Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ ("Информационный бюллетень Министерства труда и занятости населения РК "Вестник", № 6, 1997 г.)]
"УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА РФ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Министерства труда и занятости населения РК "Вестник", июнь 1997, № 6






МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА РФ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ"

Вопрос: Какие обязанности возложены на работодателей по содействию в обеспечении занятости населения?
Ответ: Работодатели обязаны разрабатывать и реализовывать план социального развития организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы.
Немаловажное значение в реализации плана социального развития имеют локальные нормативные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и другие), закрепляющие социально - демографические особенности и профессионально - квалификационную структуру коллектива организации, условия труда работников с учетом специфики конкретного производства и льготы работникам, предоставляемые организацией.
Закон о занятости в новой редакции предусматривает обязанность работодателей по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" квота для приема инвалидов на работу устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3%) организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
Законом о занятости на работодателей возложена обязанность трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Так, работодатель обязан, в соответствии со ст. 181 КЗоТ РФ, принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отказ в приеме на работу указанных лиц в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован ими в суде. За такого рода нарушения работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Вопрос: Какие сведения работодатели должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости?
Ответ: Ст. 25 Закона о занятости дополнена нормой, установившей обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве). Такие сведения необходимы для предупреждения массовой безработицы.
Указ Президента РФ от 21 апреля 1993 года "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" считает целесообразным в случае признания организаций, находящихся в федеральной собственности, несостоятельными (банкротами) предоставлять высвобожденным работникам преимущественное право трудоустройства на не менее, чем 70% рабочих мест государственных организаций, вновь образуемых на базе имущества организаций - банкротов; организации собственного производства на базе организаций - банкротов, если они предложили наряду с другими покупателями равные условия покупки имущества или при отсутствии покупателя.
В организациях, образуемых на базе организаций - банкротов, находящихся в федеральной собственности, конкурсные управляющие вправе с согласия высвобождаемых работников заключить с ними трудовой договор (контракт) на период проведения ликвидационных процедур (конкурсного производства).
Руководители организаций, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых начато рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве), обязаны своевременно погашать имеющуюся задолженность по заработной плате или другим социальным выплатам согласно очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о занятости на работодателей возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
Под профессиональной реабилитацией инвалидов следует понимать их профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально - производственную адаптацию и трудоустройство (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Кроме того, работодатели, согласно п. 3 ст. 25 Закона, обязаны ежемесячно представлять информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Обязательную денежную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида работодатели должны вносить в фонд занятости ежемесячно. Порядок и размеры данной платы устанавливаются Правительством РФ.

Вопрос: В течение какого срока работодатель обязан информировать службу занятости о приеме гражданина на работу?
Ответ: При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в 5-дневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

Вопрос: В каких случаях работодатели имеют право на налоговые льготы?
Ответ: Закон о занятости предоставил работодателям право на налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством, если они трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, перечень которых приведен в п. 2 ст. 5 Закона о занятости.
Согласно новой редакции Закона (ст. 26) налоговые льготы предоставляются и в случае приема на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений.

Вопрос: Компенсируются ли работодателям затраты, произведенные в целях содействия занятости?
Ответ: По Закону о занятости органы службы занятости могут при необходимости частично компенсировать затраты работодателей на организацию обучения граждан, высвобождаемых из других организаций, а также затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций.

Вопрос: Какую ответственность несут работодатели за нарушение Закона о занятости?
Ответ: Закон о занятости является комплексным нормативным актом, регулирующим правоотношения, относящиеся к различным отраслям законодательства: административному, финансовому, трудовому и другим.
Работодатели при неисполнении обязанностей, возложенных на них Законом о занятости, могут привлекаться к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности.
В соответствии со ст. 41 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" нарушение должностным лицом организации, независимо от форм собственности, законодательства РФ о труде влечет наложение штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
К такой ответственности могут привлекаться работодатели за непредставление соответствующей информации службе занятости, профсоюзному или иному представительному органу работников о возможных массовых увольнениях (п. 2 ст. 25 Закона).
Пункт 5 ст. 21 Закона закрепляет, что профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателей включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Если лица, представляющие работодателя, уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора или нарушили семидневный срок, в течение которого при получении письменного уведомления о начале переговоров обязаны начать переговоры, то на основании ст. 25 Закона РФ от 11 марта 1992 года "О коллективных договорах и соглашениях" они подвергаются штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.
В п. 5 ст. 13 Закона о занятости отмечается, что предметом коллективного договора (соглашения) могут быть положения, гарантирующие гражданам, высвобожденным из организаций в связи с сокращением численности или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их дети - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В силу ст. 26 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору (соглашению), подвергаются штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.
На основании ст. 210 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители государственных инспекций труда за нарушение законодательства РФ о труде - штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда; государственные правовые инспектора труда за нарушение законодательства РФ о труде - штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Руководители организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, при невыполнении требования, предусмотренного п. 5 ст. 25 Закона о занятости, о внесении (ежемесячно) в фонд занятости обязательной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида несут ответственность в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона РФ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемого органом исполнительной власти субъекта РФ. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы РФ. Уплата штрафа не освобождает от внесения задолженности.
Ст. 145 Уголовного кодекса (утв. Законом РФ от 13 июня 1996 года) предусматривает, что работодатель при необоснованном отказе в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованном отказе в приеме на работу женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
В соответствии с п. 1 ст. 254 КЗоТ РФ в случае грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения или другого обособленного подразделения) или его заместителем трудовой договор может быть с ними прекращен.
Контракт, заключенный с руководителем организации, может предусматривать в качестве основания его прекращения неисполнение обязанностей, возложенных на него Законом о занятости (п. 4 ст. 254 КЗоТ РФ).
Руководитель организации (работодатель) может привлекаться собственником организации к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований Закона о занятости.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru