Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 11.07.1997 № 36-РЗ
(ред. от 17.10.1997)
"О ПРОВЕДЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА"
(принят ГС РК 25.06.1997)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Республика", 22.07.1997, № 139
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти
Республики Коми", 27.02.1998, № 2, ст. 784



Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 16.06.1998 № 26-РЗ.



11 июля 1997 года № 36-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

О ПРОВЕДЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ВЫБОРОВ В
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА

Принят
Государственным Советом Республики Коми
25 июня 1997 года

(в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)

Настоящий Закон устанавливает порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Коми и действует до принятия Закона Республики Коми, определяющего порядок формирования органов местного самоуправления.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы участия граждан в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления

Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:
выборы - действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов и другие избирательные действия) в соответствии с настоящим Законом;
избирательные права граждан - конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления в Республике Коми;
гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан;
активное избирательное право граждан - право граждан избирать в органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
пассивное избирательное право граждан - право граждан быть избранными в органы местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления;
избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом;
избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, организующие проведение выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве кандидатуры в представительный орган местного самоуправления или на выборную должность местного самоуправления;
избирательное объединение - местное общественное объединение, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке не позднее чем за три месяца до дня выборов и устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов; местное отделение общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения, которое создано и зарегистрировано в установленном порядке не позднее чем за шесть месяцев до дня выборов и устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов;
избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока;
предвыборная агитация - допускаемая законом и проводимая законными методами деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющая целью побудить избирателей принять участие в выборах, а также в голосовании за или против тех или иных кандидатов.

Статья 3. Избирательные права граждан

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, а выборным должностным лицом - 21 года, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Коми.
(часть 2 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
Не могут быть депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Глава Республики Коми, его заместители, министры, руководители иных республиканских и местных органов исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие.
Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Избирательные округа

Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования на основе единой нормы представительства.
Избрание выборных должностных лиц местного самоуправления проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

Статья 5. Выдвижение кандидатов

Право выдвижения кандидатов принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям.

Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 6. Избирательные округа

Избирательные округа охватывают всю территорию муниципального образования и должны отвечать следующим требованиям:
равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением до 10 процентов от среднего числа избирателей в округе, а в труднодоступных и отдаленных округах - не более 15 процентов;
избирательный округ образует единую территорию: не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе утверждаются избирательной комиссией муниципального образования по представлению администраций городов, сельсоветов, поселков не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются избирательной комиссией муниципального образования не позднее пяти дней с момента образования избирательных округов.

Статья 7. Избирательные участки

Для проведения голосования и подсчета голосов, поданных за кандидатов, на территории избирательных округов образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов главами администраций районов, городов, районов в городах по согласованию с соответствующими районными, городскими избирательными комиссиями из расчета не более трех тысяч избирателей на один участок с учетом местных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
(часть 2 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования публикуются избирательными комиссиями муниципальных образований в местной печати или обнародуются иным способом не позднее чем за 40 дней до дня выборов и вывешиваются на информационных стендах в течение десяти дней после принятия решения об образовании избирательных участков.

Статья 8. Списки избирателей

В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий избирательным правом в соответствии с частью первой статьи 3 настоящего Закона.
Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании сведений, представляемых администрацией города, сельсовета, поселка. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
(часть 2 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год и дата рождения, адрес места жительства избирателя. Списки подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Не менее чем за 30 дней до дня выборов участковые избирательные комиссии обеспечивают гражданам возможность беспрепятственного ознакомления со списками избирателей.
(часть 3 ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
Любой гражданин, имеющий право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в любой день, включая день выборов, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов - в течение двух часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление гражданина и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Гражданин может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 9. Система избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования осуществляют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Республики Коми;
районные, городские избирательные комиссии;
избирательные комиссии муниципальных образований (далее - муниципальные комиссии);
участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии).
В муниципальных образованиях, имеющих численность избирателей до 3000 человек, участковые комиссии могут не образовываться. В этом случае их полномочия осуществляют муниципальные комиссии.
В городах и крупных населенных пунктах, имеющих несколько муниципальных образований, муниципальные комиссии в каждом муниципальном образовании могут не образовываться. В этом случае может образовываться единая избирательная комиссия данного населенного пункта с полномочиями муниципальной комиссии, или полномочия муниципальных комиссий может исполнять районная, городская избирательная комиссия. Решения по данным вопросам принимают районные, городские избирательные комиссии.

Статья 10. Принципы деятельности избирательных комиссий

В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах их полномочий, установленных настоящим Законом, независимы от государственных органов.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Все решения избирательных комиссий являются открытыми. Избирательные комиссии обеспечивают всем гражданам, обладающим избирательными правами, возможность беспрепятственного ознакомления с решениями, принятыми комиссиями.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Председатель и секретарь, иные члены муниципальной комиссии в период подготовки и проведения выборов могут работать в комиссии на постоянной основе по решению комиссии.
По решению муниципальной комиссии председатель и отдельные члены участковой комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
Оплата работы членов избирательных комиссий производится в пределах средств, выделенных на проведение выборов.
Администрация предприятия, учреждения независимо от формы собственности обязана предоставить членам избирательных комиссий неоплачиваемый отпуск на время исполнения ими обязанностей, возложенных на них решениями избирательной комиссии в соответствии с Кодексом законов о труде РСФСР.

Статья 11. Статус члена избирательной комиссии

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
В состав избирательных комиссий могут входить члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями.
Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями, представляют соответствующей избирательной комиссии уведомление произвольной формы за подписью уполномоченного представителя общественного или избирательного объединения либо кандидата, подтверждающее направление члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, и документ, удостоверяющий личность общественного наблюдателя. Уведомление о направлении избирателями члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса подписывается не менее чем пятью избирателями соответствующего муниципального образования.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Статья 12. Избирательная комиссия Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми:
1) дает разъяснение о порядке применения настоящего Закона;
2) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
3) устанавливает формы избирательной документации и порядок ее хранения.

Статья 13. Районная, городская избирательная комиссия

Полномочия районной, городской избирательной комиссии осуществляют ныне действующие районные, городские избирательные комиссии.
Районная, городская избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
2) координирует работу муниципальных комиссий на территории района, города;
3) оказывает помощь муниципальным комиссиям в изготовлении избирательной документации, печатей и бюллетеней, материально - техническом обеспечении проведения выборов;
4) обеспечивает сбор сведений о результатах выборов в муниципальных образованиях района, города.

Статья 14. Муниципальная комиссия

Муниципальная комиссия в составе не менее пяти членов утверждается районной, городской избирательной комиссией по предложениям общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учебы не позднее чем за 75 дней до дня выборов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь муниципальной комиссии избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии.
Муниципальная комиссия:
1) регистрирует кандидатов, доверенных лиц кандидатов по округам на территории муниципального образования, выдает им удостоверения установленного образца;
2) регистрирует инициативные группы по сбору подписей избирателей в поддержку кандидатов;
3) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;
4) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает решения по жалобам (заявлениям);
5) осуществляет контроль законности проведения выборов;
6) распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;
7) решает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
8) руководит работой участковых комиссий;
9) утверждает тексты бюллетеней для голосования;
10) обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии;
11) организует досрочное голосование;
12) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
13) организует выпуск информационных плакатов о кандидатах, баллотирующихся в округе;
14) устанавливает результаты голосования по округам на территории муниципального образования, публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив муниципального образования;
15) составляет списки лиц, избранных депутатами представительного органа местного самоуправления, определяет кандидата, избранного должностным лицом местного самоуправления;
16) регистрирует избранных кандидатов;
17) организует повторные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Срок полномочий муниципальной комиссии, образованной в соответствии с настоящим Законом, заканчивается по завершении полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом.
Решения муниципальной комиссии в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения участковыми комиссиями.

Статья 15. Участковые комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются районными, городскими избирательными комиссиями из числа лиц, предложенных общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства, администрациями населенных пунктов, не позднее чем за 45 дней до дня выборов, а в отдаленных и труднодоступных районах - не позднее чем за 7 дней.
(часть 1 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии.
Участковая комиссия:
1) организует составление списка избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;
5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов и досрочное голосование;
7) производит подсчет голосов, определяет итоги голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в муниципальную комиссию;
8) рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой комиссии заканчиваются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.

Статья 16. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий

Решения и действия (бездействие) муниципальной комиссии в ходе выборов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законами.
Решения и действия (бездействие) участковых комиссий могут быть обжалованы в муниципальную комиссию или в суд.
Избирательные комиссии в пределах своих полномочий рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня выборов, а также в день выборов - немедленно.
Суды рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в ходе выборов и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня выборов, а также в день выборов - немедленно.

Глава IV. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДГОТОВКОЙ
И ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ

Статья 17. Право на общественный контроль

Кандидаты, доверенные лица кандидатов, избиратели, избирательные объединения и общественные объединения имеют право на осуществление общественного контроля за подготовкой и проведением выборов.
Общественный контроль обеспечивается:
правом кандидатов, избирателей, избирательных объединений и общественных объединений направлять членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и общественных наблюдателей в избирательные комиссии;
правом кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирателей, избирательных объединений, общественных объединений, а также их уполномоченных представителей на обращения в избирательные комиссии всех уровней с жалобами (заявлениями) на нарушения законодательства о выборах;
правом кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирателей, избирательных объединений, общественных объединений, а также их уполномоченных представителей на получение информации от избирательных комиссий;
правом кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирателей, избирательных объединений, общественных объединений, а также их уполномоченных представителей на обжалование действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
обязанностью избирательных комиссий всех уровней обеспечивать условия для присутствия на заседаниях избирательных комиссий и возможность ознакомления с решениями избирательных комиссий, поступившими в них жалобами (заявлениями), а также с иной документацией иностранным (международным) наблюдателям, направленным иностранными и международными общественными и межправительственными организациями и иными некоммерческими учреждениями.

Статья 18. Общественные наблюдатели

При проведении голосования и установлении итогов голосования на заседаниях избирательных комиссий всех уровней вправе присутствовать общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями, общественными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели.
Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом.
Общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями, представляют соответствующей избирательной комиссии уведомление произвольной формы за подписью уполномоченного представителя общественного или избирательного объединения либо кандидата, подтверждающее направление общественного наблюдателя для наблюдения за работой избирательной комиссии, и документ, удостоверяющий личность общественного наблюдателя. Уведомление о направлении наблюдателя избирателями подписывается не менее чем пятью избирателями соответствующего муниципального образования.
Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии общественных наблюдателей не требуется.
Общественные наблюдатели имеют право: находиться в день голосования на избирательных участках (в том числе на избирательных участках, находящихся в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха и закрытых административно - территориальных образованиях), в помещении участковой избирательной комиссии с начала ее работы до подписания ее членами протокола об итогах голосования; присутствовать при проведении голосования в тех случаях, когда оно проводится вне помещения для голосования; знакомиться с итогами голосования и получать в избирательных комиссиях всех уровней заверенную копию протокола об итогах голосования.
Общественные наблюдатели, присутствующие на заседаниях избирательных комиссий и на участках для голосования, не имеют права вмешиваться в работу избирательных комиссий.

Глава V. ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ

Статья 19. Сроки выдвижения кандидатов

Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Статья 20. Сбор подписей в поддержку кандидатов

Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа.
Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа, поделенного на число мандатов.
Для регистрации кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, избирающегося по единому одномандатному избирательному округу, необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей муниципального образования.
Заявление о выдвижении кандидата подается в муниципальную комиссию уполномоченным представителем от инициативной группы избирателей, проживающих в данном избирательном округе. В заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе от группы избирателей и фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, род занятий, место жительства, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением), по какому избирательному округу.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи.
Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены избирателем собственноручно.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием полностью своих фамилии, имени, отчества, почтового адреса места жительства, серии, номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
Лица, осуществляющие сбор подписей, несут ответственность за подлинность подписей и должны обладать избирательным правом.

Статья 21. Проверка подлинности подписей

Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется муниципальной комиссией. По решению муниципальной комиссии к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены участковых комиссий.
Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу.
Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются произвольным образом на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.
Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.
Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
Недействительными считаются:
недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел;
подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;
фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.
Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.
Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.
В случае обнаружения недействительных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 2 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недействительных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится.
Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.

Статья 22. Регистрация кандидатов

Для регистрации кандидата не позднее 30 дней до дня выборов в муниципальную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства.
Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение трех дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации сообщаются всем заинтересованным средствам массовой информации.
Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, а в многомандатном избирательном округе останется кандидатов меньше установленного числа мандатов либо равное этому числу, день выборов переносится по решению муниципальной комиссии на срок от четырех до восьми недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе.

Статья 23. Статус кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.
По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов включительно имеют право на территории муниципального образования бесплатно пользоваться общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов. Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
Зарегистрированный кандидат не может быть членом ни одной избирательной комиссии. Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Коми. Меры пресечения или иные уголовно - процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.
Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может иметь до пяти доверенных лиц, а кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления - до десяти доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенное лицо кандидата не может состоять ни в одной избирательной комиссии. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут предвыборную агитацию. Со дня регистрации кандидата до дня официальной публикации общих итогов выборов включительно администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.
Информация о выбытии кандидата в течение двух дней публикуется муниципальной комиссией и сообщается средствам массовой информации.

Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 24. Общие принципы ведения предвыборной агитации

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.
Государственным органам, их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.
Предвыборная агитация может проводиться:
через средства массовой информации;
путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);
путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.
Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Законом.
Избирательные комиссии, органы государственной власти обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом муниципальной комиссией.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.
Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.
Государственные органы, а также администрации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрации предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязаны обеспечить условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.
Заявления о предоставлении помещений для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями подаются не позднее чем за 5 дней до дня встреч.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии, поставленные в известность об агитационной деятельности, нарушающей права кандидатов и граждан, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 25. Сроки проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).
В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Статья 26. Предвыборная агитация через средства массовой информации

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.
В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

Статья 27. Использование печатных и иных агитационных материалов

Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте с согласия собственника или владельца этого объекта.
Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на зданиях и в помещениях избирательных комиссий и избирательных участков.
Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность.
Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности.
Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Республики Коми, Российской Федерации. Запрещаются агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
Не позднее чем за 30 дней до дня выборов администрация города, сельсовета, поселка обязана на территории каждого избирательного участка определить места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 28. Использование в предвыборной агитации телевидения и радио

Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств местного бюджета и осуществляющие теле- и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций теле- и радиопрограмм.
Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.
Для обеспечения проведения предвыборных агитационных мероприятий муниципальной комиссией заключаются договоры с телевизионными и радиовещательными компаниями, осуществляющими теле- и радиовещание на территории муниципального образования.

Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 29. Общие принципы финансирования выборов

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств местного бюджета.

Статья 30. Порядок предоставления средств на проведение выборов

Средства, выделенные на проведение выборов, поступают в распоряжение муниципальной комиссии не позднее пяти дней после образования указанной избирательной комиссии и распределяются ею между всеми участковыми комиссиями.
Участковые комиссии представляют муниципальной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее семи дней со дня официального опубликования общих итогов выборов.
Муниципальная комиссия представляет отчет о расходовании средств, выделенных на проведение выборов, не позднее 20 дней после официального опубликования общих итогов выборов.

Статья 31. Избирательные фонды кандидатов

Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды. Использование иных финансовых средств для проведения предвыборной агитации, кроме поступивших в избирательные фонды, не допускается. Избирательные фонды могут формироваться за счет:
1) собственных денежных средств самого кандидата или избирательного объединения;
2) денежных средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
3) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в двадцать раз. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в двести раз.
Общая сумма денежных средств, аккумулированных в избирательном фонде кандидата, не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в тысячу раз.
Сумма денежных средств, аккумулированных в избирательном фонде избирательного объединения, поделенная на число кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в тысячу раз.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранным участием; международных организаций и международных общественных объединений; религиозных объединений; государственных органов; государственных предприятий, учреждений и организаций; муниципальных предприятий, учреждений и организаций; предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и избирательным объединениям.
Кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью первой настоящей статьи, обязаны не позднее 15 дней со дня проведения голосования представить муниципальной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов.

Статья 32. Порядок учета поступления и расходования денежных средств избирательных фондов

Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения, перечисляются на специальный счет в местном отделении Сберегательного банка Российской Федерации, который открывается кандидатом или избирательным объединением после регистрации кандидата.
Порядок учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается муниципальной комиссией.
Форма финансового отчета устанавливается муниципальной комиссией.
Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда после завершения выборов перечисляются на расчетные счета организаций и текущие счета лиц, перечисливших денежные средства в избирательный фонд, пропорционально суммам пожертвований.

Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 33. Помещение для голосования

Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых комиссий администрацией города, сельсовета, поселка. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания у других собственников на безвозмездной основе.
Помещение для голосования должно быть оборудовано кабинами для тайного голосования. Кабины для тайного голосования и избирательные ящики размещаются таким образом, чтобы проход избирателей к избирательным ящикам был возможен только через кабины для тайного голосования, а путь от кабин к избирательным ящикам находился в поле зрения избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 34. Избирательные бюллетени

Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень установленной формы.
Избирательный бюллетень для голосования по избирательному округу по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и данные каждого кандидата, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также сведения о том, кем выдвинут кандидат. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке заполнения бюллетеня. Текст разъяснения утверждается муниципальной комиссией.
Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению муниципальной комиссии на коми и русском языках. Участковые комиссии получают от муниципальной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 1 процент. В правом верхнем углу полученных бюллетеней ставятся печать участковой комиссии или подписи двух ее членов.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней участковые комиссии по указанию муниципальной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, отмечая квадрат для голосования словом "выбыл" и ставя рядом печать избирательной комиссии или подписи двух членов участковой комиссии, либо изготавливают новые избирательные бюллетени.
При выбытии кандидата без уважительных на то причин избирательная комиссия вправе взыскать с кандидата сумму средств, затраченных на его выборную кампанию из местного бюджета.

Статья 35. Порядок проведения голосования

(в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)

Голосование проводится в день выборов с семи до двадцати двух часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая комиссия может прекратить голосование ранее двадцати двух часов.
Избиратель, который в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, но не ранее чем за пятнадцать дней до дня выборов. Досрочное голосование в период от четырех до пятнадцати дней до дня выборов осуществляется в помещении муниципальной комиссии, а от одного до трех дней до дня выборов осуществляется в помещении участковой комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся печать избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. Конверты с бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, хранятся в сейфах. Муниципальная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
В семь часов утра в день выборов председатель каждой участковой комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии извлекает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, оглашает число конвертов, которое заносится в протокол участковой комиссии, опускает их в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени.
При получении избирательных бюллетеней избиратель предъявляет члену избирательной комиссии паспорт или заменяющий его документ и расписывается в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии. Фамилия данного лица указывается в списке избирателей.
Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине для голосования или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательных бюллетенях избиратель ставит крест либо другой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
В случаях, когда избиратели не могут прибыть на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, избирательная комиссия организует по их письменному заявлению или устной просьбе голосование по месту нахождения этих избирателей с использованием специального переносного избирательного ящика в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования. Переносных ящиков не может быть больше двух на избирательном участке.
Члены участковой комиссии, выезжающие для организации голосования с переносным избирательным ящиком, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных заявлений или устных просьб. Устная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список.

Статья 36. Порядок подсчета голосов в участковых комиссиях

По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что время голосования истекло и завершить голосование могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только лица, уже находящиеся в помещении для голосования, а доступ в помещение для голосования разрешается только кандидатам, их доверенным лицам, членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям и представителям средств массовой информации.
Перед началом подсчета голосов члены участковой комиссии подсчитывают неиспользованные избирательные бюллетени, оглашают их число, которое заносится в протокол. Председатель участковой комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени.
Председатель и члены участковой комиссии проверяют неповрежденность печатей или пломб на переносных избирательных ящиках и избирательных ящиках, находившихся на избирательном участке.
В случае обнаружения повреждения печатей, пломб, избирательных ящиков составляется протокол и приглашаются работники органов внутренних дел и прокуратуры для проведения соответствующего расследования. Бюллетени из таких избирательных ящиков подсчитываются отдельно. В случае удостоверения работниками внутренних дел несанкционированного вскрытия избирательного ящика или нарушения его целостности все избирательные бюллетени, найденные в избирательном ящике, признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень, обнаруженный в поврежденном избирательном ящике". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, осуществлявших вскрытие поврежденного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладывается акт, составленный работниками органов внутренних дел.
Далее председатель и члены участковой комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей. В случае, если количество избирательных бюллетеней установленного образца превышает количество письменных заявлений избирателей, результаты голосования по письменным заявлениям избирателей с помощью переносных ящиков признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного избирательного ящика". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, организовавших голосование с помощью переносного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления избирателей и обнаруженные в переносном избирательном ящике избирательные бюллетени.
Далее председатель и члены участковой комиссии вскрывают избирательные ящики, находившиеся на избирательном участке.
По каждому избирательному участку прежде всего отделяются и подсчитываются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, не заверенные печатью избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой комиссии, а также бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате (в большем количестве квадратов, чем мандатов по данному округу при многомандатных округах) либо не проставлен ни в одном из них.
Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протоколе указываются следующие данные:
общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку, и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов, число голосов, поданных за каждого из кандидатов, число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прилагаются специальные протоколы избирательной комиссии, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Все приложения перечисляются и являются неотъемлемой частью протокола об итогах голосования. Заверенные копии специальных протоколов избирательной комиссии, жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии прилагаются ко второму и третьему экземпляру протокола.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в муниципальную комиссию. Факт передачи протокола об итогах голосования фиксируется в акте, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается в участковой комиссии, а другой передается в муниципальную комиссию. Акт передачи протокола составляют и подписывают не менее чем два члена каждой из избирательных комиссий. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с протоколами об итогах голосования в порядке, установленном для хранения избирательной документации. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания полномочий комиссии.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляется заверенная копия протокола участковой комиссии.
Избирательная документация участковой комиссии, включая избирательные бюллетени, передается в муниципальную комиссию не позднее десяти дней после официального опубликования общих итогов выборов.
Повторный подсчет голосов избирателей участковой комиссией не допускается.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии вышестоящая избирательная комиссия по заявлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка.
Контрольный подсчет голосов избирателей проводится вышестоящей избирательной комиссией в присутствии членов участковой комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации.
После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены избирательной комиссии, проводившей контрольный подсчет, и члены участковой комиссии.
В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов.

Статья 37. Подведение общих итогов выборов

На основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования муниципальная комиссия не позднее трех дней со дня выборов устанавливает общие итоги выборов. Муниципальная комиссия принимает по итогам голосования одно из следующих решений:
признает выборы по одномандатному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее;
признает выборы по многомандатному округу состоявшимися и последовательно объявляет избранными депутатами представительного органа местного самоуправления в количестве, равном установленному числу депутатов, избираемых в многомандатном округе, кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные ранее;
признает выборы по одномандатному округу состоявшимися и объявляет избранным на пост выборного должностного лица местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее;
признает выборы недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей;
признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей или число избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, оказалось больше, чем число избирателей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в данном округе;
назначает повторные выборы на день не позднее трех месяцев со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.
Муниципальная комиссия может признать выборы недействительными по отдельным избирательным участкам в случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах.
Муниципальная комиссия составляет протокол об общих итогах выборов, в который вносятся следующие данные:
число участковых комиссий, образованных на территории округа;
число протоколов об итогах голосования участковых комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных всем участковым комиссиям в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержавшихся в стационарных избирательных ящиках;
число избирательных бюллетеней, содержавшихся в переносных избирательных ящиках;
общее число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
общее числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии, имена и отчества кандидатов, а при их совпадении - иные данные о кандидатах, внесенные в избирательный бюллетень;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Протокол муниципальных комиссий составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий на территории муниципального образования. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому и второму экземплярам протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.
Второй экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляются заверенные копии протокола избирательной комиссии и сводной таблицы.
Третий экземпляр протокола направляется в районную, городскую избирательную комиссию.

Статья 38. Регистрация избранных депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления

Муниципальная комиссия после подписания протокола об общих итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом представительного органа местного самоуправления или выборным должностным лицом местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона избранный кандидат в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления.
Муниципальная комиссия на основании протокола об общих итогах выборов не позднее чем через семь дней после выборов публикует общие итоги выборов.
После опубликования общих итогов выборов муниципальная комиссия производит регистрацию избранных депутатов представительного органа местного самоуправления или избранного выборного должностного лица местного самоуправления и выдачу им удостоверений об избрании при условии выполнения ими требований части первой настоящей статьи.

Глава IХ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 39. Ответственность лиц, препятствующих свободному осуществлению прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателями права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, несут установленную законом административную и уголовную ответственность.

Статья 40. Ответственность кандидата за нарушения законодательства о выборах

В случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата (до дня голосования) или регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть обжаловано в суд в месячный срок.
Муниципальная комиссия обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления в случаях:
признания в судебном порядке незаконным в соответствии с частью первой настоящей статьи решения о регистрации кандидата или о его избрании;
неисполнения обязательств о прекращении деятельности, несовместимой со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в семидневный срок со дня официальной публикации общих итогов выборов.

Статья 41. Последствия отмены решений о регистрации депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления

В случае отмены решения о регистрации депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то муниципальная комиссия назначает досрочные выборы по соответствующему округу.
В случае отмены решения об избрании выборного должностного лица местного самоуправления по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, муниципальная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации выборным должностным лицом местного самоуправления кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то муниципальная комиссия назначает выборы выборного должностного лица местного самоуправления.

Глава Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом

Срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом, составляет два года со дня голосования.
Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления по окончании полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом, проводятся не позднее первого воскресенья по истечении срока, установленного в части первой настоящей статьи.

Статья 43. Сроки наступления полномочий представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом, и порядок проведения первого заседания представительного органа местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления считается правомочным при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Первое заседание представительного органа местного самоуправления созывается председателем муниципальной комиссии на пятнадцатый день после регистрации установленного частью первой настоящей статьи числа избранных депутатов.
Первое заседание представительного органа местного самоуправления открывает председатель муниципальной комиссии.
Если устав муниципального образования не принят или в нем не определен порядок начала работы представительного органа местного самоуправления, то на первом заседании из состава депутатов избирается председательствующий, принимается временный регламент.
Заседание представительного органа местного самоуправления правомочно, если в нем участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Решения представительного органа местного самоуправления принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Временный регламент действует до принятия устава муниципального образования.
Полномочия выборного должностного лица начинаются одновременно с полномочиями представительного органа местного самоуправления.

Статья 44. Досрочное прекращение полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом

Если на день досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Законом, в муниципальном образовании не вступил в силу устав муниципального образования:
в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, либо выборного должностного лица местного самоуправления муниципальная комиссия в течение семи последующих дней назначает в соответствующем избирательном округе досрочные выборы, а если досрочное выбытие депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, произошло менее чем за год до дня очередных выборов в данном избирательном округе, досрочные выборы не проводятся;
если в результате выбытия депутата представительного органа местного самоуправления становится невозможным реализовать полномочия представительного органа местного самоуправления, муниципальная комиссия в течение семи последующих дней назначает досрочные выборы в представительный орган местного самоуправления вместо выбывших депутатов;
в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по многомандатному избирательному округу, муниципальная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. В таком порядке могут быть признаны полномочия не более одной шестой части от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления. В противном случае назначаются досрочные выборы в представительный орган местного самоуправления вместо выбывших депутатов.
В перечисленных в части первой настоящей статьи случаях:
муниципальная комиссия назначает досрочные выборы на день не позднее трех месяцев со дня наступления обстоятельств, вызвавших необходимость проведения выборов;
выборы проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 45. Численный состав представительных органов местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления первого созыва избирается в составе 20 депутатов для муниципальных образований, имеющих численность населения от 50 до 200 тысяч человек, 10 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения от 10 тысяч до 50 тысяч человек, 7 депутатов - для остальных муниципальных образований.
В муниципальных образованиях, имеющих численность населения менее 200 человек, по решению собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления может не избираться. Его полномочия в этом случае осуществляют собрания (сходы) граждан.

Статья 46. Выборы должностных лиц местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан

В муниципальных образованиях, имеющих численность населения менее 100 человек, по решению собрания (схода) граждан должностные лица местного самоуправления могут избираться на собраниях (сходах) граждан.
Собрание (сход) граждан по выборам должностного лица местного самоуправления проводится районной, городской избирательной комиссией совместно с администрацией сельсоветов, поселков.
Выборы должностного лица местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан могут быть проведены досрочно до 19 октября 1997 года.
Порядок избрания должностного лица местного самоуправления устанавливается самим собранием (сходом).
В случае выборов должностного лица тайным голосованием голосование проводится по бюллетеням на основании списка участников собрания (схода) граждан.
Должностное лицо местного самоуправления считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов жителей, участвовавших в собрании (сходе) граждан.

Статья 47. Об объединении муниципальных образований по решениям собраний (сходов) граждан

Муниципальные образования, имеющие численность населения менее 50 человек, с учетом местных условий могут объединяться с другими в одно муниципальное образование. Для принятия решения об объединении муниципальных образований необходимо согласие населения каждого из них, принятое на собрании (сходе) граждан.

Статья 48. О порядке принятия решений на собраниях (сходах) граждан

Собрания (сходы) граждан по принятию решений по вопросам, указанным в статьях 45, 46, 47 настоящего Закона, проводятся районной, городской избирательной комиссией совместно с администрациями сельсоветов, поселков в срок до 20 июля 1997 года.
Собрание (сход) граждан правомочно, если в нем участвуют не менее 25 процентов от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.
Учет граждан, принимающих участие в собрании (сходе), производится по спискам с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения.
Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него проголосовало не менее 50 процентов граждан, участвовавших в собрании (сходе) граждан.
О проведении собрания (схода) граждан составляется протокол, к которому прилагается список участников собрания (схода), и передается в районную, городскую избирательную комиссию.

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
11 июля 1997 года
№ 36-РЗ





Приложение 1

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты__________________________________________________________
(наименование представительного органа местного
__________________________________________________________________
самоуправления муниципального образования)
по избирательному округу № __________(если выборы проводятся по
одномандатным округам)
гражданина_______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
родившегося "___"_____________19___года,
работающего_______________________________________________________
_________________________________________________________________,
(должность или род занятий)
проживающего в___________________________________________________,
(наименование населенного пункта)
выдвигающегося____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(избирателями, избирательным объединением)

   ----T-------------T--------T-----------T--------T------T---------¬

¦ № ¦Фамилия, имя,¦Год рож-¦Адрес места¦Серия и ¦Дата ¦ Подпись ¦
¦п/п¦ отчество ¦дения (в¦жительства ¦номер ¦внесе-¦ ¦
¦ ¦ ¦возрасте¦ ¦паспорта¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦18 лет- ¦ ¦ ¦подпи-¦ ¦
¦ ¦ ¦число и ¦ ¦ ¦си ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рожд-ия)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
L---+-------------+--------+-----------+--------+------+----------



Подписной лист удостоверяю:__________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего
подписи)

Кандидат__________________________________________________________
(ф.и.о., дата, подпись)





Приложение 2

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность_________________________________________________________
(наименование выборного должностного лица местного
__________________________________________________________________
самоуправления муниципального образования)
гражданина_______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
родившегося "___"_____________19___года,
работающего_______________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________,
(должность или род занятий)
проживающего в___________________________________________________,
(наименование населенного пункта)
выдвигающегося____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(избирателями, избирательным объединением)

   ----T-------------T--------T-----------T--------T------T---------¬

¦ № ¦Фамилия, имя,¦Год рож-¦Адрес места¦Серия и ¦Дата ¦ Подпись ¦
¦п/п¦ отчество ¦дения (в¦жительства ¦номер ¦внесе-¦ ¦
¦ ¦ ¦возрасте¦ ¦паспорта¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦18 лет- ¦ ¦ ¦подпи-¦ ¦
¦ ¦ ¦число и ¦ ¦ ¦си ¦ ¦
¦ ¦ ¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рожд-ия)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
+---+-------------+--------+-----------+--------+------+---------+
L---+-------------+--------+-----------+--------+------+----------




Подписной лист удостоверяю:__________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего
подписи)

Кандидат__________________________________________________________
(ф.и.о., дата, подпись)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru