 1372 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦в том числе для: ¦ ¦ ¦
¦ женщин ¦ 403 ¦ 413 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦ молодежи ¦ 637 ¦ 638 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦ инвалидов ¦ 139 ¦ 140 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦ других категорий ¦ 145 ¦ 181 ¦
L--------------------------------+--------------+-----------------
Финансовые затраты на квотирование рабочих мест составят в 1998 году - 1192,7 тыс. рублей, в 1999 году - 1522,9 тыс. рублей. Источники финансирования с определением сумм затрат приведены в таблице 19.
Таблица 19
ПРОГНОЗ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА
СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В 1998-1999 ГОДАХ
2.3. Повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда
Формирование гибкой и разветвленной системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров вызвано необходимостью повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда.
В этом направлении предусматриваются:
профессиональное обучение безработных граждан, переподготовка и повышение квалификации за счет средств предприятий, организаций, Государственного фонда занятости Российской Федерации, средств самих безработных граждан. В 1998-1999 годах сумма затрат на обучение составит 9228 тыс. рублей, в том числе за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 1998 году - 2614 тыс. рублей, в 1999 году - 4614 тыс. рублей (см. таблицу 21);
внедрение оптимальных форм и методов обучения безработных граждан, разработка учебных блок - модулей на новые профессии;
координация и согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования республики;
расширение перечня профессий с целью оказания широкого спектра образовательных услуг для безработных граждан и незанятого населения (см. таблицу 22);
содействие предприятиям в организации опережающего профессионального обучения персонала (см. таблицу 23);
организация профессионального обучения безработных подростков и молодежи, не имеющих первоначального профессионального образования (см. таблицу 24).
Таблица 21
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
В 1998-1999 ГОДАХ
Примечание. Сумма затрат на опережающее обучение персонала предприятий и организаций составит ориентировочно в 1998 году - 24647,00 тыс. рублей, в 1999 году - 25375,00 тыс. рублей. Источник финансирования - средства предприятий и организаций.
Таблица 24
СОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ НЕЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ ПОДРОСТКОВ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
(В СЧЕТ 10-ПРОЦЕНТНОЙ КВОТЫ)
В 1998-1999 годах профориентационные услуги и психологическую поддержку планируется оказать 34 тысячам граждан (см. таблицу 25).
Основные задачи профессиональной ориентации на 1998-1999 годы:
смягчать психологическое напряжение безработных граждан, вызванное вынужденной потерей работы;
оказывать помощь клиентам в реальной оценке своих способностей, профессиональных достоинств, социального и профессионального опыта, возможных вариантов обучения и трудоустройства;
содействовать активизации самостоятельного поиска работы и формированию необходимых навыков;
осуществлять профилактические мероприятия по предотвращению безработицы.
Профориентационная работа, психологическая поддержка населения будет осуществляться по следующим направлениям:
профессиональное информирование незанятого населения о положении дел на рынке труда, требованиях работодателей к лицам, ищущим работу, условиях труда, возможностях трудоустройства, получения профессии или специальности;
профессиональное консультирование с целью выбора сферы деятельности или профподготовки, возможности обучения (переобучения);
профессиональный отбор (профподбор) кандидатов на конкретные вакантные должности, обучение (переобучение) конкретным специальностям и профессиям по целевым заказам работодателей;
психологическая поддержка безработных с целью лучшего адаптирования и снятия стрессовых ситуаций в результате потери или угрозы потери работы, поднятия самооценки и развития необходимых навыков в поиске различных форм занятости.
Таблица 25
ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ОХВАЧЕННЫХ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМИ УСЛУГАМИ В 1998-1999 ГОДАХ
ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
В целях поддержания доходов безработных граждан на период активного поиска работы в 1998-1999 годах будет продолжена выплата пособий по безработице, материальной и иной помощи, досрочных пенсий.
Предполагается, что в течение 1998-1999 годов могут стать получателями пособий по безработице более 195 тыс. граждан, 58 тысячам граждан будет оказана материальная помощь (доплаты на иждивенцев, оплата времени нетрудоспособности, финансовая помощь на организацию отдыха и оздоровления детей), 508 безработных получат возможность досрочного выхода на пенсию.
Будет усилена адресность оказания безработным материальной помощи.
Всего на эти цели планируется направить в 1998 году 148,3 млн. рублей, в 1999 году - 146,5 млн. рублей.
Раздел IV
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информатизация органов службы занятости
В течение 1998-1999 годов будет осуществлен переход центров занятости республики на новую технологию работы с использованием программного комплекса "Катарсис" версии 7.0, который предполагает новый уровень решений для автоматизации подразделений службы занятости.
Будет продолжена модернизация устаревших моделей персональных электронно - вычислительных машин (ЭВМ) и сетевого оборудования до уровня, необходимого для полноценной работы комплекса "Катарсис", установлено новое сетевое программное обеспечение.
Планируется развертывание и внедрение более совершенной электронной почты для связи Министерства труда и занятости населения Республики Коми и центров занятости населения республики. На базе электронной почты и средств телекоммуникаций предполагается создание системы электронного документооборота, которая позволит повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, упростит обмен и получение необходимой информации.
В течение 1998 года должно быть осуществлено подключение Министерства труда и занятости населения Республики Коми к международной глобальной сети INTERNET с целью получения доступа к справочно - информационным системам государственных структур, сервисным службам фирм - производителей программного обеспечения, альтернативным каналам связи.
2. Информационно - издательская деятельность
В 1998-1999 годах информационно - издательская деятельность органов труда и занятости Республики Коми будет развиваться по следующим направлениям:
информирование населения и работодателей через средства массовой информации и периодические издания органов труда и занятости о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения (переподготовки), социальных гарантиях в случае потери работы, о ходе выполнения региональной программы занятости;
содействие самостоятельному поиску работы через издание буклетов, брошюр, памяток, плакатов для клиентов службы занятости, работодателей;
содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах;
разъяснение нормативно - законодательных актов по вопросам занятости;
методическая помощь городским и районным центрам занятости на основе изучения и обобщения опыта работы службы занятости населения в России и за рубежом.
Раздел V
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В целях правового обеспечения исполнения Программы занятости на 1998-1999 годы предусматриваются:
разработка проекта изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
разработка проектов Указов Главы Республики Коми:
"О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда";
"О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
"О развитии самозанятости безработных граждан в сельской местности";
"О порядке организации социально значимых общественных работ в Республике Коми";
принятие главами администраций городов и районов решений по установлению квот на рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Раздел VI
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1998 год
Основным источником формирования Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (ГФЗ) являются средства, отчисляемые предприятиями, организациями и учреждениями республики в размере 1,5 процента от фонда оплаты труда. При нормативном поступлении не менее 87,4 процента от расчетного уровня и 25 процентов задолженности прошлых лет по взносам планируется поступление страховых взносов в сумме 182758,5 тыс. рублей.
Расходы на пассивную политику занятости (реализация программы материальной поддержки лиц, признанных безработными) достигнут 145590,6 тыс. рублей или 65,9 процента от суммы расходов ГФЗ.
Отчисления средств из ГФЗ на реализацию программ активной политики занятости (профессиональная подготовка и ориентация незанятого населения, организация общественных и временных работ, предпринимательства и самозанятости безработных граждан, создание и сохранение рабочих мест) составят 5007 тыс. рублей.
1999 год
Предполагаемое поступление страховых взносов в ГФЗ составит 199326 тыс. рублей (89 процентов от расчетного фонда оплаты труда и задолженности прошлых лет по взносам). Расходы, связанные с материальной поддержкой доходов безработных, планируются в сумме 146505 тыс. рублей, на поддержку занятости населения планируется израсходовать 7000 тыс. рублей.
В целом на реализацию всех направлений и разделов Программы занятости населения Республики Коми в течение 1998-1999 годов планируется привлечение средств в сумме 676317,7 тыс. рублей, в том числе из:
федерального бюджета - 10638,8 тыс. рублей
местных бюджетов - 3356,6 тыс. рублей
работодателей - 177419,1 тыс. рублей
инвестиций - 51584,2 тыс. рублей
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - 420304,4 тыс. рублей
республиканского бюджета Республики Коми - 13014,6 тыс. рублей.
Раздел VII
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляют Министерство труда и занятости населения Республики Коми, администрации городов и районов республики.
Механизм реализации Программы включает три уровня:
организация выполнения мероприятий;
анализ результатов исполнения качественных и количественных показателей (месячный, квартальный, годовой);
оценка выполнения показателей и мероприятий.
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будут использованы:
подготовка и ежеквартальное представление информации Главе Республики Коми о выполнении действующих указов Главы Республики Коми:
от 21 ноября 1994 г. № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда";
от 13 октября 1997 г. № 285 "О Региональной схеме создания и сохранения рабочих мест в Республике Коми на 1997-2000 годы";
от 7 июля 1997 г. № 189 "Об утверждении Плана действий в области реформирования социальной сферы Республики Коми на период 1997-2000 годов";
от 26 сентября 1996 г. № 254 "О Республиканской комплексной программе подготовки подростков к трудовой деятельности на 1996 - 2000 годы";
от 2 сентября 1997 г. № 239 "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства и снижению напряженности на рынке труда в сельской местности";
подготовка проектов указов Главы Республики Коми "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Коми для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", "О взаимодействии работодателей и службы занятости по сбору и заполнению вакантных рабочих мест", их утверждение и последующее ежеквартальное представление информации Главе Республики Коми о ходе их выполнения;
подготовка и рассмотрение на заседании Комиссии при Главе Республики Коми по предотвращению критических ситуаций на рынке труда хода выполнения вышеуказанных документов;
включение в Региональное соглашение по социально - экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом предпринимателей Республики Коми на 1998-1999 годы раздела "Занятость населения и развитие рынка труда";
рассмотрение выполнения программ занятости населения городов и районов на заседаниях координационных комитетов по содействию занятости населения при администрациях городов и районов республики.