Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 18.11.1997 № 15-2
"О СОСТОЯНИИ СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ФАКТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ, ЛЕСНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 ноября 1997 г. № 15-2

О СОСТОЯНИИ СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ФАКТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ТРАВМАТИЗМА В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ, ЛЕСНОЙ И
ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Прокурорам
городов, районов и
специализированных прокуратур
Республики Коми

Следственным управлением прокуратуры Республики Коми проанализировано состояние следственной практики и прокурорского надзора по фактам производственного травматизма в угледобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
По официальным данным, поступившим из государственной инспекции труда Республики Коми, за период 1996 года и 9 месяцев 1997 года в угледобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности Республики Коми зарегистрировано 38 несчастных случаев со смертельным исходом:
В угледобывающей за 1996 год - 10, за 9 месяцев 1997 года - 10;
В лесозаготовительной за 1996 год - 8, за 9 месяцев 1997 года - 4;
В деревообрабатывающей за 1996 год - 1, за 9 месяцев 1997 года - 0;
В целлюлозно-бумажной за 1996 год - 5, за 9 месяцев 1997 года - 0.
Итого за 1996 год - 24, за 9 месяцев 1997 года - 14.
По всем указанным фактам проводились проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР, по 8-ми из них были возбуждены уголовные дела, по остальным в возбуждении уголовного дела отказано.
После проведенного расследования три уголовных дела (гг. Инта, Сосногорск, Корткеросский район) направлены в суд в порядке ст. 217 УПК РСФСР, 4 - производством прекращены по п. 2 ст. 5 УПК РСФСР (гг. Ухта, Печора, Прилузский и Троицко-Печорский районы), 1 уголовное дело - приостановлено по п. 3 ст. 195 УПК РСФСР (Княжпогостский район).
Из них два преступления (г. Сосногорск, Княжпогостский район), как было установлено в ходе предварительного следствия, носили общеуголовный характер (умышленное убийство).
Изучение в следственном управлении прокуратуры Республики Коми уголовных дел и отказных материалов показывает, что основной причиной отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения производства по делам данной категории является грубое нарушение самим потерпевшим правил техники безопасности при производстве работ.
Так, например, Печорской межрайонной прокуратурой было прекращено по п. 2 ст. 5 УПК РСФСР уголовное дело № 640505 в связи с тем, что потерпевший водитель лесовоза АО "Каджеромский ЛПХ" Я. при транспортировке хлыстов на лесовозе по дороге начал в нарушение установленных правил техники безопасности изменять крепление груза, в результате чего произошло рассыпание хлыстов и он был ими задавлен.
Также прокуратурой Прилузского района было прекращено уголовное дело № 108812, т.к. помощник машиниста УЖД АО "Ношульский ЛПХ" С. самостоятельно пытался поставить на рельсы сошедшую с колеи тележку с грузом, в результате опрокидывания тележки он был задавлен лесом.
Как показал проведенный анализ, большинством горрайпрокуроров сделаны правильные выводы из решения коллегии прокуратуры Республики Коми от 28.11.96, усилив надзор за своевременным и качественным расследованием уголовных дел, проведением проверочных действий по фактам несчастных случаев на производстве.
В частности, следственными органами наряду с другими вопросами стали более тщательно изучаться правила техники безопасности на предприятиях, где произошли несчастные случаи. К материалам проверок и уголовным делам приобщаются документальные подтверждения о работе по изучению Правил техники безопасности и о соответствующих инструктажах с пострадавшими лицами, а также с лицами, в результате чьих нарушений произошли несчастные случаи с людьми.
По всем несчастным случаям предприятиями и организациями добровольно и своевременно решается вопрос о возмещении пострадавшим материального ущерба.
При расследовании уголовных дел судебно-технические экспертизы не назначались из-за отсутствия необходимости для этого. В ходе расследования органы следствия во всех случаях руководствовались актами специального расследования, в которых всегда принимают участие государственные инспектора по охране труда Республики Коми. В этих актах с достаточной полнотой изложены технические стороны обстоятельства несчастного случая, подтверждающие выводы комиссии о причинах происшедшего и виновных лицах.
Однако в работе отдельных горрайпрокуратур продолжают иметь серьезные недостатки в организации прокурорского надзора за расследованием несчастных случаев на производстве.
Так, прокуратурой г. Воркуты при расследовании несчастных случаев в угледобывающей промышленности проверка в порядке ст. 109 УПК РСФСР начинается не с момента поступления соответствующей информации, а лишь по поступлении материалов специального расследования, т.е. по истечении не менее 20 дней с момента несчастного случая. В результате этого, вследствие влияния временного фактора, происходит частичная утрата доказательств, т.к. обстановка места происшествия изменяется, очевидцы происшествия прямо ссылаются на забывание отдельных деталей, часто имеющих большое значение для дела (например, материалы по факту смерти Г., М., А. и др.).
Прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом крановщика У. при разгрузке бетонных плит с автомашины "Урал" не была проверена обоснованность допуска потерпевшего к работе на автокране, остался невыясненным факт прохождения им инструктажа по технике безопасности, не были осмотрены и приобщены соответствующие подтверждающие документы, опрошены руководители работ, инженер по технике безопасности. В виду существенной неполноты следственным управлением прокуратуры Республики Коми материал направлен на дополнительную проверку.
Прокуратурой Усть-Куломского района с грубым нарушением требований ст. 20 УПК РСФСР было отказано в возбуждении уголовного дела по факту гибели электрика "Усть-Куломской сплавконторы" Т., не сделан анализ собранных материалов, в т.ч. оставлены без внимания выводы комиссии по расследованию данного факта о грубейших нарушениях правил техники безопасности и эксплуатации электростанций, сетей и установок должностными лицами "Усть-Куломской сплавконторы" и "Жилкомхоза".
Аналогичные нарушения закона (отсутствует акт расследования несчастного случая на производстве, не опрошены руководители работ, инженер по технике безопасности, все очевидцы произошедшего, не приобщены выписки из правил техники безопасности, не дается юридической оценки действиям всех лиц, допустивших нарушения правил охраны труда и указанным в актах расследования и др.) были допущены при проверке несчастного случая с электрослесарем шахты "Комсомольская" М. (прокуратура г. Воркуты), работниками АО "Корткеросская сплавконтора" А., Г. (прокуратура Корткеросского района), при расследовании уголовного дела № 155216 по факту гибели инженера-механика "Якшинского ЛПХ" З. (СО Троицко-Печорского РОВД).
Существенным недостатком, характерным практически для всех прокуроров и следователей, является то, что ими не применяются предусмотренные ст. 140 УПК РСФСР меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Не всегда исследуется состояние организации работы предприятия по обеспечению соблюдения техники безопасности, общее состояние производственного травматизма на предприятии, где произошел несчастный случай, какая работа проводится на предприятии по снижению травматизма.
При случаях очевидной личной неосторожности пострадавшего не всегда выясняются причины, побудившие его к нарушению правил техники безопасности.
С учетом изложенного прошу:
1. Рассмотреть данное информационное письмо на оперативном совещании работников прокуратуры, принять конкретные меры по устранению выявленных недостатков, улучшению организации прокурорского надзора за своевременным и качественным проведением проверок и расследованием уголовных дел указанной категории.
2. Включить в план работы оперативных работников прокуратуры на I квартал 1998 года изучение судебно-следственной практики по делам о нарушениях правил охраны труда (в т.ч. повторно изучить методические рекомендации по этому вопросу, подготовленные следственным управлением прокуратуры Республики Коми).
3. При расследовании несчастных случаев на производстве неукоснительно выполнять требования ст. 140 УПК РСФСР об установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления и применять меры прокурорского реагирования к виновным лицам.
4. В соответствии с решениями коллегии прокуратуры Республики Коми от 30.01.97 и 28.11.96 систематически (не реже 1 раза в полугодие) анализировать состояние прокурорского надзора по данному вопросу, а также включать в план работы прокуратуры проверку исполнения законодательства, направленного на безопасные условия труда мерами уголовно-правового характера.

Заместитель
прокурора
Республики Коми
старший советник
юстиции
Н.И.РЫЖОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru