УКАЗ Главы РК от 08.02.1996 № 36
"О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1996-1997 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 05.03.1996, № 43
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 13.09.2001 № 379.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 8 февраля 1996 г. № 36
О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ
Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Коми от 28 декабря 1993 г. № XII-17/9 "О порядке введения в действие Закона Республики Коми "Об охране труда" и Генерального соглашения между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом предпринимателей Республики Коми на 1995 год постановляю:
1. Утвердить Программу первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Республике Коми на 1996 - 1997 годы.
2. Министерству финансов Республики Коми, Фонду социального страхования Республики Коми и главам администраций городов и районов предусмотреть в соответствующих бюджетах на 1996 и 1997 годы отдельной строкой расходы, связанные с финансированием мероприятий данной Программы.
3. Контроль за выполнением данной Программы возложить на Министерство труда и занятости населения Республики Коми.
Первый заместитель
Главы Республики Коми
А.КАРАКЧИЕВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 8 февраля 1996 г. № 36
ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Цель Программы - разработка и принятие первоочередных мер по предупреждению и профилактике производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда.
Состояние проблемы. Состояние условий и охраны труда в Республике Коми по-прежнему остается одной из важнейших социально-экономических проблем.
По данным Госкомстата Республики Коми, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в 1994 году в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, было занято 52500 человек или 22,4 проц. от числа работников этих предприятий 234 тыс. чел. Из них под воздействием повышенного уровня шума работали 22249 человек (42,4 проц. от работающих в неблагоприятных условиях труда), повышенного уровня вибрации - 7897 человек (15 проц.), запыленности воздуха рабочей зоны с превышением предельно допустимых концентраций - 20777 человек (39,6 проц.).
В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмируется около 5 тысяч человек, из них 120 человек погибают, свыше 350 человек становятся инвалидами труда. Более чем в 7 раз увеличились материальные потери от несчастных случаев на производстве в 1994 году по сравнению с 1993 годом (с 1,4 млрд. рублей до 10,6 млрд. рублей).
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих с 1991 года по 1994 год возрос с 0,164 до 0,257 и на 30 - 40 проц. превышает общероссийский уровень.
На предприятиях промстройматериалов он составляет 0,582, деревообработки - 0,554, лесного хозяйства - 0,434, топливной промышленности - 0,420, электроэнергетики - 0,377.
На уровне 1994 года остался производственный травматизм со смертельным исходом в первой половине 1995 года. За девять месяцев на производстве погибло 74 человека (79 человек - за такой же период в 1994 году), в том числе 10 человек - при взрыве газа метана на шахте "Воркутинская".
Следствием неудовлетворительного состояния условий труда является неуклонный рост профессиональной заболеваемости. Общее число впервые выявленных хронических профессиональных заболеваний в республике в 1994 году возросло почти в два раза по сравнению с 1993 годом и достигло небывалого уровня - 417. За первую половину 1995 года уже зафиксировано 309 случаев профзаболеваний.
Основной причиной производственного травматизма во всех отраслях экономики явились организационные недостатки в работе по охране труда, вызванные прежде всего безответственным, пренебрежительным отношением к вопросам охраны и улучшения условий труда первых руководителей и должностных лиц, а также работников предприятий к сохранению своего здоровья и жизни. В промышленности стройматериалов по этой причине произошло 72,5 проц., в легкой - 71,4 проц., в строительстве - 70,7 проц., в лесозаготовительной и лесосплавной - 66,7 проц. несчастных случаев. В целом по республике по организационным причинам произошло свыше 56 проц. всех несчастных случаев, в то время как по техническим причинам - лишь 11,2 процента.
Производственный травматизм по техническим причинам в основном обусловлен низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Большой удельный вес физически и морально устаревших машин и механизмов не способствует созданию здоровых и безопасных условий труда. Степень износа основных средств на 1 января 1995 г. составила: в промышленности - 45,2 проц., на транспорте - 47,3 проц., в связи - 40,4 проц. Финансовое состояние большинства предприятий не позволяет своевременно производить реконструкцию и модернизацию производств, соблюдать сроки ремонта и замены устаревшего оборудования.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы в этой области. Не отработан механизм, побуждающий предпринимателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово-экономическую основу для реализации требований законов, государственных норм и правил по охране труда.
Действующая система льгот и компенсаций за работы во вредных и опасных условиях не стимулирует предпринимателя к созданию здоровых и безопасных условий труда.
Подходы к формированию Программы.
Программа подготовлена исходя из необходимости реализации Закона Республики Коми "Об охране труда", улучшения состояния условий и охраны труда в республике, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Республики Коми.
В соответствии со статьей 28 Закона Республики Коми "Об охране труда" финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете, а также из фондов охраны труда. В соответствии с этим должны быть созданы Фонд охраны труда Республики Коми и фонды охраны труда предприятий. Согласно статье 20 Закона Республики Коми "Об охране труда" органы местного самоуправления для решения региональных проблем в области охраны труда могут создавать фонд охраны труда города (района).
Основными источниками финансирования Программы должны быть республиканский бюджет Республики Коми и Фонд социального страхования Республики Коми, определенные в соответствии с государственной политикой в области охраны и улучшения условий труда.
Кроме того, могут быть привлечены средства фондов охраны труда разных уровней и других источников финансирования, разрешенных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Финансово-экономическое обеспечение, предусмотренное Программой за счет средств фондов охраны труда разных уровней, в основном носит рекомендательный характер и возможно при условии создания соответствующих фондов.
I. ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Исходя из анализа сложившегося положения в области охраны труда, представляется целесообразным в первую очередь провести работу по совершенствованию правовой и нормативной базы в целях обеспечения реализации Закона Республики Коми "Об охране труда", созданию государственной системы управления охраной труда. Кроме того, предусмотрены меры, обеспечивающие, с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работникам, участвующим в трудовом процессе.
II. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Главной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является организация работы по управлению охраной труда, проведению сертификации средств производства, контроля за аттестацией рабочих мест, обеспеченностью спецодеждой. В этом же разделе предусмотрены такие организационные мероприятия, как создание Фонда охраны труда Республики Коми, разработка рекомендаций по составлению программ улучшения условий труда, проведение семинара специалистов по охране труда.
Финансовое обеспечение мероприятий раздела предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, бюджетов городов и районов, Фонда охраны труда Республики Коми.
III. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ, ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Главной целью мероприятий раздела является повышение уровня знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, а также улучшение информационного обслуживания по охране труда.
Для этого предусматривается:
создание системы повышения квалификации специалистов по охране труда;
создание республиканского центра охраны труда.
Финансовое обеспечение мероприятий раздела предусматривается осуществлять из средств республиканского бюджета Республики Коми, Фонда социального страхования и Фонда охраны труда Республики Коми.
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И
ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ