УКАЗ Главы РК от 04.08.1997 № 221
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" С ПОДПРОГРАММОЙ
"СВОЙ ДОМ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ")
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 26.08.1997, № 164
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 22.04.2002 № 163.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 4 августа 1997 г. № 221
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ"
С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ"
В целях ускорения решения жилищной проблемы граждан Республики Коми, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности постановляю:
1. Утвердить республиканскую комплексную программу "Жилище" с подпрограммой "Свой дом" согласно приложению № 1.
2. Министерству архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми, Республиканскому фонду развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми, администрациям городов и районов обеспечить практическую реализацию республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом".
3. Образовать Межведомственную комиссию по реализации республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом" и утвердить Положение об указанной Комиссии согласно приложению № 2 и ее состав согласно приложению № 3.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 4 августа 1997 г. № 221
(приложение № 1)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"
С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ"
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ"
Наименование - Республиканская комплексная программа
Программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом"
Основание для - Постановление Совета Министров -
разработки Правительства Российской Федерации от
Программы 20 июня 1993 г. № 595 "О государственной
целевой программе "Жилище"
Указ Президента Российской Федерации от
29 марта 1996 г. № 431 "О новом этапе
реализации Государственной целевой
программы "Жилище"
Указ Президента Российской Федерации от
23 марта 1996 г. № 420 "О разработке
Федеральной целевой программы "Свой дом"
Жилищный кодекс Республики Коми
Основные - Министерство архитектуры, строительства,
разработчики коммунального хозяйства и энергетики
Программы Республики Коми, Министерство экономики
Республики Коми, Министерство финансов
Республики Коми
Сроки и этапы - I этап - 1997 год
реализации II этап - 1998 - 1999 годы
Программы III этап - 1999 - 2000 годы
Перечень основных - Создание и совершенствование
мероприятий нормативно-правовой базы жилищного
Программы строительства
Разработка и внедрение кредитно -
финансовых механизмов, новых схем
финансирования жилищного строительства
Внедрение прогрессивных архитектурно -
строительных систем, подбор на
конкурсной основе пилотных проектов
жилищного строительства
Увеличение ввода в эксплуатацию
доступного жилья
Увеличение доли индивидуального жилья в
общем объеме жилищного строительства
Исполнители - Министерство архитектуры, строительства,
Программы коммунального хозяйства и энергетики
Республики Коми
Министерство экономики Республики Коми
Министерство финансов Республики Коми
Министерство Республики Коми по
социальным вопросам
Министерство Республики Коми по
управлению госимуществом и приватизации
Представительство Госкомсевера России в
Республике Коми
Управление федерального казначейства
Министерства финансов Российской
Федерации по Республике Коми
Национальный банк Республики Коми
Военный комиссариат Республики Коми
Республиканский фонд развития жилищного
строительства Республики Коми
Администрации городов и районов
Предприятия и организации строительного
комплекса Республики Коми
Предприятия и организации, расположенные
на территории Республики Коми
Объемы и источники - Всего на 1997 - 2000 годы
финансирования (в ценах 1996 года)
Программы 6857,1 млрд. рублей
в том числе:
федеральный бюджет - 1430,1 млрд. рублей
государственные средства
республиканского уровня -
2349,9 млрд. рублей
местные бюджеты - 56,7 млрд. рублей
средства предприятий и организаций -
2599,5 млрд. рублей
средства населения - 353,9 млрд. рублей
Ожидаемые конечные - Наличие законодательно-правовой базы
результаты развития жилищного строительства
реализации Развитие и совершенствование рыночных
Программы механизмов стимулирования жилищного
строительства в Республике Коми
Обеспечение к 2000 году возможности
улучшения жилищных условий для каждой
семьи со скромным и средним достатком
Обеспечение ввода жилья за 1997 - 2000
годы в объеме 1715 тыс. кв. метров, в
том числе индивидуального - в объеме
377 тыс. кв. метров
Увеличение доли индивидуального жилья в
общем объеме жилищного строительства до
25 процентов
Ввод в эксплуатацию доступного жилья <*>
не менее 85 процентов от общего объема
жилищного строительства, и не менее 90
процентов - от объема индивидуального
жилищного строительства
Полное обеспечение к 2000 году жильем
граждан, участвовавших в ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
ввод жилья - 22650 кв. метров
Обеспечение жильем военнослужащих,
граждан, уволенных в запас или отставку,
в объеме 26807 кв. метров
Ввод жилья для граждан, выезжающих из
районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей, в объеме 792,5 тыс. кв.
метров
-------------------------------
<*> Под доступным жильем понимается жилье, стоимость одного квадратного метра которого не превышает средний двухмесячный денежный доход на душу населения по Республике Коми.
Система - Исполнители информируют Межведомственную
организации комиссию по реализации республиканской
контроля за комплексной программы "Жилище" с
исполнением подпрограммой "Свой дом" о ходе
Программы реализации отдельных направлений
Программы ежеквартально
Межведомственная комиссия с участием
Министерства архитектуры,
строительства, коммунального
хозяйства и энергетики
Республики Коми обобщает материалы и
информирует Правительство Республики
Коми по итогам года с внесением
предложений по совершенствованию
проводимой работы
ВВЕДЕНИЕ
Краткий анализ положения дел
в жилищной сфере в период разработки программы
Республиканской комплексной программы "Жилище"
с подпрограммой "Свой дом"
(далее именуется - программа "Жилище")
На начало 1997 года жилищный фонд Республики Коми составил 22163 тыс. кв. метров общей площади, из них 16507,5 тыс. кв. метров, или 74,5 процента расположено в городах и поселках городского типа. 19,6 процента всего жилищного фонда приходится на г. Сыктывкар, 16 процентов - на г. Воркуту, 11 процентов - на г. Ухту. За 1991 - 1996 годы он увеличился на 1971,9 тыс. кв. метров, или 8,9 процентов. Средняя обеспеченность населения жильем за этот период возросла с 16,1 кв. метра общей площади на одного жителя до 18,3 кв. метра (рациональный норматив обеспеченности - 21,5 кв. метра, в среднем по России - 17,7 кв. метра).
По уровню обеспеченности жильем в расчете на 1000 человек населения Республика Коми поднялась за эти годы с 39 на 36 место в Российской Федерации (из 81 субъекта), однако по-прежнему имеющийся жилищный фонд не удовлетворяет потребности населения в жилье ни по своему объему, ни по уровню благоустройства.
Размер ветхого и аварийного жилищного фонда за 1991 - 1995 годы возрос на 30 процентов и составил на конец 1995 года 1108,1 тыс. кв. метров общей площади, в том числе 44,3 тыс. кв. метров - аварийный жилой фонд. Темпы ликвидации ветхого и аварийного жилфонда отстают от темпов роста физического износа жилья.
В очереди на улучшение жилищных условий состоит каждая третья семья. На начало 1996 года из 97,4 тысяч семей, ожидающих квартиру, 1725 семей (1,8 проц.) проживает в коммунальных квартирах, 15824 семьи (16,2 проц.) - в общежитиях, 10363 семьи (10,6 проц.) - в ветхом и аварийном жилфонде, 18303 (18,9 проц.) состоят на учете 10 и более лет. В общем числе семей, нуждающихся в жилье, 27 процентов (26,3 тыс.) - сыктывкарские семьи, 20 процентов (19,8 тыс.) - ухтинские семьи, 13 процентов (12,5 тыс.) - воркутинские семьи.
В целом за 1991 - 1995 годы очередь на жилье сократилась на 34,9 тыс. семей, или на 34 процента. Только в 1995 году улучшили жилищные условия 12612 семей, или 12 процентов из числа состоявших на учете. Снято с учета по различным причинам 8,2 тыс. семей (8 проц.).
На 81 процент снизилась очередь на жилье вынужденных переселенцев, на 44 процента - беженцев, на 12 процентов - молодых семей, на 11 процентов - военнослужащих, воевавших в Афганистане.
В то же время на 28 процентов возросло число нуждающихся в жилье семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Необходимо также отметить рост (на 27 проц.) очередников из числа лиц, принимавших участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Основные цели и задачи программы "Жилище"
Цель программы "Жилище" - дальнейшее развитие долгосрочной государственной жилищной политики в Республике Коми по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности. Создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем, стоимость которого не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения по Республике Коми.
В качестве механизма осуществления нового этапа в реализации программы "Жилище" предусматривается решение следующих основных задач:
создание, совершенствование и внедрение законодательно - правовой и нормативной базы в целях осуществления жилищной реформы;
увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства (в том числе путем дальнейшего развития конкуренции в этой сфере) на современном техническом уровне;
обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;
стимулирование различных форм внебюджетного финансирования жилищной сферы;
коренное улучшение обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, и других групп населения, обеспечение жильем которых осуществляется государством с привлечением средств федерального бюджета;
изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения, развитие частной собственности на жилые помещения, здания в целом и иную недвижимость в жилищной сфере;
развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно - строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
создание прогрессивных типов малоэтажных домов из унифицированных индустриальных конструкций, отвечающих требованиям открытой системы строительства, с использованием строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
совершенствование рыночных подходов к решению вопросов градостроительства и обеспечения доступа к земельным участкам для строительства жилья и иных объектов жилищной сферы;
упорядочение планировки и застройки городов;
модернизация базы строительной индустрии и строительных материалов.
Предпосылки разработки подпрограммы "Свой дом"
Дальнейшее улучшение положения дел с вводом жилья может наметиться лишь при существенном увеличении объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, и организации долгосрочного кредитования.
На первый план должны выйти потребительские качества жилья, функциональные удобства проживания, учет природно-климатических и других особенностей конкретного места размещения жилья, эстетические и экологические требования. Особое внимание должно быть направлено на снижение стоимости строительства за счет перехода к прогрессивным архитектурно-строительным системам, развитие кредитно-финансовой системы.
Повышенные требования к качеству зданий, их архитектуре и инженерному обеспечению обуславливают необходимость непрерывного совершенствования традиционных и создания новых типов малоэтажных зданий и разработки эффективных конструктивных решений.
Основные направления-реальное снижение энергопотребления в малоэтажных жилых домах, увеличение их теплозащитных свойств, развитие новых строительных систем и материалов.
Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с другими типами домов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и уменьшить стоимость эксплуатационных расходов.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа "Жилище" на новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" относится к среднесрочным и охватывает период с 1997 года по 2000 год включительно. Этот период по последовательности развития намечаемых мероприятий разделяется на три этапа:
I этап (1997 год)
Дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы жилищного строительства для ускоренного решения жилищной реформы, обеспечения граждан со средними и низкими доходами доступным жильем.
Разработка и внедрение кредитно-финансовых механизмов, в т.ч. по долгосрочному кредитованию.
Внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем, подбор на конкурсной основе пилотных проектов жилищного строительства.
Разработка концепции строительства бесплатного социального жилья в Республике Коми.
Изыскание источников и разработка комбинированных схем финансирования:
строительства бесплатного социального жилья для наиболее социально не защищенных категорий населения;
обустройства инженерной первичной инфраструктуры в местах массовой застройки индивидуального жилищного строительства.
Разработка и осуществление мероприятий по снижению стоимости 1 кв. метра жилья до величины, не превышающей 2-месячный денежный доход на душу населения по Республике Коми.
Повышение объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства ежегодно на 10 - 15 процентов.
II этап (1998 - 1999 годы)
Совершенствование правового и кредитно-финансовых механизмов.
Разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства.
III этап (1999 - 2000 годы)
Увеличение доли индивидуального жилья в общем объеме жилищного строительства к 2000 году до 25 процентов.
Массовое строительство социального доступного по цене жилья, в том числе в рамках подпрограммы "Свой дом" с вводом в 2000 году доступного жилья не менее 85 процентов к общему вводу, в том числе малоэтажного индивидуального жилья не менее 90 процентов от общего объема индивидуального жилищного строительства.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
Основные принципы жилищной политики
В течение дореформенного периода в России и Республике Коми сложился чисто механический подход к жилищной сфере как к сочетанию двух отраслей: жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства. На практике они были мало связаны между собой в организационном, социальном и особенно финансово-экономическом отношении. На новом этапе реализации программы "Жилище" предполагается преодолеть такой некомплексный подход.
В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью как к бесплатно предоставляемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени, а вместе с тем, развитие в обществе рыночных отношений требует скорейшего перехода от бесплатного распределения жилья к зарабатыванию средств на него.
Кроме того, низкий уровень материального благосостояния большинства населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами, для чего будут применяться различные формы государственной поддержки.
Централизованное инвестирование жилищного строительства будет осуществляться в адресном порядке путем направления значительной части государственных инвестиций на поддержку граждан в форме безвозмездных субсидий, компенсаций, льготного жилищного кредитования и других форм помощи.
Финансово-кредитный механизм реализации программы "Жилище" формируется с целью повышения доступности приобретения жилища для всех категорий граждан, и в первую очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы в строительство или иные формы приобретения частного жилья.
В то же время будет сохранено право малоимущих и социально не защищенных граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья из государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма жилья. Для выработки механизма реализации этого права предполагается разработать Концепцию строительства бесплатного социального жилья в Республике Коми.
Согласно статье 34 Жилищного кодекса Республики Коми к таким категориям граждан отнесены:
лица, имеющие в расчете на каждого члена семьи доходы ниже прожиточного уровня по Республике Коми, утвержденного в установленном порядке;
ветераны Великой Отечественной войны и иных боевых действий и приравненные к ним лица;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
другие категории, бесплатное предоставление жилья которым предусмотрено федеральными законами и законами Республики Коми.
При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья республиканская жилищная политика будет нацелена на обеспечение доступности получения жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилищном фонде для обеспечения начального капитала для последующего улучшения жилищных условий.
Прогнозируется, что общая доля приватизированных квартир в государственном и муниципальном жилищных фондах будет доведена до 40 процентов при сохранении 60 процентов квартир в качестве фонда социального использования, предоставляемого по договору найма.
В ближайшее время для значительной массы населения преобладающим типом улучшения жилищных условий станет использование капитала в виде существующей квартиры с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных средств.
Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создание рынка жилья.
Будет осуществляться государственная поддержка действий граждан по самостоятельному регулированию жилищных условий путем обмена жилья, продажи занимаемого жилья для приобретения другого, продажи или дарения жилья с сохранением права пожизненного проживания и содержания граждан и т.д.
Предоставление государственной поддержки гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий
Основной формой государственной поддержки граждан в строительстве или приобретении жилья (как и основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу) является система предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных жилищных субсидий.
За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются:
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья":
военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку, при общей продолжительности военной службы от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов, а от 25 лет и более - 100 процентов средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома;
лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, - в размере от 5 до 70 процентов;
лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, - в размере от 5 до 70 процентов;
лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, - в размере 100 процентов;
лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции - в размере от 5 до 70 процентов;
сотрудникам центрального аппарата Министерства внутренних дел Республики Коми, а также предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, - в размере от 5 до 70 процентов;
спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийных формирований федеральных органов исполнительной власти при общем непрерывном стаже работы в этих службах и формированиях более 15 лет, из которых не менее 10 лет на должностях спасателей, - 75 процентов, а свыше 25 лет, из которых не менее 20 лет на должностях спасателей, - 100 процентов;
членам казачьих обществ, взявших на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы Российской Федерации, - в размере 70 процентов;
молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет) - в размере от 5 до 70 процентов;
лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право, - в размере от 5 до 70 процентов.
За счет средств республиканского бюджета Республики Коми и других средств республиканского уровня приоритетное право на получение субсидии в размере от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на момент предоставления субсидии) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома предоставляется:
работникам бюджетных учреждений и организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, бюджетов городов и районов Республики Коми;
лицам, проживающим в аварийном и ветхом жилье;
инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов;
лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
пенсионерам по возрасту;
ветеранам войны, боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним лицам;
многодетным семьям;
лицам, воспитывавшимся в детских домах и являвшимся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.
Малообеспеченным гражданам, имеющим совокупный среднемесячный доход не более одного размера прожиточного минимума, действующего на территории проживания, для покрытия разницы между стоимостью строительства или приобретения жилья может быть предоставлена рассрочка платежа сроком до 10 лет с момента предоставления субсидии на основании решения администрации города, района.
Работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) субсидии предоставляются преимущественно за счет собственных средств этих предприятий и организаций. При наличии свободных бюджетных средств субсидии этой категории граждан могут предоставляться из республиканского бюджета Республики Коми и других государственных средств республиканского уровня, а также местных бюджетов городов и районов.
Социальная норма площади жилья для предоставления субсидий на территории Республики Коми в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 19 марта 1997 г. № 1-8/29 "Об утверждении социальной нормы площади жилья для получения субсидий на строительство или приобретение жилья и предоставления компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг" составляет 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра общей площади - на семью из двух человек; 33 кв. метра - на одинокого гражданина.
Поддержка индивидуального и кооперативного
(коллективного) жилищного строительства
Частное жилищное строительство, и прежде всего индивидуальное, должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда, поскольку оно несет в себе самые большие резервы для удешевления жилья и позволит сделать его доступным для широких слоев населения.
Ориентиром доступности жилья в программе "Свой дом" должна стать стоимость 1 кв. метра жилья в индивидуальном доме с автономными источниками жизнеобеспечения, не превышающая среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации.
До разработки и внедрения механизма долгосрочного банковского кредитования индивидуальных застройщиков будет сохранен действующий в настоящее время порядок предоставления им льготных ссуд.
При недостаточности кредитных ресурсов обеспечивается приоритетность в предоставлении ссуд:
малоимущим гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий;
гражданам, проживающим в сельской местности;
работникам бюджетных учреждений и организаций;
пенсионерам;
гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье;
гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера;
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и боевых действий на территориях других государств, семьям погибших военнослужащих и приравненным к ним лицам;
военнослужащим, уволенным в запас или отставку, в том числе в связи с сокращением Вооруженных Сил;
инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов;
многодетным семьям;
лицам, воспитывавшимся в детских домах, и являвшимся детьми-сиротами, а также детьми, оставшимися без попечения родителей.
(Конкретные данные по намечаемому вводу индивидуального жилья отражены в таблицах 11 - 12).
Наряду с индивидуальным жилищным строительством на новом этапе реализации программы "Жилище" предусматривается сохранить такие формы улучшения жилищных условий граждан, как жилищно-строительные и жилищные кооперативы и молодежные жилищные комплексы, преобразуемые в молодежные жилищные кондоминиумы.
Направления государственной поддержки отдельных групп граждан за счет средств федерального бюджета:
а) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.
Обеспечение жильем этой категории граждан осуществляется крайне недостаточно, тогда как количество нуждающихся увеличивается. Так, если на конец 1995 года в очереди на улучшение жилищных условий состояло 673 семьи этой категории, то на 1 апреля 1997 г. очередь возросла до 802 семей.
В 1997 году обеспечение жильем этой группы граждан будет осуществляться в соответствии с Государственной целевой программой обеспечения в 1996 - 1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 26 и Указом Главы Республики Коми от 22 октября 1996 г. № 278 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также членов их семей и о программе строительства и приобретения жилья для этой категории граждан на 1996 - 1997 годы".
Предполагается за 1997 - 2000 годы обеспечить жильем 412 семей, для чего потребуется ввести 26807 кв. метров жилья на сумму 73,7 млрд. руб. (таблица 18).
б) участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. № 511. Программой "Жилище" предусматривается за 1997 - 2000 годы полностью обеспечить жильем эту категорию граждан, или ввести 339 квартир общей площадью 22650 кв.м на сумму 71244 млн. рублей (таблица 17).
в) граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера будет осуществляться в соответствии с утвержденной Главой Республики Коми 28 августа 1996 года Региональной программой переселения граждан Республики Коми к президентской федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. № 700, которая является составной частью Республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом".
На первом этапе (в 1997 - 2000 годах) переселение будет осуществляться для следующих категорий граждан:
а) для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет; пенсионеров по возрасту; работников бюджетной сферы; граждан, потерявших работу в связи с прекращением деятельности предприятий или сокращением производства и ликвидацией поселков;
б) для инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, без учета количества лет, отработанных в условиях Крайнего Севера.
В рамках Программы "Жилище" намечено за счет всех источников финансирования (таблицы 14 - 16) ввести 792,5 тыс. кв. метров жилья на сумму 1894,6 млрд. рублей.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
Финансово-экономические аспекты имеют основополагающее значение в осуществлении жилищной политики. Поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования жилищного строительства, реализация мер по снижению его стоимости являются одним из главных направлений работы на новом этапе реализации программы "Жилище".
В условиях дефицита средств бюджетов всех уровней должно быть обеспечено максимально рациональное их распределение и использование на условиях комбинированного инвестирования с привлечением средств предприятий и населения.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ТАБЛИЦА 13)
Государственная финансовая поддержка жилищной реформы в 1997 - 2000 годах будет концентрироваться по следующим направлениям:
Из федерального бюджета Российской Федерации средства на строительство жилья для:
военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из Вооруженных Сил;
беженцев;
лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и других аварий и стихийных бедствий;
молодых семей и завершения строительства МЖК.
В рамках реализации программы "Свой дом" средства федерального бюджета будут расходоваться на:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе;
разработку нормативных документов федерального уровня;
строительство экспериментальных объектов;
кредитование застройщиков;
из республиканского и местных бюджетов Республики Коми:
на предоставление безвозмездных жилищных субсидий;
на поддержку индивидуального жилищного строительства;
на поддержку кооперативного жилищного строительства;
на коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового жилищного строительства;
из государственных средств республиканского уровня:
на предоставление ссуд для строительства и приобретения индивидуального жилья;
на предоставление безвозмездных субсидий для строительства и приобретения жилья;
на предоставление жилищных ссуд гражданам, имеющим 70 процентов оплаченных жилищных контрактов, заключенных с Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми;
на достройку не завершенных строительством жилых домов с высокой степенью готовности посредством создания товариществ граждан, жилищно-строительных и молодежно-строительных кооперативов с привлечением собственных средств граждан.
АРХИТЕКТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
Изменение нормативов по теплоустойчивости ограждающих конструкций и приближение их к уровню развитых стран обозначило важнейшую проблему в жилищной сфере - обеспечение в кратчайшие сроки снижения потребления энергии при эксплуатации жилья в 2 - 2,5 раза.
В новом жилищном строительстве эта задача должна быть реализована за счет архитектурно-планировочных, конструктивных и организационно-технических мероприятий - создание нового поколения проектов строительства жилья с применением комплексных ограждающих конструкций на основе высокоэффективных утеплителей (на основе базальта, пенополистирола, силопора), окон с тройным остеклением, с установкой на системах холодного и горячего водоснабжения, тепло- и газоснабжения общедомовых и поквартирных приборов учета и регулирования.
Предполагается развитие следующих систем жилых домов:
для индивидуального жилищного строительства - одно-, трехэтажные, мансардные каркасные дома на основе древесины или мелкоштучных материалов (пенобетон в сочетании с силопором), со слоистыми стенами на основе эффективных теплоизоляционных материалов;
для кооперативного, коллективного и коммерческого строительства - малоэтажные, сблокированные жилые дома (высотой до четырех этажей), секционные, различной этажности, каркасные монолитные и со сборно-монолитным каркасом (на первом этапе - на базе конструкций панельного домостроения) со слоистыми стенами;
для социального жилищного строительства - дома различных эффективных конструктивных систем и этажности, в том числе с применением индустриальных деталей панельного домостроения со слоистыми стенами.
Важнейшей частью реализации программы "Жилище" является обеспечение сохранности и обновление существующего жилищного фонда за счет капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов с одновременным проведением реконструкции старой застройки за счет ее обоснованного уплотнения.
В реконструируемых жилых домах (серии 464, 467, 447, 126, 125, 135, 84, 335, 86) утепление стен с наружной стороны предполагается выполнять эффективными утеплителями (пенополистирол, минеральная вата на основе базальта) с последующей штукатуркой.
Реконструкцию жилого фонда, в том числе приведение ограждающих конструкций в соответствие с требованиями строительных нормативов по их теплозащите, предполагается, в основном, осуществлять силами следующих подрядных организаций (с привлечением, в случае необходимости, иных структур на конкурсной основе):
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА
ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИЗДЕЛИЙ
И КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Реализация программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом" предопределяет необходимость структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций для жилищного строительства. Она должна быть направлена на обеспечение в жилищном строительстве постепенного снижения стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, уменьшения веса конструкций, переход к открытой системе домостроения, позволяющей возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств; организацию производства прогрессивных конструкций на основе использования экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов; отказ от энергоемких производственных процессов.
Существенное увеличение доли малоэтажного жилищного строительства, реализация подпрограммы "Свой дом" требуют:
переориентации домостроительных предприятий на комбинированные строительные системы с использованием в качестве несущих конструкций сборных железобетонных изделий, а в качестве ограждающих конструкций - эффективных мелкоштучных материалов, слоистых конструкций с применением эффективных утеплителей;
развития производственной базы малоэтажного домостроения, ориентированной на выпуск изделий домов на основе слоистых деревянных каркасных и панельных конструкций, домов из мелких и крупных блоков с использованием местных материалов, включая отходы производства;
развития производства эффективных кровельных материалов, в том числе керамической и цементно-песчаной черепицы, экологически чистых листовых кровельных материалов и новых долговечных рулонных кровель.
Подпрограмма "Свой дом" предусматривает обеспечение выпуска дешевого усадебного жилища.
Достижение стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в индивидуальном жилом доме с автономными источниками жизнеобеспечения, не превышающей 2-месячного денежного дохода на душу населения, возможно за счет освоения новых эффективных конструктивных решений по дому и его оборудованию при обеспечении строительства дорог, магистральных коммуникаций электро-, водо- и газоснабжения.
Для организации производства на промышленной основе с применением передовых технологий организовать выпуск комплектов деревянных жилых домов, используя существующую базу АО "Северный дом" в г. Сыктывкаре, работающего на базе комплексного импортного оборудования итальянской фирмы "Акоста". На этой базе возможна организация производства и строительства полносборных домов из универсальных малогабаритных панелей, изготовленных по финской технологии. В качестве утеплителя предполагается применять изделия на основе базальтового волокна, пенополистирола.
Ведутся работы по внедрению предложения АООТ СФ "БЕТИС" (г. Тверь) по использованию канадской технологии при строительстве усадебных домов деревянной каркасной конструкции, облицованных атмосферостойким материалом с применением эффективных утеплителей.
Начата работа по внедрению в жилищное строительство белорусского метода, основанного на применении унифицированного сборно-монолитного каркаса, который позволяет использовать освоенные предприятиями стройиндустрии железобетонные изделия при одновременном обеспечении гибких объемно-планировочных решений и повышении комфортности помещений.
-------------------------T---------------T-----------------------¬
¦Наименование организации¦ Мощность ¦ Капитальные затраты ¦
¦ ¦ предприятия ¦ на организацию ¦
¦ ¦ (домов в год) ¦ производства ¦
¦ ¦ ¦ (млн. долларов США) ¦
+------------------------+---------------+-----------------------+
¦1. АО "Северный дом" ¦ 500 ¦ 0,5 ¦
¦3. АООТ СФ "БЕТИС" ¦ 500 ¦ 0,5 ¦
L------------------------+---------------+------------------------
Примечание. Условно принята общая площадь дома 120 кв.м
В республике получит развитие производство эффективных утеплителей в соответствии с нижеприведенной таблицей.
Объемы производства эффективных утеплителей,
организуемого на действующих предприятиях с
применением новых технологий
-------------------------T--------T----------T-----------T-------¬
¦ Наименование объекта, ¦Мощность¦Технология¦Ориентиро- ¦ Срок ¦
¦ предприятие ¦ ¦оборудова-¦вочная ¦ ввода ¦
¦ ¦ ¦ния ¦стоимость ¦ ¦
+------------------------+--------+----------+-----------+-------+
¦1. Строительство цеха по¦ 18 ¦ Финская ¦ 33,6 ¦1999 г.¦
¦производству изделий из¦ тыс. т ¦ фирма ¦ млн. долл.¦ ¦
¦термоизоляционных плит¦ готовых¦ "Партек" ¦ США ¦ ¦
¦повышенной жесткости на¦ изделий¦ ¦ ¦ ¦
¦основе базальтового¦ в год ¦ ¦ ¦ ¦
¦волокна в г. Сыктывкаре,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦АО "Лотос" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+--------+----------+-----------+-------+
¦2. Производство ¦100 - ¦ Немецкая ¦ 2680 тыс. ¦1997 - ¦
¦пенополистирола в¦120 тыс.¦ фирма ¦ немецких ¦1998 ¦
¦г. Сыктывкаре ¦ куб. ¦ "Куртц" ¦ марок ¦гг. ¦
¦АО "Стройконструкция" ¦ метров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в год ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+--------+----------+-----------+-------+
¦3. Производство ¦ Показатели определяются ¦1998 - ¦
¦пенобетона, силопора на¦ бизнес-планом ¦2000 ¦
¦заводе стеновых¦ ¦гг. ¦
¦материалов ¦ ¦ ¦
L------------------------+-------------------------------+--------
Значительные изменения должны произойти в производстве кирпича. В связи с низкой эффективностью использования в перспективе обжиговых материалов в несущих конструкциях применение кирпича будет, в основном, ограничиваться ограждающими конструкциями зданий, при этом основной вид кладки - эффективные кладки с использованием плитных утеплителей. Предприятиям по производству кирпича необходимо обеспечить потребности рынка в лицевом кирпиче и кирпиче для кладки печей и каминов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
Учитывая социальное значение и важность жилищной сферы для экономики в целом, необходимо создать Межведомственную комиссию по вопросам реализации республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом". Руководителем Межведомственной комиссии является член Правительства - заместитель Главы Республики Коми, министр архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми. В состав комиссии должны входить представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, администраций городов и районов, банков, других структур, работающих в жилищной сфере.
Ответственность за организационное обеспечение жилищной реформы на местах возлагается на администрации городов и районов, которые должны учитывать исключительную важность жилищной сферы для успешной деятельности, экономического и социального благополучия населения. Жилище - основное социальное благо, ценное имущество, приумножение которого реально увеличивает размеры обустроенной недвижимости городов и других населенных пунктов, содействуя росту налоговых поступлений в местные бюджеты.
Управление и регулирование жилищной реформы включают поэтапную реализацию основных мероприятий и проектов программы "Жилище" и ее корректировку по мере необходимости и осуществляются через Минархстройэнерго Республики Коми. Республиканский фонд развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми обеспечивает проведение государственной политики в сфере жилищного строительства и реализацию мер государственной поддержки населения в улучшении их жилищных условий.
Межведомственная комиссия обобщает данные о ходе реализации программы, характеризующие состояние дел по ее выполнению: использование безвозмездных субсидий, краткосрочных и долгосрочных кредитов банков, других мер государственной поддержки граждан, а также собственных средств населения на строительство или приобретение жилья; конкурсный отбор коммерческих банков для ипотечного кредитования; освоению средств, выделенных из местных бюджетов на инженерную инфраструктуру жилых поселений; отвод земельных участков, предоставленных заемщикам кредитов в бесплатное пользование для жилищного строительства; внедрение экономичных проектов доступного жилья; введение в действие новых энерго- и ресурсосберегающих технологий по производству материалов и изделий для доступного жилищного строительства; количество введенного жилья, в том числе для участников подпрограммы "Свой дом" и других республиканских программ, а также фактически сложившуюся стоимость квадратного метра.
По итогам года о ходе выполнения программы "Жилище" информируется Правительство Республики Коми и Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы.
Утверждено
Указом
Главы Республики Коми
от 4 августа 1997 г. № 221
(приложение № 2)
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ"
1. Межведомственная комиссия по реализации республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом" (далее именуется - Комиссия) образована в целях координации деятельности министерств, ведомств, администраций городов и районов, предприятий и организаций строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства по разработке и реализации правовых, организационных и экономических мер, направленных на проведение жилищной политики в Республике Коми.
2. Основными задачами Комиссии являются:
разграничение управления процессом проведения жилищной политики между участниками;
содействие созданию организационных, правовых и экономических предпосылок ускоренного развития в Республике Коми рыночной инфраструктуры и формированию рынка жилья;
координация деятельности министерств, ведомств, администраций городов и районов, предприятий и организаций строительного комплекса по разработке и реализации комплекса мер по проведению жилищной реформы в Республике Коми;
контроль за ходом реализации республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом", за рациональным использованием государственных капитальных вложений, выделяемых на развитие жилищной сферы и реконструкцию базы строительной индустрии и производственных мощностей.
3. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:
осуществляет контроль за ходом реализации республиканской комплексной программы "Жилище" с подпрограммой "Свой дом"; ходе выполнения указов и распоряжений Главы Республики Коми, относящихся к развитию жилищной сферы;
дает заключения по проектам программ, а также по проектам законодательных и нормативных актов, регламентирующих проведение республиканской жилищной политики;
содействует формированию внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, созданию рыночной инфраструктуры в жилищной сфере.
4. Решения Комиссии, принимаемые в пределах ее компетенции, подлежат обязательному исполнению министерствами, ведомствами, администрациями городов и районов, предприятиями и организациями строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. О результатах исполнения сообщается Комиссии.
5. Комиссия проводит свои заседания, как правило, один раз в квартал.
В заседаниях Комиссии участвуют руководители заинтересованных министерств и ведомств. Решения Комиссии доводятся до соответствующих организаций в виде выписок из протоколов заседаний Комиссии. По вопросам оперативного характера в период между заседаниями Комиссии решения принимаются ее председателем и доводятся до исполнителей в виде указаний.
По вопросам, требующим рассмотрения Государственного Совета Республики Коми или Правительства Республики Коми, Комиссия вносит предложения Главе Республики Коми в установленном порядке.
6. При Комиссии образуется постоянная экспертная группа из представителей министерств, ведомств, администраций городов и районов и других заинтересованных организаций.
7. Председатель Комиссии:
осуществляет общее руководство Комиссией;
представляет Главе Республики Коми предложения по осуществлению государственной жилищной политики;
утверждает состав временных рабочих групп по подготовке отдельных законодательных и нормативных актов, относящихся к жилищной сфере.
8. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии возлагается на аппарат Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми.
Утвержден
Указом
Главы Республики Коми
от 4 августа 1997 г. № 221
(приложение № 3)
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
С ПОДПРОГРАММОЙ "СВОЙ ДОМ"
Бибиков В.С. - заместитель Главы Республики Коми, министр
архитектуры, строительства, коммунального
хозяйства и энергетики Республики Коми
(председатель Комиссии)
Кочеткова Г.С. - первый заместитель министра архитектуры,
строительства, коммунального хозяйства и
энергетики Республики Коми (зам.
председателя Комиссии)
Члены Комиссии:
Захаров А.В. - министр финансов Республики Коми
Жукова Л.А. - министр Республики Коми по социальным
вопросам
Каракчиев С.А. - глава администрации г. Сыктывкара
Колесников Б.А. - глава администрации г. Ухты
Копытин В.Н. - заместитель военкома Республики Коми
Мазур Н.П. - председатель республиканского общества
"Чернобыль"
Мамонов А.Ю. - начальник Управления федерального
казначейства Министерства финансов России
по Республике Коми
Пинчук В.В . - исполнительный директор Республиканского
фонда развития жилищного строительства при
Минархстройэнерго Республики Коми
Стукалов И.Е. - заместитель министра экономики Республики
Коми
Таблица 1
ДИНАМИКА ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ
В РАЗРЕЗЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
------------------------------T-----T------T------T------T------T------¬
¦ ¦ 1995¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
L-----------------------------+-----+------+------+------+------+-------
Ввод жилых домов - всего
(тыс. кв.м) 507,8 592,8 645,7 655,1 643,5 600,6
За пределами Республики Коми 116,0 181,8 235,7 233,1 208,5 152,6
На территории Республики Коми 391,8 411,0 410,0 422,0 435,0 448,0
в том числе за счет средств:
федерального бюджета 16,1 16,2 28,1 36,8 36,9 39,5
республиканского и местных
бюджетов 32,2 29,6 24,5 18,8 16,4 17,3
предприятий и организаций 269,2 145,7 117,9 122,3 148,8 118,6
населения 74,3 45,7 37,9 45,3 46,0 53,0
государственные средства
республиканского уровня - - 201,6 198,8 186,9 219,6
ранее неучтенное жилье
(1991 - 1995 гг.) - 173,8 - - - -
Удельный вес в общем объеме
ввода (процентов) 100 100 100 100 100 100
в том числе за счет средств:
федерального бюджета 4 6,8 6,8 8,7 8,4 8,8
республиканского и местных
бюджетов 8 12,5 6,0 4,5 3,8 3,9
предприятий и организаций 69 61,4 28,8 29,0 34,2 26,5
населения 19 19,3 9,2 10,7 10,6 11,8
государственные средства
республиканского уровня - - 49,2 47,1 43,0 49,0
ранее неучтенное жилье
(1991 - 1995 гг.) - - - - - -
Капитальные вложения в (млрд. руб. в фактически действующих
жилищное строительство - ценах)
всего 822,0 1147,0 1538,9 1711,4 1746,2 1793,6
За пределами Республики Коми 171,8 358,5 440,6 521,8 454,0 478,1
На территории Республики Коми 650,2 788,5 1098,2 1189,6 1292,2 1315,5
в том числе за счет средств:
федерального бюджета 38,6 19,3 98,4 128,8 129,2 125,6
республиканского и местных
бюджетов 47,4 69,3 73,5 56,3 49,1 51,8
предприятий и организаций 505,8 666,5 365,5 370,0 446,4 355,8
населения 58,4 33,4 56,8 86,5 116,0 138,9
государственные средства
республиканского уровня - - 504,0 548,0 551,5 643,4
ранее неучтенное жилье
(1991 - 1995 гг.) - - - - - -
Удельный вес в общем объеме
ввода (процентов) 100 100 100 100 100 100
в том числе за счет средств:
федерального бюджета 5,9 2,4 8,9 10,8 10,0 9,5
республиканского и местных
бюджетов 7,3 8,8 6,7 4,7 3,8 3,9
предприятий и организаций 77,8 84,5 33,3 31,1 34,5 27,0
населения 9,0 4,3 5,2 7,3 9,0 10,6
государственные средства
республиканского уровня - - 45,9 46,1 42,7 48,9
ранее неучтенное жилье
(1991 - 1995 гг.) - - - - - -
Таблица 2
ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ
ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПО ГОРОДАМ И РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
(тыс. кв. метров)
------------------T---------------T-------------------------------¬
¦ Город, район ¦ Отчет ¦ Прогноз ¦
¦ +-------T-------+-------T-------T-------T-------+
¦ ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
L-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ЖИЛЬЯ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ "СВОЙ ДОМ" ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ ДЛЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ
-----------------T-----------T----------------------T-----------T-----------T-----------¬
¦ Город, район ¦ 1997 г. ¦ в том числе: ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ ¦ +------------T---------+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ для лиц, ¦ других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ выезжающих ¦категорий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ из районов ¦ граждан ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Крайнего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Севера и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦приравненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ местностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----T-----+-----T------+----T----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+
¦ ¦ млн.¦кв.м ¦ млн.¦ кв.м ¦млн.¦кв.м¦ млн.¦ кв.м¦ млн.¦ кв.м¦ млн.¦ кв.м¦
¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦
L----------------+-----+-----+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------
СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДЛЯ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ,
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ ДЛЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ
-----------------T-----------T------------T-----------T------------T------------T-------------¬
¦ Город, район ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +-----T-----+------T-----+-----T-----+------T-----+------T-----+------T------+
¦ ¦млн. ¦ кв.м¦ млн. ¦ кв.м¦млн. ¦ кв.м¦ млн. ¦ кв.м¦ млн. ¦ кв.м¦ млн. ¦ кв.м ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦
L----------------+-----+-----+------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----+------+-------
СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ ОТСТАВКУ, СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ, А ТАКЖЕ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
-----------------T---------T----------T----------T----------T----------T----------¬
¦ Город, район ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
¦ +----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+
¦ ¦млн.¦кв.м¦ млн.¦кв.м¦ млн.¦кв.м¦ млн.¦кв.м¦ млн.¦кв.м¦ млн.¦кв.м¦
¦ ¦руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦ руб.¦ ¦
L----------------+----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----
СТРУКТУРА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ
------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ ¦Еди- ¦ 1991¦ 1992¦ 1993¦ 1994¦ 1995¦ 1996¦ 1997¦ 1998¦ 1999¦ 2000¦
¦ ¦ница ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦изме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
Всего тыс. 517,5 451,5 490,5 342,6 391,8 411 410 422 435 448
кв.м
Крупнопанельные и
объемно-блочные
дома -"- 285,1 229,6 225,7 123,7 162,6 180 164 63,3 - -
Смешанные системы
с несущими
конструкциями из
сборного железо-
бетона и ограж-
дающими конструк-
циями из мелко-
штучных материа-
лов с утеплителем
и слоистых
конструкций -"- - - - - - - 20,5 105,5 161,0 150,8
Каркасные дома -"- 3,1 2,4 7,8 1,0 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 16,0
Крупноблочные
дома -"- 9,3 3,4 12,3 1,0 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,9
Монолитные и
сборно-монолит-
ные -"- 0,5 - 3,9 0,3 - - - - - -
Кирпичные и
каменные дома -"- 149,1 132,9 184,4 182,9 199,0 186,8 171,0 154,9 150,9 133,0
в том числе:
эффективная
кладка с утепли-
телем -"- - - - - - 100,0 171,0 154,9 150,9 133,0
Ячеистобетонные
дома -"- 7,2 7,8 5,9 5,8 6,7 8,0 8,2 8,4 8,7 8,9
Деревянные, вклю-
чая каркасные,
панельные,
модульные и
другие с
эффективным утеп-
лителем -"- 63,2 75,4 50,5 27,9 18,4 31,0 41,0 63,3 87,0 112,0
Прочие -"- - - - - - - - 21,1 21,8 22,4
В процентах к
итогу проц. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Крупнопанельные и
объемно-блочные
дома проц. 55,1 50,8 46,0 36,1 41,5 43,8 40,0 15,0 - -
Смешанные системы
с несущими
конструкциями из
сборного железо-
бетона и огражда-
ющими конструкци-
ями из мелкоштуч-
ных материалов с
утеплителем -"- - - - - - - 5,0 25,0 37,0 33,7
Каркасные дома -"- 0,6 0,5 1,6 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 3,6
Крупноблочные
дома -"- 1,8 0,7 2,5 0,3 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Монолитные и
сборно-монолит-
ные -"- 0,1 - 0,8 0,1 - - - - - -
Кирпичные и
каменные дома -"- 28,8 29,4 37,6 53,4 50,8 45,5 41,7 36,7 34,7 29,7
в том числе:
эффективная
кладка с утепли-
телем -"- - - - - - 24,3 41,7 36,7 34,7 29,7
Ячеистобетонные
дома -"- 1,4 1,8 1,2 1,7 1,7 1,9 2,0 2,0 2,0 2,0
Деревянные, вклю-
чая каркасные,
панельные,
модульные и
другие с эффек-
тивным утеплите-
лем -"- 12,2 16,8 10,3 8,1 4,7 7,5 10,0 15,0 20,0 25,0
Прочие -"- - - - - - - - 5,0 5,0 5,0
Таблица 20
ПРОЕКТНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ, СОЗДАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА
-----------------------------------T---------T------------------------------T------------T---------------¬
¦ Наименование работ ¦Стоимость¦ Распределение по годам ¦ Исполнитель¦ Источник ¦
¦ ¦ в ценах ¦ (в ценах 1996 - 1997 гг.) ¦ ¦ финансирования¦
¦ ¦ 1995 г. +-------T-------T----T----T----+ ¦ ¦
¦ ¦ в т.ч. ¦1996 г.¦ 1997 ¦1998¦1999¦2000¦ ¦ ¦
¦ ¦оплачено ¦в т.ч. ¦ год ¦ год¦год ¦год ¦ ¦ ¦
¦ ¦в 1995 г.¦оплаче-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦но в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1996 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+-------+-------+----+----+----+------------+----------------
I. Проектно-планировочные
1. Комплексная схема социально - 800/300 500 - 690 - - Фирма "ЭНКО" Республиканский
экономического и территори- Санкт - бюджет РК
ального развития Республики Петербург
Коми
1.1. Проект комплексной социаль- 500 - - 300 200 - Институт -"-
но-экономической и террито- экономичес-
риально-планировочной орга- ких и соци-
низации сельского расселения альных
проблем
Севера КНЦ
УрО РАН,
Фирма "ЭНКО"
1.2. Территориально-планировоч- 500 - - - 200 300 -"- ОАО "Белкомур"
ная организация перспектив- Дирекция адми-
ных транспортных зон нистрации
Программы
развития РК
1.3. Программа "Основные направле- 100 - 30 70 - - Республиканский
ния совершенствования градо- бюджет РК (до-
строительства и жилищно - левое участие)
гражданского строительства в
северных регионах Российской
Федерации" ("Север-перспек-
тива")
2. Корректировка генерального 371/178 231/- 260 400 - - Фирма "Энко" Республиканский
плана городов Ухты - бюджет РК
Сосногорска
3. Зонингский район г. Сыктывка- 496/100 396/37 202,06 224 - - -"- -"-
ра (Правила застройки и ис-
пользования территории)
4. Генеральный план г. Печоры 352,2/ 103/45 254,6 91 - - АО "Коми- -"-
45 граждан-
проект"
5. Генеральный план г. Емвы 79,3/12 50/21 46,3 - - - -"- -"-
6. Генеральный план с. Усть - 47,9/7 31/13 27,8 - - - -"- -"-
Кулом
7. Концепция генерального плана 100 - - - 100 - Фирма "ЭНКО" -"-
г. Воркуты
8. Генеральный план г. Воркуты 660 - - - - 330 Фирма "ЭНКО" -"-
(500 x 1,32)
9. Концепция генерального плана 100 - - - 100 - -"- -"-
г. Инты
10. Генеральный план г. Инты 400 - - - - 200 -"- -"-
(300 x 1,32)
11. Концепция генерального плана 100 - - - 100 - -"- -"-
г. Усинска
12. Генеральный план г. Усинска 400 - - - - 200 -"- -"-
II. Государственный градострои-
тельный кадастр (ГГК) Респуб-
лики Коми в составе:
1. ГГК Республики Коми 1023/ - 1170 - - - АГИКС РК -"-
ГГК Сыктывдинского района 110
ГГК г. Ухты
2. ГГК городов и районов 18000 - - 1800 4000 4500 -"- -"-
III. Схема размещения строитель- 310 - - 500 - - -"- Местный бюджет
ства жилья в городах и
районах на период до 2000
года с целью решения вопросов
комплексной застройки
IV. Разработка зональных проектов
социального жилья
4.1. Город Сыктывкар:
Серия 125 700 - 500 200 - - АО "Сыктыв- Республиканский
каргорстрой" бюджет РК
Серия с полным каркасом 700 - 500 200 - - АО "Коми- -"-
граждан-
проект"
4.2. Город Ухта: серия 135 700 - - 400 300 - АО "Ухтажил- -"-
стройпроект"
4.3. Город Печора: серия 84 700 - - - 400 300 АО "Печора- -"-
проект"
V. Разработка зональных проектов
реконструкции старых серий
Город Сыктывкар: серия 447 300 - - 300 - - АО "Коми- -"-
серия 464 300 - - 200 100 - граждан-
проект"
Город Ухта: серия 467 400 - - - 300 100 АО "Ухтажил- -"-
стройпроект"
Город Воркута: серия 335 500 - - - 200 300 ПечорНИИ- -"-
проект
Общереспубликанские серии 86 300 - - - - 300 АО "Коми- -"-
граждан-
проект"
Всего 1311/116 2990,76 5375 6000 6530
Примечание. Объемы работ, не профинансированные в 1996 году, включены в программу 1997-1998 гг.