Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 20.08.1996 № 229
"О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1996-1997 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 03.09.1996, № 162
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 30.09.1996, № 9, ст. 546


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 04.10.2002 № 286.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 20 августа 1996 г. № 229

О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1996-1997 ГОДЫ

В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Коми постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу защиты прав потребителей в Республике Коми на 1996-1997 годы (далее именуется Программа).
2. Коми территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, отраслевым министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов, руководителям предприятий всех форм собственности, входящим во взаимоотношения с потребителями, сосредоточить усилия на обеспечении необходимых условий по предотвращению нарушений законодательства о защите прав потребителей и реализации мероприятий Программы.
3. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1997 год предусмотреть выделение средств для обеспечения мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Приложение
к Указу
Главы Республики Коми
от 20 августа 1996 г. № 229

ПРОГРАММА
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 1996-1997 ГОДЫ

Введение

Практическое применение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории Республики Коми подтверждает его актуальность.
На первом этапе реализации законодательства о защите прав потребителей была развернута работа по созданию структур системы защиты прав потребителей, установлены контакты и выработаны формы взаимодействия между различными органами управления Республики Коми, территориальными федеральными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, общественными организациями потребителей.
Приняты постановление Совета Министров Республики Коми от 31 декабря 1992 г. № 565 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Указ Главы Республики Коми от 21 июля 1995 г. № 278 "О дополнительных мерах по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В системе защиты прав потребителей неотъемлемой частью стали органы по защите прав потребителей при местных администрациях, не имеющие себе альтернативы в осуществлении указанных функций.
Многое сделано средствами массовой информации в части пропаганды законодательства о защите прав потребителей. К воспитанию правовой грамотности молодежи подключаются школа и иные образовательные учреждения.
Нарабатывается и совершенствуется практика судебной защиты прав потребителей.
Потребитель сам более квалифицированно стал отставать и защищать свои права.
Однако, организация работы по защите прав потребителей требует перехода на новый качественный уровень. Для повышения действенности государственной политики по защите прав потребителей в регионе необходимы новые организационные подходы, предусматривающие принятие комплекса практических мер, с учетом местных условий, на основе согласованных усилий заинтересованных структур, мобилизации финансовых и материальных ресурсов региона.

1. Цель и основные задачи Программы
защиты прав потребителей

Целью настоящей Программы является обеспечение в регионе реализации законодательства о защите прав потребителей на основе объединения усилий органов всех уровней представительной и исполнительной власти в Республике Коми, структур, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей.
Важнейшей задачей является реализация на практике основополагающих принципов защиты интересов потребителей, таких как право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность для жизни и здоровья, право на просвещение в области защиты прав потребителей, на государственную и общественную защиту.
Работу по реализации поставленной цели предусмотрено осуществить на основании анализа состояния защиты прав потребителей в республике в части имеющихся возможностей реализации прав потребителей по свободному выбору доброкачественных товаров, работ, услуг на потребительском рынке, возможностей получения информации о товарах, работах, услугах, состояния системы контроля за безопасностью товаров, работ, услуг, сложившейся системы внесудебной и судебной защиты потребителей, состояния образования в области законодательства о защите прав потребителей.
Конечным результатом реализации Программы является улучшение социального самочувствия граждан, создание банка данных по всем направлениям, связанным с защитой прав потребителей, формирование базы нормативных документов о защите прав потребителей, финансовая поддержка движения защиты прав потребителей, подготовка кадров соответствующей квалификации и профиля.

2. Анализ состояния защиты прав
потребителей в республике

2.1. По свободному выбору потребителем
доброкачественных товаров, услуг на
потребительском рынке

Действительное положение свидетельствует о том, что предусмотренные законодательством права по свободному выбору на потребительском рынке доброкачественных товаров, услуг не реализуются в полной мере.
Характер обращений потребителей является тому подтверждением. Из 2750 обращений в 1995 году в органы по защите прав потребителей:
на ненадлежащее качество - 1454;
на нарушения при продаже товаров - 592;
на нарушения при оказании услуг - 1137;
на отсутствие или недостоверную информацию - 73 обращения.
В 1995 году в 2 раза увеличились жалобы на нарушения при оказании услуг, из них наибольшее количество приходится на нарушения при оказании коммунальных, бытовых и финансовых услуг.
В процентном отношении нарушения распределились следующим образом:
торговля, общественное питание - 38,8
бытовое обслуживание - 22,6
финансовые услуги - 19,6
коммунальные услуги - 12,3
услуги транспорта - 6,3
услуги связи - 5,2
Увеличилось количество обращений на ненадлежащее качество как продовольственных, так и промышленных товаров, причем из промышленных - на сложную бытовую технику.
Много жалоб на качество хлебобулочных изделий и хлеба поступало в Прилузском, Усть - Куломском, Сысольском, Троицко - Печорском районах. Потребители Корткеросского района жалуются на нарушения графика завоза хлеба и его низкое качество.
В Эжвинском районе г. Сыктывкара увеличилось количество обращений по поводу качества в сфере бытового обслуживания.
Большое количество жалоб поступает на оказание коммунальных услуг. В Усинске из 98 обратившихся с жалобами:
24 обращения - по поводу ненадлежащего качества коммунальных услуг;
33 - на услуги связи.
В Прилузском, Сысольском, Корткеросском, Койгородском районах коллективные жалобы на некачественные коммунальные услуги:
низкая температура в жилых помещениях;
перебои в подаче горячей и холодной воды;
несвоевременная очистка и вывозка мусора;
перепады напряжения в электрических сетях.
По многим нарушениям оформлены иски в суды о возмещении материального и морального вреда. В г. Сыктывкаре много жалоб на несвоевременное устранение недостатков при выходе из строя водопроводных труб, на перепады напряжения в электрических сетях, несвоевременный ремонт кровли и т.д.

Выводы

Необходимо:
1) принятие нормативного акта о порядке проведения экспертиз по поводу недостатков товаров, работ, услуг;
2) проведение социологических исследований для оценки состояния потребительского рынка товаров и услуг в части неудовлетворенного спроса;
3) создание единой системы информации по безопасности товаров, работ, услуг;
4) принятие нормативного документа об условиях и размерах снятия платы для населения при предоставлении жилищно - коммунальных услуг, не соответствующих качеству и срокам поставки.

2.2. Анализ сложившейся системы
защиты прав потребителей

Защита прав потребителей предусматривает комплексный подход, включающий в себя применение административно - правовых норм, взаимодействие и координацию деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, органов защиты прав потребителей при местных администрациях, общественных потребительских организаций.
Основная работа по защите прав потребителей в республике осуществляется Коми территориальным управлением ГКАП России, органами по защите прав потребителей при местных администрациях.
Территориальное управление обеспечивает:
государственный контроль за исполнением законодательства о защите прав потребителей органами управления, хозяйствующими субъектами, действующими на рынке товаров (работ, услуг);
организует проверки;
рассматривает заявления потребителей, по фактам выявленных нарушений принимает решения в пределах своей компетенции, направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, а в случаях уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей налагает штрафы;
обобщает практику применения законодательства о защите прав потребителей на территории республики;
вносит предложения по принятию нормативных актов, направленных на обеспечение условий для реализации требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
от имени неопределенного круга потребителей, равно как и от конкретного лица, обращается с исками в суды и арбитражный суд.
Органы по защите прав потребителей при местных администрациях представлены специалистами, осуществляющими практическую работу по защите прав потребителей на местах. Они рассматривают и разрешают жалобы индивидуальных потребителей, консультируют потребителей по вопросам, связанным с защитой их прав, представляют иски в суды по поручению потребителей.
Деятельность органов по защите прав потребителей при местных администрациях не имеет сегодня альтернативы по внесудебному разрешению вопросов, связанных с защитой прав потребителей. Их укрепление, развитие следует рассматривать как одно из главных направлений в повышении защищенности потребителей.
В системе защиты прав потребителей в республике определенное место занимают республиканские структуры федеральных органов: Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Коми, Коми центр стандартизации, метрологии и сертификации (Коми ЦСМ), Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Коми (ЦГСЭН) с сетью городских и районных подразделений, Управление ветеринарии с Госветинспекцией Республики Коми, осуществляющие контроль безопасности товаров (работ, услуг) для жизни потребителя, его здоровья, окружающей среды, а также его имущества.
При ввозе товаров в республику, для которых требуется подтверждение их безопасности, функции контроля осуществляют Сыктывкарская таможня и ее структурные подразделения.
Для координации деятельности министерств, ведомств республики и федеральных структур на территории республики по реализации законодательства по защите прав потребителей создан и работает Межведомственный совет по защите прав потребителей.
В республике не нашло своего развития общественное движение потребителей, как одна из форм массового привлечения потребителей к защите собственных прав. Объединения потребителей на общественных началах созданы в городах Печоре, Сыктывкаре, Ухте, в Троицко - Печорском и Усть - Куломском районах.
Основными причинами недостаточной активности потребителей в данном вопросе являются слабая информированность населения об их правах как потребителей товаров (работ, услуг).
Существующая обстановка с обеспечением безопасности при продаже недоброкачественных и опасных для здоровья человека продовольственных товаров требует усиления работы контролирующих органов и принятия решительных мер по предупреждению поступления таких товаров на рынок, их изъятию, утилизации или уничтожению.
Особо пристального внимания требует вопрос защиты от проникновения на рынок в сельской местности товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, с просроченными сроками годности.
Для эффективной защиты потребителей на рынке финансовых услуг и услуг страхования требуется принятие нормативных актов и практических мер, которые бы ограничивали деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов на этом рынке.
Снижение качества коммунальных услуг, особенно по теплоснабжению, водоснабжению сказывается на здоровье и безопасности жизни потребителя.
Механизм защиты потребителя на рынке коммунальных услуг малоэффективен, особенно при защите прав потребителей вследствие нанесенного вреда имуществу.
Для повышения ответственности исполнителей на рынке коммунальных услуг необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять документ, устанавливающий дифференцированную шкалу оплаты услуг в зависимости от их качества.
В условиях разбросанности населенных пунктов республики неоспоримую помощь в защите прав потребителей могли бы оказывать уполномоченные по защите прав потребителей в селах, поселках. Деятельность института уполномоченных на сегодня не определена какими-либо нормативными документами.

Выводы

Необходимо:
1) образование при местных администрациях органов по защите прав потребителей;
2) в целях оказания практической помощи в защите прав сельского населения создать институт уполномоченных (при непосредственном участии местных администраций);
3) создание республиканской общественной организации защиты прав потребителей;
4) образование в установленном порядке Фонда защиты прав потребителей.

2.3. Анализ состояния контроля за безопасностью
товаров, работ, услуг

В целях обеспечения контроля за безопасностью товаров, работ, услуг используются аккредитованные органы сертификации, центр добровольной сертификации.
К началу 1996 года в Республике Коми сертификаты соответствия выдаются аккредитованным в качестве органа по сертификации продукции и услуг Коми центром стандартизации, метрологии и сертификации.
Сертификационные испытания конкретной продукции и выдачу протоколов испытаний осуществляют аккредитованные лаборатории:
испытательная лаборатория пищевых продуктов и продовольственного сырья Коми ЦСМ;
испытательный лабораторный центр Центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Коми;
испытательная лаборатория почв, кормов, агрохимикатов, сельскохозяйственной и пищевой продукции (ПИСАС "Сыктывкарская").
Все перечисленные лаборатории находятся в г. Сыктывкаре, поэтому рынок сертификационных услуг в определенной степени монополизирован. Такое состояние этого рынка можно прогнозировать на ближайшую перспективу (3-5 лет).

Выводы

Необходимо создание испытательной базы по контролю качества и безопасности пищевой продукции в городах Воркуте, Инте, Ухте.

2.4. Анализ состояния внесудебной и судебной
защиты прав потребителей

Согласно действующим нормативным актам потребители имеют возможность обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в иные органы, обеспечивающие внесудебную защиту. В Усть - Цилемском, Ижемском, Вуктыльском, Княжпогостском, Сысольском районах, г. Воркуте, потребители не могут получить должной внесудебной защиты из-за отсутствия органов по защите прав потребителей.
В отмеченных районах специалисты отделов торговли местных администраций, как правило, оказывают потребителям только консультационную помощь.
С повышением информированности населения о его правах реальной помощи органов по защите прав потребителей возрастает количество обращений в суды.
При этом следует выделить в особую категорию дела, связанные с финансовыми услугами, обращения по которым приобрели обвальный характер.
Решения судов по обращениям граждан из-за невыполнения условий договоров такими коммерческими структурами, как АОЗТ "РДС", финансовая компания "Русская недвижимость", банками "Европейский Север", "Комибанк", "Комиинкомбанк", "НГС-банк" и другими, не исполняются.
Органами, осуществляющими внесудебную защиту, являются:
Коми территориальное управление ГКАП России;
Коми центр стандартизации, метрологии и сертификации;
Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Коми;
территориальный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов (в составе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми);
Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Коми;
органы по защите прав потребителей при местных администрациях;
общественные организации, созданные общества защиты прав потребителей.
Судебную защиту осуществляют городские и районные суды.

Выводы

Необходимо:
1) создание органов по защите прав потребителей при городских и районных администрациях;
2) считать приоритетными внесудебные формы защиты прав потребителей;
3) информировать общественность через средства массовой информации о ходе выполнения судебных решений по вопросам защиты прав потребителей.

2.5. Анализ возможностей прав потребителей на
информацию, на просвещение в области защиты
прав потребителей

Работа по организации изучения законодательства по защите прав потребителей проводится в общеобразовательных школах, профессионально - технических училищах, в средних специальных высших учебных заведениях.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по стабилизации работы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" перед началом нового учебного 1995/1996 года проведена организационная работа по изучению законодательства о защите прав потребителей.
Вопросы изучения законодательства о защите прав потребителей введены в учебные программы средних специальных учебных заведений, юридического факультета Сыктывкарского государственного университета, факультетов Коми государственного педагогического института.
Для организации отработки методики и содержания преподавания вопросов законодательства по защите прав потребителей определены опорные образовательные учреждения:
г. Сыктывкар - средняя школа № 16, профессиональный лицей № 35, Сыктывкарский технологический колледж и Сыктывкарский торгово - экономический колледж;
г. Воркута - средняя школа № 35;
Сысольский район - Первомайская средняя школа;
Эжвинский район - средняя школа № 37.
Информационно - просветительская работа по законодательству о защите прав потребителей становится одной из составляющих повышения правовой грамотности населения в этой области. За истекшее время в средствах массовой информации местного и республиканского уровней было размещено свыше 30 публикаций по вопросам защиты прав потребителей. Состоялись выступления по республиканскому радио и телевидению, прочитано множество лекций.
В еженедельной газете "Семь дней - экспресс" открыта постоянная рубрика по вопросам защиты прав потребителей.

Выводы

Необходимо:
1) издание массовым тиражом нормативных документов, популярной литературы по вопросу защиты прав потребителей;
2) повсеместное введение в учебные программы изучение основ законодательства о защите прав потребителей.

Контроль за ходом выполнения Программы

1. Ежеквартально Коми территориальное управление ГКАП России анализирует ход выполнения Программы, принимает меры по исполнению мероприятий в установленные сроки, информирует о результатах Главу Республики Коми.
2. Дважды в год Межведомственный совет по защите прав потребителей на своих заседаниях заслушивает исполнителей о ходе реализации Программы.
3. Проводить периодически совместные заседания по вопросам реализации Программы с Коми территориальным управлением ГКАП России, Коми центром стандартизации, метрологии и сертификации, Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Коми, Министерством торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми.
4. Регулярно информировать население о ходе выполнения Программы в средствах массовой информации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru