Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Территориального управления Роспотребнадзора по РК, Главного государственного санитарного врача по РК от 15.06.2006 № 11
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2006 г. № 11

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что сложившаяся ситуация с продолжающимся загрязнением атмосферного воздуха городских поселений и неудовлетворительным решением вопросов по сокращению выбросов химических примесей, снижению физического воздействия на атмосферный воздух продолжает оказывать вредное воздействие на состояние здоровья населения. В связи с этим в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы является активизация надзора за организацией санитарно-защитных зон вокруг предприятий, сооружений и иных объектов.
Правовыми основами установления санитарно-защитных зон в целях охраны здоровья населения являются: Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999 (ст. 12); Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002; Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" № 96-ФЗ от 04.05.1999 (ст. 16); Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 (ст. 88); отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004.
Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Указанными нормативными документами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к проектным материалам, обосновывающим достаточность величины санитарно-защитной зоны промышленных предприятий и промышленных узлов (групп предприятий), благоустройству и организации территории санитарно-защитных зон и организации контроля за обеспечением безопасных уровней воздействия хозяйствующих субъектов на среду обитания и здоровье населения, требования к ее озеленению и хозяйственному использованию.
Размер санитарно-защитной зоны должен обеспечивать снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня не выше предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе санитарно-защитной и за ее пределами; отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, проживающего за пределами СЗЗ, устанавливаемого современными методами исследований.
Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в предпроектной, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия.
Однако, несмотря на наличие законодательной и нормативной базы, работа по осуществлению госсанэпиднадзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных предприятий, особенно в части переселения из них жителей, на территории Российской Федерации проводится крайне неудовлетворительно, а в отдельных субъектах вообще не проводится.
Анализ фактически сложившейся ситуации по субъектам Российской Федерации показывает, что в 2005 году в санитарно-защитных зонах проживает 2671421 человек, т.е. около 2% населения страны, а количество жителей, переселенных из санитарно-защитных зон за последние 10 лет, составило 145443 человека, т.е. 5,4%. Наибольшее количество населения проживает в санитарно-защитных зонах предприятий: Омской области - 359474 человека, Саратовской области - 317014 человек, г. Санкт-Петербурга - 295789 человек, Хабаровского края - 69691 человек, Приморского края - 64759 человек, Ставропольского края - 58739 человек. Анализ жалоб и обращений, поступивших в Федеральную службу, показал, что в 2005 году возросло количество жалоб на проживание в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий (Московская, Сахалинская, Воронежская, Новгородская, Томская, Нижегородская области и ряд других).
Не находя решения вопроса о переселении из санитарно-защитных зон, граждане Российской Федерации обращаются в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Так, за защитой своих прав обратились жители города Череповца, проживающие в санитарно-защитной зоне ОАО "Северсталь". Постановлением от 09.06.2005 № 369 Европейский суд по правам человека признал, что в отношении жителей имеют место нарушения ст. 8 Конвенции по правам человека, т.е. нарушены права заявителя на уважение его жилища и частной жизни ввиду того, что, по мнению Европейского суда, власти Российской Федерации не предложили заявителю никакого эффективного решения, которое способствовало бы его переезду из опасного района. Кроме того, Европейский суд постановил обязать Российскую Федерацию оплатить жителям возмещение морального вреда.
Фактически сложившаяся ситуация по соблюдению требований санитарного законодательства по охране атмосферного воздуха в части разработки, согласования и утверждения проектов санитарно-защитных зон во всех административных территориях Республики Коми также характеризуется как неудовлетворительная.
Ситуация усугубляется тем, что обращения госсанэпидслужбы по вопросу упорядочения и единообразных действий и решений органов муниципальных власти при утверждении санитарно-защитных зон не находят должной поддержки. Данное утверждение подтверждается разнообразным спектром действий муниципальных образований при подходе к решению данного вопроса, в том числе и несоответствующих установленным требованиям, в соответствии с которыми особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах, а также ограничение прав на землю устанавливаются актами органов местного самоуправления.
Отсутствие утвержденных в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон, их размеров и границ; режимов хозяйственного использования земель, расположенных в границах санитарно-защитных зон; достоверного картографического материала с нанесенными размерами и границами санитарно-защитных зон для ряда категорий объектов, эксплуатируемых в настоящее время, является дополнительным препятствием при рассмотрении вопросов размещения предприятий, выборе земельных участков под строительство объектов. По имеющимся материалам в границах санитарно-защитных зон хозяйствующих субъектов Республики Коми проживает около 5000 человек, что является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999 постановляю:
1. Рекомендовать главам администраций городских округов и муниципальных образований:
1.1. С участием заинтересованных специалистов территориальных управлений Роспотребнадзора и Росприроднадзора по Республике Коми рассмотреть в месячный срок вопросы по состоянию наличия и закреплению в установленном порядке санитарно-защитных зон промышленных предприятий и промышленных узлов, наметить и утвердить планы по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, их не имеющих;
1.2. Определить, а в необходимых случаях детализировать порядок утверждения проектов санитарно-защитных зон для завершенных строительством (реконструкцией) объектов и действующих (эксплуатируемых) предприятий;
1.3. Информировать владельцев объектов и других заинтересованных лиц о порядке утверждения проектов санитарно-защитных зон;
1.4. При отсутствии проектов санитарно-защитных зон для ряда категорий объектов обеспечить нанесение на достоверный картографический материал их размеры и границы, приняв в качестве ориентировочных установленные нормативные значения в соответствии с гигиеническими требованиями;
1.5. Обеспечить подготовку и выдачу заинтересованным лицам исходной документации на стадии выбора земельного участка (обоснования места размещения объекта) с обязательным нанесением на картографический материал размеров и границ санитарно-защитных зон всех объектов, требующих ее организации и размещенных на территориях, прилегающих к испрашиваемому земельному участку;
1.6. Установить сроки разработки, согласования и утверждения проектов санитарно-защитных зон для действующих предприятий и объектов.
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - владельцам объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха факторами химического и физического воздействия, обеспечить:
2.1. Разработку проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон и перечень мероприятий по их организации и благоустройству, включая в необходимых случаях переселение жителей в срок до 31.12.2006;
2.2. Получение в установленном порядке на проектные материалы санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
2.3. Утверждение в установленном порядке в администрациях городских округов и муниципальных образований:
границ (размеров) санитарно-защитной зоны с неотъемлемой частью, картографическим материалом;
перечня мероприятий по приведению санитарно-защитной зоны в соответствие с установленными гигиеническими требованиями;
режима хозяйственного использования земель, расположенных в пределах санитарно-защитной зоны, в том числе перечня ограничительных и запретительных мероприятий;
2.4. Осуществление деятельности объектов по организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон в соответствии с разработанными, согласованными и утвержденными в установленном порядке программами производственного контроля.
3. Рекомендовать Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми (Росприроднадзор по Республике Коми - А.Н.Попов), Печорскому межрегиональному управлению по экологическому и технологическому надзору (Ростехнадзор по Республике Коми - Н.Н.Карелин) при рассмотрении и утверждении материалов экологической экспертизы по проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, консервацию и ликвидацию) промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов в соответствии с установленными пределами компетенции обращать особое внимание на наличие в документации самостоятельных разделов по организации и благоустройству санитарно-защитных зон и наличие по этой проектно-сметной документации санитарно-эпидемиологических заключений о ее соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
4. Заместителям главного государственного санитарного врача по Республике Коми по административным территориям:
4.1. Повысить требовательность к руководителям предприятий, сооружений и иных объектов по обеспечению разработки проектов санитарно-защитных зон действующих объектов, переселению жителей из санитарно-защитных зон, организации, благоустройству, озеленению их территории;
4.2. Обеспечить рассмотрение проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, консервацию и ликвидацию) промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов, в полном соответствии с установленными гигиеническими требованиями, обращая особое внимание на наличие в документации самостоятельных разделов по организации и благоустройству санитарно-защитных зон;
4.3. В течение месяца совместно с органами местного самоуправления поселений, муниципальных образований и городских округов и другими заинтересованными лицами провести:
инвентаризацию предприятий, сооружений и иных объектов, требующих организации санитарно-защитных зон;
санитарно-топографическое обследование территорий, потенциально расположенных в границах санитарно-защитных зон.
5. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (Т.В.Петунина) и его структурным подразделениям обеспечить проведение и подготовку экспертных заключений о результатах санитарно-эпидемиологической экспертизы при рассмотрении проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, консервацию и ликвидацию) промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов, в полном соответствии с установленными гигиеническими требованиями, обращая особое внимание на наличие в документации самостоятельных разделов по организации и благоустройству санитарно-защитных зон.
6. Начальнику отдела организации и обеспечения деятельности Территориального управления (В.А.Сухорукова) разместить данное Постановление на официальном веб-сайте территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (www.gsenrk.ru).
7. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (В.В.Курбанов).

Главный государственный
санитарный врач
по Республике Коми
Л.И.ГЛУШКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru