Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Коми ССР от 28.02.1992
"ОБ ОСНОВАХ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В КОМИ ССР"

Официальная публикация в СМИ:
"Красное знамя", 13.03.1992, № 51


Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 25.01.1995 № 5-РЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу в соответствии с пунктом 1 Постановления ВС Коми ССР от 28.02.1992.



28 февраля 1992 года
   ------------------------------------------------------------------


КОМИ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В КОМИ ССР

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Бюджет

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Статья 2. Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Коми ССР и местных бюджетов.

Статья 3. Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в Коми ССР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Коми ССР.

Статья 4. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Бюджетный процесс в Коми ССР строится в соответствии с настоящим Законом, иными законами Российской Федерации и Коми ССР, регулирующими бюджетный процесс, а также решениями местных Советов народных депутатов.
3. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально - экономического развития территории.
4. Республиканский бюджет Коми ССР, местные бюджеты утверждаются соответственно в форме закона Верховным Советом Коми ССР, в форме решений - местными Советами народных депутатов.
5. Советом Министров Коми ССР, местными органами исполнительной власти ежегодно составляются консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующей территории.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Коми ССР устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Статья 5. Бюджетно - финансовая политика

1. Бюджетно - финансовая политика Коми ССР, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно - финансовой, налоговой политикой местных Советов народных депутатов, а также с денежно - кредитной, ценовой и валютной политикой Коми ССР.
2. Бюджетно - финансовая политика Коми ССР проводится в координации с соответствующей политикой Российской Федерации.

Раздел II. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 6. Структура бюджетной системы

В соответствии с Конституцией Коми ССР в бюджетную систему Коми ССР как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет Коми ССР, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, городские бюджеты в районах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Статья 7. Единство бюджетной системы

1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Коми ССР и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
3. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.

Статья 8. Самостоятельность бюджетов

Республиканский бюджет Коми ССР, местные бюджеты являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
отчисления по регулирующим доходным источникам;
дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховным Советом Коми ССР, местными Советами народных депутатов в рамках законодательства Российской Федерации и Коми ССР.

Статья 9. Доходы бюджетов

Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Коми ССР и статьей 8 настоящего Закона.

Статья 10. Расходы бюджетов

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

Статья 11. Бюджетная классификация

В Коми ССР используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации, обеспечивающие сопоставимость бюджетных данных на территории Российской Федерации.

Статья 12. Сбалансированность бюджетов

1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно - финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета соответствующими Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей определяется Верховным Советом Коми ССР, а также местными Советами народных депутатов в рамках их компетенции.
Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет использования кредитных ресурсов.
В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопросы о предоставлении республиканскому бюджету Коми ССР кредитных ресурсов рассматриваются Верховным Советом Коми ССР по представлению Совета Министров Коми ССР. Разрешение на кредитование оформляется в виде постановления Верховного Совета Коми ССР.
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению Верховным Советом Коми ССР и местным Советом народных депутатов, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Статья 13. Взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы

1. Бюджетная система Коми ССР является частью финансовой системы Коми ССР, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
Платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению суда или арбитражного суда.
2. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям и иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности республики или местных Советов народных депутатов на соответствующее предприятие или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность республики или местных Советов народных депутатов на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
4. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом.
5. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти на территории Коми ССР производятся свободно в капитал предприятий любой категории на общих коммерческих условиях, за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением органов законодательной власти.
7. В соответствии с решениями Верховного Совета Коми ССР, а также местных Советов народных депутатов в рамках законодательства Российской Федерации и Коми ССР могут образовываться целевые внебюджетные фонды, в том числе совместные с Российской Федерацией, республиками в составе Российской Федерации или местными органами власти, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Раздел III. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Статья 14. Организация бюджетного процесса

1. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов - функции Верховного Совета Коми ССР и местных Советов народных депутатов.
2. В Коми ССР устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Коми ССР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по его поручению ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти.
3. Совет Министров Коми ССР, местные органы исполнительной власти ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджетов в Верховном Совете Коми ССР и местных Советах народных депутатов делают их достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджетов. Совет Министров Коми ССР ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированного бюджета Коми ССР и бюджетов городов и районов.
4. Органы исполнительной власти городов и районов представляют сведения об исполнении консолидированных бюджетов территорий в Министерство финансов Коми ССР и Коми республиканское управление статистики. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности для бюджетов возлагается на Министерство финансов Коми ССР и Коми республиканское управление статистики.
5. Верховным Советом Коми ССР и местными Советами народных депутатов рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно и публично.

Статья 15. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в соответствующие Советы народных депутатов о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджета.
Рассмотрение предложений в соответствующем Совете народных депутатов обязательно включает в себя всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности их осуществления.
Принимаемые Советами народных депутатов решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.
Решения Верховного Совета Коми ССР, местных Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.
2. Совет Министров Коми ССР, местные органы исполнительной власти на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий Совет народных депутатов. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.
3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом расходов, вызванных решениями органов государственной власти, в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета соответствующими Советами народных депутатов. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.
4. По решению Верховного Совета Коми ССР и местных Советов народных депутатов могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
5. Ассигнования на выплату процентов на погашение задолженности прошлых лет, имеющейся у соответствующего бюджета на данный год, предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по кредитам. Расходы данного вида не могут быть сокращены или перенесены на иное время без согласия держателя соответствующих обязательств.
6. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата исполнительной власти и финансирование деятельности местных Советов народных депутатов включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
Расходы на финансирование деятельности Верховного Совета Коми ССР, Комитета конституционного надзора Коми ССР, Высшего арбитражного суда Коми ССР включаются в республиканский бюджет Коми ССР.
7. При постатейном рассмотрении и утверждении Советами народных депутатов расходной части соответствующих бюджетов в составе статьей функциональной классификации в соответствии со статьей 10 настоящего Закона выделяются части расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая из этих частей утверждается отдельно, при этом сумма текущих расходов составляет бюджет текущих расходов, а сумма капитальных расходов образует бюджет развития соответствующего органа государственной власти.

Статья 16. Исполнение бюджетов

1. Совет Министров Коми ССР по согласованию с местными органами исполнительной власти устанавливает порядок исполнения бюджетов.
2. В процессе исполнения бюджетов Совет Министров Коми ССР, местные органы исполнительной власти имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляются в соответствующие бюджеты и могут направляться Советом Министров Коми ССР по республиканскому бюджету Коми ССР и местными органами исполнительной власти по местным бюджетам на финансирование народного хозяйства, социально - культурных мероприятий и других расходов, возникающих в течение бюджетного года.
4. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов безвозмездно не компенсируются за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
5. Верховный Совет Коми ССР и местные Советы народных депутатов утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.

Статья 17. Бюджетное регулирование

Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

Статья 18. Контроль за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета осуществляется комиссией депутатов соответствующего Совета народных депутатов, при которой в соответствии с решением этого Совета за счет средств собственного бюджета может быть создана контрольная группа из специалистов, независимая в своей деятельности от финансовых органов исполнительной власти. Финансовые органы ежемесячно представляют в комиссию необходимую информацию по состоянию бюджета и его исполнению.

Раздел IV. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ КОМИ ССР

Статья 19. Составление республиканского бюджета Коми ССР

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Председатель Совета Министров Коми ССР за 8 месяцев до начала соответствующего финансового года.
На основании этого решения Совет Министров Коми ССР организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально - экономического развития Коми ССР, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период, ведется детальная проработка и согласование показателей социально - экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.
В течение следующего месяца Совет Министров Коми ССР готовит проект бюджетного послания и представляет его Верховному Совету Коми ССР.
Бюджетное послание Совета Министров Коми ССР Верховному Совету Коми ССР должно включать в себя:
основные показатели социально - экономического развития Коми ССР на соответствующий период;
сводный финансовый баланс на территории Коми ССР;
основные направления бюджетной политики Коми ССР;
сведения о государственных доходах на территории Коми ССР;
проект республиканского бюджета Коми ССР;
проект консолидированного бюджета Коми ССР;
оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
Председатель Совета Министров Коми ССР выступает с бюджетным посланием на заседании Президиума Верховного Совета Коми ССР в начале сентября года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Статья 20. Рассмотрение республиканского бюджета Коми ССР

Постоянные комиссии Верховного Совета Коми ССР с момента внесения проекта республиканского бюджета Коми ССР до 15 сентября проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения.
На заседании Президиума Верховного Совета Коми ССР с 15 по 25 сентября заслушивается постатейно заключение Плановой и бюджетно - финансовой Комиссии Верховного Совета Коми ССР и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.
В течение следующих трех недель, не позднее 15 октября принимается постановление Президиума Верховного Совета Коми ССР о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации.
Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.
На основании постановления Президиума Верховного Совета Коми ССР о санкционировании бюджетных расходов Совет Министров Коми ССР организует доработку и уточнение проекта бюджета.

Статья 21. Утверждение республиканского бюджета Коми ССР

Уточненный проект бюджета вносится Советом Министров Коми ССР на рассмотрение Верховного Совета Коми ССР не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.
При рассмотрении проекта бюджета Верховный Совет Коми ССР принимает решение по следующим основным характеристикам:
верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);
пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией.
До 10 декабря Верховный Совет Коми ССР постатейно утверждает бюджет в форме закона Коми ССР.
Утверждение бюджета происходит на сессии Верховного Совета Коми ССР. Доклад о бюджете представляет Председатель Совета Министров Коми ССР или по его поручению иное должностное лицо. Содоклад от имени Верховного Совета Коми ССР представляет Плановая и бюджетно - финансовая Комиссия Верховного Совета Коми ССР. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимается простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном Советом Министров Коми ССР.
В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Верховный Совет Коми ССР проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов. В случае, если решение по данному вопросу не будет принято Верховным Советом Коми ССР до 10 декабря года, предшествующего финансовому, вступает в действие порядок расходования средств, предусмотренный частью третьей статьи 15 настоящего Закона.
В течение периода до принятия окончательного решения Совет Министров Коми ССР имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году с учетом расходов, вызванных решениями органов государственной власти.

Статья 22. Контроль за исполнением республиканского бюджета Коми ССР

1. Совет Министров Коми ССР ежегодно в марте следующего за отчетным года представляет в Верховный Совет Коми ССР отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета Коми ССР за прошедший финансовый год.
2. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Верховным Советом Коми ССР простым большинством голосов.
3. На основе докладов Совета Министров Коми ССР, Плановой и бюджетно - финансовой Комиссии Верховного Совета Коми ССР в случае снижения поступлений в бюджет на протяжении не менее чем четырех месяцев подряд в сравнении с предусмотренными в бюджете размерами бюджетных доходов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений Верховный Совет Коми ССР может принять постановление о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы с тем, чтобы не допустить увеличения размера дефицита бюджета более, чем на 20 процентов в сравнении с утвержденным уровнем.

Статья 23. Чрезвычайный бюджет

1. На территории Коми ССР в соответствии с постановлением Верховного Совета Коми ССР может вводиться чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения в Коми ССР. В случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых поступающими доходами, вводится режим чрезвычайного расходования средств.
2. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Председатель
Верховного Совета
Коми ССР
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
28 февраля 1992 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru