Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Коми АССР от 25.10.1990
(ред. от 20.06.1991)
"О КОНСТИТУЦИОННОМ НАДЗОРЕ В КОМИ АССР"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Красное знамя", 04.11.1990, № 255



Утратил силу в связи с избранием судей Конституционного Суда Республики Коми (Постановление ВС РК от 07.12.1994 № XII-21/18).
   ------------------------------------------------------------------

Действовал до избрания не менее трех судей Конституционного Суда Республики Коми (Закон РК от 31.10.1994 № 7-РЗ).



25 октября 1990 года
   ------------------------------------------------------------------


КОМИ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О КОНСТИТУЦИОННОМ НАДЗОРЕ В КОМИ АССР

(в ред. Закона Коми ССР от 20.06.1991)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели конституционного надзора в Коми АССР

Конституционный надзор в Коми АССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов республики Конституции Коми АССР, Конституции РСФСР и Конституции СССР, охраны конституционных прав и свобод личности, демократических основ советского общества.

Статья 2. Орган конституционного надзора

Конституционный надзор в Коми АССР осуществляет Комитет конституционного надзора Коми АССР.

Статья 3. Основные принципы деятельности Комитета конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР действует на основе социалистической законности, коллегиальности и гласности.
Комитет конституционного надзора Коми АССР самостоятелен и подчиняется только Конституции Коми АССР.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Комитета конституционного надзора не допускается и влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 4. Законодательство о конституционном надзоре в Коми АССР

Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора в Коми АССР определяются Конституцией Коми АССР и настоящим Законом.

II. СОСТАВ И ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ КОМИТЕТА
КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА КОМИ АССР

Статья 5. Состав Комитета конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР избирается из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и пяти членов Комитета.

Статья 6. Избрание Комитета конституционного надзора Коми АССР

Председатель, заместитель Председателя, члены Комитета конституционного надзора Коми АССР избираются Верховным Советом Коми АССР сроком на десять лет.
Предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Коми АССР представляются Верховному Совету Коми АССР Председателем Верховного Совета Коми АССР.
Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов Коми АССР.
В целях обеспечения преемственности состав членов Комитета конституционного надзора Коми АССР обновляется наполовину каждые пять лет.
Председатель Комитета конституционного надзора Коми АССР непосредственно после выборов первого состава Комитета определяет по жребию трех членов Комитета, срок полномочий которых истекает через пять лет. При последующих выборах каждый член Комитета избирается сроком на десять лет.
Вновь избранные члены Комитета вступают в должность с момента окончания срока полномочий выбывших из его состава лиц.

Статья 7. Присяга лиц, избранных в Комитет конституционного надзора Коми АССР

Председатель Верховного Совета Коми АССР приводит к присяге лиц, избранных в Комитет конституционного надзора Коми АССР.
Текст присяги: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора Коми АССР, подчиняться при этом всем положениям Конституции Коми Автономной Советской Социалистической Республики и ничему кроме них".

Статья 8. Досрочное прекращение полномочий лица, избранного в Комитет конституционного надзора Коми АССР

Полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора Коми АССР, досрочно прекращаются по его просьбе об отставке; по состоянию здоровья, препятствующему выполнению им своих обязанностей; в случае нарушения присяги; в связи с вступившим в отношении его в законную силу обвинительным приговором суда.
Решение о досрочном прекращении полномочий лица, входящего в состав Комитета конституционного надзора Коми АССР, принимается по представлению Председателя Верховного Совета Коми АССР Верховным Советом Коми АССР.
В период между сессиями Верховного Совета Коми АССР полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора Коми АССР, могут быть приостановлены в случае нарушения им присяги или вступления в законную силу обвинительного приговора суда. Решение о приостановлении полномочий принимается Президиумом Верховного Совета Коми АССР по представлению Председателя Верховного Совета Коми АССР.

Статья 9. Дополнительное избрание в Комитет конституционного надзора Коми АССР

В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора Коми АССР, Верховным Советом Коми АССР на оставшийся срок полномочий дополнительно избирается в состав Комитета другое лицо.

III. ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА
КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА КОМИ АССР

Статья 10. Акты, поднадзорные Комитету конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР рассматривает вопросы о соответствии Конституции Коми АССР:
- проектов законов Коми АССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Коми АССР;
- законов Коми АССР и иных актов, принятых Верховным Советом Коми АССР.
Комитет конституционного надзора Коми АССР осуществляет надзор за соответствием Конституции Коми АССР и законам Коми АССР:
- указов и постановлений Президиума Верховного Совета Коми АССР;
- распоряжений Председателя Верховного Совета Коми АССР;
- постановлений и распоряжений Совета Министров Коми АССР;
- решений местных Советов народных депутатов.
Надзорные функции Комитета конституционного надзора Коми АССР не распространяются на приговоры и иные решения судов, решения органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным и административным делам.

Статья 11. Рассмотрение разногласий

В случае возникновения разногласий между Коми АССР и РСФСР и Союзом ССР ввиду принятия Советом Министров РСФСР, Советом Министров СССР, министерствами, ведомствами и государственными комитетами РСФСР и СССР нормативных актов, нарушающих конституционные права Коми АССР, противоречащих законам Коми АССР, Комитет конституционного надзора Коми АССР входит с предложением в Верховный Совет Коми АССР об опротестовании и приостановлении их действия на территории Коми АССР.

Статья 12. Внесение вопросов на рассмотрение Комитета конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР принимает вопрос к рассмотрению:
1) по поручению Верховного Совета Коми АССР - в отношении проектов законов Коми АССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Коми АССР;
2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов Коми АССР, Председателя Верховного Совета Коми АССР - в отношении законов и иных актов, принятых Верховным Советом Коми АССР, Президиумом Верховного Совета Коми АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Коми АССР;
3) по поручению Верховного Совета Коми АССР, по предложению Президиума Верховного Совета Коми АССР, Председателя Верховного Совета Коми АССР и постоянных комиссий Верховного Совета Коми АССР - в отношении решений местных Советов.
Комитет конституционного надзора Коми АССР вправе также по собственной инициативе рассматривать вопросы о соответствии Конституции Коми АССР и законам Коми АССР актов высших органов государственной власти и управления Коми АССР, других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Коми АССР.
Если органы государственного управления, судебные, прокурорские и иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные объединения и граждане обнаружат расхождение между законом или иным нормативным актом и Конституцией Коми АССР, они доводят об этом до сведения органа, уполномоченного передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора Коми АССР.
Комитет конституционного надзора Коми АССР вправе отклонить как не соответствующие его компетенции отдельные поручения, предложения и обращения.

Статья 13. Принятие вопросов к рассмотрению по собственной инициативе Комитета конституционного надзора Коми АССР

Право вносить вопрос на рассмотрение по собственной инициативе Комитета конституционного надзора Коми АССР принадлежит Председателю, заместителю Председателя и членам Комитета конституционного надзора Коми АССР.
Решение рассмотреть вопрос принимается большинством голосов членов Комитета, участвующих в заседании.

Статья 14. Председатель Комитета конституционного надзора Коми АССР

Председатель Комитета конституционного надзора Коми АССР осуществляет общее руководство работой Комитета, созывает его заседания по собственной инициативе или по предложению членов Комитета, председательствует на них, а также выполняет функции, возложенные на него Законом.
Заместитель Председателя Комитета конституционного надзора Коми АССР выполняет по поручению Председателя отдельные его функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
В случае невозможности осуществления Председателем Комитета и его заместителем их функций Комитет избирает из своего состава временного Председателя, действующего в этом качестве до возвращения Председателя или его заместителя к выполнению своих обязанностей, либо до избрания Верховным Советом Коми АССР нового Председателя или заместителя Председателя Комитета.

Статья 15. Члены Комитета конституционного надзора Коми АССР

Член Комитета конституционного надзора Коми АССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Комитетом.
Член Комитета не имеет право публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции Коми АССР и законам Коми АССР, актов и проектов актов, находящихся на рассмотрении Комитета, до принятия Комитетом заключения.

Статья 16. Подготовка к рассмотрению вопроса в Комитете конституционного надзора Коми АССР

Председатель Комитета конституционного надзора Коми АССР поручает подготовку к рассмотрению вопросов на заседании Комитета одному или нескольким членам Комитета и устанавливает срок ее завершения, который не должен превышать трех месяцев. В ходе подготовки вопроса члены Комитета вправе:
- истребовать от государственных органов и общественных объединений любые относящиеся к данному вопросу документы и иную информацию;
- заслушивать объяснения должностных лиц соответствующих государственных органов и общественных объединений;
- привлекать в качестве консультантов ученых и практических работников.
Отказ должностных лиц государственных органов и общественных объединений в представлении Комитету требуемых документов и иной информации, а также сообщение ими ложных сведений влекут за собой ответственность в соответствии с законом.

Статья 17. Рассмотрение вопроса Комитетом конституционного надзора Коми АССР

Председатель Комитета конституционного надзора Коми АССР ставит вопрос на заседании Комитета в течение одного месяца после окончания подготовки к рассмотрению вопроса. Проект заключения Комитета и относящиеся к нему материалы рассылаются участникам заседания.
Заседание правомочно при наличии двух третей лиц, избранных в Комитет.
В заседании Комитета вправе участвовать представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и представитель органа, издавшего акт или внесшего проект акта.
В заседании Комитета могут участвовать:
Председатель Верховного Совета Коми АССР;
Заместители Председателя Верховного Совета Коми АССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Коми АССР, народные депутаты Коми АССР;
Председатель Совета Министров Коми АССР;
Председатель Комитета народного контроля Коми АССР;
Председатель Верховного Суда Коми АССР, Прокурор Коми АССР, Главный государственный арбитр Коми АССР, Министр юстиции Коми АССР.
Председательствующий или по его поручению один из членов Комитета излагает существо рассматриваемого вопроса.
Представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и органа, издавшего акт или внесшего проект акта, вправе высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу. В заседании могут быть выслушаны и другие лица.
Для принятия заключения Комитет проводит совещание, на котором присутствуют только лица, входящие в его состав.
Заключение Комитета объявляется в открытом заседании и подлежит опубликованию.

Статья 18. Заключение Комитета конституционного надзора Коми АССР

В заключении Комитета конституционного надзора Коми АССР содержится вывод о соответствии или несоответствии рассматриваемого акта, проекта акта или их отдельных положений Конституции Коми АССР и законам Коми АССР.
Заключение Комитета принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Комитета. Эти лица не вправе воздерживаться от голосования. В случае разделения голосов поровну голос Председателя Комитета является решающим.
Член Комитета, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме. В этом случае оно включается самостоятельной частью в заключение Комитета.

Статья 19. Направление заключений Комитета конституционного надзора Коми АССР Верховному Совету Коми АССР

Заключения Комитета конституционного надзора Коми АССР относительно проектов законов Коми АССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Коми АССР, законов Коми АССР и иных актов, принятых Верховным Советом Коми АССР, представляются Верховному Совету Коми АССР.
Принятие Комитетом конституционного надзора Коми АССР заключений, указанных в настоящей статье, не приостанавливает действие законов Коми АССР и иных актов, принятых Верховным Советом Коми АССР.
Заключение Комитета конституционного надзора Коми АССР о несоответствии Конституции Коми АССР акта, принятого Верховным Советом Коми АССР, может быть отклонено решением Верховного Совета Коми АССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Коми АССР. Заключение Комитета конституционного надзора Коми АССР ставится на обсуждение и голосование в течение ближайшего по времени заседания Верховного Совета Коми АССР.

Статья 20. Направление заключений Комитета конституционного надзора Коми АССР органу, издавшему акты

Заключение Комитета конституционного надзора Коми АССР во всех случаях направляется органу, издавшему акт, по поводу которого принято заключение; органу, по инициативе которого рассматривается вопрос, и одновременно - Президиуму Верховного Совета Коми АССР.

Статья 21. Приостановление действия или утрата силы акта, не соответствующего Конституции Коми АССР и законам Коми АССР

Принятие Комитетом конституционного надзора Коми АССР заключения о несоответствии акта или его отдельных положений Конституции Коми АССР или законам Коми АССР, кроме заключений, указанных в статье 19 настоящего Закона, приостанавливает действие акта полностью или в отдельной части до устранения указанного несоответствия.
Сообщение о том, что акт или его отдельные положения не подлежат применению, публикуется и рассылается в том же порядке, в каком был опубликован и разослан акт, действие которого приостановлено.
Заключение Комитета конституционного надзора Коми АССР, констатирующее, что каким-либо нормативным правовым актом или его отдельными положениями нарушаются основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции Коми АССР, Конституции РСФСР и Конституции СССР, влечет за собой утрату силы такого акта или его отдельных положений с момента принятия заключения Комитета.

Статья 22. Устранение несоответствия акта Конституции Коми АССР и законам Коми АССР

Орган, издавший акт, в трехмесячный срок устраняет указанное в заключении Комитета конституционного надзора Коми АССР несоответствие акта или его отдельных положений Конституции Коми АССР или закону Коми АССР.
В необходимых случаях срок устранения несоответствия может быть продлен постановлением Президиума Верховного Совета Коми АССР.
По истечении указанного срока, если несоответствие не будет устранено, Комитет входит с представлением соответственно в Верховный Совет Коми АССР или в Совет Министров Коми АССР об отмене не соответствующего Конституции Коми АССР или закону Коми АССР акта подотчетного ему органа либо отдельных положений акта.
Решение об отклонении Верховным Советом Коми АССР заключения Комитета принимается двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Коми АССР. Если предложение об отклонении заключения Комитета не получит на заседании Верховного Совета необходимого числа голосов, акт или его отдельные положения, не соответствующие Конституции Коми АССР или закону Коми АССР, утрачивают силу.

Статья 23. Право законодательной инициативы Комитета конституционного надзора Коми АССР

В соответствии с Конституцией Коми АССР Комитету конституционного надзора Коми АССР принадлежит право законодательной инициативы.
Если Комитет обнаруживает, что соблюдению положений Конституции Коми АССР препятствует отсутствие соответствующего законодательного акта, а также в иных случаях, он входит с представлением в Верховный Совет Коми АССР о необходимости подготовки и принятия такого акта.

IV. СТАТУС ЛИЦ, ИЗБРАННЫХ В КОМИТЕТ
КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА КОМИ АССР

Статья 24. Независимость лиц, избранных в Комитет конституционного надзора Коми АССР

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Коми АССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Коми АССР.

Статья 25. Несовместимость статуса лица, избранного в Комитет конституционного надзора Коми АССР, с вхождением в состав других органов

Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Коми АССР, не может быть одновременно народным депутатом, входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Статья 26. Охрана трудовых прав и условия обеспечения деятельности членов Комитета конституционного надзора Коми АССР

По вопросам охраны трудовых прав и другим условиям обеспечения деятельности лица, избранные в Комитет конституционного надзора Коми АССР, приравниваются к народным депутатам Коми АССР.

Статья 27. Право присутствовать на заседаниях государственных органов

Председатель, заместитель Председателя и члены Комитета конституционного надзора Коми АССР имеют право присутствовать на заседаниях Верховного Совета Коми АССР и Президиума Верховного Совета Коми АССР.

Статья 28. Неприкосновенность лиц, избранных в Комитет конституционного надзора Коми АССР

Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Коми АССР, не может быть привлечено к уголовной ответственности, арестовано или подвергнуто мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Коми АССР. Решение о согласии принимается тайным голосованием двумя третями голосов состава Верховного Совета Коми АССР.
Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Коми АССР, не может быть привлечено к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или голосование при рассмотрении дел в Комитете.

V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА КОМИ АССР

Статья 29. Регламент Комитета конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР принимает Регламент Комитета.

Статья 30. Публикация заключений и иных материалов Комитета конституционного надзора Коми АССР

Заключения и иные материалы Комитета Конституционного надзора Коми АССР публикуются в средствах массовой информации.

Статья 31. Секретариат Комитета конституционного надзора Коми АССР

(в ред. Закона Коми ССР от 20.06.1991)

Информационно - справочную и другую вспомогательную работу выполняет Секретариат Комитета конституционного надзора Коми АССР.
Положение о Секретариате Комитета, его структура и штаты утверждаются Комитетом конституционного надзора Коми АССР.

Статья 32. Печать Комитета конституционного надзора Коми АССР

Комитет конституционного надзора Коми АССР имеет печать с изображением Государственного герба Коми Автономной Советской Социалистической Республики и своим наименованием.

Председатель
Верховного Совета
Коми АССР
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
25 октября 1990 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru