Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РК от 16.12.1992 № 522
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДСИСТЕМАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" И "ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 14.05.1996 № 132.



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 1992 г. № 522

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДСИСТЕМАХ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" И "ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

На основании "Положения о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.92 г. № 261, разработанное "Положение о подсистемах предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Коми" и "Функции органов управления Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утвердить.

Председатель
Совета Министров
Республики Коми
В.ХУДЯЕВ

Управляющий Делами
Совета Министров
Республики Коми
Н.КОЗЛОВ





Утверждено
Постановлением
Совета Министров
Республики Коми
от 16 декабря 1992 г. № 522

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДСИСТЕМАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования подсистем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Коми.
2. Подсистемы предупреждения и действий в ЧС Республики Коми предназначены для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
3. Основными задачами подсистем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Коми являются:
проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;
формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;
осуществление государственных, целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиты человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС <*> в Республике Коми к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации;
прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
   -------------------------------

<*> Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров подсистем Республики Коми РСЧС;
создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
4. Подсистемы предупреждения и действий в ЧС Республики Коми объединяют органы управления республики всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.
5. Территориальная подсистема РСЧС Республики Коми состоит из звеньев, соответствующих принятому административно - территориальному делению.
Территориальная подсистема РСЧС республики (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям (городскую, районную, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально - технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.
Структура территориальной подсистемы республики и их звеньев определяется соответствующими органами исполнительной власти Республики Коми. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальной подсистемы РСЧС республики и их звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.
6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней в республике являются:
руководство деятельностью подсистемой и звеньев РСЧС но подведомственных территориях;
участие в разработке и осуществлении государственных (республиканских) целевых научно - технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействий современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;
создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно - спасательных и аварийно - восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшими;
координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их ликвидации;
руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно - спасательным, аварийно - восстановительным и другим неотложным работам;
руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовкой и повышением квалификации специалистов РСЧС республики (городов и районов), а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства республики;
участие в организуемом федеральными органами, международном сотрудничестве в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление сотрудничества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории и ОНХ.
7. Функциональные подсистемы РСЧС Республики Коми состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств республики, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне. При этом в состав функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств Республики Коми, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.
К функциональным подсистемам РСЧС республики, возглавляемым с соответствующими министерствами и ведомствами республики, относятся:
информационно - управляющая (РКЧС<*>, штаб по делам ГО и ЧС республики);
   -------------------------------

<*> Республиканская комиссия по чрезвычайным ситуациям

защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (РКЧС, штаб по делам ГО и ЧС республики);
экологической безопасности (Госкомитет Республики Коми по охране природы);
наблюдения и контроля за стихийными и гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Гидрометцентр Республики Коми, Госкомитет по охране природы);
опасных экзогенных геологических процессов (Госгортехнадзор Республики Коми);
контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госгортехнадзор республики);
сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Научный центр Уральского отд. АН России в Республике Коми);
служба противопожарных и аварийно - спасательных работ (МВД Республики Коми);
санитарно - эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания (Коми республиканский центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора);
экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (Минздрав Республики Коми);
охраны лесов от пожаров (Министерство лесов Республики Коми);
предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на речном транспорте (Госкомитет Республики Коми по промышленности, транспорту и связи);
служба поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Госкомитет Республики Коми по промышленности, транспорту и связи);
защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (Госкомитет Республики Коми по архитектуре и строительству);
чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов (Минфин, Минторговли, Минсельхоз, Минздрав, Госкомитет по промышленности, транспорту и связи Республики Коми).
Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственного управления Российской Федерации.
8. Ведомственные подсистемы РСЧС Республики Коми создаются в министерствах и ведомствах, концернах и ассоциациях республики и предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций. Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, порядок функционирования определяются министерствами и ведомствами, концернами и ассоциациями Республики Коми и закрепляются в положениях об этих подсистемах. При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья <**> включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления (дежурно - диспетчерская служба), силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
   -------------------------------

<**> Звенья подсистемы РСЧС Республики Коми - организации министерств (ведомств), размещенных на территории республики, выполняющие общие задачи в случае ЧС.

9. Основными типовыми задачами ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС отрасли (ведомства);
участие в разработке и осуществлении государственных (республиканских) целевых и научно - технических программ;
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования ОНХ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация и руководство системой наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой в санитарно - защитной зоне вокруг объектов, а также в зонах санитарной охраны источников хозяйственно - питьевого водоснабжения;
формирование системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;
руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов, финансовых и материально - технических ресурсов;
организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая перестрахование рисков их возникновения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, координация и руководство работами по их ликвидации в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. К местному уровню РСЧС относятся территориальные органы управления (комиссии по чрезвычайным ситуациям), органы повседневного руководства (дежурная служба, штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дежурно - диспетчерская служба предприятий и учреждений), силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на данной территории, руководство и координацию деятельности которых осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти.
11. К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций на всех уровнях могут привлекаться общественные организации (профсоюзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования). Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных (республиканских) долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, осуществление аварийно - спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.
12. Руководящими органами в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях в Республике Коми являются комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и организация республики соответственно, а в функциональных подсистемах - соответствующие органы государственного управления. Их структура и состав определяются органами исполнительной власти республики.
Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться штабные структурные подразделения (аппарат комиссий), состав которых определяется министерством, ведомством и организацией в зависимости от объемов работ.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются:
заместителями руководителей органов исполнительной власти республики;
заместителями министров;
заместителями председателей концернов и ассоциаций республики;
руководителями (гл. инженерами) объектов народного хозяйства;
Районные, городские и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы.
13. Органами повседневного управления РСЧС Республики Коми являются:
дежурно - диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, ОНХ;
штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней.
Органы повседневного управления РСЧС осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев в республике. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
14. Силы и средства подсистем и звеньев РСЧС республики подразделяются на силы и средства:
наблюдения и контроля;
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
сил органов надзора;
сил государственной контроль - инспекционной службы республики (Госкомитета Республики Коми по охране природы, объединения "Комипромохота", "Комирыбвод");
служб (учреждений) и ведомств Республики Коми, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;
сил ветеринарной службы республики;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минторга республики;
службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды Гидрометцентра и Госкомитета по охране природы Республики Коми, службы сейсмических наблюдений и информации Коми научного центра Уральского отделения АН России и Гидрометцентра, службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомитета Республики Коми по охране природы.
16. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно - спасательных и аварийно - восстановительных формирований министерств, ведомств и организаций Республики Коми;
учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава республики, а также других министерств и ведомств;
формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза Республики Коми;
частей и подразделений службы противопожарных и аварийно - спасательных работ МВД Республики Коми;
территориальных и объектовых формирований гражданской обороны республики;
соединений и воинских частей химических и инженерных войск Вооруженных Сил, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий (по взаимодействованию с военным командованием);
сил и средств службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации и Госкомитета Республики Коми по промышленности, транспорту и связи;
восстановительных и пожарных поездов Сосногорского и Воркутинского отделений Северной железной дороги.
17. На базе частей и подразделений службы противопожарных и аварийно - спасательных работ МВД республики, военизированных горноспасательных и газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций, других аналогичных профессиональных служб различных министерств, ведомств и организаций Республики Коми создаются по согласованию с ними аварийно - спасательные и аварийно - восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться республиканской комиссией по чрезвычайным ситуациям, а также комиссиями других уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в различных городах и районах республики, так и для оказания помощи в различных регионах страны. Силы постоянной готовности привлекаются к выполнению аварийно - спасательных и аварийно - восстановительных работ по заданию комиссий по чрезвычайным ситуациям на конкретной основе с возмещением произведенных затрат.
18. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно - управляющей системой, которая включает:
ситуационный центр ГКЧС России;
информационно - вычислительные центры комиссий по чрезвычайным ситуациям республики, министерства, ведомства, организации;
информационные пункты городских и районных комиссий по чрезвычайным ситуациям, абонентские пункты объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям;
пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций (военизированных и невоенизированных формирований);
информационный центр (центр обработки информации) информационной подсистемы РСЧС республики;
средства связи и передачи данных.
19. Основными функциями информационно - управляющей системы РСЧС являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных подсистем, в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями) по принадлежности;
сбор и обработка информации от абонентов систем;
обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Сбор информации от абонентов системы и обмен ею между различными подсистемами и звеньями РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем передачи формализованных донесений.
Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных ситуациях устанавливаются для каждого уровня. Сроки и порядок ее передачи в РСЧС, ее подсистемы и звенья определяются специальными положениями.
21. Деятельность РСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:
режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны;
чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
Решения о введении того или иного режима функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев принимают ГКЧС России, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.
22. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;
выполнение государственных долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению безопасности и защите населения, сокращению народнохозяйственного ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создание и поддержание чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов;
осуществление целевых видов страхования;
б) при режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью подсистемы и звеньев РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно - диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий;
в) при чрезвычайном режиме:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
23. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляют:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено производственных помещением - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, а при отсутствии их городские, районные или ведомственные комиссии;
объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией объектов - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых ограничено территорией города (района) или республики - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти республики города (района).
24. Оперативные группы ГО Республики Коми, комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствий. Состав оперативных групп формируется из персонального состава ГО республики, комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от типа, характера и масштабов чрезвычайной ситуации. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:
а) при функционировании в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценки характера возможной чрезвычайной ситуации, прогнозирования развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению чрезвычайной ситуации;
в) при функционировании в чрезвычайном режиме:
организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.) из государственных (республиканских) резервов, по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том числе иностранных;
координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.
25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами звена, территориальной или ведомственной подсистемы РСЧС, на территории и объектах которых они возникли.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь силами и средствами.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальные и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям не могут справиться с ее локализацией и ликвидацией, Правительство Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти и заключению ГКЧС России принимает решение об оказании соответствующей помощи.
Только по указанию Президента Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться соединения и воинские части Вооруженных Сил.
26. Выполнение государственных целевых программ по вопросам безопасности и защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях, представляющих комплекс мер, увязанных по задачам, срокам выполнения, источникам обеспечения финансовыми, материально - техническими и иными ресурсами, осуществляется соответствующими руководящими органами с целью координации финансовой, кредитной, инвестиционной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их дестабилизирующего воздействия, а также с целью подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
Государственные целевые программы разрабатываются в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и финансируются из республиканского бюджета Российской Федерации. Содержание основных проектов, составляющих программу и объемы финансирования, согласовывается с соответствующими органами государственной власти и управления, участвующими в их реализации.
27. Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из республиканского бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются ГКЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует материально - техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
28. Чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов создаются в РСЧС за счет бюджетных и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций на экономику республики.
Государственные чрезвычайные резервные фонды создаются за счет республиканского бюджета Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые не могут быть устранены силами органов исполнительной власти.
Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования государственных чрезвычайных резервных фондов определяются соответствующим положением или решением Правительства Российской Федерации.
Местные чрезвычайные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально - технических ресурсов создаются за счет местных бюджетов и внебюджетных источников для снижения дестабилизирующего воздействия чрезвычайных ситуаций локального характера.
29. Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях организуется штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы, жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется на базе курсов Гражданской обороны Российской Федерации (республики), на учебно - материальной базе службы противопожарных и аварийно - спасательных работ МВД России (республики).
30. В целях совершенствования организации РСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.





Утверждены
Постановлением
Совета Министров
Республики Коми
от 16 декабря 1992 г. № 522

ФУНКЦИИ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Госкомархстрой Республики Коми

Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий.
Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты народнохозяйственных объектов в экстремальных условиях.
Руководство созданием и функционированием подсистемы (звена) защиты городов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техногенных процессов.
Разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности в материально - технических ресурсах при проведении спасательных и аварийно - восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МВД Республики Коми

Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
Тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно - спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.
Руководство созданием и функционированием подсистемы (звена) службы противопожарных и аварийно - спасательных работ.

МБ Республики Коми

Предоставление ГКЧС России и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях информации о возможных предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций.
Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах и объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посещения иностранцами, а также при оказании иностранными государствами содействия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике.
Участие при необходимости специальных сил и средств органов безопасности в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстремистских элементов.

Минздрав Республики Коми

Руководство созданием и функционированием подсистемы (звена, службы) экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Коми научный центр Уральского
отделения АН России

Организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, координация и оказание государственной помощи в проведении этих исследований.
Организация подготовки кадров специалистов для подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Коми.

Минсельхоз Республики Коми

Организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.
Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий.
Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации по оценке чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера.

Минторг, Госкомитет по экономике,
Минфин, Минтруд Республики Коми

Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории республики с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Госкомитета по экономике).
Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему населению.
Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.
Руководство созданием и функционированием подсистем (звеньев) соответствующих чрезвычайных резервных фондов.

Госкомпромтранссвязь Республики Коми

Организация наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
Осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерств.
Координация работ по размещению объектов министерств с учетом промышленной и экологической безопасности.
Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.
Обеспечение перевозок сил, средств и материально - технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление эвакуационных мероприятий.
Участие сил ведомственных формирований в пределах их тактико - технических возможностей в проведении аварийно - спасательных, аварийно - восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Руководство созданием и функционированием ведомственной подсистемы (звена).

Госкомитет по охране природы, Минлесов,
Гидрометцентр Республики Коми

Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение контроля экологической обстановки в республике, планирование и осуществление мер по ее улучшению.
Методическое руководство работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций.
Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и катастрофами.
Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах республики, организация и осуществление мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
Предоставление гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и данных об уровнях загрязнения природной среды органам управления Республики Коми по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Руководство созданием и функционированием соответствующих функциональных подсистем (звеньев) наблюдения и контроля.

Госгортехнадзор, Центр государственного
санитарно - эпидемического надзора Республики Коми

Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально опасных объектов, санитарной и эпидемиологической обстановки на территории Республики Коми.
Прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на объектах промышленности, эпидемий на территории республики.
Руководство созданием и функционированием соответствующих подсистем (звеньев) надзора.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru