Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 14.06.1995
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОИНСКОГО УЧЕТА"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 10.07.1995, № 9, ст. 307






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 1995 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ ВОИНСКОГО УЧЕТА"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председателя Гаврюсова Ю.В., заместителя председателя Пунегова П.Ф., судей Батмановой Л.В. и Кырнышевой Т.А.
с участием стороны: представителя Государственного Совета Республики Коми Четвериковой Л.В., а также представителя Военкомата Республики Коми,
руководствуясь статьей 100 Конституции Республики Коми, статьями 3, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета", принятого Верховным Советом Республики Коми 2 апреля 1993 года.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Зенченко Ю.Л., соответствующее требованиям ст. 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета" по содержанию норм.
Заслушав выступление судьи - докладчика Батмановой Л.В., объяснения участников процесса, изучив документы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Зенченко Ю.Л. обратился с жалобой на нарушение его конституционных прав в связи с тем, что постановлением Печорского городского военкома от 17 марта 1995 года он привлечен к административной ответственности - на него наложен штраф в сумме 20 тысяч рублей за неявку по вызову в военкомат. По мнению заявителя, штраф не может превышать одной десятой доли от минимального размера оплаты труда в соответствии со статьей 191 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом же Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета", принятым Верховным Советом Республики Коми 2 апреля 1993 года, предусмотрен штраф в три минимальных размера оплаты труда. Тем самым Закон Республики Коми нарушает его конституционные права на равную ответственность перед законом независимо от места жительства.
Представитель Государственного Совета Республики Коми полагает, что Верховный Совет Республики Коми действовал в пределах полномочий, установленных федеративным Договором, Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми, поскольку вопросы административного законодательства находятся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 64 Конституции Республики Коми и статья 72 Конституции Российской Федерации относят административное законодательство к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в силу ст. II Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации", по вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
Российской Федерацией 11 февраля 1993 года принят Закон "О воинской обязанности и военной службе", где статьей 6 предусмотрена административная ответственность за неявку без уважительных причин по вызову военного комиссариата без конкретизации состава и санкций, что можно считать основным принципом, предполагающим конкретное регулирование, в том числе собственное правовое регулирование субъектами Российской Федерации.
Статья 191 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает конкретный состав административного правонарушения - нарушение правил воинского учета - и предусматривает санкцию до десяти рублей (до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения, с учетом Закона Российской Федерации "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" от 14 июля 1992 года). Однако Кодекс об административных правонарушениях принят 20 июня 1984 года, поэтому к моменту принятия Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 году статья 191 уже недостаточно отражает изменившуюся общественно - политическую и экономическую обстановку.
Закон Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета", принятый Верховным Советом Республики Коми 2 апреля 1993 года, в статье 2 предусматривает состав правонарушения, аналогичный составу статьи 191 Кодекса об административных правонарушениях, однако устанавливает санкцию в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
Возникает неясность в определении пределов собственного правового регулирования республики в составе Российской Федерации в рамках, установленных законом Российской Федерации, по вопросам совместного ведения.
По мнению Суда, собственное правовое регулирование, не противоречащее законодательству Российской Федерации в вопросах совместного ведения, может иметь место в случаях, когда правонарушение не урегулировано федеральным законом (пробел), урегулировано в общих чертах и требует конкретизации с учетом местных условий, а также по установлению санкций, с учетом изменившейся экономической ситуации при явном отставании федерального законодательного урегулирования, поскольку в соответствии со статьей 62 Конституции Республики Коми Республика Коми на своей территории обладает всей полнотой государственной власти, за исключением полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации. Рассматриваемый вопрос находится в совместном ведении, то есть не передан в ведение Российской Федерации.
Таким образом, законодательный орган Республики Коми был правомочен принять закон в рамках общих принципов, устанавливающих административную ответственность за правонарушение, но предусматривающий иные санкции по сравнению с федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 64, 65 Конституции Республики Коми, статьями 72, 73, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать Закон Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета" от 2 апреля 1993 года соответствующим Конституции Республики Коми.
2. Решение Конституционного Суда Республики Коми окончательное, вступает в силу немедленно после провозглашения и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми.

Председатель
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
П.Ф.ПУНЕГОВ
Л.В.БАТМАНОВА
Т.А.КЫРНЫШЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru