Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 22.03.1995 № 143
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1995 - 1996 ГОДЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, АНАЛИЗА, ЭКСПЕРТИЗЫ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ", "ПЕРЕЧНЕМ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ")

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.10.1995, № 11, ст. 344


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 11.09.1996 № 238.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 22 марта 1995 г. № 143

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 1995 - 1996 ГОДЫ

В целях развития малого предпринимательства в Республике Коми, дальнейшего обеспечения его государственной поддержки, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. № 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы" постановляю:
1. Утвердить комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Коми на 1995 - 1996 годы (далее именуется - комплексная программа) согласно приложению № 1.
2. Возложить функции государственного заказчика комплексной программы на Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова (далее именуется - Заказчик).
3. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть при формировании бюджета Республики Коми на 1995 год выделение Заказчику для реализации комплексной программы 1000 млн. рублей.
4. Поручить Заказчику заключить агентское соглашение по финансированию комплексной программы с акционерным коммерческим ипотечным банком "Европейский Север".
5. Образовать общественно-экспертный совет по развитию малого предпринимательства и частной инициативы при Главе Республики Коми, утвердить Положение о нем согласно приложению № 2 и его состав согласно приложению № 3.
6. Администрациям городов и районов совместно с Министерством экономики Республики Коми до 1 мая 1995 г. утвердить городские и районные программы развития и поддержки малого предпринимательства на 1995 - 1997 годы.
7. Министерству экономики Республики Коми и главам администраций городов и районов Республики Коми в месячный срок подготовить предложения по созданию на местах структурных подразделений по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства в пределах существующей численности.
8. Утвердить Положение об организации отбора, анализа, экспертизы и финансирования проектов и программ развития малого предпринимательства в Республике Коми согласно приложению № 4.
9. Поручить Заказчику разработать и представить на утверждение Главы Республики Коми:
положение о порядке передачи и использования 5% средств, поступающих от приватизации в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20 сентября 1994 г. № 72-3;
положение о порядке финансирования комплексной программы из средств бюджета Республики Коми.
10. Руководителю Администрации Главы Республики Коми Гришину А.Ф. осуществлять согласование с Заказчиком проектов законов, затрагивающих интересы малого предпринимательства Республики Коми.
11. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство экономики Республики Коми (Каракчиев А.А.).

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 22 марта 1995 г. № 143
(приложение № 1)

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1995 - 1996 ГОДЫ

Введение

На 1 января 1995 года в Республике Коми зарегистрировано 8518 малых предприятий. К концу года сформирована следующая форма собственности:
80% - частная;
11,2% - государственная и муниципальная;
8,4% - смешанная;
0,4% - общественная.

В 1994 году на малых предприятиях республики работало около 41 тысячи человек, что составило 5% от общей численности работников всех отраслей экономики. Наиболее высокий уровень занятости отмечается в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании. Однако рост занятости в промышленности и строительстве идет более низкими темпами, чем на предприятиях торговли и предприятиях, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению рынка. В среднем на одно предприятие приходится 7 постоянных работников, в том числе в промышленности - 11 человек, в строительстве - 10 человек, транспорте - 7, торговле и общественном питании - 5, на предприятиях, занимающихся общей коммерческой деятельностью - 3 человека. Причем, госпредприятия более многочисленны, в среднем на одном предприятии занято 12 человек, в частных - 6 человек. Три четверти малых предприятий имеют численность до 10 человек. Малые предприятия базируются во всех районах республики, но основная масса сосредоточена в городах. Наибольшее развитие они получили в Сыктывкаре (36%), Ухте (19%), Воркуте (16%). Среднемесячная заработная плата (без учета совместителей) составила на малых предприятиях в среднем за январь-сентябрь текущего года 254 тыс. рублей, что в 1,4 раза ниже, чем на крупных и средних предприятиях.
В отраслевых структурах малых предприятий преобладают предприятия торговли и общественного питания (28%), строительные (23%), промышленности (16%). В структуре отраслей промышленности преобладает деревообрабатывающая и легкая промышленность (соответственно 27% и 21%).
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за 1994 год составила более 183 млрд. рублей, большая доля которой приходится на предприятия торговли и общественного питания (27,2%), промышленности (24,3%) и строительства (23,1%). Балансовая прибыль в 1994 году превысила 35 млрд. рублей.

Структура малых предприятий

   -----------------------------T---------T---------T---------------¬

¦ Показатели ¦ 1.01.93 ¦ 1.01.94 ¦ 1.01.95 ¦
L----------------------------+---------+---------+----------------

Число малых предприятий
всего: 6087 7700 8518
в том числе по отраслям:
- промышленности 1186 1232 1362
- строительство 2557 1771 1959
- торговля и услуги 1704 2156 2385
- сельское хозяйство 261 250 263
- наука и научное обеспеч. 63 79 82
- другие виды деятельности 361 2212 2467

Характеристика работ малых предприятий

   ---------------------------------T---------T---------T-----------¬

¦ Показатели ¦ 1.01.93 ¦ 1.01.94 ¦ 1.01.95 ¦
L--------------------------------+---------+---------+------------

Число МП всего: 6087 7700 8518
1. Объем выпущенных товаров
млрд. руб. 15700 182100 256300
2. Объем реализованной про-
дукции млн. руб. 12000 250300 283600
3. Объем налогов, уплаченных
в республиканский (регио-
нальный) бюджет млн. руб. 554 7000 7620
4. Объем поддержки МП млн. руб.
всего: 800 15000 49006,1
в т.ч.
- республиканский бюджет 250
- внебюджетные фонды 726,1
- кредиты банков 800 15000 48000

Все больше начинает размываться отраслевой принцип малых предприятий. Трудности в промышленных отраслях и строительстве вынуждают многие предприятия заниматься торгово-закупочной и посредническо-коммерческой деятельностью, получая от нее значительную часть дохода, а иногда и основную.
Принятые постановления Правительства Российской Федерации и Республики Коми по оказанию поддержки в развитии малого предпринимательства на территории региона работают слабо.
Финансовая поддержка осуществляется в основном за счет кредитов коммерческих банков (в 1994 году - 48 млрд. руб.), льготные из которых составили не многим более 2%, а остальные - по процентным ставкам значительно превышают ставки Центрального банка и, как правило, кредиты краткосрочные, не превышающие 3 месяцев.
Как результат, на развитие и совершенствование производства МП направлено из этих кредитов 4,1 млрд. руб.
Государственная финансовая поддержка малых предприятий в 1994 году составила 976,1 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 250 млн. рублей, из фонда занятости - 726,1 млн. руб. В таких условиях предприятия малого бизнеса не могут получить необходимого развития и совершенствования.
Необходима новая нормативная база, инвестиционная политика, позволяющие исправить данное положение. Данная программа направлена на исправление положения в малом бизнесе региона.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Указом Главы Республики Коми "Об активизации привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику Республики Коми" от 21 ноября 1994 года № 235 было поручено Министерству экономики, Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации совместно с Коми региональным фондом поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова разработать комплексную региональную программу поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.
Рабочая группа, образованная по распоряжению Главы Республики Коми от 1 декабря 1994 года № 476-р, разработала данную программу и представила ее Главе Республики Коми на утверждение.
Программа определяет основные цели, направления и приоритеты поддержки и развития малого предпринимательства и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будет осуществляться на республиканском уровне и финансироваться за счет бюджетных и в основном внебюджетных средств.
Положения программы базируются на принципах, определенных постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29 апреля 1994 года № 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы" и изложены с учетом Рекомендаций по разработке региональных программ, утвержденных Минэкономикой Российской Федерации 16 июля 1993 года.
Основной целью республиканской политики по развитию малого бизнеса является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, реализуемых путем:
- развития и совершенствования нормативной базы малого предпринимательства;
- развития инфраструктуры малого предпринимательства;
- поддержки актуальных для республики инвестиционных проектов.
Программа предусматривает совершенствование нормативной базы федерального, республиканского и муниципального уровня, обеспечение стабильных условий для предпринимательской деятельности.
Представлены предложения по снижению налогового бремени и иных финансовых мер, особенно в приоритетных областях малого бизнеса, обеспечению справедливого механизма приватизации государственной (республиканской) и муниципальной собственности с целью финансовой и имущественной поддержки населения Республики Коми, занятых в сфере малого предпринимательства.
Органом управления программой, ответственным за ее формирование и реализацию определен Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова.
Прежде всего благоприятные условия будут создаваться для предпринимательской деятельности, направленной на решение актуальных проблем республики в следующих приоритетных направлениях:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказание коммунальных и бытовых услуг;
- строительство и капитальный ремонт жилых помещений;
- производство стройматериалов;
- инновационная и природоохранная деятельность.
В течение 1995 - 1996 гг. предусмотрено разработать, привести в действие основные формы и механизмы поддержки, заложить основу целостной системы развития и поддержки малого предпринимательства на территории Республики Коми. Успеху реализации программы будет содействовать координация действия федеральных и региональных органов.

2. Функциональные подпрограммы

2.1. Подпрограмма нормативно-правового обеспечения

Подпрограммой предусмотрено участие в формировании федерального законодательства, а именно: участие в парламентских слушаниях, анализ проектов и дача заключений.
Достигнута договоренность с руководителем Аналитического центра аппарата Совета Федерации и его работниками (Кривов В.Д., Блинов А.О. и другие), Комитетом по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Госдумы (Грачев И.Д.), Российской ассоциацией развития малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Московским фондом поддержки малого предпринимательства об обмене информацией и выработки общей позиции.
На региональном уровне намечено принятие ряда нормативных актов (таб. № 1), но особое место занимает разработка проекта Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Коми". Необходимо отметить, что ряд регионов такие как Чувашия, Мордовия приняли подобные законы, разрабатываются такие проекты в Москве, Карелии, Башкортостане.
Закон составит правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, налогообложения и т.д.
Для разработки таких нормативных документов проведены переговоры с Российской Академией госслужбы при Президенте России (Горланов, Пеньков), ГКАП РФ (Цыганов, Житков), аппаратом Правительства России (Пармененков), отделом Совета Федерации (Блинов), Департаментом по развитию и поддержке малого предпринимательства г. Москвы (Егоров), которые дали согласие на совместную работу. Целесообразно из представителей этих организаций и наших специалистов сформировать группу, которая подготовит проекты этих документов по заданию Фонда им. В.А.Тихонова.

Таблица № 1

   ----T--------------------T----------T--------T---------------T-------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Исполни- ¦Сроки ¦Финансовая под-¦Источ- ¦
¦ ¦ мероприятий ¦тели ¦выпол- ¦держка реализа-¦ник фи-¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ции мероприятий¦нанси- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в млн. руб. ¦рования¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1995 г.¦ Всего ¦ ¦
L---+--------------------+----------+--------+-------+-------+--------

1. Разработка совместно Минэконо- По сро- См. примечание Респуб-
с органами федераль- мики, кам фе- в конце таб. 1 ликанс-
ной и исполнительной Фонд им. дераль- кий
власти норматив- Тихонова, ной бюджет
но-правовых и зако- теруправ- Програм-
нодательных актов, ление мы
определенных Феде- ГКАП РФ,
ральной программой Союз пред-
государственной под- принимате-
держки малого пред- лей, Мин-
принимательства РФ имущество,
Минфин,
Госналог.
инспекция

2. Подготовка проекта -"- II кв. -"- -"- -"-
Закона РК "О госу- 1995
дарственной поддерж-
ке малого предприни-
мательства в Респуб-
лике Коми"

3. Подготовка предложе- -"- II кв. -"- -"- -"-
ний в законодатель- 1995
ные акты РК о нало-
говой политике

4. Подготовка предложе- -"- II кв. -"- -"- -"-
ний в проект Указа 1995
Главы РК "О введении
системы налогового
кредита"

5. Внести предложения в -"- II кв. -"- -"- -"-
Республиканскую 1995
программу приватиза-
ции о льготных усло-
виях аренды и выкупа
субъектами малого
предпринимательства
объектов недвижимос-
ти, земельных участ-
ков, незавершенного
строительства закры-
тых инвестиционных
конкурсов для субъ-
ектов малого пред-
принимательства

6. Разработка Положения -"- II кв. -"- -"- -"-
о фонде нежилых по- 1995
мещений для целевого
размещения субъектов
малого предпринима-
тельства

7. Подготовка предложе- -"- II кв. -"- -"- -"-
ний об участии субъ- 1995
ектов малого пред-
принимательства в
государственном
заказе

8. Разработка предложе- -"- II кв. -"- -"- -"-
ний о выдаче, ис- 1995
пользовании и возв-
рате кредитных ре-
сурсов субъектов ма-
лого предпринима-
тельства

9. Разработка Положения -"- II кв. -"- -"- -"-
о гарантийном (зало- 1995
говом) фонде для
предоставления га-
рантий по кредитам
субъектов малого
предпринимательства

10. Разработка Положения -"- II кв. -"- -"- -"-
о механизме исполь- 1995
зования 5% денежных
средств от привати-
зации

11. Подготовка Положения -"- I кв. -"- -"- -"-
об организации сбо- 1995
ра, анализа, экспер-
тизы и финансирова-
ния проектов и прог-
раммы развития мало-
го предприниматель-
ства

12. Разработка генераль- -"- I кв. -"- -"- -"-
ного агентского сог- 1995
лашения с банком-
агентом и банка-
агента с малым
предприятием

13. Создание механизма -"- II кв. -"- -"- -"-
регулирования норма- 1995
тивов амортизацион-
ных отчислений малых
предприятий

14. Внесение предложений -"- II кв. -"- -"- -"-
по механизму стиму- 1995
лирования банков,
кредитирующих субъ-
екты малого предпри-
нимательства

15. Разработка Положения -"- I кв. -"- -"- -"-
о координационном 1995
Совете по малому
предпринимательству

16. Разработка Положения -"- II кв. -"- -"- -"-
о порядке финансиро- 1995
вания программы из
средств бюджета Рес-
публики Коми

17. Внести предложения о -"- II кв. -"- -"- -"-
схеме государствен- 1995
ной поддержки субъ-
ектов малого пред-
принимательства в РК

18. Подготовить предло- -"- II кв. -"- 2.0 -"-
жения об упрощенной 1995
отчетности субъектов
малого предпринима-
тельства

19. Подготовить програм- -"- III кв. -"- - " - -"-
му подготовки кадров 1995
для субъектов малого
предпринимательства

ИТОГО 40,0 40,0

Примечания:
1. Принятие в регионе данных нормативных актов позволит стимулировать деятельность малых предприятий за счет привлечения средств банков, фондов, инвестиционных и страховых компаний.
2. Всего объем финансирования составляет 40 млн. рублей. Источником финансирования этого подраздела является республиканский бюджет.
Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения договорных экспертных работ силами привлекаемых специалистов.
Стоимость каждого раздела таб. № 1 будет утверждаться Заказчиком по смете рабочей группы специалистов.
3. Выполнение позиций настоящей таблицы представляется в виде аналитических заключений и проектов нормативных актов Главы Республики Коми.

2.2. Подпрограмма инфраструктурного обеспечения

Подпрограмма инфраструктурного обеспечения включает в себя создание и обеспечение деятельности организаций, осуществляющих правовую и аудиторскую поддержку предприятий малого бизнеса.
Подпрограмму предполагается осуществлять путем создания центров поддержки малых предприятий на базе отделов по предпринимательству администраций городов и районов.
В настоящее время разрабатывается проект Положения о центре развития малого бизнеса (взято за основу Положение Самарской области).
Предполагается оказать помощь в создании центров в наиболее подготовленных регионах, согласие администрации имеется (г. Сыктывкар, г. Ухта, г. Воркута).
В г. Сыктывкаре предусматривается создание бизнес-инкубатора (АО закрытого типа), где под одной крышей расположены организации, объединяющие все виды поддержки предпринимателей на старте. Кроме того, в этом же здании располагаются сами малые предприятия, которым оказывается помощь.
Для осуществления этого проекта имеется отвод земельного участка, проектно-сметная документация, пакет документов, предусматривающий все внутренние взаимоотношения бизнес-инкубатора, ряд организаций, изъявивших желание его создать.
Создание и развитие системы защиты личности связаны с необходимостью защиты предпринимателей, сегодня этими вопросами в какой-то мере занимается Фонд им. В.А.Тихонова. Достигнута договоренность с МВД РК о создании такой организации. Фонд предлагает создать ее на базе юридическо-правового агентства "Аверс", в котором работают бывшие сотрудники правовых органов.
Проект о создании Дома предпринимателей находится только в стадии разработки и может быть осуществлен лишь при выделении помещения, где могли бы разместиться такие службы, как Фонд реализации Программы развития Республики Коми, АО "Комилизинг", Торгово-промышленная палата, Агентство по малому бизнесу, Фонд им. В.А.Тихонова.
Многие службы, имеющиеся у этих организаций могли бы быть общими, т.к. функции совпадают, что удешевило бы их содержание.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года "Об активизации привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику Республики Коми" создано бюро проектного финансирования и консультационно-технического содействия.
Необходимо изучить вопрос о сотрудничестве с этой организацией (государственная экспертиза) или поручить какой-либо независимой организации.
Такая организация необходима для отбора проектов малых предприятий, так как есть определенные особенности. Предполагается создать или как юридическую организацию, или в составе Фонда им. В.А.Тихонова, или на базе экспертного бюро Минэкономики.
Создание в г. Сыктывкаре Коми регионального агентства поддержки малого бизнеса обусловлено постановлением Правительства России от 29 декабря 1994 года № 1434 "О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса" и в рамках программы "Тасис" для обучения и консультирования предпринимателей, экспертизы проектов, помощи в регистрации и т.д.
Источники финансирования определены: Комиссия Европейских сообществ, Российское агентство, Федеральный Фонд, Московское агентство.
Фондом им. В.А.Тихонова была проведена часть организационных работ - получено согласие Федерального Фонда Российского агентства, Московского агентства (есть договора), а также необходимо изыскать средства на месте.
Создавая эту организацию необходимо сделать упор на обучение предпринимателей, составление бизнес-планов, консультирование при участии Фонда им. В.А.Тихонова.
В то же время необходимо создание этой структуры как-то совместить с региональным агентством АО "Российские информационные центры", где источники финансирования те же.
Выработка такого механизма взаимодействия на республиканском уровне позволит дать рекомендации как решить этот вопрос на уровне городов и районов.
Необходимо также учесть информационную базу ЦНТИ, который уже летом 1994 года выходил с предложением о создании на его базе производственного центра развития малых предприятий.
Необходимо также изучить возможности бюро проектного финансирования при Минэкономики Коми (см. Указ Главы РК от 21 ноября 1994 г.). Создание агентства по малому бизнесу и информационного центра является важной составной частью инфраструктуры для малого предпринимательства.
В таблице № 2 перечислены все проекты инфраструктурного обеспечения для субъектов малого предпринимательства.

Таблица № 2

   ---T-----------------T-------------T------T----------------------T----------¬

¦ N¦ Наименование ¦ Исполнители ¦Сроки ¦Финансовая поддержка ¦Источник ¦
¦ ¦ мероприятий ¦ ¦выпол-¦ реализации ¦финансиро-¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ мероприятий ¦вания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в млн. руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------T------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1995 г.¦1996 г.¦Всего ¦ ¦
L--+-----------------+-------------+------+-------+-------+------+-----------

1. Создание сети Фонд им. 1995 См. примечание № 1 Городские
территориальных Тихонова, и районные
центров поддержки Минэконо- бюджеты
субъектов мало- мики,
го предпринима- админи-
тельства в горо- страции
дах и районах городов
(социальная, пра- и районов,
вовая защита) ТПП, ТУ
ГКАП, ЦНТИ,
Комиагент-
ство

2. Организация Фонд им. 1995 250,0 250,0 500,0 Средства
бизнес-инкубатора Тихонова, 1996 предприя-
малого бизнеса Минэконо- тий
производственно - мики,
технологической админи-
поддержки малого страция
предприниматель- г. Сыктыв-
ства г. Сыктывкар кара,
ТУ ГКАП РФ,
ЦНТИ, Коми
агентство,
ТПП, Мин-
имущество

3. Создание и Фонд им. 1995 50,0 -"- 50,0 Республи-
развитие системы Тихонова, канский
защиты личности юридичес- бюджет
и собственности ко-право-
в сфере малого вое агент-
предприниматель- ство "Аверс",
ства МВД РК, ТУ
ГКАП РФ

4. Создание Дома Фонд им. 1995 500,0 500,0 1000,0 Средства
предпринимателей Тихонова, 1996 учреди-
АО "Коми- телей
лизинг",
ТПП и дру-
гие инфра-
структуры

5. Подготовка Фонд им. II кв. 100,0 100,0 200,0 Республи-
предложений о Тихонова, 1995 канский
сотрудничестве с Минэконо- бюджет
бюро по разработ- мики,
ке инвестиционных Админи-
программ и страция
экспертизе малых Программы
предприятий развития,
Минпром-
транс,
банки,
бюро про-
ектного
финанси-
рования,
Комиагент-
ство

6. Создание в г. Фонд им. II кв. 60,0 - 60,0 Республи-
Сыктывкаре Коми Тихонова, 1995 канский
регионального Минэконо- бюджет
агентства поддер- мики, 940,0 - 940,0 Средства
жки малого пред- Миниму- учреди-
принимательства в щество, телей
рамках реализации ТУ ГКАП РФ,
программы "Тас- Российское
ис" (центр обуче- агентство
ния кадров, начи- поддержки
нающих предприни- малого пред-
мателей, консуль- приниматель-
тирование, обуче- ства, Фонд
ние) имущества,
предприни-
матели,
банки

ИТОГО 1900,0 850,0 2750,0

Примечания:
1. Выполнение п. 1 данной таблицы не требует дополнительных средств, т.к. центры будут создаваться на базе отделов предпринимательства администраций городов и районов в пределах общей численности и фонда оплаты труда.
2. Всего объем финансирования на 1995-1996 гг. составляет - 2750 млн. руб.
из них на 1995 год - 1900 млн. руб.
за счет республиканского бюджета - 460 млн. руб.,
за счет средств учредителей и предпринимателей - 1900 млн. руб.

2.3. Подпрограмма информационного обеспечения

Подпрограммой предусматривается использование печатных органов как центральных, так и местных, создание информационного "Центра", "Европатернариат - Россия", а также создание бюро проектного финансирования и консультационно-технического содействия.
По всем предложениям подпрограммы имеются конкретные договоренности. По печати - с редакциями региональных республиканских газет "Молодежь Севера" и "Эко", "Наш капитал" и редакцией газеты "Бизнес для всех", являющейся органом Российской Ассоциации развития малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. с участием Госкомпрома России и Федерального
фонда, созданного АО "Российский информационный центр", на которое возлагается организация на местах региональных агентств и выделение им техники и денежных средств. В республике целесообразно возложить функции агентства на ЦНТИ, с использованием их базы данных для получения и обработки информации для органов государственного управления, средств массовой информации, финансовых институтов, предпринимателей. Использование базы ЦНТИ позволит удешевить проект, а также включиться в работу незамедлительно. Договоренность и соглашение с ЦНТИ имеются.
Указом Главы Республики Коми "Об активизации привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику Республики Коми" от 21 ноября 1994 года № 235 в структуре государственного предприятия "Центр автоматизированных систем" создано бюро проектного финансирования и консультационно-технического содействия.
В приведенной ниже таблице перечислены проработанные проекты, необходимые для информационного обеспечения малых предприятий Республики.

Таблица № 3

   ----T--------------------T-----------T------T---------------T--------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Исполнители¦Сроки ¦Финансовая под-¦Источник¦
¦ ¦ мероприятий ¦ ¦выпол-¦держка реализа-¦финанси-¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ции мероприятий¦рования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в млн. руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1995 г.¦ Всего ¦ ¦
L---+--------------------+-----------+------+-------+-------+---------

1. Создание информацион- Фонд им. I кв. 200,0 100,0 Респуб-
ного центра, предус- Тихонова, 1995 ликанс-
матривающего в инте- АО "Рос- кий
ресах малого предпри- сийские бюджет
нимательства создание информа- 100,0 Средст-
банков данных по нап- ционные ва уч-
равлениям: центры, редите-
ЦНТИ, лей
Минэконо-
мики, Гос-
комстат,
Гос. нало-
говая ин-
спекция,
Минимущес-
тво, Союз
предприни-
мателей,
Минюст,
АО "Комили-
зинг", бюро
проектного
финансиро-
вания, Ко-
миагентст-
во
а) нормативно-право-
вая поддержка:
- федеральные норма-
тивные документы и
акты
- республиканские и
муниципальные норма-
тивные документы
б) госстатистика по
малому предпринима-
тельству
в) финансово-кредит-
ная поддержка
г) внешнеэкономичес-
кая поддержка
д) неиспользуемые не-
жилые помещения
е) оборудование, тех-
нологии, "ноу-хау"
для предприятий
ж) деловая и аналити-
ческая информация

2. Развитие и поддержка Фонд им. 1995 50,0 50,0 Средства
средств массовой ин- Тихонова, предпри-
формации, специализи- "Молодежь нимате-
рующихся по проблемам Севера", лей
малого бизнеса, вклю- "ЭКО",
чая издание на базе "Бизнес
газет "Молодежь Севе- для всех"
ра", "Бизнес для
всех", "ЭКО"

3. Организация информа- Фонд им. 1995 50,0 50,0 Средства
ционного куста "РЕЛ- Тихонова, федера-
КОМ" фирма льного
"Дереза" фонда

4. Создание республи- Фонд им. 1995
канской системы эко- Тихонова,
номического сотрудни- Аппарат См. примечание
чества на базе прог- националь-
раммы Европейского ных совет-
Союза по поддержке ников Евро-
малого предпринима- партнериа-
тельства "Европартне- та в Рос-
риат" сии, Адми-
нистрация
Программы
развития

ИТОГО 300,0 300,0

Всего объем финансирования на 1995 год по таблице № 3 составляет 300 млн. рублей,
из них:
- за счет средств республиканского бюджета - 100 млн. руб.,
- за счет средств учредителей и предпринимателей - 150 млн. руб.,
- за счет средств федерального бюджета - 50 млн. руб.

Примечание:
Создание республиканской системы экономического сотрудничества на базе Программы не требует дополнительных ассигнований, т.к. цель этой программы - деловое сотрудничество и она финансируется частично за счет средств Европейского Союза по малому предпринимательству и самих предпринимателей.

2.4. Подпрограмма кадрового обеспечения

Кадровое обеспечение развития и поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя подпрограммы для вновь начинающих предпринимателей, для работающих в сфере предпринимательства, для специалистов, работающих в структурах, оказывающих поддержку предпринимательства.
Данную подпрограмму можно выполнить создав систему подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
Необходимо сформировать систему по обучению кадров на базе Коми кадрового центра, высших и средних специальных учебных заведений.
Достигнута договоренность с Немецкой Академией менеджмента Нижней Саксонии об обучении должностных лиц и предпринимателей по проблемам малого бизнеса. Необходимо отметить, что 50% стоимости обучения ведется за счет Правительства Нижней Саксонии. Обучение может производиться по составленным нами программам. В настоящее время в Академии обучаются лица из 18 регионов России. Так из Башкортостана прошли обучение более 300 человек. В настоящее время можно с Академией заключать договор о совместном сотрудничестве, но для этого необходимо разработать Концепцию подготовки кадров в предпринимательстве, например как в Астраханской области. Кроме того можно использовать опыт Московского фонда подготовки кадров.
Соглашение о сотрудничестве с Коми кадровым центром и фондом им. В.А.Тихонова имеется.
Необходимо также начать подготовку методических материалов, но уже сейчас можно подготовить сборник существующих нормативных материалов по проблемам малого предпринимательства, а также методические материалы, позволяющие отобрать проект для финансирования. Такие материалы для сборника в Фонде им. В.А.Тихонова имеются.
Реализацией данной подпрограммы предполагает осуществление следующих проектов:

Таблица № 4

   ----T--------------------T-----------T------T---------------T-------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Исполнители¦Сроки ¦Финансовая под-¦Источ- ¦
¦ ¦ мероприятий ¦ ¦выпол-¦держка реализа-¦ник ¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ции мероприятий¦финан- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в млн. руб. ¦сирова-¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+ния ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1995 г.¦ Всего ¦ ¦
L---+--------------------+-----------+------+-------+-------+--------

1. Формирование системы Фонд им. 1995 250,0 250,0 Респуб-
по обучению кадров Тихонова, ликанс-
для субъектов малого теруправ- кий
предпринимательства ление ГКАП, бюджет
на базе: Коми кадро-
- Коми кадрового вый центр
центра Комиагент-
- высших и средних ство
специальных учебных
заведений
- Немецкой Академии
менеджмента
- Московского фонда
подготовки кадров и
др.

2. Подготовка и издание Фонд им. 1995 250,0 250,0 Средства
печатных и методичес- Тихонова, предпри-
ких пособий, сборни- Министер- нимате-
ков по проблемам ма- ства, ве- лей
лого предприниматель- домства
ства Комиагент-
ство

ИТОГО 500,0 500,0

Всего объем финансирования на 1995 год по таблице № 4 составляет 500 млн. руб.,
из них:
- за счет средств республиканского бюджета - 250 млн. руб.,
- за счет средств предпринимателей - 250 млн. руб.

РАЗДЕЛ III. Подпрограммы в сфере производства
услуг и товаров

Данная подпрограмма предусматривает проекты субъектов малого предпринимательства.
Создание типографского комплекса, который быстро и качественно смог бы обслуживать субъекты малого предпринимательства. Проект начал разрабатываться еще в июне 1994 года по заданию Председателя Госсовета Республики Коми Торлопова В.А., в настоящее время создана рабочая группа.
Есть предложение в помещении АО "Комикнига" (до 1000 кв.м) разместить издательско-полиграфическое объединение, которое будет производить высокохудожественную продукцию.
Такое предложение возникло в связи с тем, что развалились производственные связи между Комииздательством, Республиканской типографией и АО "Комикнигой". Предполагается использовать оборудование, находящееся в ряде организаций.
Достигнута договоренность с фирмой "Дока-хлеб" (г. Самара) о сотрудничестве по поставке оборудования для малых предприятий, обучения персонала. Такие же предложения есть от болгарской фирмы " ", от "Петрохлеб" (г. Санкт-Петербург), от фирмы "Хлебное дело" (г. Москва). Фонд им. В.А.Тихонова тесно сотрудничает с АО "Комихлеб" Моисеенко А.Ф. В ходе сотрудничества обсуждается предложение о вхождении со своим оборудованием в АО "Комилизинг" как дочернее предприятие. Готовится предложение, т.к. главный инженер Моисеенко А.Ф. уже давно поставляет малое оборудование для пищевой промышленности (например, пивзавод в с. Усть-Цильма, пекарни в г. Воркута), необходимо воспользоваться его опытом и связями. Необходимо среди производителей оборудования провести конкурс на лучшее оборудование и условия, а также конкурс среди малых предприятий, регионов, которым будут передаваться это оборудование, такой опыт имеется в г. Самаре.
Кроме того необходимо изучить опыт Москвы, которая сегодня продает хлебопекарни на конкурсной основе, а также отработала механизм развития малой хлебной отрасли (см. постановление Правительства Москвы от 09.03.94 № 178 "О мерах по развитию пищевых предприятий малой мощности в г. Москве".
Указом Главы Республики Коми от 19 сентября 1994 г. "О мерах государственной поддержки предприятий бытового обслуживания населения Республики Коми" выделено 1200 млн. рублей на восстановление службы быта на селе. Но помимо организации комплексных пунктов необходимо провести инвентаризацию того, что осталось из госимущества, отработать механизм получения денег из бюджета, передачи их предприятиям, обеспечить возвратность денежных средств, эффективное их вложение, закупку оборудования, учебу персонала.
Поэтому необходимо тесное сотрудничество Фонда им. В.А.Тихонова, АО "Комилизинг" и Минторгбыта, используя возможности и опыт работы каждого.
Сегодня три организации приступили к разработке договора о совместном сотрудничестве.
Производство облицовочной плитки из природного камня основано на современной отечественной технологии превосходящей по параметрам качества все зарубежные разработки. Толщина плитки до 3 мм. Технология экологически чистая с полной переработкой сырья, полным использованием отходов производства. Есть помещения, сырье, персонал.
Фирма "Неро" по голландской технологии разрабатывает проект по строительству жилья путем оборудования крыш в мансарды. При этом стоимость 6 квартир (от 3-х комнатных до 6-ти комнатных, можно и в двух уровнях) обходится в пределах 250-300 млн. рублей. Разрабатывается контракт с администрацией города, с подрядчиком.
Предлагается организовать производство автоматической проявки и печати цветных фотоснимков на базе комплектного оборудования (мини-фотолаборатория). Технология и оборудование не имеют отечественных аналогов. Первые линии действуют в Москве и Санкт-Петербурге и имеют большую популярность. Цель проекта - выпуск и обеспечение населения высококачественной продукцией. Срок выполнения заказа - 1 час. Необходимая площадь одной линии - 30 кв. м. 1 этап - линия в Сыктывкаре, 2 этап - линия в Ухте.
Постройка фермы стоимостью 500 млн. рублей на 200 голов свиней. Необходимо закупить коптильный цех, грузовой автомобиль, построить гараж, котельную, дом.
"Корпорация ИФК" имеет опыт в разрешении кризиса неплатежей в г. Сыктывкаре, своими силами и денежными средствами пытается создать депозитарную республиканскую сеть. Опыт работы этой организации успешно применяется в ряде регионов России.
ТОО "Лада" в г. Ухте имеет производственные площади более 600 кв.м, технологическое оборудование для выпуска мебели из местного древесного массива, имеет заключенные договора с муниципальными властями на выпуск мебели на 500 млн. руб. в год для школ и детсадов.

Таблица № 5

   ----T---------------T-----------T------T-----T---------------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Исполнители¦Сроки ¦Оку- ¦ Источники финансирования ¦
¦ ¦ проекта ¦ ¦реали-¦пае- ¦ проекта в млн. руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦зации ¦мость+------T------T------T------+
¦ ¦ ¦ ¦проек-¦ ¦всего:¦ср-ва ¦ср-ва ¦ср-ва ¦
¦ ¦ ¦ ¦та ¦ ¦ ¦пред- ¦бюдже-¦Федер.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прин. ¦та РК ¦Фонда ¦
+---+---------------+-----------+------+-----+------+------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
L---+---------------+-----------+------+-----+------+------+------+-------

1. Создание изда- Фонд им. II кв. 1000,0 650,0 250,0 100,0
тельского по- Тихонова, 1995
лиграфического АО "Коми-
комплекса книга",
Соцбанк,
Сбербанк,
Комибанк,
ТОО "Вик-
тория",
ПТМ, Уп-
равление
Делами
Гос.
Совета

2. Создание малых Фонд им. 950,0 950,0
предприятий Тихонова,
хлебопечения, АО "Коми-
в том числе: лизинг",
Минэконо-
мики

- с. Палевицы крестьянс- 1995 1 год 95,0 -"- 95,0 -"-
Сыктывдинского кое хоз-во
р-на "Ивушка"

- с. Додзь крестьянс- 1995 1 год 95,0 95,0
Корткеросского кое хоз-во
р-на "Омела"

- г. Воркута АО "ЮАН" 1995 1 год 95,0 95,0
- п. Воргашор Админи- 1995 1 год 95,0 95,0
- п. Воргашор страция 1995 1 год 95,0 95,0
- п. Воргашор г. Ворку- 1995 1 год 95,0 95,0
ты

- г. Сыктывкар АО "Сык- 1995 1 год 95,0 95,0
тывкар-
хлеб"
- г. Печора АО "Хлеб" 1995 1 год 95,0 95,0
- п. Кожва АО "Хлеб" 1995 1 год 95,0 95,0
(Печорский р-н)

- г. Усинск Усинский 1995 1 год 95,0 -"- 95,0
хлебоком-
бинат (му-
ниципаль-
ное пред-
приятие)

3. Создание и ос- Фонд им. 1750,0 50 1200,0
нащение обору- Тихонова, 500,0
дованием малых АО "Коми-
предприятий по лизинг",
предоставлению Минторг-
населению бы- быт
товых услуг на
селе (Указ
Главы Респуб-
лики Коми от
19 сентября
1994 г.), в
том числе:
Создание комп-
лексных пунк-
тов в районах:
- Койгородок АООТ "Сер- 1995 100,0 100,0
вис"
- Визинга АООТ "Сер- 1995 100,0 100,0
вис"
- Выльгорт АООТ "Енэж" 1995 100,0 100,0
- Усогорск МП "Сервис" 1995 100,0 100,0
- Усть-Цильма МП "Дом 1995 100,0 100,0
быта"

4. Создание мас-
терских по ре-
монту электро-
бытовой техни-
ки и телера-
диоаппаратуры,
в том числе
- с. Койгородок АООТ "Сер- 1995 1 год 150,0 150,0
вис"
- с. Визинга АООТ "Сер- 1995 1 год 150,0 -"- 150,0 -"-
вис"
- с. Выльгорт АООТ "Енэж" 1995 1 год 150,0 150,0
- с. Емва МП "Сервис" 1995 150,0 150,0
(Княжпогостский
район)

Создание 1995 1 год 600,0 -"- 600,0 -"-
коммерческого
центра диспет-
черской службы
г. Сыктывкара

Создание Тычкина 1995 1 год 50,0 50,0
копировального Т.П.
центра, оказы- (предпри-
вающего услуги ниматель
библиотекам и без обр.
учащимся юридичес.
лица)

5. Камнеобрабаты- АО "Коми- 1995 1 год 500,0 500,0 -"- -"-
вающее произ- дар"
водство
(облицовочная
плитка)

6. Строительство Фирма 1995 1 год 850,0 550,0 200,0 100,0
жилья путем "Неро" 1996
переоборудова-
ния крыш в
мансарды

7. Организация ТОО
производства "АНКОЛЛ
автоматической ЛИМИТЕД"
проявки и
печати цветных
фотографий на
базе комплект-
ного оборудо-
вания фирмы
"Кодак" (США)
г. Сыктывкар 1995 1 год 150,0 150,0 -"- -"-
г. Ухта 1996 150,0 150,0 -"- -"-

8. Закупка коп- Крестьян- 1995 2 г. 200,0 150,0 -"- 50,0
тильного цеха, ское хоз-
постройка га- во "Динз-
ража, дома ель" Тро-
иц.-Печ. р.

9. Развитие депо- "Корпора- 1995 1 год 500,0 250,0 150,0 100,0
зитарной сети ция ИФК"
на территории
Республики Ко-
ми

10. Выпуск мебели ТОО "Ла- 1995 1 год 150,0 60,0 40,0 50,0
для школ, да"
д/садов из (г. Ухта)
лесного массива

11. Строительство "Эжва СОГ 1996 1 год 1000,0 1000,0
цеха по выпус- ЛТД АБ"
ку обрезного
пиломатериала
и погонно-мет-
ражной продук-
ции

12. Строительство Крестьянс- 1996 1 год 50,0 50,0
цеха по произ- кое хозяй-
водству безоб- ство "Фе-
жигного кирпи- доров М.С."
ча

13. Производство АО "Коми- 1995 1 год 500,0 500,0
биостимулятора примекс"
и средств за-
щиты растений

14. Расширение СТ "Ижем- 1995 1 год 500,0 400,0 50,0
производства ка"
по выпуску пи-
щевой и техни-
ческой продук-
ции из эндок-
ринно-фермент-
ного сырья се-
верного оленя

ИТОГО 8250,0 4510,0 3290,0 450,0

Всего объем финансирования на 1995 г. по таблице № 5
составляет - 8250 млн. руб.,
за счет средств республиканского бюджета - 3290 млн. руб.,
за счет городов и районов -
за счет средств федерального фонда - 450 млн. руб.,
за счет средств предпринимателей 4510 млн. руб.

РАЗДЕЛ IV. ПОДПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Всего объем финансирования Программы на 1995 год составляет - 9850,0 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств республиканского бюджета - 4150 млн. руб.,
- за счет предпринимателей и учредителей - 5200 млн. руб.,
- за счет средств федерального фонда - 500 млн. руб.

На 1996 год финансирование Программы составляет предварительно 2000 млн. руб. (См. таблицу № 6).
1. Средства республиканского бюджета для финансирования программы - 4150 млн. руб. сформированы за счет:
1000 млн. руб. - для поддержки малого предпринимательства (проект бюджета Республики Коми на 1995 год),
500 млн. руб. - 5% денежных средств от приватизации (постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20.09.94) за 1994 - 1995 гг.,
1200 млн. руб. - на восстановление службы быта на селе (Указ Главы Республики Коми от 19.09.94),
500 млн. руб. - на стадии согласования вопрос о выделении средств Администрацией Программы развития экономики Республики Коми,
950 млн. руб. - заключен договор с АО "Комилизинг" о совместном финансировании программы.
В соответствии с нормативными документами Федеральный фонд финансирует 50% региональной программы, заключив кредитный договор с региональным фондом на 1995 г. в сумме 500 млн. руб.
Кроме того:
1. Заключены соглашения о финансировании проектов малого предпринимательства из внебюджетных фондов (Фонд занятости, Фонд социальной защиты, Фонд соцстраха, Пенсионный фонд).
Так, например, проект Программы стабилизации уровня жизни в Российской Федерации, разработанный Советом по социальной политике при Президенте России одним из механизмов стабилизации называет развитие малого и среднего бизнеса.
При создании налоговых льгот банкам, те также могли бы профинансировать проекты малого предпринимательства.
Имеются соглашения с банком "Европейский Север", Сбербанком и Социальным банком об участии в финансировании программы.
Так, в Указе Президента России от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях о налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" банки и кредитные учреждения освобождены от налогообложения, прибыль банков, полученная от предоставления долгосрочных кредитов для малых предприятий). Необходимо проанализировать, какие льготы можно предоставить для банков и на республиканском уровне.
Проведены переговоры с Агентством международного развития США, которое сегодня работает в 8 городах России (находится в Москве) по обучению и оплате консультантов, осуществляющих экспертизу проектов.
2. Руководители фонда им. В.А.Тихонова входят в Координационный совет объединения "Круглый стол бизнеса России", членами которого являются представители крупных российских коммерческих организаций и банков, а также в аналогичный Совет Российской ассоциации развития малого предпринимательства.
Есть договоренность с Президентом объединения Кивилиди И.Х. и Исполнительным директором Орловым А.С. о возможности предоставления нескольких инвестиционных проектов банкам.
В Москве академиками Шаталиным С.Е. и Шмелевым Н.П. создан финансовый союз, с ним также достигнута договоренность о финансировании отдельных проектов.
3. Достигнута договоренность с представителем Тольяттинского филиала Автовазбанка в рамках региональных программ о валютном финансировании малых предприятий (Европейский банк реконструкции и развития выделил Автовазбанку 10 млн. долларов США для поддержки малых предприятий), а также может быть предоставлена информация о механизме получения денежных средств непосредственно у Европейского банка.
4. Есть и другие источники финансирования, что возможно в рамках Межрегиональной программы.
Фондом им. В.А.Тихонова заключен договор с Московской лизинговой компанией, которая выразила согласие войти соучредителем в "Комилизинг" и с ним сотрудничать. Необходимо отметить, что в 1995 году Московской лизинговой компанией для малого бизнеса выделено 60 млн. долларов, и также уже разработаны ряд нормативных документов по механизму лизинга и приняты Правительством Москвы.
Необходимо использовать возможности и опыт работы Московской лизинговой компании, которая уже сейчас работает с 6 регионами. Даже заказ оборудования по одной заявке для всех регионов позволяет закупить это оборудование дешевле.
Фондом им. В.А.Тихонова заключено соглашение с немецкой фирмой, которая имеет опыт работы в России, рекомендована рядом российских правительственных структур, имеет результаты работы по привлечению иностранных инвестиций для малых предприятий. Оплата этих консультаций может производиться за счет правительства Германии.
Необходимо создание гарантийного фонда по предоставлению кредитов предоставляемым субъектам малого предпринимательства, подготовить предложения по созданию механизма гарантий иностранных инвестиций, привлекаемых в целях развития малого предпринимательства, создать механизм страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
В программе стабилизации определено создать Трастовую компанию, поэтому необходимо использовать опыт Московского фонда об учреждении этой организации. Учредительные документы находятся в Московском фонде, а также можно использовать нормативные материалы других стран, например Молдовы. Кроме того, необходимо использовать опыт работы "Корпорации ИФК" г. Сыктывкар и перенести их опыт работы на субъектов малого предпринимательства.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
НА 1995 - 1996 ГГ. (В МЛН. РУБ.)

Таблица № 6

   ---------T---------------------------T----------------------------¬

¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦
¦ +----T-----T-----T-----T----+----T------------T-----T----+
¦ ¦бюд-¦ср-ва¦ср-ва¦феде-¦ито-¦бюд-¦ прочие ¦феде-¦ито-¦
¦ ¦жет ¦учре-¦пред-¦раль-¦го ¦жет +-----T------+раль-¦го ¦
¦ ¦Рес-¦дите-¦при -¦ный ¦ ¦Рес-¦ср-ва¦ср-ва ¦ный ¦ ¦
¦ ¦пуб-¦лей ¦нима-¦фонд ¦ ¦пуб-¦учре-¦пред- ¦бюд- ¦ ¦
¦ ¦лики¦ ¦телей¦ ¦ ¦лики¦дите-¦при- ¦жет ¦ ¦
¦ ¦Коми¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми¦лей ¦нимат.¦ ¦ ¦
L--------+----+-----+-----+-----+----+----+-----+------+-----+-----

Таблица
№ 1 50 - - - 50 - - - - -
Таблица
№ 2 460 1440 - - 1900 350 500 - - 850
Таблица
№ 3 100 150 - 50 300 - - - - -
Таблица
№ 4 250 - 250 - 500 - - - - -
Таблица
№ 5 3290 - 3360 450 7100 - - 1150 - 1150

ИТОГО 4150 1590 3610 500 9850 350 500 1150 - 2000

Примечания: 1. Объем финансирования за счет средств предпринимателей будет уточнен в процессе выполнения Программы.
2. Объемы финансирования могут уточняться в процессе выполнения Программы.
3. Средства из бюджета Республики Коми будут выделяться только под обоснованные проекты и программы.
4. Перечень отдельных проектов может по решению общественно-экспертного совета по развитию малых предприятий и частного предпринимательства при Главе Республики Коми изменяться в зависимости от степени их подготовленности.

РАЗРАБОТКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ
МАЛОГО БИЗНЕСА В Г. МОСКВЕ И РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

23 декабря 1994 года между Департаментом развития и поддержки предпринимательства правительства Москвы, Московским фондом поддержки малого предпринимательства и Министерством экономики Республики Коми, и Коми региональным фондом поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова заключено соглашение о разработке Межрегиональной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве и Республике Коми. На сегодняшний день Департамент работает над такими программами с Московской областью, Ингушетией и другими регионами.
На наш взгляд эта программа должна быть построена по двум направлениям:
1. Участие структур, созданных для обслуживания малого бизнеса в качестве учредителей в наших аналогичных структурах, чтобы передать тот опыт, который накоплен в Москве, например:
- Московская лизинговая компания - соучредитель АО "Комилизинг" (есть протокол);
- Московское агентство развития предпринимательства - соучредитель Коми регионального агентства (есть договор). В рамках этого договора уже осуществляется на территории Коми программа "Европартенариат" выделена квота на 1 предприятие (по России - 40) на форум в Дортмунде (Германия).
Кроме того Московское агентство уже сейчас готовит различные программы для обучения предпринимателей.

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

23 декабря 1994 года зарегистрирована Российская ассоциация развития малого предпринимательства куда входят 45 регионов России. Генеральный директор Фонда им. В.А.Тихонова входит в правление ассоциации, а также в Координационный совет.
Участие в ассоциации и создание регионального отделения позволяет включиться в обмен деловой информацией, а также найти инвестиции непосредственно направленные для предприятий малого бизнеса (более подробная информация об ассоциации имеется в Фонде им. В.А.Тихонова, а также постоянно публикуется в еженедельной газете ассоциации "Бизнес для всех").





Приложение № 2
к Указу
Главы Республики Коми
от 22 марта 1995 г. № 143

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИ ГЛАВЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1. Общественно-экспертный совет по развитию малого предпринимательства и частной инициативы при Главе Республики Коми (далее именуется - совет) образован на принципах добровольности вхождения, общественного самоуправления, независимости принятия решений.
2. Совет является органом экспертного и информационно-консультативного обеспечения Главы Республики Коми по развитию малого предпринимательства, представляющим интересы и защищающим права предпринимателей в органах государственной исполнительной власти.
3. Совет в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также настоящим Положением.

2. Задачи совета

1. Организация и консолидация предпринимательских кругов в экономической и законодательной областях по вопросам малого предпринимательства.
2. Представительство интересов, защита законных прав предпринимателей и учет их мнений при принятии решений в органах власти Республики Коми.
3. Содействие развитию всех форм частной экономической инициативы малого бизнеса и его ориентация на решение актуальных проблем республики.
4. Инициативная подготовка и общественная экспертиза проектов указов, распоряжений Главы Республики Коми.
5. Содействие в разработке координации и реализации целевых программ и проектов в области развития инфраструктуры предпринимательства, финансово-кредитной и налоговой политики, управления недвижимостью.
6. Организация информационно-консультативной, методической и издательской работы.
7. Общественный контроль за ходом реализации комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Коми на 1995 - 1996 годы.

3. Состав совета

1. Совет возглавляет председатель, утверждаемый Главой Республики Коми.
2. Совет формируется из представителей общественных объединений, союзов, ассоциаций предпринимателей, других экономических структур государственного и негосударственного сектора экономики, а также из авторитетных предпринимателей, ученых.
3. Персональный состав совета по представлению председателя совета утверждается распоряжением Главы Республики Коми.
4. Председатель и члены общественно-экспертного совета работают в совете на общественных началах.

4. Полномочия совета

В соответствии со своими задачами совет:
а) организует взаимодействие с союзами и объединениями предпринимателей как по отраслевому, так и по территориальному признаку, а также с другими предпринимательскими структурами;
б) вовлекает представителей предпринимательских кругов в подготовку решений исполнительной власти, в разработку мероприятий по оказанию организационной, финансовой, материально-технической помощи союзам и объединениям предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса;
в) осуществляет экспертную оценку, а также разрабатывает и вносит на рассмотрение Главы Республики Коми проекты распоряжений, указов;
г) оказывает содействие в разработке и реализации целевых программ, направленных на решение актуальных проблем республики по вопросам малого предпринимательства, создавая благоприятные условия для участия в них предпринимательских кругов;
д) получает в установленном порядке от Администрации Главы Республики Коми, министерств необходимые информационные, аналитические, справочные и статистические материалы, а также ведомственные и нормативные акты;
е) привлекает для получения консультаций, анализа и подготовки программ и проектов нормативных документов авторитетных практиков-предпринимателей, ученых представителей органов управления;
ж) приглашает на заседание совета руководителей и представителей подразделений и структур республиканских и местных органов исполнительной власти;
з) формирует временные творческие коллективы и рабочие группы.

5. Полномочия членов совета

Члены совета имеют право:
формировать и возглавлять экспертные и рабочие группы, а также привлекать для работы в них соответствующих специалистов;
организовывать изучение различных проблем по вопросам малого предпринимательства, проводить по ним экспертизы и готовить рекомендации совета;
участвовать в подготовке и согласовании распоряжений, указов Главы Республики Коми;
по вопросам, связанными с деятельностью совета, посещать государственные и муниципальные органы, предприятия, учреждения и общественные организации на территории Республики Коми.

6. Организация деятельности совета

1. Работой совета руководит председатель, а в его отсутствие - один из его заместителей.
2. Председатель совета:
осуществляет руководство работой совета;
ведет заседания совета;
является представителем совета в государственных и муниципальных органах власти;
обеспечивает и контролирует выполнение решений совета;
координирует работу привлеченных специалистов и членов совета в экспертных и рабочих группах;
передает свои полномочия заместителям председателя совета.
3. Заседания совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц председателем совета или его заместителем.
По итогам заседания совета оформляется протокол, подписываемый председателем совета или ответственным секретарем совета.
4. Решения совета принимаются простым большинством голосов присутствующих членов совета.
Решения совета выпускаются на бланке совета и имеют следующие реквизиты общественно-экспертного совета по развитию малого предпринимательства и частной инициативы при Главе Республики Коми, указание даты принятия, наименование вопроса, по которому принято решение, указание адресов рассылки.
Решения подписываются председателем и ответственным секретарем совета.





Приложение № 3
к Указу
Главы Республики Коми
от 22 марта 1995 г. № 143

СОСТАВ
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИ ГЛАВЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Глузман М.Б. - председатель совета акционерного
коммерческого ипотечного банка
"Европейский Север" (председатель
совета)
Алексеев М.Д. - президент Коми регионального фонда
поддержки малого и среднего бизнеса
им. В.А.Тихонова (зам. председателя
совета)
Кузнецова В.А. - генеральный директор Коми
регионального фонда поддержки малого и
среднего бизнеса им. В.А.Тихонова
(секретарь совета)

Члены совета:

Буров А.А. - председатель совета директоров АКБ
"Комибанк"
Гобанов С.Л. - начальник отдела финансовых отношений
Минэкономики Республики Коми
Заварин Е.Р. - начальник отдела Минимущества
Республики Коми
Зарубин А.Л. - зам. председателя правления Коми
социального банка
Канов И.И. - управляющий Сыктывкарским отделением
Фонда социального страхования
Республики Коми
Колмаков Ю.А. - генеральный директор инвестиционной
компании "Корпорация ИФК"
Котельникова В.Н. - директор Коми республиканского
межотраслевого кадрового центра
Кузьмин Б.И. - генеральный директор АО
"Комиагентство"
Кулимова В.В. - начальник отдела товарных рынков и
развития конкуренции Коми
территориального управления ГКАП
Российской Федерации
Морозов В.А. - начальник Управления занятости
населения Минтруда Республики Коми
Пономарев А.А. - генеральный директор АО "Комилизинг"
Пономарев С.В. - гл. специалист отдела экспертизы и
подготовки инвестиционных программ
Минэкономики Республики Коми
Ромаданов К.Ю. - зам. председателя Комибанка Сбербанка
Российской Федерации
Рудольф А.А. - президент Торгово-промышленной палаты
Республики Коми





Приложение № 4
к Указу
Главы Республики Коми
от 22 марта 1995 г. № 143

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, АНАЛИЗА, ЭКСПЕРТИЗЫ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок организации сбора, анализа, экспертизы и финансирования проектов и программ развития малого предпринимательства в Республике Коми.

2. Порядок представления и
рассмотрения документов

1. Субъекты малого предпринимательства или их объединения (общегородские, отраслевые и другие, ассоциации, союзы и т.п.) направляют в Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова заявки о выделении финансовых средств и другую документацию, перечень которой приведен в приложении № 4.1.
Рекомендации по оформлению представляемых документов изложены в приложении № 4.2.
2. Документы, представленные субъектами малого предпринимательства, направляются на экспертизу в общественно-экспертный совет по развитию малого предпринимательства и частной инициативы при Главе Республики Коми, а также при необходимости на отраслевую экспертизу и другим независимым экспертам.
3. Экспертиза представленных к финансированию проектов и программ проводится с учетом "Рекомендаций по проведению экспертизы проектов и программ развития малого предпринимательства" (см. приложение № 4.3).
4. На основании экспертного заключения Координационный совет по малому предпринимательству Республики Коми принимает решение о выделении или невыделении финансовых средств в планируемый период, о чем информируется заявитель. Соответствующее решение принимается Координационным советом не более чем в месячный срок со дня получения экспертного заключения.
Объем кредита, срок возврата, а также размер процентной ставки, взимаемой с субъектов малого предпринимательства при их кредитовании, определяется Координационным советом исходя из приоритетной значимости проектов для Республики Коми, эффективности и сроков их окупаемости.
При рассмотрении вопроса о выделении средств на заседание Координационного совета могут приглашаться руководители субъекта малого предпринимательства, а также при необходимости представители министерств и объединений.
5. В каждом конкретном случае Координационный совет вправе запросить другие дополнительные документы или сведения, не входящие в перечень документов (приложение № 4.1), но имеющие существенное значение для принятия решения о финансировании. В случае необходимости Координационный совет вправе направить документы на дополнительную экспертизу.
Программы и проекты, требующие дополнительной экспертизы, рассматриваются Координационным советом не более чем в месячный срок со дня получения соответствующих заключений.

3. Порядок финансирования проектов

1. Финансирование проектов и программ развития малого предпринимательства осуществляется через счет Заказчика комплексной программы.
2. Перечисление средств на счет Заказчика комплексной программы производится Министерством финансов Республики Коми не реже 1 раза в месяц равными долями относительно общей суммы выделенных из бюджета средств на развитие и поддержку малого предпринимательства согласно заявки, с указанием направлений расходования средств.
3. Для осуществления возвратности указанных средств Заказчик комплексной программы может заключать специальные соглашения с банками. В соглашениях определяются условия целевого использования выделенных средств, порядок их возврата, права и обязанности сторон относительно друг друга и субъектов малого предпринимательства.
Возвратность средств в этом случае обеспечивается кредитным договором между банком и субъектом малого предпринимательства. Банк контролирует возврат средств в соответствии с кредитным договором и представляет Заказчику соответствующую информацию.
4. Заказчик до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство финансов Республики Коми отчет об использовании средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства.
5. Заказчик представляет Координационному совету один раз в полугодие отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства в соответствии с рекомендуемыми проектами и программами.
Решения Координационного совета, направленные на повышение эффективности указанных финансовых ресурсов, являются обязательными для Заказчика и подлежат исполнению в сроки, установленные решением Координационного совета.





Приложение № 4.1
к Положению и
методическим рекомендациям

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

1. Письмо-ходатайство на финансирование
2. Пояснительная записка
3. Паспорт предприятия
4. Заявка на финансирование
5. Бизнес-план и/или технико-экономическое обоснование проекта или программы
6. Копии учредительных документов
7. Копии балансов предприятия (формы № 1 и № 2 по ОКУД) за последний год и последний отчетный период текущего года, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью заявителя





Приложение № 4.1-а

Образец заявки
Генеральному директору Коми регионального фонда
им. В.А.Тихонова

Исх. № ____
Дата

ТОО "Авангард" просит Вас выделить льготный (не более 60% годовых) кредит в размере 38 миллионов рублей сроком на шесть месяцев для организации производства хлебобулочных изделий (мини-пекарня с магазином).
ТОО "Авангард" является малым частным предприятием (учредители физические лица, среднесписочная численность работников - 12 человек).
Необходимые производственные помещения для реализации проекта и квалифицированный персонал имеются.

Директор А.Иванов

Гл. бухгалтер И.Островская

М.П.

Приложения:
1. Пояснительная записка на 7 листах.
2. Паспорт предприятия на 1 листе.
3. Заявка на финансирование на 1 листе.
4. Бизнес-план и ТЭО на 9 листах.
5. Копии учредительных документов на 24 листах.
6. Формы № 1 и № 2 ОКУД за 1992 год и 9 месяцев 1993 года.
7. Договор аренды помещений на 5 листах.
8. Спецификации на оборудование на 6 листах.





Приложение № 4.1-б

ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Наименование ______________________________________________
2. Организационная форма, форма собственности ________________
3. Юридический адрес _________________________________________
_________________________________________
4. Регистрационное свидетельство ______ Дата _________________
5. Расчетный счет ____________________________________________
____________________________________________

6. Основные виды деятельности % от общего объема
реализации услуг
_____________________________________ ____________________
_____________________________________ ____________________
_____________________________________ ____________________
7. Кол-во работающих: Всего __, в штате __, по договорам _____

8. Характеристика деятельности (по последнему отчетному
балансу):
за ___ 199_ г. а) Уставный фонд _________________ тыс. руб.
б) Стоимость основных фондов _____ тыс. руб.
в) Объем реализации товаров (услуг)
_________ тыс. руб.

9. Адрес для переписки: ______________________________________
______________________________________________________________
Контактный телефон, телефакс _________________________________

10. Руководитель предприятия _________________________________
Главный бухгалтер ________________________________________

11. Проекты, предлагаемые Коми региональному фонду
поддержки малого и среднего бизнеса им. В.А.Тихонова для
реализации:
а) Наименование: 1. ______________________________________
______________________________________________________
б) Суть проектов, включая сроки и объемы реализации
(кратко): _____________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

12. Ресурсы, необходимые инициатору проектов для их
реализации (отдельно по каждому проекту):
12.1. Денежные средства (размер, форма предоставления):
________________________________________________________
________________________________________________________

12.2. Помещения, территории (количество, размер, тип):
________________________________________________________
________________________________________________________
12.3. Оборудование (тип, количество):
________________________________________________________
________________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ "____" ________ 199__г.
М.П.
__________________________________________________________________
Заполняется в Коми региональном фонде поддержки малого и
среднего бизнеса им. В.А.Тихонова

13. Наличие детального бизнес-плана __________________________
__________________________________________________________
14. Согласование с муниципальными интересами _________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
15. Согласование с заинтересованными организациями ___________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________





Приложение № 4.1-в

ЗАЯВКА
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ/ПРОЕКТА

   ----------------------------------------------------------------¬

¦1. Наименование ¦
¦ организации ¦
+---------------------T-------------------T---------------------+
¦2. Среднесписочн. ¦3. Дата регистрации¦4. Размер уставного ¦
¦числен. работн.__чел.¦"____" _____ 199 г.¦капитала ___тыс. руб.¦
+---------------------+-------------------+---------------------+
¦5. Форма собственности: государственная __%, муниципальная __%,¦
¦обществ. организации ___%, других предприятий ____%, физических¦
¦лиц __% иностранных компаний и физических лиц ___% ¦
+-------------------------------T-------------------------------+
¦6. Выручка (валовой доход) ¦7. Балансовая прибыль ¦
¦- за последний год __ тыс. руб.¦- за последний год __ тыс. руб.¦
¦- за последний отчетный период ¦- за последний отчетный период ¦
¦(I кв., 6 мес., 9 мес.) ______ ¦(I кв., 6 мес., 9 мес.) ______ ¦
¦ тыс. руб.¦ тыс. руб. ¦
¦-------------------------------+-------------------------------+
¦8. Отрасль деятельности предприятия, являющаяся предметом¦
¦финансирования _______________________________________________ ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦9. Краткое содержание финансируемой программы/проекта:________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦10. Конечные результаты работы (решение каких программ и/или ¦
¦проблем обеспечивается за счет представляемых средств):_______ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
+---------------------------------------------------------------+
¦11. Годовой объем планируемого выпуска продукции, работ, услуг:¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
¦______________________________________________________________ ¦
+---------------T---------------------T-------------------------+
¦12. Потребность¦ Всего ¦ ¦
¦ в финансовых +---------------------+-------------------------+
¦ ресурсах ¦ Собственные ¦ ¦
¦ (млн. руб.) +---------------------+-------------------------+
¦ ¦ Заемные, в т.ч. ¦ ¦
¦ ¦ средства Фонда ¦ ¦
+---------------+---------------------+-------------------------+
¦13. Направления расходования предоставляемых средств: ¦
¦1. __________________________________________________ млн. руб.¦
¦2. __________________________________________________ млн. руб.¦
¦3. __________________________________________________ млн. руб.¦
¦4. __________________________________________________ млн. руб.¦
¦5. __________________________________________________ млн. руб.¦
¦6. __________________________________________________ млн. руб.¦
L----------------------------------------------------------------






Приложение № 4.2
к методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

1. Письмо-ходатайство о финансировании направляется в адрес Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса.
В письме, подписанном руководителем предприятия-заявителя, в краткой форме (1 - 2 страницы) излагается просьба о выделении финансовых средств, а также указывается:
- объем и сроки финансирования;
- направление (цель) использования средств;
- организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, среднесписочная численность работников;
- предложения по форме финансирования работ (дотации, субсидии, льготный кредит, временная финансовая помощь, приобретение акций, паев в создаваемых для реализации проектов предприятий и т.д).
- перечень прилагаемых документов, а также иные сведения (по усмотрению заявителя).

2. Пояснительная записка (аннотация) объемом не более 10 страниц машинописного текста. В пояснительной записке отражаются:
- полное наименование проекта (программы);
- организационная форма реализации проекта;
- цель работы;
- актуальность, прикладная значимость работы;
- краткая характеристика существующего положения дел в области предлагаемого проекта;
- в чем заключается новизна принимаемых решений, их отличие от известных в стране и за рубежом (только для НИОКР);
- предполагаемые исполнители и соисполнители работы;
- задел, имеющийся у исполнителей (соисполнителей) - только для НИОКР;
- сроки выполнения работы в целом и по этапам;
- конечные результаты работы (результаты по этапам), форма их представления;
- последствия выполнения работы и использования ее результатов (экономические и социальные, технические, экологические и т.д.);
- требуемые финансовые ресурсы;
- срок возврата заемных средств;
- допустимая и желаемая процентная ставка.

3. В бизнес-плане и/или технико-экономическом обосновании рекомендуется отразить следующее:
- товары (услуги), предлагаемые к производству;
- оценка рынка сбыта, конкуренция;
- план производства;
- организационный план;
- правовая поддержка программ (проектов);
- оценка рисков и страхование;
- финансовый план и стратегия финансирования (по собственным и заемным средствам);
- сетевой или календарный план реализации проекта;
- прибыль, рентабельность, структура себестоимости продукции, срок окупаемости вложений и возврата финансовых средств.

4. Документы, характеризующие инфраструктуру предпринимательской деятельности (предоставляются по желанию заявителя);
- договора аренды производственных, складских, торговых помещений;
- договора на поставку сырья, оборудования, комплектующих и т.п.;
- договора на сбыт продукции;
- сертификаты на выпускаемую продукцию (в случае необходимости);
- лицензия на вид деятельности (если данная деятельность лицензируется);
- заключения специализированных организаций о потребности в выпуске данной продукции и соответствие ее принятым стандартам.





Приложение № 4.3

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие рекомендации определяют основные критерии для проведения экспертизы проектов и программ развития малого предпринимательства, предлагаемых к финансированию из средств, выделенных на поддержку и развитие малого предпринимательства в соответствии с бюджетом Республики Коми.

2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

На стадии предварительной оценки проектов и программ развития малого предпринимательства, предлагаемых к финансированию рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1. Принадлежность заявителя к субъектам малого предпринимательства.
При определении принадлежности заявителя к субъектам малого предпринимательства следует руководствоваться действующим законодательством и нормативными актами, определяющими малое предприятие через среднесписочную численность работников по отраслям деятельности.
Приоритетному рассмотрению подлежат также проекты общественных объединений, союзов, ассоциаций предпринимателей и фондов, деятельность которых направлена на поддержку и развитие малого предпринимательства.
2. Норма собственности малого предприятия.
В качестве приоритетов рекомендуются:
- частные предприятия различных организационно-правовых форм;
- предприятия общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей, осуществляющих поддержку и развитие малого бизнеса;
- предприятия, в уставном капитале которых доля собственности общественных организаций инвалидов составляет не менее 50 процентов;
- предприятия смешанной формы собственности, в уставном фонде которых частный капитал составляет не менее 80 %.
3. Отрасль деятельности предприятия, являющаяся предметом финансирования.
В качестве приоритетов рекомендуется:
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления;
- производство лекарственных и других медицинских препаратов, медикаментов, медицинских изделий и техники;
- оказание коммунальных и бытовых услуг;
- инновационная и природоохранная деятельность;
4. Одновременно на этом этапе экспертизы целесообразно провести:
- предварительную оценку эффективности проекта, обращая особое внимание на финансовые показатели и степень риска;
- оценку значения проекта для специально экономического развития города, и/или отдельных территории, групп населения, отраслей.
При рассмотрении проектов, могущих иметь республиканское значение, следует учитывать возможность совместного финансирования проекта с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции.

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

Проведение комплексной экспертизы рекомендуется осуществлять в сопоставление следующих основных критериев проекта:
1. Общая характеристика финансируемого предприятия.
2. Характеристика рынка.
3. Финансовые критерии.
4. Технические и производственные критерии.
5. Характеристика соглашения между МП и фондом.
По каждому из основных критериев проекта рекомендуется обращать внимание на следующие позиции:
1. Общая характеристика финансируемого предприятия:
Навыки управления и опыт предпринимателей, качество "команды управляющих", компетентность и деловые связи.
Навыки в области маркетинга.
Финансовые навыки.
Характеристика управляющих третьей стороной.
Достигнутые фирмой результаты деятельности и их тенденции.
Потенциал роста фирмы.
Устойчивость положения фирмы. Степень защищенности от риска. Зависимость от конъюнктуры рынка.
Показатель диверсификации.
Финансовая история развития фирмы.
Объем операций на внешнем рынке.
2. Характеристика рынка.
Положение фирмы на рынке. Наличие препятствий для проникновения на рынок.
Размер рынка данного товара.
Потенциал роста рынка.
Наличие "рыночной нищи".
Наличие спроса.
Тип рынка (рынок технологии, услуг или продуктов).
Планы фирмы в области маркетинга.
3. Финансовые критерии.
Размер финансирования.
Предполагаемое время, по истечении которого проект начинает приносить прибыль.
Ожидаемая норма прибыли. Чистая прибыль.
Ожидаемый риск.
Возможности получения налоговых льгот.
4. Технические и производственные критерии.
Техническая оценка проекта.
Уникальность продукции.
Патентоспособность.
Инженерные и производственные навыки.
Патентное и правовое обеспечение проекта.
Специфика промышленности (технологии), т.е. традиционная или новейшая отрасль (направление), перспективная или нет и др.
5. Характеристика соглашения между МП и Фондом им. В.А.Тихонова.
Объем и продолжительность кредита (ссуды, субсидии и т.д.), кредитная ставка.
Наличие других участников проекта.
Планируемый способ предоставления и возврата кредита.
Обеспечение прав Фонда им. В.А.Тихонова.
Этап финансирования (с самого начала проекта или уже после получения каких-то результатов).
Контроль со стороны Фонда им. В.А.Тихонова.
Удельный вес и значение каждого критерия будет изменяться в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики проекта. Во всех случаях рекомендуется обращать особое внимание на качество "команды управляющих" МП, навыки управления и опыт предпринимателей, наличие рынка сбыта.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru