Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПАМЯТКА Прокуратуры РК
"О ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПАМЯТКА

О ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Соблюдение конституционных прав граждан, своевременное пресечение нарушений закона возможно только в случае постоянного и действенного осуществления надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Комплекс вопросов, непосредственно относящихся к охране конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, обширен.
Для того, чтобы сделать вывод об эффективности надзора за соблюдением конституционных прав граждан, при расследовании преступлений следует проверить вопросы и выяснить:
1. полноту регистрации заявлений и сообщений о преступлениях;
2. законность и обоснованность задержаний подозреваемых;
3. законность привлечения к уголовной ответственности и ареста граждан;
4. соблюдение срока следствия и содержания под стражей;
5. законность и обоснованность освобождения из-под стражи по нереабилитирующим основаниям до окончания следствия по делу;
6. законность освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или вследствие изменения обстановки;
7. причины нарушений права обвиняемого на защиту;
8. меры прокурорского реагирования по частным определениям судов;
9. исполнение законов по возмещению ущерба реабилитированным.
В качестве нормативных документов, которыми нужно руководствоваться при проверке, кроме соответствующих статей Конституции Российской Федерации, УПК, являются Приказ № 31 Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.97, Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД Российской Федерации от 26.01.96 № 41 и согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации 03.01.96.
Основания и порядок задержания регламентируются ст. 122 УПК РСФСР и Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

1. ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И АРЕСТА ГРАЖДАН

Изучить организацию работы по надзору за законностью арестов, при этом:
- проверить все уголовные дела (прекращенные, приостановленные), по которым гражданам предъявлялось обвинение в совершении конкретного преступления, после чего дела в отношении этих лиц были прекращены, а обвиняемые освобождены из-под стражи. Особо обратить внимание (выделить отдельно) на дела, по которым продлевались сроки следствия и содержания под стражей в прокуратуре, а затем эти дела прекращены;
- не было ли фактов санкционирования арестов лиц за преступления, санкции статьи УК которых не предусматривают лишение свободы. Нет ли фактов содержания в СИЗО лиц без продления срока содержания под стражей. Направляются ли уведомления семьям арестованных;
- соблюдаются ли требования ст. 90 УПК РСФСР о предъявлении обвинения арестованному не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, включая в этот срок и время задержания в порядке ст. 122 УПК РСФСР;
- не было ли фактов ведения следствия и направления в суд дел без продления сроков содержания обвиняемых под стражей либо с превышением продленных сроков. Перечислить такие факты, кем они допущены, кто, когда за это нарушение привлечен к ответственности.
Изложить свое мнение об обоснованности и законности привлечения граждан в качестве обвиняемого, применения меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом следует иметь в виду, что все аресты лиц, освобожденных впоследствии из-под стражи по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава преступления, за недоказанностью участия в совершении преступления), являются незаконными. Такие лица учитываются в форме "П" статотчетности. Однако некоторые аресты таких лиц могут быть признаны обоснованными, т.к. перед применением к ним меры пресечения в деле имелись достаточные для этого данные (например, в случае самооговора, в результате применения недозволенных методов ведения следствия).
Составить списки лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и освобожденных из-под стражи. Сличить полученные данные со статистическими. В случае расхождения, выяснить причины и поставить вопрос о принятии мер к их устранению.
Кроме того, необходимо ознакомиться с планами работы прокуратуры, материалами коллегии и оперативных совещаний, справками о выездах и проверке исполнения анализируемого вопроса. Какая аналитическая работа проводилась в тот или иной проверяемый период, эффективность принятых мер к снижению необоснованных арестов и привлечения к уголовной ответственности.
Положительное в работе по исполнению законодательства о привлечении к уголовной ответственности и применению меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ ГРАЖДАН

Изучить организацию работы по надзору и контролю за задержанием граждан и учет этой работы.
По данным ГОВД (ОВД) и прокуратуры проверить, все ли задержанные, которые были освобождены, привлечены к уголовной ответственности. Если дела в отношении таких лиц прекращены или приостановлены, проверить обоснованность и законность их задержания путем изучения прекращенных и приостановленных дел. При этом обратить внимание на соблюдение требований ст. 123 УПК РСФСР о допросе задержанного не позднее 24 часов с момента задержания, на полноту оформления (заполнения реквизитов) протоколов о задержании, соблюдение требований об уведомлении семьи задержанного.
Путем изучения материалов об отказе в возбуждении уголовных дел и журналов задержанных проверить, не допускалось ли задержание без возбуждения уголовных дел. При установлении таких случаев выяснить, какие меры реагирования принимались в связи с этим.
При проверке ИВС выписать из журнала задержанных список освобожденных по всем основаниям за проверяемый период, выделив особо освобожденных за неподтверждением подозрения.
Все ли задержанные, содержащиеся в ИВС на момент проверки записаны в журнал учета задержанных, не было ли фактов задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, санкции статей УК которых не предусматривают лишение свободы, а также фактов содержания в ИВС задержанных свыше 3 суток.
Путем сличения списка освобожденных с уведомлениями о задержании поступившими в прокуратуру выяснить своевременность (в течение 24 часов) направления уведомлений прокурору и всегда ли они направлялись прокурору.
Проверить обоснованность нахождения лиц в комнатах при дежурных частях, имея в виду, что согласно ст. 242 КоАП срок административного задержания не должен превышать трех часов кроме случаев, предусмотренных законодательством.
При проверке ИВС и уголовных дел установить, кем, когда, по какому делу и кто именно был задержан по подозрению в совершении преступления и освобожден за неподтверждением подозрения. Все ли освобожденные и ИВС за неподтверждением подозрения отражены в статистической отчетности. При этом необходимо иметь в виду, что по делам об умышленных убийствах в условиях неочевидности нередко практикуется отделами уголовного розыска задержание лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для оперативной работы, которые освобождаются впоследствии фактически за неподтверждением подозрения, а учитываются как освобожденные за отсутствием необходимости применения меры пресечения или за истечением установленного срока содержания.
Проверить регулярность и эффективность проверок ИВС прокурорами городов и районов с точки зрения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18.06.97.
Кто из должностных лиц наказан за незаконное задержание.

3. ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОССТАНОВЛЕНИИ
НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ВОЗМЕЩЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА,
ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНИНУ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Эти вопросы регламентируются ст. 58-1 УПК РСФСР, ст. ст. 1070-1071 ГК РФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года, Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также Инструкцией по применению этого Положения, утвержденной 02.03.82 Министерством юстиции СССР, прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР.
При проверке выяснить, разъясняли ли следователи, дознаватели требования ст. 58-1 УПК РСФСР освобожденным из-под стражи в связи с прекращением дела по реабилитирующим основаниям (п.п. 1, 2 ст. 5, ч. 2 ст. 208 УПК РСФСР), порядок возмещения материального ущерба и восстановления нарушенных прав, своевременно ли этим лицам направлены письменные извещения по установленной форме, соблюдается ли месячный срок определения ущерба и вынесения постановления о его возмещении, правомочным ли органом принято решение об определении ущерба и его возмещении. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.п. 10, 11 Инструкции в случае прекращения дела в стадии расследования постановления с указанием подлежащих выплате сумм выносится "соответствующим областным или приравненным к нему органом внутренних дел, госбезопасности либо прокуратурой".

4. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ

Производство обыска и выемки регламентируется ст. ст. 167 - 172, 175-177 УПК РСФСР.
При проверке необходимо выяснить:
- каково соотношение произведенных обысков по постановлениям, санкционированным прокурором, и без санкции прокурора с последующим уведомлением прокурора;
- насколько обоснованы обыски, проведенные без санкции прокурора в дневное время, в том же населенном пункте, где расположена прокуратура, своевременность уведомления (24 часа) прокурора об обыске;
- не производились ли обыски и выемки без возбуждения уголовного дела и без санкции и уведомления прокурора;
- не допускались ли факты производства личного обыска граждан без постановления и без санкции прокурора, кроме случаев, предусмотренных ст. 172 УПК РСФСР;
- вручаются ли копии протоколов обыска и выемки лицам, у которых они проводились;
- поступали ли в прокуратуру жалобы граждан на незаконность производства обысков, выемки, на отказ в возмещении изъятого при обыске и утраченного впоследствии имущества и как они разрешены, процент удовлетворенных, меры реагирования.

Следственное управление
Прокуратуры
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru