Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Коми ССР от 26.11.1991
"О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА НАРОДНОГО ДЕПУТАТА В КОМИ ССР"

Официальная публикация в СМИ:
"Красное знамя", 17.12.1991, № 247


Утратил силу со дня начала работы Государственного Совета Республики Коми (Закон РК от 24.10.1994 № 2-РЗ).
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу в соответствии с пунктом 1 Постановления ВС Коми ССР от 26.11.1991.



26 ноября 1991 года
   ------------------------------------------------------------------


КОМИ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА НАРОДНОГО ДЕПУТАТА В КОМИ ССР

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отзыв народного депутата

Народный депутат может быть отозван избирателями в порядке, установленном настоящим Законом.
Предложение о проведении голосования об отзыве народного депутата не может быть внесено ранее чем через год с момента его избрания или голосования об отзыве его, если он в результате этого голосования сохранил свои полномочия.
Голосование об отзыве народного депутата не может быть проведено позднее чем за год до истечения срока полномочий Совета, в состав которого избран данный народный депутат.

Статья 2. Право граждан на участие в голосовании об отзыве народного депутата

В голосовании об отзыве народного депутата имеют право участвовать граждане Коми ССР, проживающие на территории округа, от которого избран народный депутат, и достигшие на день голосования 18 лет.
В голосовании об отзыве народного депутата не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо иные прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в голосовании об отзыве народного депутата в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических, религиозных и иных взглядов, продолжительности проживания в данной местности, рода и характера занятий, запрещаются.

Статья 3. Принципы участия граждан в голосовании об отзыве народного депутата

Граждане участвуют в голосовании об отзыве народного депутата на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. Военнослужащие участвуют в голосовании об отзыве народного депутата наравне со всеми гражданами.
Граждане участвуют в голосовании об отзыве народного депутата непосредственно и лично. Участие в голосовании является свободным.
Голосование об отзыве народного депутата осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 4. Комиссии, обеспечивающие подготовку и проведение голосования об отзыве народного депутата

Подготовку и проведение голосования об отзыве народного депутата, подведение итогов голосования обеспечивают комиссии по проведению голосования об отзыве народного депутата (далее - комиссии по проведению голосования об отзыве), которые образуются из представителей собраний избирателей по месту жительства, общественных объединений, трудовых коллективов.

Статья 5. Гласность при подготовке и проведении голосования об отзыве народного депутата

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в подготовке и проведении голосования об отзыве народного депутата, осуществляется открыто и гласно.
Комиссии по проведению голосования об отзыве в установленные сроки информируют граждан о своей работе, о местонахождении и времени работы комиссий по проведению голосования об отзыве и о списках избирателей.
В помещении, в котором проводится голосование, на заседаниях комиссий по проведению голосования об отзыве, в том числе при регистрации инициативной группы по отзыву народного депутата, при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования, подсчете голосов на участке по проведению голосования, определении результатов голосования по участку и в целом по округу, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с отзывом народного депутата, вправе присутствовать представители собраний избирателей по месту жительства, общественных объединений, вышестоящих комиссий, органов власти, члены инициативной группы по отзыву народного депутата, представители печати, телевидения, радио. Полномочия указанных лиц должны быть удостоверены соответствующим документом (удостоверением, членским билетом, выпиской из протокола собрания избирателей по месту жительства). Вмешательство их в работу комиссий не допускается. Предварительное уведомление комиссий по проведению голосования о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Комиссии по проведению голосования об отзыве обязаны предоставлять указанным представителям по их требованию информацию о подготовке и проведении голосования об отзыве.
Воспрепятствование гражданам в осуществлении установленных настоящим Законом контрольных функций при проведении голосования об отзыве народного депутата преследуется по закону.

Статья 6. Расходы, связанные с кампанией по отзыву народного депутата. Материальное обеспечение проведения голосования

Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования об отзыве народного депутата, производятся за счет инициаторов, а также добровольно переданных в распоряжение комиссий по проведению голосования об отзыве средств предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных органов, граждан.
Предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы предоставляют помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения голосования, в распоряжение комиссий по проведению голосования об отзыве.

Глава 2. ПОРЯДОК ИНИЦИИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
ОБ ОТЗЫВЕ

Статья 7. Право инициативы проведения голосования об отзыве народного депутата

Право инициативы проведения голосования об отзыве народного депутата принадлежит гражданам, имеющим в соответствии со статьей 2 настоящего Закона право на участие в голосовании об отзыве данного народного депутата, и соответствующему Совету.
Голосование об отзыве народного депутата назначается, если под требованием проведения голосования об отзыве его поставят свои подписи в порядке, установленном настоящим Законом, не менее одной десятой от числа избирателей соответствующего округа, зарегистрированных на момент избрания депутата.
Право инициативы в сборе подписей под требованием об отзыве народного депутата имеет каждый гражданин, обладающий правом на участие в голосовании об отзыве данного народного депутата в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Сбор подписей осуществляют в соответствии с требованиями настоящего Закона инициативные группы избирателей по отзыву народного депутата (далее - инициативная группа) из числа граждан, обладающих правом на участие в голосовании об отзыве народного депутата.

Статья 8. Образование инициативной группы

Для решения вопроса об отзыве народного депутата проводятся собрания избирателей по месту жительства.
Инициаторы проведения собрания не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты его проведения направляют в Совет народных депутатов, на территории которого планируется провести собрание граждан, письменное заявление с указанием предполагаемых времени и места проведения собрания.
Председатель Совета народных депутатов не позднее семи дней с момента получения заявления публикует объявление о времени и месте проведения собрания.
Дата проведения собрания, предложенная инициаторами, может быть изменена только в случае невозможности участия в нем народного депутата по причине болезни, нахождения его в отпуске или служебной командировке, участия в другом собрании избирателей в связи с отзывом его, а также в связи с участием народного депутата в работе сессии соответствующего Совета.
Отказ в проведении собрания, необоснованный перенос времени и места проведения собрания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Собрание избирателей по отзыву народного депутата является правомочным, если на нем присутствует не менее:
- народного депутата Коми ССР - 150 избирателей
- районного, городского Совета народных депутатов - 50
- поселкового, сельского Совета народных депутатов - 20.
Перед собранием проводится письменная регистрация участников собрания с указанием фамилии, инициалов и места их жительства.
Собрание самостоятельно определяет регламент работы.
Собрание при наличии не менее одной десятой от числа избирателей соответствующего округа, зарегистрированных на момент избрания народного депутата, может принять решение о сборе подписей об отзыве народного депутата. Если при этом будет собрано подписей не менее одной десятой от числа избирателей соответствующего округа, решение собрания и подписные листы в трехдневный срок направляются в соответствующий Совет для принятия решения в порядке, установленном настоящим Законом. Сбор подписей проводится в соответствии с требованиями статьи 11 настоящего Закона.
При невозможности сбора подписей на собрании оно может принять решение о создании инициативной группы для сбора подписей в количестве от 3 до 15 человек.
Создание инициативной группы оформляется решением собрания. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа участников собрания и подписывается председателем и секретарем собрания. В решении указываются фамилии, имена, отчества и место жительства членов инициативной группы.
Инициативная группа из своих членов избирает председателя, заместителя и секретаря группы.
Все расходы, связанные с организацией и проведением собрания, кроме расходов на обеспечение безопасности его проведения, осуществляются за счет инициаторов собрания.

Статья 9. Регистрация инициативной группы

Протокол и решение собрания избирателей, решение инициативной группы об избрании председателя, заместителя и секретаря группы представляются в местный Совет для регистрации.
Председатель местного Совета народных депутатов не позднее семи дней с момента получения указанных документов производит регистрацию группы и в этот же срок:
- выдает членам группы удостоверения, пронумерованные и заверенные подписные листы;
- сообщает всем местным Советам на территории соответствующего округа о регистрации инициативной группы с перечислением членов инициативной группы;
- письменно извещает народного депутата о регистрации группы.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в суд.

Статья 10. Полномочия и права членов инициативной группы

По предъявлении удостоверения члены инициативной группы на территории соответствующего избирательного округа имеют право получать данные об избирателях этого округа; на срок сбора подписей или часть срока по своему усмотрению получать по месту работы отпуск без сохранения заработной платы. Член инициативной группы вправе в любое время объявить о своем выходе из состава группы, при этом он обязан сдать удостоверение члена группы по месту его получения.
Довыборы или выборы члена инициативной группы вместо выбывшего, проводятся в соответствии с требованиями статей 8 и 9 настоящего Закона.

Статья 11. Порядок сбора подписей. Подписной лист

Сбор подписей об отзыве народного депутата производится в местах, согласованных с местным Советом или его председателем.
Участие в сборе подписей является свободным.
Гражданин, поддержавший предложение об отзыве, подписывает подписной лист, в котором указывается: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, номер и серия документа, удостоверяющего личность, дата подписания.
Заполненный подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, и председателя или заместителя председателя инициативной группы с указанием количества подписей на каждом листе.
Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Закона являются недействительными.
Подписи, собранные каждой из зарегистрированных групп подсчитываются отдельно. При обнаружении в них двух или более подписей одного гражданина ни одна из них не учитывается.

Глава 3. НАЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ НАРОДНОГО
ДЕПУТАТА

Статья 12. Принятие решения о проведении голосования об отзыве народного депутата

По истечении 30 дней после регистрации инициативной группы по отзыву народного депутата Коми ССР, районного, городского Совета народных депутатов и 20 дней - поселкового, сельского Совета итоговый протокол сдается в Совет, зарегистрировавший инициативную группу.
В протоколе указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. К итоговому протоколу прилагаются оформленные подписные листы, а также заявления, предложения граждан, поступившие в ходе сбора подписей.
Итоговый протокол с приложениями в трехдневный срок направляется в соответствующий Совет.
Инициативная группа не позднее 10 дней с момента направления итогового протокола вносит на специально открытый счет денежную сумму, необходимую на покрытие расходов на проведение кампаний по отзыву народного депутата (залог) в размере, определенном Президиумом Верховного Совета Коми ССР, Местным Советом народных депутатов.
Президиум Верховного Совета Коми ССР, Местный Совет народных депутатов в 30-дневный срок принимает решение о дате проведения голосования. В этот же срок создаются комиссии из народных депутатов и членов инициативной группы для проверки соответствия закону итоговых документов об отзыве народного депутата. В случае установления комиссией нарушений настоящего Закона при сборе подписей, а также невнесения в установленный срок суммы залога Президиум Верховного Совета Коми ССР, местный Совет может отказать в проведении голосования об отзыве.
В случае принятия решения об отказе в проведении голосования об отзыве народного депутата по мотиву недействительности решения собрания ими итогового протокола инициативной группы, сумма залога возвращается лицам, внесшим ее.
Эти решения могут быть обжалованы в народный или Верховный суд Коми ССР инициативной группой.
Решение о голосовании об отзыве народного депутата по инициативе Совета принимаются большинством голосов не менее двух третей состава соответствующего Совета.
Дата голосования назначается не позднее 80 и не ранее 60 дней после принятия решения.
О принятом решении в пятидневный срок извещается народный депутат.

Статья 13. Участки для голосования

Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки для голосования, в том числе в воинских частях, расположенных на территории округа.
Участки для голосования об отзыве народного депутата Коми ССР образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами народных депутатов или их председателями по согласованию с окружной комиссией, а об отзыве народного депутата местного Совета народных депутатов - соответствующим Советом или его председателем по согласованию с районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской избирательной комиссией. В воинских частях участки для голосования создаются по представлению командиров частей.
Участки для голосования создаются не позднее чем за 35 дней до даты голосования с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Соответствующий Совет народных депутатов или председатель оповещает граждан о границах каждого участка с указанием места нахождения комиссии и помещения для голосования.

Глава 4. КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ
НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Статья 14. Система комиссий по проведению голосования об отзыве народного депутата

Для проведения голосования об отзыве народного депутата Коми ССР образуются окружная и участковые комиссии.
Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Коми ССР является координирующей в работе этих комиссий.
Для проведения голосования об отзыве народного депутата местного Совета народных депутатов образуются участковые комиссии.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия по выборам народных депутатов местных Советов организует проведение голосования об отзыве народного депутата соответствующего Совета.

Статья 15. Дополнительные полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Коми ССР

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Коми ССР осуществляет:
контроль за исполнением и единообразным применением настоящего Закона на всей территории Коми ССР, дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и входит в случае необходимости в Верховный Совет Коми ССР с представлениями о его толковании;
координирует деятельность окружной и участковых комиссий в течение всего периода проведения кампании отзыва народного депутата Коми ССР;
направляет собранные средства, в том числе сумму залога, для проведения голосования об отзыве народного депутата Коми ССР; контролирует обеспечение комиссий транспортом, связью и материально - техническими средствами;
заслушивает отчеты государственных и общественных органов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением голосования об отзыве народного депутата Коми ССР;
регистрирует итоги голосования;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий для проведения голосования об отзыве, отменяет решения этих комиссий, приостанавливает их действие либо принимает другие решения по этим вопросам. Решения Центральной избирательной комиссии являются окончательными.

Статья 16. Образование окружной комиссии

Окружная комиссия по проведению голосования об отзыве народного депутата Коми ССР образуется Верховным Советом Коми ССР или его Президиумом по представлению районных, городских (кроме городов районного подчинения) Советов народных депутатов или их председателей.
Окружная комиссия образуется не позднее чем за 40 дней до дня голосования в составе от 9 до 13 человек.
Представители в состав окружной комиссии выдвигаются собраниями избирателей по месту жительства, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций или их советами, коллективами учебных заведений, республиканскими, районными, городскими, районными в городах органами общественных объединений, собраниями военнослужащих по воинским частям. В трудовых коллективах численностью свыше 300 работающих выдвижение представителей в состав окружной комиссии может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений предприятий, учреждений, организаций, если в этих подразделениях работает не менее 50 человек. При этом возможно проведение совместных собраний нескольких коллективов. Для определения трудовых коллективов, общественных объединений, выдвигающих представителей в состав комиссии, соответствующие Советы народных депутатов или их председатели проводят совещания уполномоченных трудовых коллективов, общественных объединений.
Срок полномочий окружной комиссии заканчивается после принятия Верховным Советом Коми ССР решения о досрочном прекращении полномочий народного депутата Коми ССР или в случае отклонения отзыва народного депутата Коми ССР.

Статья 17. Полномочия окружной комиссии

Окружная комиссия по проведению голосования об отзыве народного депутата Коми ССР:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории округа;
распределяет денежные средства, выделяемые на проведение агитационной кампании и голосования об отзыве народного депутата;
организует деятельность участковых комиссий;
устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу;
заслушивает сообщения руководителей Советов народных депутатов, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением голосования;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
организует совместно с трудовыми коллективами и общественными объединениями встречи народного депутата Коми ССР и членов инициативной группы с избирателями как в трудовых коллективах, так и по месту их жительства;
утверждает текст бюллетеня для голосования об отзыве, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
устанавливает и публикует в печати результаты голосования по избирательному округу;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 18. Дополнительные полномочия районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссии

Районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская избирательная комиссия по выборам народных депутатов районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского Совета народных депутатов:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории соответствующего местного Совета;
распределяет собранные денежные средства, в том числе сумму залога, на проведение агитационной кампании и голосования об отзыве народного депутата;
контролирует обеспечение участковых комиссий транспортом, связью и иными материально - техническими средствами;
организует деятельность участковых комиссий; устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу;
заслушивает сообщения руководителей Советов народных депутатов, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением голосования;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
организует совместно с трудовыми коллективами и общественными объединениями встречи народного депутата и членов инициативной группы с избирателями как в трудовых коллективах, так и по месту их жительства;
утверждает текст бюллетеня для голосования об отзыве, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
регистрирует и публикует в печати итоги голосования по избирательному округу;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 19. Образование участковых комиссий

Участковая комиссия по проведению голосования об отзыве народного депутата образуется не позднее чем за 30 дней до даты голосования об отзыве в составе от 5 до 19 человек. В необходимых случаях по решению соответствующего Совета народных депутатов или его председателя численный состав участковой комиссии может быть изменен.
Представители в состав участковой комиссии выдвигаются собраниями избирателей, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций или их советами, коллективами учебных заведений, районными, городскими, районными в городах органами общественных объединений, их первичными организациями, собраниями военнослужащих по воинским частям. В трудовых коллективах предприятий, учреждений и организаций с числом работающих свыше 150 человек выдвижение представителей в состав участковой комиссии может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений предприятий, учреждений, организаций. При этом возможно проведение совместных собраний нескольких коллективов.
Участковые комиссии по проведению голосования об отзыве народного депутата Коми ССР образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами или их председателями, а об отзыве народного депутата местного Совета народных депутатов - соответствующим Советом или его председателем.
Срок полномочий участковых комиссий заканчивается после принятия Советом решения о досрочном прекращении полномочий народного депутата или в случае отклонения отзыва народного депутата.

Статья 20. Полномочия участковой комиссии

Участковая комиссия:
составляет список избирателей по участку;
знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках в списке и принимает по ним решения;
оповещает население о местонахождении участковой комиссии и о времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
готовит помещение и ящики для голосования;
организует работу на участке в день голосования;
подсчитывает голоса на участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 21. Организация работы комиссий по проведению голосования об отзыве народного депутата

Председатель, заместители председателя и секретарь комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Решение об образовании комиссии и постановление комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей.
Заседания комиссии являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
До трех членов комиссии могут по ее решению быть освобождены на весь срок или часть срока деятельности комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением заработной платы за счет средств, выделенных на проведение голосования.
Лица, входящие в состав комиссий, могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, по представлению соответственно трудового коллектива, коллектива учебного заведения, органа общественного объединения, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, выдвинувших их в состав комиссии.
Выдвижение и утверждение новых представителей в состав комиссий производится в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством о выборах.

Глава 5. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ
НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Статья 22. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей составляется участковой комиссией по каждому участку для голосования и подписывается ее председателем и секретарем.
Местная администрация городов, районов в городах, поселков и сельсоветов обеспечивает учет избирателей и передает участковым комиссиям сведения о гражданах, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.
Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в расположении воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

Статья 23. Порядок включения граждан в список избирателей

В список избирателей включаются граждане Коми ССР, имеющие право на участие в голосовании об отзыве народного депутата и проживающие к моменту составления списка на территории данного участка.
Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других участках для голосования.

Статья 24. Ознакомление граждан со списком избирателей и право на обжалование ошибок в списке избирателей

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 10 дней до даты голосования.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком голосующих и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии.
Каждый гражданин вправе обжаловать отказ на внесение его в список избирателей или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. Заявление об ошибках в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до дня голосования, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправления в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой комиссией.

Статья 25. Дополнительный список избирателей

Дополнительный список избирателей составляется после составления основного списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей.
В дополнительный список включаются избиратели, не включенные в основной список в связи со сменой места жительства или в результате ошибки участковой комиссии.
Дополнительный список избирателей составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.

Статья 26. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования об отзыве народного депутата РСФСР указываются его фамилия, имя, отчество, должность (занятие), место работы и место жительства. Если народный депутат работает на постоянной основе в Совете и его органах, то в бюллетене для голосования указывается также выполняемая им работа в Совете и его органах, и два слова "отозвать" и "оставить".
Бюллетени для голосования печатаются на коми и русском языках.

Глава 6. ГАРАНТИИ УЧАСТНИКОВ КАМПАНИИ ПО ОТЗЫВУ
НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Статья 27. Доверенные лица народного депутата

Народный депутат, в отношении которого принято решение о проведении голосования об отзыве, может иметь до десяти доверенных лиц для проведения агитационной кампании, выступлений перед избирателями, представления интересов народного депутата во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, а также в комиссиях по проведению голосования об отзыве.
Доверенные лица определяются народным депутатом. Соответствующие комиссии после регистрации выдают доверенным лицам удостоверения. Народный депутат несет ответственность за действия своих доверенных лиц.
Доверенные лица народного депутата имеют такие же права как и члены инициативной группы по отзыву народного депутата, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона.

Статья 28. Проведение агитационной кампании

Гражданам Коми ССР предоставляется право беспрепятственной агитации за или против отзыва народного депутата через средства массовой информации, на собраниях и митингах.
Народный депутат, его доверенные лица, члены инициативной группы избирателей по отзыву народного депутата имеют право в течение всего срока кампании по отзыву обращаться за помощью по организации собраний, сбору подписей в государственные и общественные органы в пределах округа, от которого избран народный депутат. Им также должны быть предоставлены равные возможности использования в ходе агитации государственных технических средств.
О месте и времени проведения собраний и встреч с народным депутатом, его доверенными лицами и членами инициативной группы соответствующая комиссия сообщает избирателям не позднее чем за два дня до их проведения.
В день голосования агитация запрещается.

Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Статья 29. Время и место голосования

Голосование об отзыве народного депутата проводится по всему округу в один день с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до даты голосования.
Окружная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия с учетом местных условий может изменить время голосования.
На участках для голосования, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Статья 30. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней для голосования и установлены опечатанные ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудования помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по проведению голосования об отзыве народного депутата.
В день голосования до начала голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии членов комиссии и представителей, осуществляющих контроль на участке.
Каждый избиратель голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются участковой комиссией на основании списка избирателей по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке избирателей против своей фамилии.
В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия при наличии их заявления, выраженного в любой форме, поручает двум или трем членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей. Соответствующие избиратели включаются в отдельный список, а членам комиссии для проведения голосования вне участка выдается опечатанный переносной ящик для голосования и под роспись бюллетени для голосования в количестве, равном числу заявлений граждан о голосовании вне участка. Члены комиссии возвращают все неиспользованные бюллетени.

Статья 31. Проведение голосования

Бюллетень для голосования заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. Присутствие кого-либо, кроме голосующего, при заполнении бюллетеня запрещено. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования по своему усмотрению любого гражданина, не являющегося членом комиссии или общественным наблюдателем.
Гражданин, голосующий за отзыв народного депутата, вычеркивает слово "оставить"; гражданин, голосующий против отзыва народного депутата, вычеркивает слово "отозвать".

Статья 32. Подсчет голосов на участке для голосования

Подсчет голосов по вопросу об отзыве народного депутата производится на каждом участке отдельно.
Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования не допускается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой комиссией. По спискам избирателей участковая комиссия устанавливает общее число избирателей на участке и число избирателей, получивших бюллетени для голосования. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней в ящике для голосования, сверяется с количеством поданных заявлений о голосовании вне участка и количеством бюллетеней, выданных для голосования.
По числу бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, участковая комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за" и "против" отзыва народного депутата; число бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными признаются бюллетени, в которых оставлены или вычеркнуты оба слова "отозвать" и "оставить". Бюллетени неустановленного образца при подсчете не учитываются. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой комиссией путем голосования.
В протокол участковой комиссии заносятся следующие сведения:
число бюллетеней, полученных участковой комиссией (заносится до начала подсчета на участке);
число погашенных бюллетеней;
общее число избирателей на участке;
число избирателей, получивших бюллетени;
число бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования (общее число избирателей, принявших участие в голосовании);
число голосов, поданных за отзыв народного депутата;
число голосов, поданных против отзыва народного депутата;
число недействительных бюллетеней.
Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой комиссии и незамедлительно пересылается в соответствующую комиссию, где регистрируется.
Члены комиссии, не согласные с правильностью данных, занесенных в протокол, подписывают протокол с пометкой об особом мнении и прилагают его в письменном виде к протоколу.

Статья 33. Установление результатов голосования

На основании протоколов участковых комиссий окружная, районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская комиссия определяет: общее число избирателей, зарегистрированных по округу на день голосования; число избирателей, получивших бюллетени для голосования; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" отзыва народного депутата; число бюллетеней, признанных недействительными.
Отозванным считается народный депутат, если в результате за его отзыв проголосовало более половины избирателей, зарегистрированных в округе на день голосования.
Отзыв считается отклоненным, если за отзыв проголосовало менее половины избирателей округа, а также если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, зарегистрированных в округе на день голосования.
Результаты голосования об отзыве народного депутата Коми ССР по округу устанавливаются на заседании окружной комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены окружной комиссии. Протокол окружной комиссии пересылается в Центральную избирательную комиссию в установленном ею порядке.
Центральная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия на основании поступивших протоколов регистрирует результаты голосования по отзыву и в пятидневный срок публикует их в печати, письменно сообщает народному депутату.
Центральная, окружная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по окончании кампании по отзыву народного депутата возвращает остаток средств пропорционально внесенным суммам.

Статья 34. Признание результатов голосования недействительными

Окружная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия может признать голосование об отзыве на отдельном участке или в целом по округу недействительным, если установлены факты нарушения настоящего Закона в ходе голосования, существенно повлиявшие на его результаты.
В этом случае комиссия составляет протокол о нарушениях, который незамедлительно направляет в Совет, депутатом которого является отзываемый народный депутат. Одновременно комиссия приостанавливает публикацию результатов голосования до получения решения соответствующих органов Советов.
Президиум Верховного Совета Коми ССР, местный Совет народных депутатов в двухнедельный срок после проведения голосования может принять решение о проведении повторного голосования либо признать результаты голосования действительными.

Статья 35. Регистрация отзыва народного депутата

Если в результате голосования народный депутат был отозван, Совет принимает решение о досрочном прекращении полномочий данного народного депутата.
В этом случае удостоверение и нагрудный знак народного депутата, а также имущество, переданное депутату для обеспечения его депутатской деятельности, подлежат возврату в соответствующий Совет.

Статья 36. Порядок обжалования нарушений настоящего Закона

Жалобы на нарушение настоящего Закона направляются в соответствующие избирательные комиссии, решения которых являются окончательными.
В случаях, установленных Законом, жалобы на его нарушения рассматриваются судом в установленном порядке.

Председатель
Верховного Совета
Коми ССР
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
26 ноября 1991 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru