Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 21.07.1995 № 279
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК НА ВОДНЫХ ПУТЯХ И ВОДОЕМАХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(Зарегистрировано в Минюсте РК 24.08.1995 № 33)

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 15.12.1995, № 13, ст. 401


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 28.03.2003 № 68.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 21 июля 1995 г. № 279

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ
МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ)
ДЛЯ ИХ СТОЯНОК НА ВОДНЫХ ПУТЯХ И ВОДОЕМАХ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 г. № 63 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно - коммунального хозяйства РСФСР" постановляю:
1. Утвердить Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях и водоемах Республики Коми согласно приложению.
2. Администрациям городов, районов совместно с заинтересованными предприятиями, организациями и учреждениями оказывать всестороннюю помощь Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми в реализации настоящего Указа.
3. Признать утратившим силу распоряжение Совета Министров Коми АССР от 21 ноября 1988 г. № 530-р.

Первый заместитель
Главы Республики Коми
А.КАРАКЧИЕВ





Зарегистрировано в Минюсте РК 24 августа 1995 г. № 33
   ------------------------------------------------------------------


Утверждены
Указом
Главы Республики Коми
от 21 июля 1995 г. № 279
(приложение)

ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ И
БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК НА
ВОДНЫХ ПУТЯХ И ВОДОЕМАХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования на водных путях и водоемах Республики Коми маломерными судами (моторными, гребными, парусно - моторными, разборными, надувными и т.п.) и базами (сооружениями) для их стоянок, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми.
2. К маломерным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми, относятся:
самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от количества и мощности, пассажировместимостью 12 и менее человек, несамоходные суда и другие водные транспортные средства валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие физическим и юридическим лицам.
Вышеперечисленные маломерные суда и базы (сооружения) для их стоянок, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов, подлежат регистрации, учету и ежегодному техническому освидетельствованию Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми.
3. Юридические лица, имеющие маломерные суда, обязаны назначить лиц, ответственных за пользование маломерными судами и эксплуатацию баз (сооружений) для их стоянок.
4. Маломерные суда, не подведомственные контролю Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми, должны иметь на бортах соответствующие номера и опознавательные знаки, указывающие ведомственную принадлежность данного судна.
5. Судоводители маломерных судов и лица, ответственные за пользование маломерными судами, должны выполнять настоящие Правила, правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, местные правила и другие документы, регламентирующие безопасность плавания и обеспечение безаварийного плавания маломерных судов, направленные на предупреждение гибели людей на воде и соблюдение правопорядка, недопущение загрязнения окружающей среды.
6. Проведение на водоемах соревнований, праздников, регат маломерных судов разрешается в местах, установленных органами исполнительной власти по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми, органами, регулирующими судоходство и лесосплав на судовых ходах, трассах и лесосплавных путях.
7. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на маломерных судах юридические лица назначают ответственных за безопасность на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды. Ответственные лица обязаны получить инструктаж в местных органах Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми.
8. Надзор за выполнением настоящих Правил и других нормативных документов, обеспечивающих безопасность на воде, осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми, требования которой являются обязательными для всех физических и юридических лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок.
9. Физические и юридические лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ОБЯЗАННОСТИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

10. Судоводитель маломерного судна обязан:
а) иметь при себе:
удостоверение на право управления маломерным судном с соответствующей мощностью двигателя в установленном районе;
судовой билет и технический талон о ежегодном техническом освидетельствовании судна на годность к плаванию;
путевой или маршрутный лист (кроме судов, принадлежащих индивидуальным владельцам), документы на перевозимый груз;
на судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельца), заверенную в установленном порядке доверенность на право управления данным судном;
б) перед выходом в плавание судоводитель обязан проверить исправность корпуса, двигателя, освещения, рулевого и другого оборудования, а также наличие спасательных, водоотливных, противопожарных средств и другого снаряжения согласно табелю снабжения соответствующего классу судна и записи в судовом билете.
Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии следующих неисправностей:
по корпусу:
свищи, пробоины, разрывы набора и обшивки (независимо от местонахождения), водотечность;
отсутствие гермоотсеков, воздушных ящиков там, где они предусмотрены конструкцией судна, а также при наличии полной или частичной их разгерметизации;
значительные повреждения окраски внутренних и внешних поверхностей;
нарушений правил нанесения бортового номера по размерам, расположению и контрастности;
по рулевому устройству:
не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 град. на борт);
затруднено вращение рулевого штурвала;
наличие повреждений деталей рулевого привода, направляющих блоков, опорных подшипников, натяжных талрепов, пера руля, штуртросовой передачи, разрывы каболок тросов;
отсутствие деталей крепления рулевого привода (шплинтов, контрагаек);
по двигателю, подвесному мотору;
подтекание топлива из бензобаков, топливного шланга, системы питания;
значительная вибрация;
отсутствие или неисправность глушителя;
не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс - редуктора или его самопроизвольное выключение;
наличие повреждений системы дистанционного управления, нечеткая фиксация рукоятки реверса в положении "вперед", "назад", "нейтраль";
по отличительным огням, оборудованию, снабжению:
несоответствие отличительных огней требованиям Правил плавания по внутренним водным путям;
несоблюдение требований госинспекции по маломерным судам по нормам комплектации и оборудованию судна, указанных в судовом билете;
в) следить за тем, чтобы пассажиры не создавали судоводителю помех и не отвлекали от управления маломерным судном;
г) при движении по водным акваториям в границах населенных пунктов, портов, причалов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов ограничивать скорость движения до 10 км/час, а в вблизи пляжей и мест купания - до 5 км/час;
д) останавливаться и по требованию предъявлять работникам Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми, органов внутренних дел, рыбоохраны, судоходной инспекции и внештатным инспекторам для проверки:
удостоверение на право управления маломерным судном,
путевой (маршрутный) лист,
судовые документы,
документ на перевозимый груз.
Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода;
е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, первую медицинскую помощь, доставлять пострадавших в лечебное заведение (учреждение);
ж) останавливаться и предоставлять маломерное судно:
медицинскому персоналу для проезда к больному, жизнь которого находится в опасности или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;
должностным лицам, перечисленным в подпункте "д" настоящих Правил, в исключительных случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания и для транспортировки поврежденных при авариях или неисправных плавсредств;
работникам Государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров и для возвращения с этих мест.
Примечание. Использование маломерных судов в случаях, предусмотренных подпунктом "ж", в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты. Должностные лица, воспользовавшиеся маломерным судном, обязаны предъявить удостоверение личности и по требованию судоводителя выдать справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, номера удостоверения, наименования своей организации), а медицинские работники - выдать судоводителю талон установленного образца.
При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, обязаны:
остановить судно;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее лечебное заведение (учреждение) и сообщить там свою фамилию, бортовой номер и регистрационные документы судна с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность;
сообщить о случившемся в Государственную инспекцию по маломерным судам Республики Коми и в органы внутренних дел Республики Коми.
11. Судоводителям маломерных судов запрещается:
управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
управлять маломерным судном в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность плавания;
передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения;
выходить в плавание, не имея при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета и техталона;
передавать управление маломерным судном лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном или не указанным в путевом (маршрутном) листе;
выходить в плавание на незарегистрированном, не прошедшем технического освидетельствования судне, не имеющем бортовых номеров;
использовать технически неисправное судно или не имеющее необходимого табельного снабжения;
устанавливать паруса на маломерном судне, не приспособленном для этой цели;
перегружать судно сверх установленной для него пассажировместимости и грузоподъемности;
запускать двигатель при включенной передаче;
буксировать маломерные суда по водоемам без бортовых номеров и соответствующих судовых документов;
перевозить на маломерных судах взрывоопасные и огнеопасные вещества;
оставлять без наблюдения окружающую акваторию;
пересаживать пассажиров во время движения с одного маломерного судна на другое судно;
заходить на судне на акватории, отведенные для купания;
заниматься браконьерством и использовать судно в целях личной наживы;
сбрасывать за борт отходы нефтепродуктов, пищевые отходы, ветошь, бумагу и т.п.;
эксплуатировать судно в условиях ледовой обстановки;
управлять маломерным судном в темное время суток без установленных сигнальных огней;
двигаться в тумане или при других неблагоприятных условиях, когда из-за отсутствия видимости ориентировка невозможна;
маневрировать и останавливаться вблизи идущих и стоящих транспортных судов, земснарядов, плавучих кранов и т.п.;
останавливаться или ставить судно на якорь в пределах судового хода, а также плавучих навигационных знаков;
останавливаться или ставить судно на якорь у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 метров выше и ниже их;
выходить на судовой ход при ограниченной видимости (менее 1 км);
заходить в судоходные пролеты мостов, когда они заняты или к ним подходят транспортные суда;
останавливаться или ставить судно на якорь под мостами;
заходить в акватории охранной зоны водозаборных сооружений.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ И БАЗ (СООРУЖЕНИЙ)
ДЛЯ ИХ СТОЯНОК

12. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров и прохождения технического освидетельствования судна, аттестации и очередной проверки знаний судоводителей этих судов в Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми в установленном порядке.
В пограничной зоне, а также на территории городских, поселковых, сельских администраций, прилегающих к государственной границе и охраняемому пограничными войсками побережью, где пограничная зона не установлена, плавание маломерных судов допускается:
при регистрации этих судов в установленном порядке в подразделениях пограничных войск, о чем в судовом билете ставится специальный штамп;
при приписке судов к определенным базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов, согласованной с пограничными войсками.
13. Каждое судно должно эксплуатироваться в технически исправном состоянии с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность плавания, и установленных для данного судна Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми норм и требований по району плавания, удалению от берега, высоте волн, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными, водоотливными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
14. Судоводитель и каждый пассажир маломерного судна должен быть обеспечен индивидуальным спасательным средством с нанесенным на нем бортовым номером судна.
15. Ответственность за эксплуатацию маломерных судов, соблюдение всех правил и положений, определяющих безопасность судоходства, несут владельцы судов, судоводители и другие члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций, учреждений и отдельные граждане, эксплуатирующие и использующие суда и другие плавучие средства.
16. Организация и строительство баз (сооружений) и мест для стоянок маломерных судов разрешаются в порядке, установленном местными администрациями, с обязательной регистрацией баз в Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми.
Базы (сооружения) размещаются вне судового хода, на участках водоемов с наибольшей скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода.
Береговая черта должна обеспечивать строительство на территории баз (сооружений), предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам, расположенным на берегу.
В зависимости от определенного проектом количества судов базы (сооружения) делятся на:
1 разряда - обслуживающие 1000 и более судов;
2 разряда - " от 500 до 1000 судов;
3 разряда - " от 100 до 500 судов;
4 разряда - " от 20 до 100 судов;
5 разряда - " до 20 судов.
17. Техническое оснащение и оборудование баз (сооружений) должно отвечать требованиям законодательных актов, нормативно - правовых и руководящих документов по охране жизни людей на воде и окружающей среды и обеспечивать:
безопасность круглосуточной стоянки маломерных судов в течение навигации и надежную сохранность судов, моторов, оборудования и предметов снаряжения и инвентаря;
возможность безопасной посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, ремонтных, судоподъемных, погрузочно - разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.
Территория базы (сооружения) должна быть ограждена, содержаться в чистоте и отвечать требованиям Госпожнадзора и санэпидслужбы.
Акватория базы (сооружения) и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны быть достаточными для беспрепятственного маневрирования приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой.
Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:
площади, обеспечивающие возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;
трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие одновременный проход не менее двух человек;
рационально расставленные и прочно закрепленные швартовые устройства (битенги, кнехты, рымы, утки и т.п.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных для данного района гидрометеоусловиях;
правильные рамы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при швартовке и стоянке;
противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, лопата, ящик с песком, спасательный круг на 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;
надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м;
спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 м.
Плавучие причалы, понтоны и т.п. должны быть надежно зашвартованы к берегу или закреплены на штатных местах с использованием мертвых якорей.
Причалы и понтоны базы (сооружения) по длине причального фронта должны обеспечивать швартовку носом (кормой) всех приписанных к данной базе судов в случае их постоянного хранения на плаву в период навигации.
Расстояние между судами у причала устанавливается администрацией лодочной базы (сооружения), но должна быть не менее 0,5 м для гребных и 1 м для моторных и парусных судов.
18. Руководство деятельностью баз (сооружений) осуществляют лица, назначенные приказами руководителей предприятий (кооперативов), которым принадлежит база.
Все маломерные суда, приписанные к базе, регистрируются в журнале регистрации приписного флота с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса (телефона), места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.
Каждое судно, приписанное к базе, должно иметь закрепленное за ним место стоянки (хранения) с указанием бортового номера судна.
19. Выход и возвращение судов фиксируется в журнале "Учет выхода (прихода) судов", где отражается:
бортовой номер судна, фамилия и инициалы владельца;
время выхода, цель и предполагаемый район плавания, маршрут перехода;
предполагаемое и фактическое время возвращения на базу.
20. Для каждой базы (сооружения) с учетом требований настоящих Правил разрабатываются Правила эксплуатации базы (сооружения), содержания маломерных судов и выпускного режима. Правила согласовываются с органами Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми и утверждаются приказом руководителя предприятия (кооператива).
21. Правила должны категорически запрещать выпуск судов с акватории базы в случаях:
плавания на незарегистрированных, не имеющих бортовых номеров или не поставленных на учет маломерных судов;
несоответствия бортового номера записям в судовом билете, иных регистрационных документах и документах на груз (на судах для производственных целей);
отсутствия у судоводителей моторного (парусного) судна удостоверения на право управления судном с талоном предупреждений (или талона предупреждений с отметкой органов Госинспекции по маломерным судам Республики Коми об изъятии удостоверения и подписью госинспектора), технического талона, судового билета, а на судах, предназначенных для производственных целей, кроме того, путевого листа, плана - задания на рейс и документов на груз, а также при истечении срока действия указанных документов;
отсутствия у судоводителя заверенной в установленном порядке доверенности на право управления чужим судном;
обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена органами Государственной инспекции по маломерным судам Республики Коми его эксплуатация;
нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности судна, неправильного размещения перевозимого груза (пассажиров);
наличия на судне взрыво- или огнеопасных грузов, когда судно не предназначено (не приспособлено) для их перевозки или их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
отсутствия на судне предметов снабжения, указанных в судовом билете;
если прогнозируемая и фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа;
если судоводитель не способен управлять судном (есть основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
22. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов в полном комплексе с береговыми территориями, строениями, хранилищами для топлива, акваториями, спасательными постами и т.п. разрешается Государственной инспекцией по маломерным судам Республики Коми только после ежегодного технического осмотра на право эксплуатации.
23. Администрации городов, районов вправе устанавливать дополнительные Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, в которых устанавливаются ограничения режима плавания маломерных судов по отдельным водоемам, районам, срокам эксплуатации и скорости движения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru