ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 28.11.1997 № 8-2
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА ПРИ УЧАСТИИ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 ноября 1997 г. № 8-2
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА
ПРИ УЧАСТИИ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ
ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ЖЕРТВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Всем горрайпрокурорам
Республики Коми
Прокуратурой Республики Коми изучена практика участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий.
В результате обобщения дел указанной категории были установлены факты неправильного применения или толкования судами Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в части, регулирующей вопросы, связанные с восстановлением прав жертв политических репрессий.
В соответствии со ст. ст. 7, 8 Закона факты применения политических репрессий устанавливают органы внутренних дел и прокуратуры по заявлениям заинтересованных лиц либо общественных организаций на основании архивных документов.
В случае отсутствия таких документов факт применения репрессии может быть установлен судом, причем заявитель в соответствии со ст. 248 ГПК РФ должен представить доказательства того, что у него отсутствует возможность получения справки о реабилитации во внесудебном порядке.
Таким доказательством должно являться сообщение МВД республики в составе РФ, краевого, областного управления внутренних дел об отказе в выдаче соответствующей справки. Причем отказ должен быть мотивирован отсутствием документальных сведений о применении репрессии в административном порядке как по месту применения, так и по месту исполнения репрессий.
Однако прокуроры, принимающие участие в рассмотрении гражданских дел, не всегда ориентируют суды на их истребование, исследование самих проверочных материалов внутренних дел. В ряде случаев суды ограничиваются лишь сведениями об отсутствии архивных данных по месту принятия решения о применении репрессий (Усть-Куломский, Прилузский, Княжпогостский районы).
30.06.96 Усть-Куломским районным судом установлен факт применения репрессии по политическим мотивам в 1934 г. в отношении П. и П., проживающих в с. Дон Усть-Куломского района. Заявительницы Т. и С. в органы внутренних дел об установлении данного факта не обращались, в материалах дела отсутствуют и какие-либо сведения из архивных органов.
Как показало изучение гражданских дел, в установлении юридического факта заинтересованы родственники репрессированного (дети, члены семьи). Однако не всегда ими в суд представляются доказательства родственных отношений. При отсутствии соответствующих документов и возможности их восстановления во внесудебном порядке заявителю не разъясняется право обращения с заявлением об одновременном установлении обоих фактов: применения репрессии и родственных отношений. Прокуроры, участвующие в деле, не ориентируют суды на устранение указанных нарушений.
Законом о реабилитации предусмотрено, что при отсутствии документальных сведений судебное установление факта применения репрессии производится на основании свидетельских показаний.
Однако при допросе свидетелей редко полно выявляются известные им обстоятельства применения репрессий: когда, каким органом или должностным лицом, на каком основании было принято соответствующее решение, вид репрессии, ее продолжительность, место проживания заявителя на момент применения и в процессе исполнения репрессии.
Зачастую в качестве доказательств используются письменные объяснения граждан, когда их подписи удостоверены в нотариальном или ином порядке. При рассмотрении дел Сыктывкарским, Усть-Куломским, Прилузским, Печорским, Ухтинским районными судами принимаются во внимание объяснения, заверенные главами администраций городов, поселков. Такие свидетели в порядке судебного поручения допрашиваются крайне редко.
Судами не учитываются требования ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93, согласно которой нотариус по просьбе заинтересованных лиц обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.
В нарушение ст. 6 Закона, в которой указано, что заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя, Сыктывдинский районный суд признал пострадавшими от политической репрессии Л., 17.06.41 года рождения, и Л. Из материалов дела установлено, что Л. проживают в настоящее время в г. Днепродзержинске Республики Украина, репрессия была применена к их родителям, проживавшим до применения репрессии на территории Белоруссии.
В суд с заявлением об установлении факта обратился дядя Л. - К. При таких обстоятельствах суду необходимо было отказать в приеме заявления, а при установлении указанных фактов в судебном заседании прекратить производство по делу в соответствии со ст. 219 ГПК РФ.
Ч. 3 ст. 246 ГПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя, а также заинтересованных граждан и организаций.
Не всегда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлекаются комиссии по восстановлению прав политических репрессий при городских, районных администрациях, а также органы внутренних дел (Прилузский, Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Усть-Цилемский, гг. Вуктыл, Сыктывкар, Ухта).
При рассмотрении дел об установлении факта конфискации имущества и возмещении его стоимости или выплаты денежных компенсаций, предусмотренных ст. 16-1 Закона о реабилитации, судами вообще не привлекаются к участию в деле организации, у которых находится это имущество, финансовые органы.
В резолютивной части решения не всегда указываются сведения: о фамилии, имени, отчестве, годе и месте рождения репрессированного, месте жительства на момент применения репрессии, когда и каким органом репрессирован в административном порядке, основания, срок применения репрессии, ее вид, тогда как решение суда об установлении факта применения репрессии в соответствии со ст. 251 ГПК РФ служит основанием для оформления органами внутренних дел справки о реабилитации.
Рассматривая заявление об установлении фактов конфискации имущества, суд зачастую устанавливает данный факт лишь на показаниях самого заявителя.
Так, 16.07.97 установлен факт конфискации всего имущества в 1929 - 1930 гг. у С., в т.ч. жилого дома, коровы, 3-х пар быков. Из материалов дела видно, что С. был выселен из Воронежской области в Прилузский район на поселение как кулак. Какое имущество находилось в собственности С., в суде установлено не было, вывод о применении конфискации к С. был сделан лишь на основании объяснений его дочери - С., которой на момент репрессии было 3 года.
Свидетели Р., Э., на показания которых сослался суд, подтвердили лишь те обстоятельства, что С. приехали на поселение без вещей.
Свидетели, проживающие в месте применения репрессии - с. Александровка Воронцовского района Воронежской области, в порядке судебного поручения не допрашивались. Прокурор, принимающий участие в процессе, ходатайства об истребовании дополнительных доказательств не заявлял.
При рассмотрении Прилузским судом заявления Б. об установлении факта конфискации имущества в судебном заседании было установлено, что ее семья была крестьянской. Согласно протоколу № 2 от 07.02.30 заседания актива бедноты Гостевского сельсовета о ликвидации всех видов задолженности, в постановляющей части которого значится, что в случае невыполнения контрольных цифр по заготовкам ходатайствовать перед сельсоветом о лишении избирательных прав Д. и приступить к изъятию его имущества. Несмотря на наличие такого документа, у заявительницы и свидетелей не выяснено, не было ли изъято имущество в качестве ответственности за неуплату налога в срок.
При установлении факта конфискации в решении не всегда указывается наименование этого имущества, его собственники или владельцы в настоящее время (Усть-Куломский, Прилузский районы).
В соответствии со ст. 13 Закона о реабилитации судами также устанавливаются и факты вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников.
Такие факты устанавливаются судом, когда необходимые документы нельзя получить во внесудебном порядке из-за их отсутствия.
Однако, как показало обобщение, граждане за установлением данного факта сразу обращаются в суд, не принимая никаких мер к установлению факта вынужденного переселения во внесудебном порядке.
В связи с тем, что целью установления факта вынужденного переселения является возможность возвращения на прежнее место жительства, в решении суда не всегда указывается тот населенный пункт (местность, где проживало репрессированное лицо до применения к нему репрессии, время нахождения на спецпоселении (Усть-Куломский, Сыктывдинский, Княжпогостский районы, г. Сыктывкар).
Изучение гражданских дел, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий, показало, что их абсолютное большинство оказалось вне поля зрения прокуроров, тогда как решения по этим делам затрагивают как имущественные и личные неимущественные права большого числа граждан, зачастую престарелых, больных и инвалидов, так и имущественные интересы государства, так как связаны с предоставлением льгот, выплатой компенсаций и т.п.
Так, прокуроры гг. Вуктыла, Сыктывкара, Печоры, Ухты, Усть-Куломского, Усть-Вымского, Княжпогостского, Усть-Цилемского районов не приняли участия ни по одному из рассмотренных судами дел указанной категории, а в прокуратурах гг. Печоры, Ухты, Усть-Вымского района игнорировались даже соответствующие извещения прокурора судом.
При рассмотрении всех дел участвовали прокуроры г. Сосногорска, Удорского, Прилузского, Корткеросского, Сыктывдинского районов.
Принимая участие в процессе, прокуроры зачастую формально относятся к своим обязанностям, что приводит к вынесению решений на основании неисследованных материалов, но в соответствии с заключением прокуроров.
Учитывая, что установление указанных выше юридических фактов затрагивает интересы как граждан, так и государства, горрайпрокурорами не принимаются меры к кассационному опротестованию решений.
Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности участия прокуроров при рассмотрении дел указанной категории, а также качества рассмотрения гражданских дел предлагаю: обеспечить участие прокурора по делам данной категории, принимать меры к кассационному опротестованию незаконных решений суда.
Прокурор
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ