Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госсовета РК от 17.12.1997 № 1-9/53
"ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАПРОСОМ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА "Б" ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 125 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 06.01.1998, № 1






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1997 г. № 1-9/53

ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАПРОСОМ О ТОЛКОВАНИИ
ПУНКТА "Б" ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 125
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный Совет Республики Коми, руководствуясь частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьей 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации в отношении судебной подведомственности дел о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (текст запроса прилагается).
2. Поручить кандидату юридических наук, профессору Арапову Николаю Трифоновичу представлять Государственный Совет Республики Коми при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
3. Направить данное постановление и текст запроса законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственного Совета
Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Конституционный Суд
Российской Федерации

ЗАПРОС
О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА "Б" ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 125
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный Совет Республики Коми (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, дом 8), руководствуясь частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьей 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской федерации", просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, вызванная решением Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997 года.
Верховный Суд Республики Коми рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании недействительными статей 13 и 14 Закона Республики Коми от 13 октября 1994 года "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти". Правовыми нормами этого Закона была установлена неприкосновенность депутатов Государственного Совета Республики Коми и депутатов местных представительных органов власти. В частности, в соответствии с положениями частей второй и третьей статьи 13 названного Закона "Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующего Совета, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.".
Верховный Суд Республики Коми признал положения статей 13 и 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" (с изменениями и дополнениями, принятыми 18 января и 10 октября 1996 года) в части неприкосновенности депутатов в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного, административно - процессуального права и особого порядка привлечения их к уголовной и административной ответственности недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу по тем основаниям, что они, по мнению суда, противоречат положениям Конституции Российской Федерации.
Сложившаяся практика рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции дел о соответствии Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству законов субъектов Российской Федерации и признания их недействительными и не подлежащими применению вызывает сомнение с точки зрения подведомственности обозначенной категории дел и правомочности их рассмотрения указанными судами.
В соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые основы статуса Конституционного Суда Российской Федерации, установленные в Конституции Российской Федерации, более детально и конкретно закрепляются в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", в частности, пункт 1 части первой статьи 3, определяющей полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, гласит, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации "конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а глава IХ названного Закона определяет особенности конституционного судопроизводства по данной категории дел.
Нормы Гражданского и Гражданско - процессуального кодексов Российской Федерации не предусматривают полномочий федеральных судов общей юрисдикции по признанию законов субъектов Российской Федерации недействительными и не подлежащими применению по причине несоответствия указанных актов субъектов Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного просим дать толкование пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с позиции признания за Конституционным Судом Российской Федерации исключительной компетенции по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и, соответственно, отсутствия полномочий у федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению дел данной категории.

Приложение. 1. Текст статьи 125 Конституции Российской Федерации - 30 экз.;
2. Решение Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997 года - 30 экз.

Председатель
Государственного Совета
Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





ИЗВЛЕЧЕНИЕ

из Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года) М., 1993

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.





ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 1997 г., дело № 3-3

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи: Аграновича М.Г.,
народных заседателей: Клюшева В.А. и Новоселова С.В.,
с участием прокурора Ивановой Е.А.
при секретаре Козловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по
заявлению прокурора Республики Коми о признании недействительными
ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата
Государственного Совета Республики Коми и депутата местного
представительного органа власти",

установил:

Статьями 13 и 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти", принятого Верховным Советом Республики Коми 13 октября 1994 года (в редакции Законов Республики Коми от 2 февраля 1996 г. № 6-РЗ и от 29 октября 1996 г. № 30-РЗ), установлены неприкосновенность депутатов Государственного Совета Республики Коми и депутатов местных представительных органов власти в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, а также другие исключения из общих правил уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального законодательства, в том числе касающиеся порядка задержания, ареста, обыска, личного досмотра и допроса; все такого рода меры не могут быть применены без согласия Государственного Совета Республики Коми или соответствующего Совета на территории республики, а вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению прокурора Республики Коми или соответствующего районного прокурора.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением, в котором просит признать вышеуказанные положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" недействительными, как противоречащие Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Государственного Совета Республики Коми требования признал частично.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 71 п. "о" Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство, амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются законы федерального уровня, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По смыслу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку по указанным предметам ведения субъекты Российской Федерации не могут принимать собственные законодательные акты, то Государственный Совет Республики Коми не имел право самостоятельно урегулировать уголовно - правовые аспекты своих депутатов местных представительных органов власти о их неприкосновенности.
Таким образом, ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" в той части, в которой они вторгаются в исключительную компетенцию Российской Федерации по вопросам, обозначенным в п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, не могут быть признаны соответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно - процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). К совместному ведению относится также и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), в том числе и те принципы, которые относятся к статусу, правам и обязанностям депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации и депутата местного представительного органа власти.
Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует Государственному Совету Республики Коми принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (ч. 2), 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.
Однако, по предметам совместного ведения тот или иной вопрос должен быть решен в соответствии с Главой 1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основы конституционного строя, другими положениями Конституции Российской Федерации и базирующейся на них системой федеральных правовых актов, в которых эти положения воспроизводятся и конкретизируются.
Вопрос о неприкосновенности депутатов в сфере административной ответственности и иных административных мер в том виде, как он решен в ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти", затрагивает не только организацию системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, но и принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, то есть, по сути дела, относится к основам административного права, установленным действующим федеральным законодательством.
Изъятия из него по такому кругу вопросов не могут быть выведены законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 76 (ч.ч. 2 и 5) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить.
Таким образом, положения обжалуемого закона Республики Коми о депутатской неприкосновенности в сфере административных правоотношений являются неконституционными и подлежат признанию их недействительными.
В связи с лишением депутатов неприкосновенности ст. 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" устанавливает такие особые полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры республики.
Законодательный орган Республики Коми не вправе регулировать деятельность прокуратуры, т.к. ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации право регулирования деятельности прокуратуры возлагает только на федеральные законы.
Заинтересованная сторона полагает, поскольку до настоящего времени Федеральным Собранием Российской Федерации не урегулирован вопрос о статусе депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, то на основании ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1993 г. № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" действуют нормы Закона Союза ССР от 21.12.89 г. № 965-1 "О статусе народных депутатов в СССР", определяющие принцип неприкосновенности депутатов и порядок получения согласия Совета на привлечение депутата к ответственности.
Однако, законодательные нормы бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации только тогда, когда регулируемые ими правоотношения не урегулированы законодательными актами Российской Федерации и не противоречат основам и принципам действующего законодательства Российской Федерации.
Поскольку установленная в ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" неприкосновенность депутатов в области уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального права не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, как отмечено выше, то и нормы закона Союза ССР о депутатской неприкосновенности являются неконституционными и не подлежат применению.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми от 13 октября 1994 г. (в редакции Законов Республики Коми от 2 февраля 1996 г. № 6-РЗ и от 29 октября 1996 г. № 30-РЗ) "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" о неприкосновенности депутатов в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного, административно - процессуального права и особого порядка привлечения их к уголовной и административной ответственности недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Государственный Совет Республики Коми привести положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти" в соответствии с настоящим решением.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Председательствующий
М.Г.АГРАНОВИЧ

Народные заседатели
В.А.КЛЮШЕВ
С.В.НОВОСЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru