Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СПРАВКА Прокуратуры РК от 05.04.1996
"ПО ОБОБЩЕНИЮ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

СПРАВКА
от 5 апреля 1996 года

ПО ОБОБЩЕНИЮ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В
РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с планом работы прокуратуры Республики Коми на I полугодие 1996 года проведено обобщение практики участия прокуроров в судебных процессах по разрешению споров, связанных с применением земельного законодательства.
Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 48/8 от 16.11.92 "Об участии прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве" не предусмотрено обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях по данной категории дел.
Однако данным Указанием Генеральной прокуратуры РФ признается необходимость участия прокуроров в рассмотрении судами иных гражданских дел, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также сложности, общественной значимости конкретного спора, состояния законности.
Несомненно, указанные принципы необходимости участия прокурора в судебных процессах относятся и к спорам, возникшим при применении земельного законодательства.
Судебные споры данной категории возникают при нарушении прав граждан по вопросам наделения их земельными участками, пользования землей, изъятия выделенных участков.
Как правило, при данных правоотношениях нарушаются интересы сельских жителей, для которых владение, пользование земельными наделами - жизненная необходимость, зачастую - это пенсионеры, многодетные семьи, другие лица, особо нуждающиеся в социальной и правовой защите.
Сложность данной категории дел обуславливается большим количеством законодательных, иных нормативных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, несовершенством данной отрасли права, а также имеющимися противоречиями в законодательных и правовых актах Российской Федерации и Республики Коми.
Приходится отметить, что прокуроры, как правило, не участвуют в рассмотрении данной категории дел.
Из 23 изученных при проведении обобщения дел лишь 2 рассмотрено с участием прокурора (Печора, Сыктывдинский район).
Можно сделать вывод и о том, что при проверке дел в кассационные сроки прокуроры невнимательно изучают указанные дела, предположительно слабо ориентируются в законодательстве о земельной реформе.
Незаконные решения, связанные с применением земельного законодательства, отменялись определениями судебной коллегии по гражданским делам по жалобам сторон, а не по кассационным протестам.
Согласно данным судебной статистики судами Республики Коми за 1995 год рассмотрено споров о праве собственности на землю - 6 (из них удовлетворено - 3, отказано по 2 искам, прекращено производством 1 дело), других споров, связанных с землепользованием, - 27 (из них удовлетворено 11, отказано по 9, прекращено производством 7 дел).
В процессе обобщения установлено, что споры по вопросам, связанным с применением земельного законодательства, рассматриваемые судами, можно условно разделить на несколько категорий:
1. о признании недействительными свидетельств, государственных актов на право пожизненного наследуемого владения землей;
2. о признании недействительными постановлений администраций сельских (поселковых) Советов об изъятии у пользователей земельных участков, выделенных им в установленном порядке;
3. об определении порядка пользования земельными участками между собственниками жилого дома, находящегося на спорном участке (ст. 37 Земельного кодекса РФ, ст. 34 Земельного кодекса Республики Коми);
4. об устранении препятствий в пользовании земельным участком (споры между соседями - собственниками частных домов, расположенных на смежных участках, или пользователями земли в садоводческих товариществах);
5. о признании права пользования земельным участком (когда не оформлены документы надлежащим образом);
6. о возмещении ущерба в связи с потравой сенокосных угодий у граждан-пользователей сенокосных участков.
Наибольший интерес с правовой точки зрения представляют земельные споры о праве владения, пользования землей, где правоотношения возникают между администрациями сельских (поселковых) советов по поводу выделения, изъятия земельных участков.
Возникновению таких споров в первую очередь способствует несовершенство земельного законодательства, многочисленные противоречия между законодательством Российской Федерации и Республики Коми по земельной реформе.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.) граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно ст. 72 Конституции находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Кроме того, о защите прав и свобод человека и гражданина также идет речь в этой статье.
Сопоставление статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что закрепление прав и свобод человека и гражданина - это прерогатива Федерации.
Подтверждает это и диспозиция статьи 55 Конституции, которая гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина".
Следовательно, субъекты Федерации своими законами и другими правовыми нормативными актами могут расширять права и свободы по сравнению с тем, как они определены Конституцией и текущим Федеральным законодательством, но никак не сужать их.
Однако в Республике Коми действует Земельный кодекс, согласно которому ограниченны права граждан на владение землей. В противоречие Конституции Российского государства граждане Республики Коми не вправе иметь в частной собственности землю.
В ст. 8 Земельного кодекса Республики Коми речь идет лишь о пожизненном наследуемом владении землей гражданином, то есть согласно ст. 3 Кодекса купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков запрещается.
Противоречие между Российском законодательством о земле и законодательством Коми по данным вопросам ущемляет права граждан-пользователей.
По результатам обобщения установлено, что при обращении граждан в местные администрации с вопросами о предоставлении им земельных участков и последующим выделением земли в натуре, землепользователям оформляются государственные акты (свидетельства) о праве пожизненного наследуемого владения.
Из присланных на обобщение дел-споров о признании права собственности на землю не имеется.
Также в 1995 году споров по требованиям о признании неправомерным отказа местных администраций в предоставлении земельных участков, в частности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота в 1995 году судами Республики Коми не рассматривалось, в то время, как в 1990-1992 годах, то есть в начальный период проведения земельной реформы, в суды для рассмотрения поступало большое количество заявлений, особенно о выделении земли для ведения фермерского хозяйства.
Далее, как показало обобщение дел данной категории, местные администрации издают постановления об изъятии земель у граждан-пользователей, если они через определенный Земельным кодексом Коми период не начнут или не закончат освоение участка (ст. 34 Кодекса). Иногда при решении вопроса об изъятии земельного участка у граждан ссылка делается на статью 39 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта правовая ошибка допускается как администрациями сельских (поселковых) Советов, так и народными судами, рассматривающими споры о признании недействительными постановлений об изъятии земельных участков у граждан.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2287 "О приведении Земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией Российской Федерации" признаны недействительными ряд статей Земельного кодекса РФ (1991 года), в том числе 2-23, 30-32, ч. 2 ст. 34, ч. 3, 4 ст. 37, ст. ст. 39, 40 и другие.
Примером незаконного изъятия земельного участка может служить дело по заявлению Г. к администрации Додзьского сельсовета Корткеросского района о признании недействительным постановления об изъятии у него земельного участка и предоставлении его П. По материалам гражданского дела установлено, что 23 сентября 1991 года Г. решением Додзьского сельсовета был предоставлен земельный участок для строительства дачного домика в пожизненное наследуемое владение. 4 июля 1994 года указанное решение отменено в связи с тем, что Г. данный земельный участок не освоил. Постановлением сельской администрации от 10 августа 1994 года этот земельный участок выделен П.
Корткеросский народный суд отменил постановление администрации Додзьского сельсовета, сославшись на ч. 2 ст. 39 Земельного кодекса РФ, указал, что земля не могла быть изъята, поскольку не прошло 3 года со дня ее предоставления.
По существу решение вынесено правильно, но суд сослался на недействующий правовой акт.
Аналогичное постановление об изъятии земельного участка из владения Т. было вынесено главой администрации Айкинского сельского Совета 30.06.95.
Народный суд Усть-Вымского района, отменяя указанное постановление, также сделал ссылку на ст. 39 Земельного кодекса РФ.
Анализируя совокупность Конституции Российской Федерации, законов, других правовых нормативных актов Российской Федерации и Республики Коми, можно сделать вывод о том, что изъятие земельных участков у граждан может происходить только в исключительных случаях.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом (а не Законом субъекта Федерации) только в той мере, в какой оно необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях усиления государственного контроля за использованием и охраной земель, повышения ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение земельного законодательства Российской Федерации в период проведения земельной реформы Президентом Российской Федерации был издан Указ от 16 декабря 1993 года № 2162, которым предусмотрена административная ответственность в виде штрафов за нарушение земельного законодательства, в том числе и за нерациональное использование земель. Речи об изъятии земельных участков в случаях неправильного использования или неосвоения земель не идет.
Другая категория споров по пользованию земельными участками между гражданами возникает по вине и непосредственном участии местных администраций.
До 1991 года большинство земель в сельских районах было закреплено за совхозами.
Совхозы в установленном на тот период порядке предоставляли земельные участки своим работникам, жителям сел и поселков, причем это закрепление земель фиксировалось в документах сельских (поселковых) Советов.
Однако после 1991 года, когда земли совхозов были переданы в ведение сельских (поселковых) Советов, ими при выдаче государственных актов на право пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) владения земельным участком допускались нарушения земельного законодательства, по существу ущемление прав граждан. Допускается передел, изъятие земельных участков, на освоение которых граждане-землепользователи тратили свои силы и средства.
Например, незаконно при выдаче государственного акта (свидетельства) о праве пожизненного наследуемого владения землей были уменьшены размеры земельных участков (ранее выделенных совхозами) С. (Сыктывдинский район), П. (Усть-Цилемский район). Изъятая часть выделена другим гражданам.
Недопустимый с точки зрения законодательства факт ущемления земельных прав граждан был допущен Печорским межрайонным бюро технической инвентаризации.
М. на праве частной собственности принадлежит дом по Фигурному переулку № 6 в г. Печоре. Земельный участок площадью 600 кв.м под строительство дома был предоставлен в 1958 году. В техническом паспорте на жилой дом, составленном Печорским БТИ 20.08.78, также указан размер земельного участка 600 кв.м и приведен его план. Впоследствии 29.12.93 М. выдан государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей, в котором план земельного участка соответствует плану, указанному в техническом паспорте.
Однако в мае 1994 года работник МБТИ внесла изменения в технический паспорт М., перенеся границу в глубь участка, соответственно уменьшив площадь земельного участка. Дополнительный земельный участок был внесен в технический паспорт владельца соседнего дома С., впоследствии был оформлен государственный акт на право владения землей, в том числе и частью участка М.
Народным судом спор разрешен правильно, восстановлены нарушенные права землепользователя.
Возникают и другие земельные споры в связи с неправильными действиями работников органов, производящих выделение земельных участков.
Так, согласно постановлению главы администрации Объячевского сельского Совета от 13.05.93 № 92 Л. и Г. были предоставлены в пользование смежные земельные участки под огородничество размером по 0,006 га каждому в определенном месте. Однако в натуре участки отводились без соответствующего замера, шагами, в связи с чем в дальнейшем между пользователями земельных участков возник судебный спор. В процессе рассмотрения дела по просьбе Прилузского райнарсуда районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам было проведено дополнительное обследование земельных участков Г.и Л. и установлено, что фактически площадь каждого участка меньше, чем указано в правоустанавливающих документах на землю - по 0,047 га.
Судами правильно разрешаются споры об определении порядка пользования земельными участками между собственниками жилого дома, находящегося на спорном участке, - в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РФ и ст. 34 Земельного кодекса РК. Размер земельного участка устанавливается пропорционально долям собственности на строение (дела по искам П. к Я. - Сыктывкар, по иску К. к Л. - Княжпогост).
Анализ материалов гражданских дел показал также, что споры между гражданами по земельным вопросам возникают и в связи с упорядочением вопросов по отводам земельных участков и закреплением прав на пользование ими за гражданами.
До 1991 года зачастую земли в сельской местности в установленном порядке не отводились. По существу, длительное время сельские жители пользовались земельными участками без документального оформления, т.е. самовольно. Как правило, таким образом происходило пользование сенокосными угодьями. В дальнейшем после 1991 года выделение сенокосных угодий производилось по заявлениям граждан в порядке, установленном Земельными кодексами РФ и Республики Коми.
В результате возникали споры между гражданами, которые фактически пользовались земельными участками, и гражданами, имеющими право пользования на основании свидетельств (государственных актов).
Для законного и обоснованного решения вопросов по земельной реформе с гражданами прежде всего необходимо привести земельное законодательство Республики Коми, в частности, в той степени, где идет речь об установлении и реализации прав граждан на землю, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.
До устранения противоречий в законодательстве прокурорам, участвующим в рассмотрении гражданских дел в судах и проверяющим законность судебных постановлений в кассационные сроки, следует руководствоваться в случаях, когда на основании законодательства Республики Коми ущемляются права граждан-землепользователей, Конституцией Российской Федерации и федеральными законодательными актами, такой подход к разрешению споров будет законным.
Об этом указывается в ст. 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ и на его основе, в частности, по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении России и ее субъектов.
В случае противоречия между Федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
О необходимости применения Конституции РФ при рассмотрении дел судами говорится и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.95 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Федерации при осуществлении правосудия".

Старший прокурор
отдела по надзору
за законностью
судебных постановлений
по гражданским делам
младший советник
юстиции
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru