Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокуратуры РК от 20.03.1997 № 13/1-2-97
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 20 марта 1997 № 13/1-2-97

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
ЗАЯВЛЕНИЙ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Министру
юстиции
Республики Коми
Шенкману Б.А.

Проведенной прокуратурой Республики Коми очередной проверкой в Министерстве юстиции Республики Коми вновь установлены существенные нарушения Федерального закона "Об общественных объединениях" при рассмотрении заявлений о регистрации общественных объединений во II полугодии 1996 года. В нарушение ст. 23 части 1 Федерального закона зарегистрирован ряд общественных объединений, учредительные документы которых противоречат положениям статей 19, 20, 21 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 117 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях" общественными объединениями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Кроме того, в указанных статьях особо оговорено, что особенности правового положения общественных объединений определяются иными федеральными законами. Статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" конкретно определила, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане и юридические лица - общественные объединения, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Указанное требование закона расширительному толкованию не подлежит. Однако министерство юстиции зарегистрировало Коми республиканский благотворительный фонд им. Т.Г.Шевченко (рег. № 207) в качестве общественного фонда, в то время как учредителями явились предприятия и учреждения различных форм собственности, в т.ч. государственное учреждение КЛ-400 МВД России, которое не вправе быть учредителем любой из форм благотворительной организации (ст. 8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Кроме того, официальное название фонда не соответствует требованиям ст. 28 части 1 Федерального закона "Об общественных объединениях" - отсутствует слово "общественный".
В Уставе органа общественной самодеятельности "Ухтинский городской комитет защиты мира" (рег. № 204) предусмотрено членство предприятий различных форм собственности и других юридических лиц, кроме того, - фирм, организаций и компаний зарубежных стран. Согласно п. 7.2 Устава средства комитета используются для осуществления в стране и за рубежом совместно с другими организациями акций и мероприятий по укреплению безопасности и международного сотрудничества..., что явно противоречит требованиям ст. 12 части 1 Федерального закона "Об общественных объединениях". В соответствии с указанной нормой органом общественной самодеятельности признается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы...
Предусматривает коллективное членство в лице предприятий, учреждений, организаций Устав спортивно - физкультурно - оздоровительного центра "Горнолыжный союз" Республики Коми (рег. № 208). Причем указанное объединение зарегистрировано как общественная организация, хотя, в нарушение ст. 20 части 1 Федерального закона "Об общественных объединениях", ни в официальном названии, ни в Уставе не указана организационно - правовая форма. Согласно пункту 5.5 Устава для координации деятельности правления, исполнительной дирекции и других органов подразделений центра собрание избирает председателя, а в пункте 5.8 указано, что исполнительный директор представляет центр в учреждениях и организациях по поручению президента. Что это за президент и какие его полномочия - нигде в Уставе больше не указано.
Устав Ухтинского городского общественного движения потребителей "Защита" (рег. № 315) предусматривает участие в движении предприятий, организаций и учреждений любых форм собственности.
В нарушение требований пунктов 2, 4, 6 части первой ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" Устав Коми республиканского общественного движения "Союз защиты прав потребителей и вкладчиков" (рег. № 218) не предусматривает контрольно - ревизионный орган, кто избирает председателя координационного совета и срок его полномочий, источники формирования денежных средств и иного имущества.
Не предусмотрены сроки полномочий руководящих органов и в Уставах Коми республиканской общественной организации Всероссийского общества глухих (рег. № 216), Сыктывкарского общественного фонда "Правопорядок" (рег. № 220). Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" пункт 4.1 Устава Сыктывкарского общественного фонда "Правопорядок" предусматривает избрание ревизионной комиссии из состава руководящего органа - правления фонда, что и сделано на общем собрании 30.09.96.
В учредительных документах общественной региональной организации "Союз драматургов Севера" (рег. № 217) не предусмотрен и нет данных о формировании контрольно - ревизионного органа.
С нарушением требований пунктов 1, 4 части 1 ст. 20 и части 1 ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" оформлены учредительные документы Чувашского национально - культурного общества "Нарски" (рег. № 219). В официальном названии не содержатся организационно - правовая форма и территориальная сфера деятельности, в Уставе не предусмотрены порядок избрания председателя совета общества и срок его полномочий. Согласно пункту 2.2 Устава заместителя председателя совета общества и секретаря избирает общее собрание по представлению председателя. Однако председатель совета, его заместитель и секретарь избраны советом общества (протокол от 23.09.96).
Не содержится территориальная сфера деятельности в официальном названии "Местная общественная организация ансамбля "Морозко" (рег. № 226), хотя в пункте 1.3 Устава четко указано "Общественная организация Ухтинский танцевальный ансамбль "Морозко". В Уставе имеется противоречие в части формирования контрольно - ревизионного органа. Согласно пункту 4.2.3 Устава выборы членов контрольно - ревизионной комиссии считаются состоявшимися, если за каждого из них подано свыше 2/3 голосов участников общего собрания организации. В то же время пунктом 4.2.4 Устава избрание членов контрольно - ревизионной комиссии отнесено к исключительной компетенции руководящего органа - совета организации.
Не содержится территориальная сфера деятельности в официальном названии "Общественная организация инвалидов - горноспасателей - шахтеров "Преодоление" (рег. № 214). Кроме того, согласно пункту 1.3.4 Устава имущество, оставшееся после удовлетворения претензий всех кредиторов, идет на выплату денежных компенсаций членам организации, а не на цели, предусмотренные Уставом общественного объединения, как это предусмотрено частью 2 ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях".
На аналогичные нарушения указывалось Министерству юстиции по результатам предыдущих проверок в октябре 1995 года и августе 1996 года, однако мер по их устранению не принято. На представление прокуратуры республики от 6 августа 1996 года № 13/1-2-96 "Об устранении нарушений законодательства при рассмотрении заявлений о регистрации общественных объединений" министерство юстиции за Вашей подписью ответило, что в адрес руководителей общественных объединений, регистрация которых осуществлена с нарушением действующего законодательства, направлены письменные уведомления с предложением о внесении корректив в учредительные документы. Отделом законотворчества и регистрации разработан контрольный план - график регистрации изменений и дополнений в учредительные документы согласно перечню общественных объединений, указанных в представлении прокуратуры. Установлены конкретные сроки реализации намеченных мероприятий.
В ходе настоящей проверки установлено, что указанные министерством юстиции сведения не соответствуют действительности, даже на 20 февраля 1997 года не было направлено ни одно письменное уведомление.
Положения многих Уставов общественных объединений, зарегистрированных до 25 мая 1996 года, имеют аналогичные противоречия с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Прекратить практику регистрации общественных объединений, учредительные документы которых противоречат требованиям Федерального закона "Об общественных объединениях".
2. Принять меры по устранению допущенных нарушений Федерального закона "Об общественных объединениях".
С этой целью:
а) Пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные после 25 мая 1996 года решения о регистрации общественных объединений, учредительные документы которых противоречат Федеральному закону "Об общественных объединениях".
б) Лиц, нарушивших закон, привлечь к дисциплинарной ответственности.
3. Потребовать от общественных объединений, созданных до вступления в силу (25 мая 1995 года) Федерального закона "Об общественных объединениях", безусловного исполнения ст. 52 указанного Федерального закона в части приведения уставов в соответствие с этим законом на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения настоящего представления и о результатах принятых мер сообщено прокурору Республики Коми.

И.о. прокурора
Республики Коми
старший
советник юстиции
Н.А.БАСМАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru