Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 18.06.1997 № 166
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1997 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 05.08.1997, № 149


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 20.07.2000 № 296.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 18 июня 1997 г. № 166

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ НА 1997 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

В целях определения основных приоритетов развития здравоохранения Республики Коми, сохранения социальных гарантий медицинской помощи населению постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную концепцию развития и реформирования здравоохранения Республики Коми на 1997 год и на период до 2000 года (далее именуется - Концепция).
2. Поручить заместителю Главы Республики Коми, министру здравоохранения Республики Коми Дзуцеву Г.М. разработать и в течение 1997-1998 годов внести Главе Республики Коми предложения по реализации Концепции.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Приложение
к Указу
Главы Республики Коми
от 18 июня 1997 г. № 166

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1997 ГОД И
НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

г. Сыктывкар, 1997 г.

I. Современная ситуация в области
здравоохранения Республики Коми

Состояние системы здравоохранения в Республике Коми с финансированием по основным "защищенным статьям" бюджетной классификации (питание больных, обеспечение медикаментами, заработная плата медработникам) постепенно ведет к разрушению базы отрасли; изнашиваются медицинская аппаратура и оборудование, до предела изношен автотранспорт. Продолжает ухудшаться обеспеченность медицинскими кадрами. В связи со снижением уровня жизни населения, ухудшением экологии, качества питания, алкоголизацией общества не удалось остановить рост неблагоприятных медико - демографических показателей, так в 1996 году продолжала снижаться рождаемость, выросла смертность населения, естественный прирост населения вновь составил отрицательную величину, т.е. уровень смертности превысил уровень рождаемости.
Продолжался рост общей заболеваемости населения во всех демографических группах. В 1996 году наблюдался рост инфекционной заболеваемости, в частности дифтерии, рост "социальных заболеваний", в том числе туберкулеза, онкопатологии, венерических заболеваний, выросла младенческая смертность.
Отрицательное воздействие на здравоохранение оказывает несовершенство системы управления отраслью, которое проявляется как в разобщенности деятельности некоторых государственных структур, например, Министерства здравоохранения Республики Коми и Министерства Республики Коми по социальным вопросам, так и внебюджетных фондов социальной направленности. Такая несогласованность приводит к потерям бюджетных и государственных внебюджетных средств. Несовершенство управленческой "вертикали" в отрасли, выразившееся в отсутствии экономических механизмов управления лечебно - профилактическими учреждениями территорий, имеющих самостоятельные бюджеты, отрицательно влияет на процесс проводимых реформ.
Несмотря на появление дополнительного внебюджетного источника финансирования здравоохранения - Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, уровень суммарных расходов на здравоохранение по-прежнему не достигает потребности.
Затраты на ремонт и реконструкцию лечебно - профилактических учреждений не позволяют обеспечить даже простое воспроизводство отрасли.
На состояние отрасли оказывают неблагоприятное влияние действующая организационная модель медицинской помощи, являющаяся, по сути, затратной, так как значительное место в этой модели необоснованно занимает дорогостоящая стационарная помощь.
Более экономичная амбулаторно - поликлиническая помощь не стала в достаточной степени приоритетной.
Из-за отсутствия действенной управленческой "вертикали" в отрасли тормозится работа по районированию высокоспециализированной медицинской помощи и реорганизации первичной медико - санитарной помощи.
Нуждается в дальнейшем совершенствовании система лекарственного обеспечения населения, значительно улучшившаяся и ставшая более экономичной для финансирующих организаций после введения в республике лекарственного страхования населения.
Требует развития политика обеспечения медицинскими кадрами учреждений здравоохранения в Республике Коми.
Введенная в 1994-1995 годах дифференцированная система оплаты труда медицинских работников, давшая свои положительные результаты, требует дальнейшей дифференциации и совершенствования с учетом степени сложности лечения пациентов и включения механизмов не только контроля качества медицинской помощи, но и управления качеством.
Необходимо изменение системы обеспечения, ремонта и профилактики медицинской техники и оборудования.
Следует также совершенствовать и развивать систему оказания высокоспециализированной медицинской помощи сельскому населению, учитывая положительный опыт работы в этом направлении.

II. Отдельные понятия, применяемые в Концепции

1. Высокоспециализированная медицинская помощь - высший вид медицинской помощи, оказываемый в специализированных медицинских учреждениях, имеющих лицензию на ее оказание, специальное оборудование и оснащение, врачами - специалистами со специализацией по отдельным разделам медицинской деятельности в соответствии с номенклатурой врачебных специальностей, утвержденной Минздравом России, имеющими сертификат специалиста и квалификационную категорию не ниже первой.
2. Врач общей практики (семейный врач) - квалифицированный врач - терапевт широкого профиля, имеющий достаточно теоретических знаний и практических навыков по основным специальностям практической медицины в объеме специальности "Лечебное дело", предназначен для оказания первичной многопрофильной помощи, диагностики и лечения заболеваний членов семьи независимо от возраста, формирования их здорового образа жизни, физической и социальной адаптации к окружающей среде.
3. Институт врача общей практики - структура формирования общих врачебных практик с учетом их организации, в том числе подготовки специалистов.
4. Общие врачебные практики - система оказания первичной медико - санитарной помощи на основе деятельности врачей общей практики (семейных врачей).
5. Автономные врачебные практики - общие врачебные практики, имеющие статус юридического лица, финансирование деятельности которых производится непосредственно от финансирующей организации, а не через территориальные лечебно - профилактические учреждения.
6. Первичная медико - санитарная помощь - многопрофильная медицинская помощь, оказываемая на амбулаторно - поликлиническом этапе в объеме специальности "Лечебное дело", направленная на диагностику и лечение заболеваний населения, формирование здорового образа жизни, физической и социальной адаптации к окружающей среде.
7. Медицинское районирование - концентрация высокоспециализированной медицинской помощи на территориях, имеющих развитую медицинскую инфраструктуру, способствующую рациональному использованию специалистов, материальных средств, хорошую транспортную схему, обеспечивающую доступность для населения этого вида помощи.
8. Гериатрические отделения - специализированные отделения лечебно - профилактических учреждений, осуществляющие комплекс лечебно - профилактических мероприятий гражданам пожилого и старческого возраста.
9. Хоспис - медицинское учреждение или подразделение лечебно - профилактического учреждения, оказывающее разноплановую медико - социальную помощь больным неизлечимыми заболеваниями (квалифицированный уход, снятие болевого синдрома, психотерапевтическое лечение и т.д.).
10. Медицинские дефекты - дефекты оказания медицинской помощи, связанные с недостаточной квалификацией медицинского персонала, недостаточным обеспечением лекарственными средствами, медицинской техникой, организационными нарушениями, неисполнением функциональных обязанностей медицинскими работниками.
11. Постгоспитальное лечение - лечение пациентов, нуждающихся в этом, после выписки из стационара, осуществляемое на амбулаторно - поликлиническом этапе.
12. Пограничные состояния - состояния при отдельных заболеваниях, лечение которых может проводиться как на этапе стационара, так и на амбулаторно - поликлиническом этапе при соответствующей его организации.
13. Демографическая структура населения - распределение населения по полу и возрасту.
14. Контингенты населения - группы населения, формируемые по демографическому и(или) социальному признаку.
15. Медицинские стандарты - комплекс диагностических, лечебных и организационных мероприятий, необходимый для лечения того или иного заболевания, характеризующегося устойчивым сроком длительности лечения и носящего относительно постоянный характер для каждого конкретного заболевания.
16. Нозология - вид заболевания, нозологическая группа - группа заболеваний, имеющих одинаковые симптомы и причины возникновения.
17. Клинико - статистическая группа (КСГ) - группа заболеваний, сходных по течению и имеющих одинаковую среднюю длительность лечения.
18. Реабилитационная помощь - вид медицинской помощи, оказываемый в лечебно - профилактических учреждениях пациентам после перенесенного заболевания с целью восстановления их физиологических функций, в том числе и работоспособности, социальной и психологической адаптации.
19. ФАП - фельдшерско - акушерский пункт.
20. Параклинические подразделения - подразделения, выполняющие вспомогательную работу в разделе диагностики заболеваний и контроля за ходом лечебного процесса (клинические, биохимические, серологические лаборатории, служба лучевой и функциональной диагностики и другие).
21. Перинатология - наука, изучающая состояние здоровья ребенка и матери до рождения, в момент рождения и в течение первого месяца после рождения ребенка и определяющая комплекс профилактических, организационных, лечебно - диагностических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья матери и ребенка.

III. Принципы государственной политики
реформирования здравоохранения

Приоритетность здравоохранения определяется правом граждан Республики Коми на жизнь и здоровье, закрепленным в Конституции Республики Коми.
В связи с этим, принципами государственной политики в области здравоохранения должны стать:
признание здоровья человека приоритетом государственной социально - экономической политики, от которого напрямую зависит положение дел в республике;
принятие любых решений в республике должно осуществляться с учетом прогноза их влияния на здоровье граждан республики;
создание единой системы здравоохранения, включающей в себя государственный и муниципальный секторы под управлением Минздрава Республики Коми, реализующего единую государственную политику в области медицинского, лекарственного и санитарно - эпидемиологического благополучия граждан;
медико - социальная защита граждан республики, признание развития отрасли здравоохранения одним из основных приоритетных направлений социально - экономической политики Республики Коми, совершенствование ее профилактической направленности и формирование здорового образа жизни, повышение медицинской культуры населения.

IV. Основные цели и задачи
государственной Концепции

1. Основной целью Концепции является полное обеспечение прав граждан республики в области охраны здоровья в соответствии с Конституцией Республики Коми.
Осуществление Концепции направлено на:
гарантию качественной бесплатной медицинской помощи в государственных республиканских и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказываемой за счет средств бюджетов и страховых взносов;
рациональное использование средств на здравоохранение и их максимальную экономию путем реформирования существующей системы здравоохранения;
приведение в соответствие с уровнем финансирования и без ущерба для населения республики, в пределах социальных норм, коечного фонда;
внедрение новых, менее затратных организационных технологий оказания медицинской помощи;
совершенствование существующей дифференцированной системы оплаты труда медицинских работников;
создание гибкой, оперативно действующей, отраслевой экономической управленческой структуры. Продолжение реорганизации городских и районных управленческих структур;
продолжение деятельности по приближению высокоспециализированной и высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе и реанимационной, к сельскому населению;
дальнейшее совершенствование системы медико - социальной помощи одиноким престарелым больным в учреждениях здравоохранения;
уменьшение доли дефектов медицинской помощи в оказании медицинской помощи гражданам республики.
2. Первоочередные приоритетные направления развития и реформирования здравоохранения Республики Коми с перспективой реализации в 1997-1998 годах:
осуществление реформирования структуры оказания медицинской помощи, перенос "центра тяжести" лечения на амбулаторно - поликлиническое звено, реформирование системы первичной медико - санитарной помощи - создание, наряду с существующими многопрофильными поликлиниками, микроамбулаторий и системы врача общей практики;
совершенствование системы обязательного медицинского страхования в республике в сторону удешевления модели страхования, поэтапного его введения, первоочередного решения наиболее острых социально - медицинских проблем;
Совершенствование дифференцированной (мотивационной) системы оплаты труда с целью улучшения качества оказания медицинской помощи и включения экономических механизмов управления отраслью и качеством медицинской помощи;
улучшение качества медицинского обслуживания сельского населения Республики Коми, медицинское районирование, приближение высокоспециализированной медицинской помощи к селу;
реорганизация управления здравоохранением, восстановление управленческой вертикали, сокращение дублирующих управленческих структур в отрасли;
обеспечение современного уровня диагностики для жителей сельских регионов республики;
совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи населению Республики Коми;
совершенствование системы медико - социальной помощи в учреждениях здравоохранения;
улучшение подготовки собственных медицинских кадров в Республике Коми;
совершенствование системы медицинской помощи детям и матерям.
Практическая реализация принципа приоритетности проблем детства и материнства в социальной политике Республики Коми.
3. Приоритетные направления развития и реформирования здравоохранения Республики Коми с перспективой реализации до 2000 года:
дальнейшее сокращение высокозатратной коечной сети республики до 80 на 10000 жителей, в пределах социальных норм, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 5 апреля 1996 г. № 91 "Об утверждении государственных социальных норм и нормативов";
преобразование существующих амбулаторно - поликлинических учреждений в лечебно - диагностические центры высокоспециализированной медицинской помощи путем их реструктуризации и укрупнения одновременно с полным охватом республики системой врача общей практики (семейного врача);
дальнейшее улучшение подготовки медицинских кадров, создание республиканской базы научных медицинских кадров;
дальнейшее совершенствование реабилитационной и профилактической помощи населению. Создание республиканской санаторно - курортной базы под управлением Минздрава Республики Коми;
введение полного обязательного медицинского страхования населения Республики Коми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
формирование бюджета здравоохранения республики, исходя из научно обоснованного дифференцированного норматива на одного жителя в зависимости от половозрастной структуры населения, климатогеографических условий, уровня заболеваемости;
введение системы дифференциации способов финансирования лечебно - профилактических учреждений стационарных, амбулаторно - поликлинических и общеврачебных практик.

V. Пути развития и реформирования
здравоохранения Республики Коми

Общие концептуальные пути развития и реформирования отрасли:
1. Реформы механизмов управления отраслью путем создания единой системы вертикального подчинения;
унификация структуры органов управления здравоохранения с целью исключения дублирующих органов и учреждений. Создание межмуниципальных медицинских объединений высокоспециализированной медицинской помощи в рамках программы ее районирования.
2. Реформы в области экономики здравоохранения.
Укрепление экономической основы здравоохранения республики:
учитывая ответственность за состояние здоровья населения различных государственных управленческих структур и для преодоления межведомственной разобщенности создать межведомственную комиссию по охране здоровья граждан Республики Коми на республиканском уровне с включением в ее состав представителей заинтересованных управленческих структур;
на законодательном уровне предусмотреть механизм централизации отдельных статей расходной части бюджетов здравоохранения в республиканском бюджете Республики Коми по отрасли "Здравоохранение";
развивать научные подходы к формированию бюджетов здравоохранения. Осуществлять расчет финансового норматива на одного жителя в зависимости от демографической (половозрастной) структуры населения, уровня заболеваемости, материально - технической базы учреждений здравоохранения и климатогеографических условий регионов;
развивать многоканальное финансирование отрасли путем объединения отдельных, смежных видов деятельности с другими ведомствами, в том числе с Министерством Республики Коми по социальным вопросам, Фондом социального страхования Республики Коми;
либерализация системы платных услуг в деятельности лечебно - профилактических учреждений;
включение экономических механизмов управления отраслью путем совершенствования дифференцированной системы оплаты труда (прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда медицинских работников за фактически выполненный объем работ с учетом качества медицинской помощи), включая механизм оплаты по категориям сложности лечения и системы управления качеством;
помимо экономических рычагов, для преодоления структурных диспропорций в здравоохранении Республики Коми необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий по управлению использования ресурсов медицинской помощи, что включает в себя объем медицинской помощи, ее качество и структуру;
основная цель мероприятий по использованию ресурсов оказания медицинской помощи - ликвидация потерь, которые возникают из-за плохой координации деятельности отдельных уровней и звеньев оказания медицинской помощи, а также низкой эффективности использования трудовых и материальных ресурсов, в чем немалую роль сыграла чрезмерная децентрализация управления медицинской помощью в республике.
В указанной системе основные усилия направлены не на увеличение лечебно - диагностических объемов, а на достижение максимально высоких клинических результатов и показателей здоровья населения на единицу финансовых затрат.
Управление использованием ресурсов должно носить комплексный характер, а сам процесс должен быть увязан по всем звеньям по уровням оказания медицинской помощи в республике как по вертикали (ФАП - участковая больница - центральная районная больница - региональный центр специализированной медицинской помощи - медицинское учреждение республиканского уровня), так и по горизонтали, т.е. непосредственно в медицинском учреждении между амбулаторно - поликлиническим и стационарным звеном, а также между различными подразделениями этих звеньев.
Реализация управления использования ресурсов должна осуществляться по следующим позициям:
а) планирование потоков пациентов
Осуществление данной позиции должно реализоваться по следующим направлениям:
анализировать потоки пациентов в разрезе нозологических групп и контингентов населения;
на основе проведенного анализа определять оптимальные варианты движения потоков пациентов;
определять план потоков пациентов как контрольные цифры объемов медицинской помощи, доводимых каждой службе;
выделить и научно обосновать контрольные цифры объемов по параклиническим службам, исходя из потребности параклинических услуг (по видам) на одного пролеченного;
внедрять современные ресурсосберегающие технологии лечения больных в разрезе нозологий;
развивать стационарозаменяющие технологии (стационары на дому, стационары дневного пребывания, дневные стационары при амбулаторно - поликлинических учреждениях, стационары кратковременного пребывания);
проводить постоянный анализ и пересмотр принятых форм лечения заболеваний с точки зрения эффективности использования ресурсов;
внедрить постоянный мониторинг и контроль выполнения объемов работ по потокам пациентов.
б) управление потоками медицинской помощи
Реализация данной позиции должна осуществляться по следующим направлениям:
санкционирование плановых госпитализаций путем отработки критериев по определенным диагнозам и стандартам, при которых пациент должен быть госпитализирован. Большое значение по данному направлению имеет выделение "пограничных состояний", при которых возможно применение стационарозаменяющих технологий;
управление госпитализациями, это направление реализуется через планирование госпитализаций на амбулаторно - поликлиническом звене и на определенный временный период;
подготовка пациента к госпитализации на амбулаторно - поликлиническом уровне (например, обследование пациента на догоспитальном этапе в полном объеме);
анализировать ход выполнения плана стационарного лечения в соответствии с утвержденными медицинскими стандартами средней длительности лечения (медицинскими стандартами, клинико - статистическими группами);
анализировать выписку пациентов из стационара с определением различных вариантов постгоспитального лечения;
контролировать частоту направлений пациентов к специалистам, исходя из определенных цифр количества направлений на одного пациента по различным специальностям.
в) контроль и управление качеством медицинской помощи
Реализация данной позиции должна осуществляться через:
превентивный (предварительный) контроль качества, осуществляемый лицензионно - аккредитационной комиссией;
текущий контроль качества по исполнению применяемых медицинских технологий (ведомственный и межведомственный);
контроль качества по сигнальным позициям ("чрезвычайным" экспертным случаям), ведомственный и межведомственный;
совершенствование системы взаиморасчетов лечебно - профилактических учреждений с бюджетами за фактически выполненный объем работ с учетом качества.
3. Реформа оказания медицинской помощи:
отработка системы районирования медицинской помощи, внедренной в 1995 году. Оптимизация работы региональных центров высокоспециализированной медицинской и консультативно - диагностической помощи с целью приближения ее к сельскому населению;
продолжение оптимизации коечной сети в республике, доведение ее в соответствии с социальными нормами к 2000 году до 80 на 10000 населения;
продолжение создания на высвобождающихся койках отделений и палат для одиноких, брошенных престарелых больных людей и хосписов;
продолжение развития новых организационных форм оказания медицинской помощи, включая полустационары, микроамбулатории, выездные физиотерапевтические, диагностические и процедурные кабинеты, стационары на дому, дневные стационары, увязывая эти новые формы с существующей системой лекарственного страхования населения;
совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи: развитие санаторно - курортных учреждений в республике под управлением Минздрава Республики Коми, формирование здорового образа жизни, повышение медицинской культуры населения;
совершенствование законодательной базы и принятие комплексных мер по обеспечению психического здоровья граждан, дальнейшее развитие психиатрической и наркологической помощи;
активизация и совершенствование деятельности по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, и другими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
с целью приближения высококвалифицированной реанимационной помощи к сельскому населению при республиканских базовых учреждениях создать мобильные реанимационно - консультативные центры;
реализация Указа Главы Республики Коми от 29 августа 1995 г. № 326 "О поэтапном введении обязательного медицинского страхования граждан в Республике Коми".
С целью привлечения и рационального использования средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми необходимо:
а) совершенствование системы лекарственного страхования граждан Республики Коми:
переход в 1997 году к финансированию системы лекарственного страхования, исходя из норматива потребления финансовых средств на медикаменты на одного жителя с учетом дифференцированного подхода к нормированию (климатогеографические, демографические условия, состояния здоровья населения);
распределение функций аптечных структур республики, создание реально действующих трех основных структур обеспечения медикаментами и изделиями медицинского назначения:
бюджетно - страховая аптечная сеть - обеспечение лекарственного страхования граждан;
муниципальная, хозрасчетная аптечная сеть;
коммерческая аптечная сеть.
Последние создаются для обеспечения граждан республики медикаментами свободной реализации и по платным рецептам.
б) завершение перехода к обязательному медицинскому страхованию амбулаторно - поликлинической помощи;
в) введение в 1997 году страхования стационарной помощи;
г) реформирование первичной медико - санитарной помощи.
Важнейшим компонентом реформы здравоохранения является поэтапное преобразование звена первичной медико - санитарной помощи.
Уровень работы первичного звена в наибольшей мере определяет показатель здоровья населения, а также экономическую эффективность.
Стратегическое направление - формирование и массовое развитие института врача общей практики, переход на оказание основной части первичной медико - санитарной помощи силами автономных общих врачебных практик.
В реализации этой программы можно определить следующие этапы:
первый этап - общеврачебные практики - структурные подразделения существующих многопрофильных поликлиник на правах подрядного коллектива со своим субсчетом.
В состав таких практик рационально включить врачей следующих специальностей: терапевт, педиатр, акушер - гинеколог.
Деятельность их должна регламентироваться положением и договором внутриучрежденческого подряда.
В этот период должна осуществляться профессиональная подготовка семейных врачей.
Получив относительную автономию, общеврачебные практики отрабатывают систему взаиморасчетов, финансового и профессионального взаимодействия с другими звеньями оказания медицинской помощи, а многопрофильные поликлиники постепенно преобразуются в консультативно - диагностические учреждения по уровням оказания медицинской помощи;
второй этап - общеврачебные практики еще в составе трех основных врачебных специальностей образуются на базе многопрофильных поликлиник в качестве самостоятельно существующих субъектов с образованием или без образования юридического лица. Собственность поликлиник в части имущества общеврачебных практик передается им на правах оперативного управления.
Обязательное условие - участие общих врачебных практик в выполнении территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Организация работы общих врачебных практик строится на основе прямых договоров с финансирующими организациями.
Организационные мероприятия по реализации второго этапа должны включать:
обучение врачей и среднего медицинского персонала по специальным программам;
лицензирование и аккредитацию;
проведение процедуры свободной регистрации прикрепленного населения;
разъяснительную работу с населением;
разработку и апробацию форм договорных отношений с администрацией поликлиники и другими лечебно - профилактическими учреждениями;
отработку схемы финансирования и финансового взаимодействия;
отработку системы сбора и учета экономической и медико - статистической информации;
третий этап - формирование собственно общеврачебной практики с реализацией ее деятельности как некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях".
Реализация этапов будет осуществляться в зависимости от социально - экономического положения в республике.
д) реформирование стационарной помощи
В настоящее время остаются неудовлетворительными как материально - техническая база стационарных лечебных учреждений, так и организационная схема оказания стационарной медицинской помощи. Углубляется разрыв в показателях стационарной помощи между городскими и сельскими медицинскими учреждениями, страдает как качество оказания помощи, так и моменты ее дифференциации, не выполняются плановые объемные показатели, дорогостоящие койки, особенно в сельских медицинских учреждениях, простаивают, растет процент пребывания на них не показанных к госпитализации пациентов.
Нерациональное использование коечного фонда в республике ведет к необоснованным бюджетным затратам.
Пути решения проблемы:
дифференциация больничной сети по уровням иерархии организации медицинского обслуживания, так маломощные участковые больницы и отделения в центральных районных больницах в соответствии с потребностью населения должны быть преобразованы в больницы и отделения сестринского ухода, хосписы. В городских стационарных учреждениях должны быть предусмотрены гериатрические отделения. Вышеуказанное позволит решить важнейшую медико - социальную проблему;
с целью наибольшей доступности для сельского населения в республике уже начато проведение медицинского районирования с созданием региональных центров оказания специализированной помощи в городах Сыктывкаре, Ухте, Воркуте. Работа в этом направлении должна быть продолжена. До 2000 года региональные учреждения необходимо вывести из муниципального подчинения и придать им статус республиканских, что решит проблему финансирования пребывания в них пациентов независимо от места проживания и позволит проводить единую политику оказания этого вида медицинской помощи;
развитие интенсивных моделей оказания медицинской помощи на стационарном этапе заключается в дифференциации действующей сети стационарных учреждений на больницы кратковременного пребывания больного (до 2 недель) с последующим постгоспитальным долечиванием на амбулаторно - поликлиническом уровне на больницы долговременного пребывания (стационар долечивания, сестринского ухода, хоспис) в зависимости от состояния пациента.
Итак, стационарные учреждения должны быть дифференцированы:
стационары кратковременного пребывания (до 2 недель пребывания);
стационары интенсивной терапии;
стационары долговременного пребывания (долечивания, сестринского ухода);
полустационары (дневные стационары при амбулаторно - поликлинических учреждениях, стационары дневного пребывания в больницах, стационары на дому и др.).
Все вышеуказанное позволит соблюсти утвержденные Указом Главы Республики Коми от 5 апреля 1996 г. № 91 "Об утверждении государственных социальных норм и нормативов" социальные нормы (8 коек - на 1000 жителей) и осуществить экономию бюджетных средств.
е) развитие системы оказания медицинской помощи детям и матерям:
создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; внедрение подходов к обучению подростков сексуальному и репродуктивному поведению, этике семейно - брачных отношений, укрепление службы по планированию семьи;
внедрение современных медицинских технологий в области перинатологии, обеспечивающих рождение здоровых детей, профилактику заболеваемости и инвалидности новорожденных;
формирование основ комплексного решения проблем детей - инвалидов и их семей, создание системы реабилитации;
решение проблемы экстренной высокоспециализированной медицинской помощи женщинам - роженицам и родильницам;
Комплексное решение проблемы профилактики и лечения экстрагенитальной патологии у женщин.
4. Пути развития и реформирования системы обеспечения кадрами медицинских работников:
совершенствование работы по трехуровневой подготовке медработников со средним специальным медицинским и фармацевтическим образованием;
создание в течение 1996-1997 годов филиала Кировского медицинского института в Республике Коми;
создание республиканского центра последипломной подготовки кадров;
создание законодательных предпосылок закрепления врачебных кадров в сельских районах республики, предусматривающих дополнительные льготы;
создание непрерывного цикла обучения медицинских кадров;
в перспективе - создание Коми медицинского института и формирование базы научных медицинских кадров.
5. Развитие системы обеспечения жизнедеятельности медицинских учреждений предусматривает:
развитие управления Минздрава Республики Коми по материально - техническому обеспечению с включением в его состав учреждения по организации питания в лечебно - профилактических учреждениях от обеспечения продуктами питания до приготовления пищи, создание единой сети пищеблоков и учреждения по обеспечению медицинской аппаратурой, ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники с охватом всего спектра;
централизацию средств лечебно - профилактических учреждений городов и районов для финансирования вышеуказанных учреждений через Минздрав Республики Коми на законодательном уровне.
6. Реформа общественно - социальной базы здравоохранения:
развитие контактов с общественными и религиозными организациями в плане психологической поддержки, патронажа, ухода за больными в отделениях сестринского ухода и хосписах;
содействие пропаганде медико - профилактических знаний;
содействие общественным объединениям, профессиональным и по интересам, работающим в области пропаганды здорового образа жизни.

VI. Механизм реализации Концепции

В целях реализации Концепции необходимо регламентировать вопросы:
по реализации программы Главы Республики Коми "Дети Республики Коми на 1997-1999 годы", утвержденной Указом Главы Республики Коми от 13 мая 1997 г. № 115;
об утверждении принципов формирования норматива финансирования медицинской помощи на одного жителя с учетом половозрастной структуры населения, климатогеографических условий территорий и уровня заболеваемости;
о создании межведомственной комиссии по охране здоровья граждан Республики Коми;
о разграничении полномочий между Министерством здравоохранения Республики Коми и администрациями городов и районов республики в области здравоохранения;
об утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования населения Республики Коми на 1997 год;
о реформировании системы управления здравоохранением;
о совершенствовании системы медицинского просвещения населения Республики Коми;
о контроле за информацией медицинского характера, включая рекламу;
о создании общеврачебных практик;
о создании учреждения Минздрава Республики Коми по обеспечению медицинской аппаратурой и техническому обслуживанию медицинской техники;
о создании единой системы санаторно - курортных учреждений в Республике Коми под управлением Минздрава Республики Коми;
о мерах по закреплению врачебных кадров в сельских районах республики;
о финансировании системы лекарственного страхования, исходя из норматива потребления финансовых средств на медикаменты на одного жителя с учетом дифференцированного подхода к нормированию (демографических, климатогеографических условий и состояния здоровья населения).
Концепция развития и реформирования здравоохранения Республики Коми будет систематически корректироваться в зависимости от ее непосредственной реализации или опосредованной результативности с учетом развития и реформирования других отраслей экономики Республики Коми и Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru