Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РК от 10.06.1992 № 267
"О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1992 ГОДУ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ КОМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 28.12.2004 № 261.



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 1992 г. № 267

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В 1992 ГОДУ

Совет Министров Республики Коми отмечает, что в результате принятых мер в республике сделаны практические шаги по возрождению национальной школы. Однако содержание работы, темпы ее реализации не отвечают в полной мере возросшему уровню самосознания коренного населения республики и граждан других национальностей, постоянно проживающих в республике. Необходимы концепция и программа развития национальной школы.
В целях упорядочения всей работы и выработки четкой программы действий по дальнейшему развитию национальной школы Совет Министров Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития коми национальной школы согласно приложению № 1 (прилагается).
2. Управлению Делами Совета Министров Республики Коми для улучшения жилищно-бытовых условий научных работников и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, специализирующихся в области языка, культуры и истории коми народа, выделить целевым назначением 11 квартир в строящемся доме (заказчик УКС при Совмине, строительный № 41), в т.ч. Сыктывкарским педагогическим училищам № 1 и 2, Сыктывкарскому государственному университету, Коми государственному педагогическому институту и Коми республиканскому институту повышения квалификации работников народного образования - по 2 квартиры, филиалу НИИ национальных проблем образования - 1 квартиру.
Предусматривать ежегодное выделение квартир на эти цели.
3. Министерству народного образования Республики Коми создать необходимые условия для изучения всех предметов в 1 классе коми национальных школ на родном языке, для изучения языка и истории коми народа, приобщения к его культуре и традициям, национальным видам спорта, играм, народным ремеслам в детских дошкольных, внешкольных учреждениях и школах республики.
Обеспечить своевременную подготовку к изданию учебной, учебно-методической и научно-методической литературы согласно приложению № 2.
4. Министерству народного образования Республики Коми обеспечить выпуск аудиовизуальных средств обучения согласно приложению № 3.
5. Министерству народного образования Республики Коми предусмотреть увеличение штата отдела национальных школ и ввести должность заместителя министра по национальной школе в пределах утвержденной штатной численности министерства.
6. В связи со значительным изменением минимального размера стипендий студентов высших и средних специальных учебных заведений, внести в постановление Совета Министров Коми ССР от 15 июля 1991 г. № 275 "О развитии образования на селе" следующие изменения:
абзац 4 пункта 3 изложить в редакции:
"в пределах общих ассигнований, выделенных на народное образование, ежемесячно начиная с 1 мая 1992 г. выплачивать студентам национальных отделений Сыктывкарского государственного университета, Коми государственного педагогического института, педагогических училищ № 1 и 2 и студентам этих учебных заведений, получающим вторую специальность "учитель коми языка и литературы", доплату к стипендии в размере 20 проц. от уровня минимальной стипендии, установленной для студентов этих учебных заведений, при условии заключения ими договоров (контрактов) с рай(гор) отделами народного образования";
пункт 4 изложить в редакции:
"4. Установить именные стипендии для наиболее отличившихся в учебе студентов национальных отделений педагогических училищ № 1 и 2:
имени И.А.Куратова - 5 стипендий в размере 1.9 от уровня минимальной стипендии;
имени В.А.Савина - 5 стипендий в размере 1.8 от уровня минимальной стипендии.
Разрешить Министерству народного образования Республики Коми выплачивать именные стипендии из средств, выделенных на народное образование".

Председатель
Совета Министров
Республики Коми
В.ХУДЯЕВ

Зам. Управляющего Делами
Совета Министров
Республики Коми
Б.ЛАДАНОВ





Приложение № 1
Утверждено
Постановлением
Совета Министров
Республики Коми
от 10 июня 1992 г. № 267

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КОМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Необходимость развития национальной школы

Всесоюзная перепись населения 1989 года показала, что из проживающих на территории республики 1251 тыс. человек 292 тысячи являются по национальности коми, или 23 процента от всех проживающих, тогда как в начале 30-х годов коми составляли 85 процентов.
Изменившееся социальное положение коми народа отразилось на его образе жизни, быте, состоянии школы. Если в 1936/37 учебном году работало 278 начальных, 62 неполных средних и 6 средних школ с коми языком обучения, то в 1965/66 учебном году осталось 144 начальных коми и коми - русских школ. Застойный период в жизни страны привел к закрытию в административном и волевом порядке национальных школ и классов, переводу обучения в школах на русский язык без объективной необходимости и достаточной подготовки. В результате чего в настоящее время только каждый десятый учащийся республики изучает коми язык. В профтехучилищах, техникумах и вузах республики преподавание ведется только на русском языке.
Овладение коми народом русским языком позволило ему приобщиться к сокровищницам русской и мировой культуры, наладить взаимный обмен созданными всеми народами страны культурными ценностями. Благодаря русскому языку весь мир смог познакомиться с Коми республикой, ее экономикой, культурой, литературой и искусством.
Однако сложившаяся система народного образования с жестким централизованным определением содержания обучения и предметной структуры стала отрицательно сказываться на сохранении национального языка, приобщения методики к материальной и духовной культуре коми народа, его традициям, формировании у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства.
Выросло целое поколение молодежи коренной национальности, не знающее родного языка, истории, культуры своего народа, что стало сказываться на деформацию его сознания. Упомянутая перепись населения показала, что 25,7 процента коми, т.е. каждый четвертый, назвал своим родным языком не коми, а русский язык. Неадекватное распространение функций русского и коми языков привело к тому, что коми язык оказался вытесненным из большинства сфер общественной жизни. Поэтому население некоренной национальности, а в республике живут и трудятся представители более 100 наций и народностей, слабо приобщается к коми языку, из 960 тысяч владеют им только 9.2 тысячи человек. Создавшееся положение может привести к полной потере коренным населением родного языка, выхолостить прогрессивную суть двуязычия.
Верховный Совет республики 29 августа 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Коми ССР, в которой провозглашено, что на территории республики функционируют два государственных языка - коми и русский, а в Законе Республики Коми "О государственных языках" от 28 мая 1992 г. отмечается, что оба языка начнут изучаться в общеобразовательных школах республики.
Все это вызывает острую необходимость разработки Концепции возрождения коми национальной школы, что отвечает интересам не только коми, но и всех народов республики.

2. Основные положения Концепции

Концепция базируется на конституционном праве обучения и воспитания учащихся на их родном языке, признании необходимости повышения престижа языка народа, давших название республике, и соответствующих дополнительных учебных предметах, направленных на демократизацию политической реформы общества и совершенствование межнациональных отношений.
В национальной школе родной язык становится главным средством общения, мышления и самоутверждения личности ребенка на начальном этапе его развития, он - основа развития интеллекта, наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания любви и уважения к своему народу и его культуре, чувства гордости за его вклад в общечеловеческую культуру.
Устанавливается, что в условиях Коми республики преподавание, изучение, пропаганда национального языка, литературы, истории и культуры должны стать непременным элементом любой структуры, входить в систему непрерывного образования.
Осознается необходимость обучения родному языку как необходимого условия воспроизводства и развития национальной культуры и духовной жизни коми народа, возрождения самосознания нации.
Обеспечивается практическая направленность преподавания родного языка, вытекающая из задачи свободного владения родным языком и использования его как средства общения и воспитания в повседневных социально-коммуникативных ситуациях (семья, детский сад, школа, специальные учебные заведения, государственные учреждения и общественные организации).
Следовательно, под национальной школой понимается система образования детей и подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений носителей и творческих продолжателей этой традиции на основе полноценного владения родным коми языком.
Концепция исходит из признания базового этапа общеобразовательной средней школы, а также необходимости функционирования родного языка в дошкольном воспитании и школьном обучении.
Потребуется создание различных типов национальных школ, дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национальных условий. В населенных пунктах с компактным проживанием коренного коми населения в дошкольных учреждениях и в 1-4 классах обучение осуществляется на родном языке, в 5-11 классах родной язык будет изучаться как основной предмет, пока идет становление школы с национальным языком обучения, осуществляется подготовка педагогических кадров и учебно-методического комплекса.
Предполагается в перспективе создание условий для изучения ряда предметов на родном языке в профтехучилищах, техникумах и вузах республики, готовящих кадры для работы в сельских национальных районах республики.
Произойдет изменение в соотношении и последовательности российского, национально-регионального и школьного учебных компонентов, предусмотренных базисным планом.
В российской компетенции останутся математика (с информатикой), физика, химия, как предметы, имеющие определяющее значение для научно-технического и экономического прогресса страны.
Предметы познавательного характера (природоведение, культура, география, биология, история) становятся основой национально-республиканского компонента образования, разработка и утверждение их учебных планов и программ должны перейти в компетенцию Республики Коми. В основу определения содержания и структуры этих предметов закладывается новый принцип: изучив историю и географии родного края, ученик переходит к географии нашей страны, истории русского народа, а затем - далеких стран и народов. В учебных программах национальных школ предусматривается изучение истории, литературы и культуры финно-угорских народов.
Содержание и характер трудовой и физической подготовки определяют школьные коллективы с учетом особенностей и потребностей конкретного района, города. Значительное место займут уроки по приобщению учащихся к народным промыслам и национальным видам спорта.
Реализация концепции предусматривает варианты, отражающие различия городских, сельских, малокомплектных школ и дошкольных учреждений, районов со смешанным национальным составом населения, предполагает разнообразие учебных планов, введение профильного обучения и специализации с учетом желания учащихся и спроса производства.

Дошкольные детские учреждения

В населенных пунктах с компактным проживанием коренного населения познание окружающего мира, развитие умственных способностей, раскрытие задатков ребенка происходит посредством родного языка.
В многонациональных селах и поселках, а также в городах изыскиваются возможности открытия параллельных национальных групп, поощряется изучение коми языка, традиций и обычаев народа детьми других национальностей.
Развитие речи детей с самого раннего возраста организуется на двуязычной основе. В группах с национальным языком - путем введения элементов (занятий) русского языка, в группах с русским языком - элементов коми языка.
Организуются следующие типы детских дошкольных учреждений:
1. Национальные дошкольные учреждения с организацией воспитательно-образовательного процесса на родном языке. Занятия по развитию речи начинаются с раннего возраста. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по обучению русской разговорной речи.
2. Национальные дошкольные учреждения с русским языком работы и контингентом детей, в основном коренной национальности, удовлетворительно владеющих коми языком. Занятия по развитию родной речи начинаются со средней группы.
3. Дошкольные учреждения с русскими языком работы и контингентом детей различных национальностей, как правило, не владеющих коми языком. Занятия по коми языку начинаются со старшей группы.
Во всех типах дошкольных учреждений ведется изучение элементов истории и культуры коми народа на занятиях по речи, изобразительному творчеству, музыкальному творчеству.

Средняя общеобразовательная школа

Организуются следующие типы школ:
1. Средняя общеобразовательная национальная школа с родным языком обучения. Обучение ведется: в начальных классах - все предметы на коми языке, во 2 ступени - на коми языке ряд предметов национально-регионального компонента учебных планов школы.
Учебные планы, программы, учебники и методические пособия разрабатываются в республике. Выпускники получают аттестат образца национальной школы.
2. Средняя общеобразовательная национальная школа с русским языком обучения с преподаванием родного языка и литературы как предметов. Используются как единый учебный план национальной школы Министерства образования Российской Федерации, так и учебный план Министерства народного образования республики. Для овладения русскоязычными учащимися коми разговорной речью организуется изучение коми языка и литературы преимущественно по 3-часовому учебному плану, разработанному МО Российской Федерации, и учебным программам, утвержденным МНО Республики Коми. Выпускникам национальных классов выдается аттестат образца национальной школы.
3. Средняя общеобразовательная школа (гимназии, лицеи и другие типы средних общеобразовательных учебных заведений) с русским языком обучения. Работают по учебным планам, учебникам и учебным пособиям российской школы. В них организуется изучение коми языка и литературы по учебным планам и пособиям, подготовленным МНО Республики Коми. Выпускникам выдается аттестат о среднем образовании установленного образца с указанием типа учебного заведения.
4. Гимназии, лицеи и другие типы средних общеобразовательных учебных заведений, ориентированные на обучение и воспитание одаренных детей, с углубленным изучением коми языка, литературы и культуры коми края. Выпускникам этих учебных заведений выдается аттестат о среднем образовании установленного образца с указанием типа учебного заведения и предоставляется право преимущественного поступления в специальные учебные заведения для целевой профессиональной подготовки в области родного языка, литературы, искусства, истории, культуры и журналистики.
Учащиеся всех типов средних общеобразовательных учебных заведений изучают историю, культуру и природу Коми края.

Профтехучилища, техникумы и вузы

Для выпускников национальной школы организуются группы с изучением коми языка и литературы. Для всех учащихся и студентов вводится курс "Культура, история и природа Коми края".
Для выпускников, готовящихся к работе в местностях традиционного проживания коренного населения, а также изъявивших желание овладеть коми языком, организуются группы, курсы и кружки по его изучению.
В учебных заведениях уделяется внимание воспитанию гражданского самосознания и политически верной оценки взаимоотношений между всеми народами, населяющими республику, формируется устойчивый интерес к языку, культуре, традициям и обычаям коренного населения, организуется знакомство с лучшими образцами коми народного творчества, вырабатываются навыки восприятия передач республиканского телевидения и радио, спектаклей на коми языке, беглого чтения газет, произведений коми писателей и поэтов.

Внешкольные учреждения

В целях приобщения детей и подростков к коми национальной культуре, народным играм и промыслам, национальным видам спорта в дворцах и домах пионеров и школьников, домах культуры и клубах, спортивных школах и других внешкольных учреждениях организуются фольклорные детские коллективы, этнографические уголки и музеи, разнообразные кружки и секции, проводятся праздники и фестивали народного творчества, игр, видов спорта.

3. Учебно-методическое обеспечение
национальной школы

Концепция предусматривает разработку республиканских учебных планов и программ дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профтехучилищ и средних учебных заведений, которые отвечают требованиям государственного уровня образования.
Основу программы обучения и воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. С дошкольного возраста дети будут воспитываться в среде с национальным колоритом, знакомится со сказками, стихами, загадками, созданными коми народом, слушать народные песни, играть в народные настольные и подвижные игры, обучаться национальным танцам.
За счет общения со взрослыми и игры развивается интерес к коми разговорному языку, народным традициям и обычаям, формируется готовность к школьному обучению и желание продолжать изучать коми язык.
В республике разрабатываются вариативные программы, уч. пособия и хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста, включающие в себя лучшие произведения народного творчества, основоположников коми литературы и современных писателей, драматургов, народные игры и танцы.
В школе 1 ступени обеспечивается становление личности ребенка, формируется умение и желание учиться. На родном языке учатся чтению, письму, счету, овладевают основами здорового образа жизни, базирующихся на народных обычаях и традициях. У них складывается понятие о национальной культуре. Читая стихи, сказки, легенды, предания, исполняя народные песни и танцы, знакомясь с декоративным и прикладным искусством коми народа, они получают представление о жанрах фольклора. Формируется представление о природе родного края, коми людях, их труде.
В школе 2 ступени обеспечивается разностороннее развитие личности учащегося, его склонностей, способности и самоопределение как представителя коми народа. Продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства, прививаются навыки импровизации в жанрах фольклора, овладения народными музыкальными инструментами, резьбы по дереву, шитья, вышивания, приготовления национальных блюд. Учащиеся осваивают народные игры и национальные виды спорта, получают представление о народных обычаях и ритуалах как коми, так и финно-угорских народов. Учащиеся ориентированы в различных сферах труда и общественно-полезной деятельности, необходимых для народного хозяйства республики, готовы к самостоятельному выбору дальнейшей программы образования.
В школе 3 ступени учащиеся исполняют произведения народного эпоса, знакомятся с выработанной веками своим народом философией, умеют разбираться в родословной, приобретают практические навыки в народных ремеслах и традиционных промыслах. Все это формирует навыки импровизации. Также они овладевают знаниями семейной экономики и народных семейных традиций. Полученные за курс средней школы знания позволяют учащимся сформировать психологическую готовность к профессиональному и личностному самоопределению в условиях родной республики.
Учитывая функционирование различных типов школ, программы и учебно-методический комплекс по коми языку и литературе должны строиться так, чтобы учитель в соответствии с реальной ситуацией в школе, классе (разный уровень владения языком, разный национальный состав и т.д.) мог выбирать варианты программ по объему, сложности материала, последовательности его изучения, методике подачи, формам закрепления и контроля.
В программах по коми языку и литературе усиливается практическая направленность. Основной целью уроков становится введение школьников в мир материнского языка, развитие умения свободно пользоваться лексическим богатством и выразительными средствами коми языка. Уроки литературы направлены на раскрытие художественного своеобразия и эстетической ценности произведений как коми, так и авторов финно-угорских литератур, на формирование творческих способностей учащихся.
Наравне с родным языком учащиеся овладевают русским языком как средством межнационального общения. С учетом различий языковой ситуации в городах и сельской местности разрабатываются нормативные программы и учебники по русскому языку и литературе, которые обеспечивают преемственность работы в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, координацию обучения двум и более языкам. Двуязычие должно быть гармоничным, сбалансированным на уровне паритетности: русский язык не вместо родного, а вместе с ним. Коми национальная школа обеспечивает достаточный для поступления и продолжения образования в средних и высших специальных учебных заведениях страны уровень знаний и умений по русскому языку и литературе.
Каждый выпускник национальной школы будет иметь право выбора коми и русского языка для сдачи вступительных экзаменов в среднеспециальные и высшие учебные заведения Республики Коми.
В программах предметов познавательного характера закладывается последовательное изучение картины мира, начиная от окружающей среды, географии и истории коми края. Учитывается то обстоятельство, что национальная школа в основном располагается в сельской местности, является кадровым цехом села и основой его будущего, поэтому программы предусматривают подготовку учащихся к труду и жизнедеятельности в реальной действительности. Важным направлением обучения становится экологическое образование и воспитание учащихся, возрождению культа природы, без чего невозможно нормальное проживание человека в условиях северной республики.
При всем разнообразии и вариативности учебных планов нагрузка учащихся во всех классах не должна превышать допускаемой нормы.
Реализация этих положений потребует организовать высокий уровень научно-исследовательской и экспериментальной работы, связанной с разработкой и внедрением новых программ, курсов, учебников и пособий по коми языку, литературе и культуре, другим предметам, обеспечить системное наблюдение за ходом их реализации и обобщение результатов. Предстоит расширить планомерную подготовку кадров, способных к исследовательской работе в области просвещения и образования.
Подготовка учебников и учебных пособий для национальной школы будет проводиться на конкурсной основе. Для этого создаются творческие группы из школьных работников, преподавателей вузов и педучилищ, научных сотрудников КНЦ УрО РАН, организуются выезды авторов учебников в соседние национальные республики, а также в развитые зарубежные страны для ознакомления с постановкой научных исследований и изданием учебной литературы.

4. Учебно-материальная база национальной школы

Исходя из конкретных потребностей районов и городов в открытии, расширении и развитии национальных учебных заведений ведется работа по укреплению их учебно-материальной базы.
Предстоит пойти на ломку установившихся традиций, когда долгие годы основная часть капитальных вложений по отрасли "народное образование" направлялась на сооружение объектов народного образования в городах. Национальная школа должна получить солидную прибавку благодаря более справедливому перераспределению отпускаемых государством средств.
Следует рассмотреть возможность создания республиканского фонда развития национальной школы за счет отчислений предприятий, объединений, кооперативов, широкого развития собственной хозяйственной деятельности учебных заведений, организации платных услуг, активного привлечения добровольных взносов граждан и организаций.
С учетом всего этого предстоит внести коррективы в ранее принятые народнохозяйственные планы строительства школ, дошкольных и детских внешкольных учреждений, других учебных заведений. Осуществлять строительство этих объектов, как правило, по проектам, учитывающим национальный колорит, состав учащихся, деление классов на подгруппы, необходимость создания условий для физического, эстетического развития, трудовой подготовки учащихся. Для этого проводить конкурсы на разработку проектов малокомплектных школ с учетом северных условий, с использованием достижений не только отечественного, но и зарубежного опыта, а также конкурсы на создание новых моделей школьной формулы для учащихся школ 1 и 2 ступени, учитывающие национальные традиции народа и климатические условия различных районов республики. Форма должна соответствовать направлению детской, подростковой и молодежной моды.
В небольших населенных пунктах развивать новый тип учреждения "школа - детский сад", в райцентрах и крупных селах по необходимости открывать национальные гимназии, лицеи, профтехучилища с малой наполняемостью или их филиалы.
Национальные учебные заведения получают приоритетное оснащение лингафонным оборудованием, проекционной аппаратурой, электронно-вычислительной техникой, учебно-методической литературой.

5. Кадровое обеспечение

Потребуется повысить престиж всех категорий педагогических работников национальных учебных заведений: воспитателей ДДУ, учителей начальных классов и учителей коми языка и литературы, специалистов вузов и ИПК, занимающихся проблемами национальной школы, продолжить практику их материального поощрения, заложенную в постановлении Совета Министров Коми ССР от 15.07.91 № 275 "О развитии образования на селе", распространить эту практику на всех педагогических работников национальных школ.
Учитель - главная фигура в становлении национальной школы. Он должен обладать не только высоким профессионализмом и педагогическим мастерством, но и широкой образованностью, высокой культурой, богатым духовным миром. Нуждается в обновлении подготовка педагогов, способных вести обучение и воспитание детей на их родном языке. Это должны быть специалисты со знанием родного языка, этнопсихологии, национальной культуры, национальных традиций, способные понимать своих учеников, уметь сотрудничать с ними.
Переход на обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях и начальных школах на родном языке потребует серьезного внимания к расширению и совершенствованию подготовки специалистов как в педагогических учебных заведениях, так и допрофессиональной подготовки в педагогических классах общеобразовательных школ. Потребуется укрепление учебно-материальной базы национальных отделений в педучилищах № 1 и 2, открытие филиалов училищ в сельских районах республики.
Систематическая нехватка учителей в малокомплектных сельских школах ставит задачу подготовки в пединституте и госуниверситете учителей, способных преподавать несколько предметов. Необходимость усиления трудового воспитания молодежи к традиционным для коренного населения видам деятельности (сельское хозяйство, лесозаготовки, охота, рыболовство и т.д.) потребует расширения подготовки для педагогической работы в школах мужчин.
Введение во всех типах учебных заведений курса "Культура, литература, история и природа Коми края" потребует подготовки этих учителей как в пединституте, так и в госуниверситете.
Молодым учителям, направляемым для работы в национальную школу, предоставить благоустроенное жилье, вручить комплект учебно-методической литературы, справочники, энциклопедии, словари. Практиковать регулярные поездки лучших учителей в регионы страны, где организовано обучение детей на финно-угорских языках.
Перестроить систему повышения квалификации учителей национальных школ на основе индивидуализации, учета потребностей каждого учителя, его заинтересованности в совершенствовании труда.

6. Семейное воспитание

Повышается роль семьи, семейного воспитания и формирования личности ребенка. В условиях национальной республики семейное воспитание имеет свои особенности и традиции, которые не всегда учитываются организаторами народного образования и многими родителями. Национальная школа возрождает и пропагандирует лучшие традиции народной педагогики и семейного воспитания, широко использует воспитательные факторы национальных, семейных традиций и отношений. Здесь закладывается у детей чувство внутренней свободы и уверенности, формируются нравственные ценности и установки, здоровый образ жизни.
Для оказания помощи родителям в общении с детьми на родном языке, воспитания их в среде с национальным колоритом потребуется:
- организация родительского педагогического всеобуча (родительские университеты, лектории по различным каналам массовой информации, консультационные центры и т.д.);
- наладить выпуск педагогической литературы (книг для родителей, книжек-малышек для детей, выпуск пластинок, диафильмов по мотивам народных сказок, песен);
- выпуск национальной художественной литературы для детей и родителей.
Предстоит преодолеть годами формировавшийся стереотип в сознании родителей о значимости общественного воспитания детей. Дом, семья должны стать гарантом всестороннего развития ребенка и укрепления его здоровья.

Правовое обеспечение

В соответствии с Законом РСФСР "Об образовании" в республике разрабатывается соответствующий закон с учетом ее национального, культурно-исторического и социально-экономического развития, составной частью которого будет Концепция развития коми национальной школы.
Определяется содержание, уровень и качество образования на всех ступенях системы непрерывного образования в соответствии с требованиями Декларации о суверенитете Коми ССР и с учетом специфики национального развития.
Создается региональная система образования с учетом национальных, демографических и экономических особенностей для нужд отраслей народного хозяйства.
Закрепляется свобода выбора языка общения и обучения.
Создаются условия для приобщения всех граждан республики к богатствам коми национальной культуры.
Устанавливается система налогов и сборов на приоритетное развитие народного образования в республике.
Закрепляется самостоятельность учреждений народного образования в использовании выделяемых им государственных финансовых и иных средств.
Концепция возрождения и развития коми национальной школы приведет к расширению функций коми языка, его географии. Она призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять повсеместно проникающим тенденциям "массовой" культуры. Реализация Концепции будет способствовать воспитанию истинных патриотов и интернационалистов.





Приложение № 2
Утверждено
Постановлением
Совета Министров
Республики Коми
от 10 июня 1992 г. № 267

ИЗДАНИЕ
УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1992 ГОДУ

Учебники тыс.
экземпляров

М.И.Сажина Букварь 1 кл. 10
Э.Д.Елфимова Пропись 1 кл. 11
М.И.Моро Математика (на коми языке) 1 кл. 3
З.А.Прошева Лыддьысян книга 4 кл. 6

Учебно-методическая литература

В.Н.Демин Хрестоматия для внеклассного чтения
Д.Н.Демина по коми литературе 8-9 классов 6
В.А.Ляшев Словарь антонимов коми языка 20
Л.А.Тарабукина Методические рекомендации к учебнику
1 кл. "Говорим по-коми" 1
Л.Д.Вавилова Дидактические игры как средство
приобщения детей дошкольного возраста
к коми культуре (методические
рекомендации) 2
В.А.Веселова Методические рекомендации по обучению
детей 6-7 лет коми разговорной речи 2
А.Н.Карманова Морфология коми языка. Учебное пособие
для учителей 1
В.М.Лудыкова Синтаксис коми языка (для учителей) 1
Л.В.Лыткина Анализ коми языка в школе 1
Г.С.Кочанов Ромпоштан. Сборник песен для
дошкольников 2
Т.Н.Кузнецова Сатира в произведениях коми писателей
(пособие для учителей) 1
Р.В.Куклина Драма в коми литературе 1
Коми народные игры. Методические
рекомендации 2

Заказная литература

В.А.Власова Дети танцуют (методические рекомендации
воспитателям ДДУ) 3
А.А.Рочев Во гогорся. Методические рекомендации
к музыкальным занятиям начальной школы 3
З.А.Прошева Методические рекомендации к учебнику
"Лыддьысян книга" 0.6
В.А.Лимерова Методические рекомендации к учебнику
8 класса по коми литературе 0.5
В.М.Грабежова Методические рекомендации к учебнику
8-9 класса "Коми кыв" 0.3
Программа по коми языку и чтение
1-4 кл. 0.5
Портреты писателей, композиторов
художников Коми ССР





Приложение № 3
Утверждено
Постановлением
Совета Министров
Республики Коми
от 10 июня 1992 г. № 267

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебные кинофильмы

- Жизнь и творчество И.А.Куратова
- Жизнь и творчество В.А.Савина

Видеофильмы

- Трипан Вась (по произведению В.Чисталева)
- Коми народные традиции и обычаи
- Природа Коми ССР

Фонохрестоматия по коми языку, литературе, музыке

Слайды по искусству коми народа


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru