Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 27.12.1996 № 7-4
"О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 27 декабря 1996 г. № 7-4

О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Анализ статистических данных, материалы прокурорских и ведомственных проверок свидетельствуют, что нарушения налогового законодательства практически допускаются в каждом втором проверенном предприятии и в каждой проверенной налоговой инспекции по городам и районам (гг. Сыктывкар, Воркута, Печора, Ухта, Вуктыл, Эжвинский, Сысольский, Сыктывдинский, Усть - Вымский, Княжпогостский, Усть - Куломский, Удорский, Прилузский районы). За 9 месяцев 1996 г. проведено 3887 документальных проверок юридических лиц по соблюдению налогового законодательства, из общего числа проверенных налогоплательщиков выявлены нарушения на 2496 предприятиях или 64%, дополнительно начислено в бюджет платежей 2707,5 млрд. руб.
На 1704 предприятиях, удерживающих подоходный налог, установлены нарушения по 18699 лицевым счетам физических лиц.
Физическими лицами допущено 2120 нарушений налогового законодательства, дополнительно начислено в бюджет платежей 13 818 млн. рублей.
Нарушения с использованием разнообразных приемов уклонения от уплаты налогов допускаются государственными, муниципальными, торговыми, посредническими предприятиями, акционерными обществами, кооперативами, товариществами.
Слабая отчетная дисциплина на предприятиях, отсутствие должного контроля и профилактических мероприятий со стороны налоговых инспекций и правоохранительных органов являются основными причинами нарушений налогового законодательства.
Несмотря на хронический рост недоимок по налогам и другим обязательным платежам, которые на 01.11.96 составили 2459,3 млрд. рублей, ослаблен прокурорский надзор за применением Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199.
В предупреждении налоговых правонарушений недостаточно используются предоставленные налоговым инспекциям полномочия.
Нередко при установлении нарушений платежной или отчетной дисциплины протоколы об административных правонарушениях не составляются, вместо наложения штрафа объявляется замечание или предупреждение, что налоговым законодательством не предусмотрено (гг. Сыктывкар, Воркута, Печора, Ухта, Вуктыл, Эжвинский, Сыктывдинский, Сысольский, Корткеросский, Удорский, Усть - Вымский, Княжпогостский, Койгородский районы).
При ведении производства по административным делам, их рассмотрении и вынесении постановлений установленный законом порядок не соблюдается. При наличии состава административного правонарушения должностные лица освобождаются от ответственности по мотивам малозначительности.
А наряду с этим роль прокурорского надзора за исполнением законов в сфере налогообложения принижена.
В 1995 году проверки соблюдения законности в деятельности налоговых инспекций не предусматривались в планах работы прокуратур гг. Воркуты, Усинска, Сосногорска, Эжвинского, Удорского, Усть - Цилемского, Усть - Куломского, Корткеросского, Койгородского районов, и ни одной проверки не провели прокуроры гг. Сыктывкара, Сосногорска, Усть - Вымского, Усть - Куломского, Усть - Цилемского, Удорского, Койгородского районов.
В 1996 г. проверки проведены в основном по заданию прокуратуры Республики Коми, но глубокие анализы о состоянии законности в сфере налогообложения не сделаны, нарушения в полном объеме не выявлены, а где выявлены, вопросы о привлечении виновных к ответственности не поставлены.
При анализе состояния прокурорского надзора за исполнением налогового, уголовного и уголовно - процессуального законодательства органами налоговой полиции было установлено, что данный надзор в большинстве прокуратур городов и районов Республики Коми находится не на должном уровне. Прокуроры в нарушение требований совместных Указаний Генеральной прокуратуры РФ № 48/7 от 17.10.95, Госналогслужбы России, Департамента налоговой полиции РФ, МВД РФ "О мерах по усилению борьбы с нарушениями налогового законодательства", рассматривая надзор за соблюдением налогового законодательства в качестве приоритетного направления, ослабили надзор за полнотой и законностью мер, принимаемых органами налоговой полиции.
Так, в прокуратурах гг. Воркуты, Вуктыла, Троицко - Печорского района законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел не проверялась.
Оставлено без внимания прокурорами Усть - Вымского, Удорского районов возвращение на доработку органами налоговой полиции в ГНИ материалов о налоговых нарушениях.
Прокурором г. Инты не осуществляется надзор за расследованием уголовных дел, по которым продлялись сроки расследования.
Так, не обеспечен надзор за расследованием уголовного дела № 321604 в отношении Р., возбужденного прокурором г. Инты по ч. 2 ст. 162-2 УК РСФСР в результате отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. За 2 месяца по данному делу направлено 3 запроса, не произведено ни одного следственного действия, после продления срока расследования до 3-х месяцев не предпринималось мер следствием к установлению Р., лишь по окончании данного срока начальнику СО налоговой полиции направлено поручение о допросе Р. в г. Сыктывкаре. В связи с волокитой в расследовании срок следствия продлевался до 5 месяцев.
Не обеспечен надзор прокурором г. Вуктыла за соблюдением требований совместного Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции России "Об организации предварительного следствия в федеральных органах налоговой полиции" о передаче уголовных дел по подследственности в налоговую полицию. Уголовное дело № 100507, находящееся в производстве СО ОВД г. Вуктыла, по обвинению Л., К., А., Т., Г. в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 162-4 УК РСФСР, пролежало с марта по август 1996 года без движения, хотя основания приостановления расследования отпали 27.03.96 (был установлен А., находящийся в розыске), еще 3 месяца дело пролежало в СО УФСНП. Прокурором города данный факт оставлен без внимания.
Не осуществляется надзор прокурорами на местах за производством розыска обвиняемых в совершении налоговых преступлений. Так, прокурор г. Сыктывкара сообщил в докладной записке от 19.11.96, что обвиняемые по налоговым преступлениям в розыске не находились, при проверке прокуратурой Республики Коми розыскных дел в УФСНП было установлено, что таких лиц по г. Сыктывкару 2.
Оставляются прокурорами без внимания грубые нарушения сроков разрешения материалов о налоговых нарушениях, поступающих из налоговой службы в налоговую полицию. Так, в течение 1 года разрешался материал о нарушении налогового законодательства руководителем ИЧП "Ал-Бор" П. в Ухтинском отделе УФСНП, в течение года рассматривался материал по факту неявки в налоговую службу руководителя ИЧП "Ветеринарная станция" (г. Ухта), 1 год проверялся факт неявки в ГНИ Ш. (г. Ухта), 6 месяцев разрешался материал в отношении Ч. (г. Ухта).
Прокурорами на местах не осуществляется надзор за соблюдением требований закона в ходе оперативно - розыскной деятельности органов налоговой полиции, не проверяется обоснованность решений о заведении дел оперативного розыска и оперативной проверки.
Проверка розыскных дел в УФСНП по РК показала, что розыск обвиняемых в совершении преступлений осуществляется пассивно, последние сведения о производстве розыска датированы июнем, августом месяцами на день проверки 20.11.96, большинство планов оперативно - розыскных мероприятий не выполняется.
Проводятся поверхностно либо не проводятся вовсе проверки состояния регистрации и разрешения заявлений, сообщений о преступлениях в налоговой полиции. Прокуратурой республики была проведена контрольная проверка состояния регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях в УФСНП г. Сыктывкара и было выявлено, что письменные заявления о наличии налогового преступления списываются в наряд "делопроизводство по жалобам", такие же письменные заявления неверно регистрируются в ЖУИ: заявления М., З., П., Н., К. и других.
Прокуроры не реагируют на факты нарушения ведомственных инструкций налоговой полиции о порядке регистрации заявлений о налоговых нарушениях. Так, в Печорском отделе налоговой полиции материалы о налоговых нарушениях, поступившие из налоговой инспекции, регистрируются в журнале учета информации, а в журнале учета преступлений регистрируются лишь материалы, по которым возбуждены уголовные дела, однако данное нарушение оставлено прокурором без внимания.
При проверке в следственном управлении прокуратуры республики материалов об отказе в возбуждении уголовных дел было установлено, что органами налоговой службы городов и районов Республики Коми грубо игнорируются требования совместного Указания Генеральной прокуратуры РФ, Госналогслужбы РФ, Департамента налоговой полиции РФ от 11.05.95 "О порядке передачи материалов о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции и прокуратуры (с учетом изменений в Законе РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 17.12.95) о передаче материалов о сокрытии доходов в крупных и особо крупных размерах в 10-ти-дневный срок со дня выявления факта сокрытия.
Большинство материалов направлялось в органы налоговой полиции с нарушениями указанного срока, было выявлено множество фактов направления материалов спустя 1, 2, 4, 7 месяцев, спустя год после вынесения решения по акту проверки (о/м N№ 132, 73, 118, 163, 124, 147, 134, 169, 106, 111 и др.).
Прокурорами на местах по данным фактам не применяются меры прокурорского реагирования.
При проверке уголовных дел, расследования по которым прекращены следственным отделом УФСНП, были установлены факты незаконного возбуждения уголовных дел.
Так, начальником ОВД Прилузского района И. без предварительной проверки было возбуждено уголовное дело № 93912 в отношении П. по ст. 162-3 УК РСФСР. В материалах, поступивших в ОВД из налоговой инспекции по Прилузскому району, не было ни одного объяснения, не была установлена причина неявки П., на момент возбуждения отсутствовали основания для возбуждения уголовного дела. Однако прокурор Прилузского района оставил данный факт без внимания и продлил срок расследования до 3-х месяцев.
Аналогичная ситуация с уголовными делами N№ 954806, 945906, 946106, возбудил которые прокурор г. Вуктыла.
Указанные факты свидетельствуют о грубом нарушении требований ч. 2 ст. 108 УПК РСФСР о возбуждении уголовных дел только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
В целях обеспечения действенности прокурорского надзора за исполнением органами налоговой полиции налогового законодательства, полноты и законности мер, принимаемых ими, предлагаю:
1. Взыскательно проанализировать состояние прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства, полнотой и законностью мер, принимаемых органами налоговой службы и налоговой полиции.
2. Закрепить за определенным работником прокуратуры надзор за исполнением налогового законодательства, полнотой и законностью мер, принимаемых органами налоговой службы и налоговой полиции.
3. Активизировать прокурорский надзор за законностью принятия решений органами налоговой полиции по заявлениям и сообщениям о налоговых преступлениях, выявлять и отменять незаконные, необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовных дел, при наличии оснований возбуждать уголовные дела.
4. Оказывать органам налоговой полиции практическую и теоретическую помощь в расследовании особо сложных налоговых преступлений, изучать совместно с органами следствия налоговой полиции судебную практику рассмотрения дел указанной категории.
5. Усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан при разрешении заявлений о налоговых нарушениях, при расследовании уголовных дел, проверке оперативной информации в органах налоговой полиции.
6. Нацеливать работу налоговой службы и налоговой полиции на выявление, профилактику и устранение нарушений налогового законодательства.
7. Рассматривая надзор за исполнением налогового законодательства, полнотой и законностью мер, принимаемых органами налоговой службы и налоговой полиции в качестве приоритетного направления, отражать в планах работы прокуратур вопросы, направленные на выявление и устранение нарушений требований налогового, уголовного и уголовно - процессуального законодательства.
8. О состоянии исполнения органами налоговой службы и налоговой полиции законодательства, о мерах прокурорского реагирования при выявлении нарушений требований закона данными службами сообщать докладной запиской в прокуратуру Республики Коми по итогам каждого полугодия.
Учитывая некачественное и несвоевременное исполнение прокурорами городов и районов задания прокуратуры Республики Коми о соблюдении органами налоговой службы и налоговой полиции налогового законодательства, полноты и законности мер, принимаемых ими, прощу впредь исполнять задания в полном объеме, с отражением всех поставленных вопросов и в установленный в задании срок.

Прокурор
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru