Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС РФ по РК, "Все для Вас", № 1, № 3, 2006 г.)]
"ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 11.01.2006, № 1
"Все для Вас", 18.01.2006, № 3






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Федеральным законом от 29.11.04 № 141-ФЗ введена в действие глава 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данный Закон кардинально меняет порядок исчисления и уплаты налога, порядок определения налоговой базы, сокращает налоговые льготы. Закон Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, утрачивает силу с 01.01.06.
Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
На территории Республики Коми всеми муниципальными образованиями приняты и опубликованы решения Советов муниципальных образований о введении с 01.01.06 земельного налога, определенного главой 31 НК РФ.
Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования, - они не являются плательщиками земельного налога; в отношении земельных участков организаций и физических лиц, переданных им по договору аренды, - арендаторы должны уплачивать арендную плату.
При отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на землю налогоплательщики нового земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статья 389 НК РФ из объектов налогообложения исключает:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- в пределах лесного фонда;
- занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Принципиально новым является порядок определения налоговой базы.
Налоговая база согласно статьям 390, 391 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчислялся исходя из площади земельного участка).
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Кадастровое деление территории Республики Коми проведено в 2001 - 2003 годах и утверждено приказами Комзема Республики Коми. Общее количество кадастровых кварталов по Коми кадастровому округу составляет 2815.
Кадастровая оценка земель в Республике Коми утверждена по:
- землям сельскохозяйственного использования - Указом Главы Республики Коми от 14.12.01 № 515;
- землям поселений - Постановлением Правительства Республики Коми от 11.03.03 № 30;
- землям лесного фонда - Постановлением Правительства Республики Коми от 23.12.04 № 247;
- землям промышленности и иного специального назначения - Приказом Министерства природных ресурсов Республики Коми от 26.08.05 № 182;
- землям садоводческих товариществ - Приказом Министерства природных ресурсов Республики Коми от 26.08.05 № 183.
В новом законодательстве (пункт 5 статьи 391 НК РФ), в отличие от ранее действовавшего, предоставлено право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими законами, перечисленными в данном пункте;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Введено также понятие "отчетного периода" для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, под которым признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать предельных размеров, установленных в ст. 394 НК РФ:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.05 № 20/11-274 ставка снижена до 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального) или предоставленных для жилищного строительства. Решением Совета сельского поселения "Койгородок" от 31.10.05 № 1-1/12 ставка снижена до 0,2 процента в отношении земельных участков, для которых НК РФ установлена максимальная ставка 0,3%.
Значительно уменьшилось количество налоговых льгот по земельному налогу: с 23 (статья 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю") до 8 (статья 395 главы 31 НК РФ).
Введена новая льгота (пункт 5 статьи 395 НК РФ) для:
- общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Налоговые льготы могут также устанавливать представительные органы муниципальных образований (пункт 2 статьи 387 НК РФ). Так, практически всеми Советами муниципальных образований на территории Республики Коми установлены льготы для учреждений искусства, кинематографии, здравоохранения, культуры и спорта, соцподдержки, финансируемых за счет местных бюджетов, для органов власти и управления в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, отдельными Советами муниципальных образований на территории Республики Коми установлены льготы для отдельных категорий физических лиц - Почетных граждан (г. Сыктывкар, Усть-Цилемский район, Усть-Вымский район), граждан пожилого возраста, получающих трудовые пенсии (Княжпогостский район), ряд других льгот.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы или на уменьшение налоговой базы, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право, в сроки, определенные представительными органами муниципальных образований.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" сумма земельного налога определялась умножением облагаемой налогом площади земельного участка на налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации, применяемых в соответствующих годах. Сумма нового земельного налога согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же, как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Пример. Первый земельный участок организации, занятый производственным объектом, расположен в районном центре. Кадастровая стоимость этого участка определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка органами местного самоуправления установлена в размере 1,5%.
Сумма земельного налога по первому участку составит:
750 000 руб. x 1,5% = 11 250 руб.
Второй земельный участок данной организации занят под объектом общественного питания. Кадастровая стоимость второго участка составляет 870 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
Сумма земельного налога по второму участку составит:
870 000 руб. x 1,5% = 13 050 руб.
Общая сумма земельного налога составит:
11 250 + 13 050 = 24 300 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 НК РФ). Авансовые платежи по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода исчисляются как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Земельный налог по новому законодательству исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения).
Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю), исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (пункт 7 статьи 396 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей).
Налоговая декларация
(налоговый расчет по авансовым платежам)

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 397 НК РФ).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока представления налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, - пункт 3 статьи 398 НК РФ). Налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждены Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.05 № 124н, от 19.05.2005 № 66н.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 3 статьи 397 НК РФ).
Так, например, решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" от 28.11.05 № 20/11-274 установлено, что налогоплательщики - физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу - до 15 ноября, по итогам налогового периода - до 15 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу уплачивают до 5 мая, до 5 августа, до 5 ноября текущего налогового периода, по итогам налогового периода - до 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом. В г. Инте авансовые платежи для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не установлены. Решением Совета муниципального образования "Город Инта" от 19.10.05 установлено, что налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, налог уплачивают по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, уплачивают налог не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи по налогу - не позднее 15 августа.

Отдел
ресурсных, имущественных
и прочих налогов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru