Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Территориального управления Роспотребнадзора по РК, Главного государственного санитарного врача по РК от 23.10.2006 № 17
"ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ"

Официальная публикация в СМИ:
"Коми му", 14.11.2006, № 162






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2006 г. № 17

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ
И ОБОРОТОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Коми Глушкова Людмила Ивановна, проанализировав положение дел с организацией и эффективностью государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пищевыми продуктами, отмечаю, что за последнее время осуществлен ряд организационных и практических мер по предотвращению вредного воздействия этой продукции на здоровье населения. Однако анализ данных статистической отчетности по качеству пищевых продуктов и продовольственного сырья за 2005 год и 6 месяцев 2006 года свидетельствует о продолжающемся росте удельного веса не соответствующей установленным гигиеническим требованиям продукции, вырабатываемой цехами по переработке рыбы и по производству пива, безалкогольных напитков, а также продукции, реализуемой организациями торговли как в целом по Республике Коми, так и по отдельным территориям. Несколько снизилась, но осталась стабильно высокой микробиологическая загрязненность продукции, вырабатываемой молокоперерабатывающими предприятиями, кремово-кондитерскими производствами, предприятиями общественного питания. В целом по Республике Коми в 2005 году удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 6,8%.
В 2005 году по сравнению с 2004 г. в 1,5 раза увеличился удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям и составил 2,1%. Значительно возрос удельный вес проб, не отвечающих требованиям нормативов, таких групп продуктов, как рыба и рыбопродукты (с 9,4% в 2004 году до 21,9% в 2005 году); молоко и молочные продукты (с 1,1% до 2,5%); мясо и мясные продукты (с 0,2% до 2,3%). Это является следствием неудовлетворительного санитарного состояния ряда пищевых объектов, отсутствия современного технологического оборудования, недостаточного уровня механизации технологических процессов, нарушений санитарно-противоэпидемического режима. Недостаточно осуществляется профессиональная подготовка персонала пищевых предприятий, низок уровень гигиенических знаний, особенно работников пищеблоков, детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений. По-прежнему имеют место факты приобретения этими учреждениями продуктов питания без соответствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность. Медленно сокращается количество пищевых объектов, не соответствующих санитарным правилам. Так, в 2005 году удельный вес пищевых объектов третьей группы в целом по Республике Коми составил 12,3% (по РФ - 9,1%).
Наибольшее количество нарушений санитарных правил и нормативов в сфере оборота пищевых продуктов ежегодно выявляется в организациях розничной и оптовой торговли. За истекший период 2006 года в ходе проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий выявлялись нарушения:
- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на объекты, подтверждающие их соответствие требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- несоответствие ассортимента реализуемых пищевых продуктов виду и типу организации торговли, необоснованное расширение ассортимента;
- нарушения условий транспортировки и хранения пищевых продуктов, несоответствие количества принимаемых для реализации скоропортящихся пищевых продуктов объемам работающего холодильного оборудования;
- приемка пищевых продуктов и продовольственного сырья без сопроводительной документации, подтверждающей происхождение, качество и безопасность;
- нарушения правил раздельной реализации продовольственного сырья и готовых к употреблению пищевых продуктов;
- предварительная фасовка товаров, в том числе скоропортящихся (сыры, масло сливочное, творог), при отсутствии необходимых условий на предприятии;
- нарушения сроков годности пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- прием работников без данных медицинских осмотров, гигиенической подготовки и аттестации.
Удельный вес пищевых продуктов, отобранных для исследований в организациях торговли и не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, составил в 2005 году 10%. Этот показатель является самым высоким за последние 5 лет. За 7 месяцев 2006 года значительно возрос удельный вес неудовлетворительных проб реализуемой молочной продукции, он составил 16,3% (2005 год - 10,8%).
Высоким остается и удельный вес неудовлетворительных по микробиологическим показателям проб продукции организаций общественного питания (6,2% в 2005 году).
Отмеченные нарушения продолжают являться дополнительным фактором, способствующим возникновению эпидемиологического неблагополучия среди населения, что подтверждается данными эпидемиологического анализа. Показатель заболеваемости сальмонеллезом по Республике Коми за 7 месяцев 2006 года превышен на 10% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
С учетом того, что с пищевыми продуктами в организм человека может поступать более 70% всех загрязнителей, в 2005 году в лабораториях ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" была исследована 4431 проба продовольственного сырья и пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 93 пробы (2,1%). По микробиологическим показателям исследовано 17250 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них не соответствовало гигиеническим требованиям 1175 (6,8%). По результатам санитарно-эпидемиологического надзора в первом полугодии 2006 года забраковано 3127 партий пищевых продуктов (в 2005 г. - 2964 партии) объемом 17147 кг (в 2005 г. - 76955 кг). За нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на пищевых предприятиях на руководителей предприятий и юридические лица в 2005 году было наложено 3376 штрафов в сумме 5981800 рублей, передано на рассмотрение в суд 326 дел, из них по 302 были приняты решения о привлечении виновных к административной ответственности. Число переданных судьям дел на приостановление объектов и услуг в 2005 г. составило 293, из них принято решение о приостановлении объектов, услуг по 290 делам, что составило 98,98%.
В целях снижения вредного воздействия алкогольной продукции на здоровье населения и во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 6 за шесть месяцев 2006 года проведено 482 рейдовые проверки, во время которых было обследовано 777 предприятий и исследовано 580 образцов алкогольной продукции, из которых 223 пробы (38,4%) не отвечали гигиеническим нормативам по показателям безопасности, а также требованиям нормативной и технической документации. В связи с несоответствием алкогольной продукции гигиеническим нормативам, отсутствием документов, удостоверяющих их качество и безопасность, забраковано и приостановлена реализация 1860 партий объемом 3375,26 литров. За нарушения, выявленные в сфере оборота алкогольной продукции, на руководителей организаций оптовой и розничной торговли за 6 месяцев 2006 года было наложено 242 штрафа на сумму 319343 рубля, передано в следственные органы 8 дел.
В ходе рейдовых проверок за оборотом минеральных и питьевых вод забраковано 62 партии продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации и гигиеническим требованиям, в объеме 1562,96 литров. Приостановлена реализация 326 партий минеральных и питьевых вод без документов, удостоверяющих качество и безопасность, в объеме 5220,29 литров. За 6 месяцев 2006 г. лабораториями ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" было исследовано 92 образца минеральных и питьевых вод на соответствие их требованиям нормативной документации по химическим показателям, из них 31 образец не соответствовал установленным требованиям (33,7%) и 190 образцов - по микробиологическим показателям, из них гигиеническим требованиям не соответствовало 6 образцов (3,2%). За выявленные нарушения, связанные с хранением и реализацией минеральных и питьевых вод в предприятиях торговли, было наложено 80 штрафов общей суммой 150900 рублей.
Расширяется спектр лабораторных исследований, необходимых для осуществления эффективного надзора за пищевыми продуктами. Проводится качественное определение компонентов ГМО в пищевых продуктах методом ПЦР. В 2005 году было исследовано 110 образцов, по 19 из них получен положительный результат присутствия компонентов ГМО в пищевых продуктах (15 - мясо и мясные продукты, 2 - птицепродукты, 1 - мукомольно-крупяные изделия), что свидетельствовало об использовании при их производстве генетически модифицированных источников. В течение 6 месяцев 2006 года исследовано 33 образца пищевых продуктов, положительный результат получен в 1 образце мясной продукции. Определение количества ГМО в пищевых продуктах, которое позволило бы принимать соответствующие меры к изготовителям, использующим в производстве генетически модифицированные компоненты и не представляющим соответствующую информацию для потребителей на этикетке, на территории Республики Коми не проводится из-за отсутствия необходимого оборудования.
В целях улучшения профилактики заболеваний, связанных с отклонениями от рекомендуемых норм питания, особое внимание уделяется изучению его структуры и организации в дошкольных образовательных учреждениях, школах, школах-интернатах, в учреждениях начального профессионального и среднего специального образования. Приняты меры по исключению из рекомендуемого меню для общеобразовательных школ напитков, содержащих тонизирующие компоненты.
В Республике Коми не решается вопрос о производстве детских молочных смесей на промышленной основе. Сокращается число детских молочных кухонь и ассортимент выпускаемой ими продукции. Это приводит к росту заболеваемости, вызванной алиментарным фактором у детей.
Неудовлетворительной остается структура питания населения. Несмотря на то, что отмечается положительная динамика по потреблению населением мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых, фруктов и ягод, их потребление не соответствует рекомендуемым нормам. Особенно выраженный дефицит отмечается в малообеспеченных группах населения. В органы исполнительной власти Управлением внесены предложения о включении пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, в рационы питания детей в организованных коллективах и школах.
В целях защиты прав потребителей особое внимание уделяется недопущению случаев недостоверной рекламы БАД, наличию сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. В течение 6 месяцев 2006 года в ходе рейдовых проверок обследовано 110 объектов, реализующих биологически активные добавки к пище, нарушения выявлены в 15 из них. Отобрано и исследовано по микробиологическим показателям 17 образцов биологически активных добавок, из них не соответствовали установленным требованиям 3 (17,6%). За выявленные нарушения по хранению и реализации БАД к пище наложено 11 штрафов в сумме 9600 рублей и забраковано 10 партий объемом 16,8 кг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 305 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 22, ст. 2337) установлено, что Роспотребнадзором должны проводиться аккредитация и проверка деятельности испытательных лабораторий, проводящих соответствующие исследования, а также государственный надзор за качеством и безопасностью этих продуктов. Все это требует проведения необходимых организационных мероприятий.
В связи с вышеизложенным, с целью усиления госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., № 14, ст. 1650) и Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., № 2, ст. 150) постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по надзору за продовольственным сырьем и пищевыми продуктами:
1.1. Внедрение современных технологий надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в том числе алкогольной продукции, с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и заболеваемости населения.
1.2. Усиление контроля за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей раннего детского возраста.
1.3. Оснащение испытательных лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" аналитическим оборудованием в целях использования современных методов анализа качественного и количественного состава ГМО, БАД, алкогольной продукции, минеральных и питьевых вод.
1.4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по разъяснению основных принципов здорового питания, мерах личной и общественной профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.
1.5. Разработку региональных целевых программ в целях преодоления дефицита микронутриентов, улучшения структуры питания и прежде всего организованных групп населения.
1.6. Усиление взаимодействия с саморегулирующими организациями (ассоциациями, гильдиями, союзами), занимающимися производством и оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, по вопросам разработки технических регламентов, выполнения совместных соглашений, мониторингу качества и безопасности этой продукции на потребительском рынке.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Коми:
2.1. Принять дополнительные меры по обеспечению населения пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами.
2.2. Обязать средства массовой информации проводить широкую разъяснительную работу среди населения о влиянии структуры и качества питания на здоровье человека, негативных последствиях злоупотребления алкогольными напитками, мерах личной и общественной профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.
3. Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям:
3.1. Принять исчерпывающие меры по наведению должного порядка на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, приведению их в строгое соответствие с санитарными правилами.
3.2. Обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой продукции.
3.3. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов, и в первую очередь работников пищеблоков детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.
4. Рекомендовать Агентству по печати и массовым коммуникациям Республики Коми представлять основную печатную площадь и эфирное время для широкой пропаганды среди населения здорового питания, мер профилактики заболеваний, связанных с недостатками в рационах витаминов, железа, йода и других микронутриентов.
5. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Коми принять дополнительные меры по улучшению питания больных в лечебно-профилактических учреждениях, организации лечебно-профилактического и диетического питания.
6. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Коми":
6.1. Обеспечить проведение анализа заболеваемости населения Республики Коми (в разрезе административных территорий) кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, представить результаты анализа в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми до 01.01.2007.
6.2. Принять дополнительные меры по оснащению испытательных лабораторий учреждения современным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевых продуктов, полученных из ГМО, биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции и другие сложные исследования.
6.3. Провести анализ объема и эффективности лабораторных исследований пищевых продуктов, представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми предложения по их оптимизации в срок до 01.01.2007.
6.4. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий. Об организации работы представить информацию в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми до 01.01.2007.
7. Начальникам отделов санитарного надзора, организации и обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми:
7.1. Обеспечить в срок до 01.01.07 организацию сбора, обобщения и анализа данных заболеваемости населения Республики Коми кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов. По результатам анализа определить группу эпидемически наиболее значимых пищевых объектов.
7.2. Обеспечить организацию внеплановых обследований группы эпидемически наиболее значимых пищевых объектов.
8. Начальнику отдела юридического обеспечения, кадров и государственной службы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в срок до 01.01.2007 проанализировать результаты применяемых мер административного воздействия в отношении виновных в нарушениях санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в судах в рамках применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и разработать меры по повышению их эффективности.
9. Начальникам отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, начальникам территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и их заместителям:
9.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе путем проведения внеплановых мероприятий по контролю за реализацией пищевых продуктов.
9.2. Обеспечить организацию и осуществление внеплановых обследований группы эпидемически наиболее значимых пищевых объектов с обращением особого внимания на "критические" точки производства.
9.3. О выполнении данного Постановления доложить в управление Роспотребнадзора по Республике Коми с годовыми отчетами.
10. Контроль выполнения настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Курбанова В.В.

Главный государственный
санитарный врач
по Республике Коми
Л.И.ГЛУШКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru