Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокуратуры РК от 21.02.1996 № 21-1
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 21 февраля 1996 г. № 21-1

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА РФ "ОБ
ОБРАЗОВАНИИ" И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И
ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Главе администрации
Прилузского района

Прокуратурой Прилузского района с участием представителя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Прилузского района проведена проверка исполнения Закона РФ "Об образовании" и законодательства, направленного на предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в Ношульской средней школе.
В ходе проверки установлено, что устав Ношульской средней школы разработан в декабре 1995 года, обсужден и принят на педагогическом совете Ношульской средней школы 26.12.95, на конференции учащихся устав принят 28 декабря 1995 г., утвержден учредителем - отделом образования администрации Прилузского района 10.01.96. До принятия данного устава школа руководствовалась старым уставом, противоречащим требованиям Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92.
При проверке законности устава Ношульской средней школы, утвержденного 10.01.96, установлено, что в нарушение ст. 13 Закона РФ "Об образовании" в устав не включены обязательные положения, предусмотренные данной статьей. Так, в уставе не указан государственно-правовой статус образовательного учреждения, т.е. не указано, является ли образовательное учреждение юридическим лицом, не указана организационно-правовая форма образовательного учреждения, его тип и вид, не указано, кто является учредителем, компетенция учредителя. В уставе не указаны основные характеристики организации образовательного процесса, а именно: язык, на котором ведется обучение и воспитание, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок их проведения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и их родителей.
Согласно п. 2.2 Устава учреждение имеет право оказывать дополнительные услуги, плата за которые взимается по договоренности с родителями, однако характер услуг не уточняется, что приводит к тому, что с родителей требуют плату за обучение, которое осуществляется в рамках основной образовательной деятельности.
Согласно п. 3.3 Устава обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Однако порядок обучения в форме общего образования не предусмотрен.
В перечень локальных актов не включены должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательного учреждения, правила поведения учащихся.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана 10.01.96 в соответствии с требованиями ст. 33 Закона РФ "Об образовании".
Между учредителем - отделом образования администрации Прилузского района и образовательным учреждением заключен учредительный договор 10.01.96. В пункте 1 учредительного договора указано, что учредитель обеспечивает текущее бюджетное финансирование, однако в договоре не оговорено, на основе каких нормативов осуществляется финансирование, тогда как в п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" конкретно сказано, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
Согласно ст. 43 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В учредительном договоре не указано, как осуществляется финансовая деятельность образовательного учреждения. Отсутствие ее регламентации в договоре создает базу для бесконтрольности за действиями администрации со стороны различных структур, участвующих в управлении учебным заведением.
Закон РФ "Об образовании" был принят 10.07.92, 12.07.95 был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", однако меры по приведению документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения (устава, учредительного договора, выдаче лицензии) в соответствии с требованиями вышеуказанного Закона были приняты в ноябре - декабре 1995 года, после внесения представления прокурором Прилузского района об устранении нарушений Закона РФ "Об образовании". Однако и вновь разработанный и утвержденный Устав Ношульской средней школы, учредительный договор не соответствуют требованиям Закона РФ "Об образовании".
Несвоевременное приведение документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в соответствие с требованиями Закона РФ "Об образовании", несоответствие вновь разработанного устава Ношульской средней школы и учредительного договора требованиям Закона РФ "Об образовании" стали возможными в результате недобросовестного отношения к исполнению своих обязанностей работников отдела образования администрации Прилузского района, отвечающих за данный раздел работы, а именно: заместителя отдела образования С. и ослабления контроля за деятельностью работников отдела образования со стороны заведующего отделом образования администрации Прилузского района Ф.
В ходе проверки также было установлено, что администрацией Ношульской средней школы должным образом не исполняются требования Указа Президента Российской Федерации "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" от 06.09.93 № 1338, которым установлена государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую входят и органы образования, обязанные осуществлять воспитательную и профилактическую работу с несовершеннолетними и молодежью.
В 1995 - 1996 учебном году 6 учащихся Ношульской средней школы не посещают школу, в настоящее время они не учатся и не работают. Из них Ш., 1980 года рождения, - учащийся 6 класса. Вопрос об отчислении его из школы рассматривался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссией было дано согласие на перевод его в ПТУ-19. Однако в ПТУ-19 он принят не был. З., 1979 года рождения, учащийся 7 класса, не учится и не работает, из школы не отчислен. М., 1981 года рождения, учащийся 6 класса, не учится и не работает, со слов директора школы, переведен на семейную форму обучения. Документально это не оформлено, контроль за его обучением не осуществляется. Ш. и Г., 1979 года рождения, после окончания 9 класса в 1995 г. имели задолженность по многим предметам, им было предложено остаться на повторное обучение в 9 классе. Школу они не посещают, нигде не работают, из школы не отчислены. Я., 1981 года рождения, учащийся 5 класса, не учится и не работает, из школы не отчислен. В 1995 г. в отношении вышеперечисленных подростков вопрос об отчислении их из школы рассматривался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Согласие на перевод в Ношульское ПТУ-19 было дано Ш., в отношении остальных в отчислении из школы было отказано. Данные подростки состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в ОППН Прилузского РОВД. Все они достигли 15-летнего возраста и согласно ст. 19 Закона РФ "Об образовании" по согласию родителей и отдела образования администрации района могут оставить образовательное учреждение до получения ими основного общего образования. Согласие родителей, отдела образования администрации района не истребованы, подростки З., М., Я., Ш. и Г. числятся учащимися Ношульской средней школы, однако не учатся и не работают, вопрос об оставлении ими школы не решен. Со стороны школы воспитательно-профилактическая работа с данными подростками не проводится.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. 24 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее постановление и принять конкретные меры по устранению нарушений Закона Российской Федерации "Об образовании" и законодательства, направленного на предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, причин и условий, способствующих нарушениям.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей заместителя заведующего отделом образования С.
3. Указать заведующему отделом образования администрации Прилузского района Ф. о недопустимости ослабления контроля за исполнением своих служебных обязанностей по выполнению требований Закона РФ "Об образовании" работниками отдела.
4. О результатах рассмотрения настоящего представления и о принятых по нему мерах в месячный срок со дня его поступления в письменном виде сообщить в прокуратуру Прилузского района.

Прокурор района
советник юстиции
С.А.ДАНИЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru