Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Коми АССР от 22.11.1990
(ред. от 22.12.1992)
"О ЛЕСЕ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Красное знамя", 04.12.1990, № 278



Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 03.02.1999 № 7-РЗ.



22 ноября 1990 года
   ------------------------------------------------------------------


КОМИ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ЛЕСЕ

(в ред. Указа Президиума ВС РК от 22.12.1992 № 47-16)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон регулирует отношения в области рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.

Статья 1. Леса - народное достояние

Леса являются собственностью республики. Распоряжение и управление лесами от имени Верховного Совета Коми АССР осуществляют Совет Министров Коми АССР, местные Советы народных депутатов в пределах делегированных им прав.

Статья 2. Лесной фонд Коми АССР

Все леса, а также не покрытые лесной (древесно - кустарниковой) растительностью земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд республики.

Статья 3. Компетенция РСФСР в области регулирования лесных отношений в Коми АССР

Коми АССР делегирует РСФСР в области регулирования лесных отношений следующие права:
- совместно с Коми АССР разработка и установление общих норм и технических правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- разработка с участием Коми АССР, утверждение и контроль за выполнением общереспубликанских (РСФСР) или общесоюзных программ развития лесного хозяйства;
- научное обоснование отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности, перевода их из одной группы или категории в другую;
- установление единой системы лесоустройства и лесохозяйственного проектирования, принципов платежей за лесопользование;
- установление единого порядка государственного учета лесного фонда.

Статья 4. Компетенция Коми АССР в области регулирования лесных отношений

Ведению Коми АССР в области регулирования лесных отношений подлежат:
- распоряжение лесными землями в границах республики;
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
- организация ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;
- отнесение лесов к группам и категориям защитности и перевод их из одной группы или категории в другую;
- установление порядка пользования лесами на территории республики;
- установление порядка, размеров платы и штрафов за лесные пользования;
- образование и расходование республиканского лесного дохода;
- установление расчетных лесосек, нормативов лесных пользований, правил рубки леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- разработка и выполнение республиканских программ по рациональному использованию лесов, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
- регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции РСФСР и СССР.

Статья 5. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений

Ведению районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений подлежат:
- согласование общего объема лесозаготовок и конкретных лесопользователей;
- принятие решений по представлению государственной лесной службы по регистрации договоров аренды лесных ресурсов;
- взимание платы за лесные пользования;
- участие в контроле за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
- утверждение районных и городских планов и программ развития лесного хозяйства;
- по заключению государственной лесной службы приостановка и запрещение деятельности предприятий при нарушении лесного законодательства и экологических требований;
- регулирование пользований недревесными лесными ресурсами;
- регулирование использования лесов в рекреационных целях и для нужд охотничьего хозяйства;
- определение лесосечного фонда для нужд местного населения.
Ведению сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений подлежат:
- участие в регулировании пастьбы скота и пользований недревесными лесными ресурсами;
- ходатайство о приостановке деятельности предприятий при нарушении лесного законодательства и экологических требований;
- участие в контроле за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Статья 6. Государственный лесной кадастр

Государственный лесной кадастр представляет собой систематизированный свод сведений, периодически составляемый государственной лесной службой для экономической оценки лесных угодий, определения и регулирования порядка платежей за пользование лесными ресурсами, изъятия лесных земель, изменения состава насаждений или направления использования земель лесного фонда.
Государственный лесной кадастр утверждается Верховным Советом Коми АССР.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНЫ И
ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ

Статья 7. Государственное управление

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется государственной лесной службой Коми АССР.
Структура государственной службы районов и городов определяется государственной лесной службой Коми АССР по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов.
Порядок деятельности, структура государственной лесной службы определяются Положением, утверждаемым Советом Министров Коми АССР.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 8. Основы организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию рационального его ведения и осуществления лесных пользований, дифференцированных в зависимости от основного целевого назначения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород.
Вся нормативная документация по организации лесного хозяйства разрабатывается государственной лесной службой и утверждается Советом Министров Коми АССР.

Статья 9. Основные требования к ведению лесного хозяйства и пользования лесными ресурсами

Ведение лесного хозяйства и осуществление лесных пользований должны обеспечивать:
- сохранение и усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды и экономического развития;
- непрерывное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции;
- расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
- сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе прогрессивной технической политики.
Органам государственной лесной службы запрещается промышленная деятельность за исключением побочного лесопользования (сбор грибов, ягод, лекарственных растений, березового сока, заготовка веников).

Статья 10. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов

Проекты и места строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, утверждаются в установленном порядке.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.

Статья 11. Порядок производства работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований в лесном фонде

Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, проводка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований в лесном фонде, производятся способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства по разрешению исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов и государственной лесной службы района или республики.

Раздел IV. ВОСПРОИЗВОДСТВО, ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 12. Лесовосстановление и лесоразведение

Лесовосстановление и лесоразведение осуществляются на землях лесного фонда с соблюдением следующих основных требований:
- обеспечения обязательного облесения вырубок хозяйственно ценными породами с учетом лесорастительных условий;
- планомерного облесения лесных земель, не покрытых древесно - кустарниковой растительностью и непригодных для сельского хозяйства;
- улучшения породного состава и повышения продуктивности лесов, их защитных и средообразующих свойств;
- максимального использования естественной возобновительной способности лесов;
- сохранения генетического фонда и биологического многообразия лесов.
Порядок и сроки облесения вырубок и других категорий лесных земель, не покрытых древесно - кустарниковой растительностью, устанавливаются Положением по лесовосстановлению и лесоразведению, утверждаемым государственной лесной службой Коми АССР.
Объемы работ по лесовосстановлению и лесоразведению определяются на основе рекомендаций лесоустройства, предусматриваются в планах экономического и социального развития.
Организация работ по лесовосстановлению и лесоразведению возлагается на государственную лесную службу.
Проведение лесовосстановления может возлагаться на пользователей лесными ресурсами и закрепляется в договоре аренды.

Статья 13. Гидролесомелиорация

Гидролесомелиорация на избыточно - увлажненных землях лесного фонда производится с разрешения исполнительных комитетов районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов по представлению государственной лесной службы.

Статья 14. Охрана и защита леса

Охрана лесов от пожаров является обязанностью всех предприятий, учреждений, организаций, иных лесопользователей, а также граждан, пребывающих в лесу.
Охрана и защита лесов производится на основе республиканской и местных программ, утверждаемых районными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов по представлению государственной лесной службы.
Государственная лесная служба может привлекать на основании договора к осуществлению мер по охране и защите леса пользователей лесными ресурсами.
Исполкомы Советов народных депутатов в необходимых случаях привлекают на тушение лесных пожаров население, технику и средства транспорта предприятий и организаций, а также запрещают в период высокой пожарной опасности посещение населением леса и других угодий и въезд в них транспортных средств.

Статья 15. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с исполкомами районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, государственными лесными службами города, района и государственными органами охраны природы технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Раздел V. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ

Статья 16. Лесные пользования

Физическим и юридическим лицам, не являющимся владельцами лесного фонда, предоставляется право осуществления лесных пользований, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В лесном фонде при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка пней, луба, коры, других лесных материалов и технического сырья;
- заготовка древесных соков;
- заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других лесных пищевых продуктов;
- заготовка и сбор лекарственных растений;
- пользование лесными угодьями для нужд пчеловодства;
- сенокошение и пастьба скота;
- пользование лесными угодьями в культурно - оздоровительных целях;
- пользование лесными угодьями для нужд охотничьего хозяйства;
- другие виды пользований.
Лесные пользования осуществляются по договору.
Сроки осуществления лесных пользований устанавливаются государственной лесной службой.

Статья 17. Порядок установления норм лесных пользований

Лесные пользования осуществляются в пределах научно обоснованных норм, определяемых по рекомендациям лесоустройства, инвентаризации и обследований лесного фонда.
Норма главного пользования древесиной (расчетная лесосека) устанавливается Верховным Советом Коми АССР на длительный период по республике и каждому району.
Нормы промежуточного пользования древесиной и другими лесными материалами, техническим сырьем и недревесными лесными ресурсами утверждаются государственной лесной службой Коми АССР.

Статья 18. Предоставление права на осуществление лесных пользований

Осуществление лесных пользований, за исключением предусмотренных статьей 19 настоящего Закона, допускается только по специальному разрешению - лесному билету.
Разрешение на пользование лесными угодьями в культурно - оздоровительных целях с возведением строений некапитального типа выдаются исполкомами районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов по согласованию с государственной лесной службой.
Порядок предоставления права на пользование лесными угодьями для нужд охотничьего хозяйства устанавливается Советом Министров Коми АССР по согласованию с исполкомами районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Статья 19. Пребывание граждан в лесах

Граждане пользуются лесами для отдыха, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых ресурсов леса бесплатно, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляются на улучшенных или искусственно создаваемых угодиях, или в специально оборудованных местах отдыха. Порядок и условия пользования лесами в указанных целях устанавливаются исполкомами районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов. Граждане имеют право охотиться в лесах республики по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.
Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесу, не допускать повреждений лесных культур, засорения лесов, повреждений муравейников, вести сбор дикорастущих пищевых ресурсов леса в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено исполкомами районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Статья 20. Аренда лесных ресурсов

В срочное возмездное пользование на условиях аренды предоставляются лесной фонд или конкретные виды лесных ресурсов, лесных пользований. Виды и порядок их осуществления определяются законодательством Коми АССР.
Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре.

Статья 21. Единовременное пользование

Владелец лесных ресурсов может продать древесину на корню или другие виды лесных ресурсов для единовременного пользования.

Статья 22. Изъятие земель лесного фонда

Изъятие земель лесного фонда под промышленное и гражданское строительство, сельское хозяйство и другие нужды осуществляется на основании решения районного, городского (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов по представлению государственной лесной службы. Компенсация изъятия земель проводится в соответствии с Государственным лесным кадастром.

Раздел VI. ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Статья 23. Платность лесных пользований

Лесные пользования за исключением их видов, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона, осуществляются за плату.
Порядок платы за лесные пользования устанавливается в Государственном лесном кадастре.

Статья 24. Финансирование лесохозяйственной деятельности

Платежи за пользование лесными ресурсами в части чистого дохода собственника (лесной доход) по установленным Верховным Советом Коми АССР нормативам поступают в бюджет районного или городского (городов республиканского подчинения) Совета народных депутатов.
Источником финансирования лесохозяйственной деятельности являются платежи (сборы) за пользование лесными ресурсами в части затрат на лесовосстановление и повышение продуктивности лесов, устанавливаемые Верховным Советом Республики Коми, а также штрафы, неустойки за нарушения лесного законодательства и суммы взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству, поступающие на внебюджетные счета фондов воспроизводства, охраны и защиты лесов органов лесного хозяйства Республики Коми.
(часть 2 в ред. Указа Президиума ВС РК от 22.12.1992 № 47-16)

Статья 25. Возмещение убытков владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами

Убытки, причиненные изъятием, временным или самовольным занятием земель лесного фонда, а также ограничением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, или ухудшением качественного состава лесов в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению ими в полном объеме владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами, понесшим эти убытки.

Раздел VII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 26. Порядок разрешения споров

Споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по владению лесным фондом, осуществлению лесных пользований и производству работ, не связанных с лесными пользованиями, разрешаются судом или государственным арбитражем в порядке, устанавливаемом законодательством.
Имущественные споры, связанные с лесными отношениями, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 27. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Купля - продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная передача права владения лесным фондом и осуществления лесных пользований недействительны.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:
- незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
- уничтожении или повреждении леса в результате поджога, небрежного обращения с огнем;
- нарушении требований пожарной безопасности в лесном фонде;
- повреждении или загрязнении лесного фонда химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами;
- нарушении сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
- уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и подроста на площадях, предназначенных под лесовосстановление;
- использовании земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов, разрушении лесных почв и надпочвенного покрова без надлежащего разрешения;
- самовольном сенокошении и пастьбе скота в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых древесно - кустарниковой растительностью;
- самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;
- нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и древесных соков;
- уничтожении и повреждении ограничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде;
- уничтожении лесной фауны без надлежащего разрешения, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и Коми АССР.
Самостоятельно занятые участки лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
За неисполнение договора аренды лесного фонда стороны несут ответственность, устанавливаемую законодательством Союза ССР, РСФСР, Коми АССР и договором аренды.

Председатель
Верховного Совета
Коми АССР
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
22 ноября 1990 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru