Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК от 02.12.1999 № 138
(ред. от 12.10.2000, с изм. от 04.10.2005)
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



Утратил силу в части аттестации образовательных учреждений (Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 04.10.2005 № 180).



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 2 декабря 1999 г. № 138

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК
от 12.10.2000 № 111,
с изм., внесенными Приказом Министерства образования
и высшей школы РК от 04.10.2005 № 180)

На основании Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Республики Коми "Об образовании", Приказа Минобразования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" и в целях совершенствования правового регулирования порядка аттестации общеобразовательных учреждений в Республике Коми приказываю:
1. До создания Государственной аттестационной службы утвердить Временное положение о порядке аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений в Республике Коми (приложение 1).
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
2. Утвердить Нормативы трудозатрат для определения стоимости работ при проведении аттестации образовательных учреждений (приложение 2).
3. Отделу аттестации и аккредитации образовательных учреждений Министерства образования и высшей школы РК (В.М.Лянцевич):
3.1. Разработать требования к аттестационным технологиям.
3.2. Провести аттестацию общеобразовательных учреждений, перечисленных в п. 1.7 Временного положения о порядке аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений в Республике Коми.
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
3.3. Организовать информационное обеспечение деятельности муниципальных органов управления образованием по проведению аттестации общеобразовательных учреждений.
3.4. Довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием и обеспечить инспекционный контроль по вопросам проведения аттестации муниципальных общеобразовательных учреждений.
4. Муниципальным органам управления образованием обеспечить организацию и проведение аттестации подведомственных общеобразовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Минобразования Российской Федерации и Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
5. Коми республиканскому ИРОиПК (Т.Г.Навазова):
5.1. Разработать до 01.01.2000 программы специальных курсов для руководителей общеобразовательных учреждений, методистов всех уровней по вопросам аттестации общеобразовательных учреждений.
5.2. Организовать подготовку экспертов по аттестации общеобразовательных учреждений.
5.3. Разработать в течение первого полугодия 2000 года рекомендации по технологиям проведения аттестации общеобразовательных учреждений.
6. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Министр
образования и высшей
школы РК
Н.САДОВСКИЙ





Приложение 1
к Приказу
Министерства
образования и высшей
школы РК
от 2 декабря 1999 г. № 138

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК
от 12.10.2000 № 111)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Республики Коми "Об образовании" и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.08.98 № 1589 (далее - федеральное Положение) и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.08.2000 № 2439 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" и устанавливает нормативные и организационно-методические основы содержания и проведения аттестации общеобразовательных учреждений в Республике Коми.
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
1.2. Настоящее Положение распространяется на государственные, муниципальные, негосударственные общеобразовательные учреждения на территории Республики Коми.
1.3. Настоящее Положение может быть использовано при разработке Положений об организации аттестации дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Перечень, форма и требования к содержанию документов, представляемых указанными образовательными учреждениями для аттестации, определяются Минобразованием Российской Федерации и Министерством образования и высшей школы Республики Коми.
1.4. Аттестация является основной формой общественно-государственного контроля за качеством образования в общеобразовательных учреждениях Республики Коми.
1.5. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов (далее - ГОС).
До введения в действие ГОС орган, проводящий аттестацию, руководствуется требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
1.6. До создания Государственной аттестационной службы (ГАС) аттестация общеобразовательных учреждений в Республике Коми проводится Министерством образования и высшей школы РК и органами местного самоуправления (органами управления образованием администрации муниципального образования) по поручению Министерства образования и высшей школы РК (далее - органы, проводящие аттестацию).
1.7. В компетенцию Министерства образования и высшей школы Республики Коми входит аттестация следующих типов и видов общеобразовательных учреждений:
- общеобразовательных учреждений (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; центр образования);
- общеобразовательных школ-интернатов (школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат);
- образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа-детский сад; прогимназия);
- всех типов и видов негосударственных общеобразовательных учреждений.
1.8. В компетенцию органов местного самоуправления (органов управления образованием администрации муниципального образования) входит аттестация следующих типов и видов образовательных учреждений:
- общеобразовательных учреждений (начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК); открытая (сменная) общеобразовательная школа);
- общеобразовательных школ-интернатов (школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования).
Примечание. Аттестация вышеуказанных типов и видов общеобразовательных учреждений проводится органом управления образованием администрации муниципального образования города (района) в соответствии с Договором между Министерством образования и высшей школы Республики Коми и главой администрации муниципального образования города (района).

1.9. Орган, проводящий аттестацию общеобразовательного учреждения:
- составляет и утверждает годовой план-график проведения аттестации на основании поступивших заявлений от общеобразовательных учреждений;
- утверждает состав аттестационной комиссии и порядок аттестации;
- издает приказы о проведении аттестации общеобразовательного учреждения, о признании его аттестованным или не аттестованным;
- определяет форму проведения аттестации <*>, аттестационные технологии, критерии аттестации <**>;
- организует подготовку аттестационных измерительных материалов (контрольных работ или специализированных тестовых заданий);
- обеспечивает хранение аттестационных дел (состав аттестационного дела определен п. 15 федерального Положения);
- организует мониторинг содержания, уровня и качества подготовки выпускников аттестованных общеобразовательных учреждений.
   --------------------------------

<*> Под формой проведения аттестации понимается время, место, организационные условия проведения аттестации; аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способов их применения.
<**> Под критериями аттестации понимаются значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в отношении обеспеченности образовательного процесса и предметной обученности выпускников.

2. Организация и содержание аттестации

2.1. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", Закону Республики Коми "Об образовании" аттестация общеобразовательного учреждения проводится один раз в пять лет.
2.2. Организация и проведение аттестации общеобразовательных учреждений, перечисленных в п. 1.7 первого раздела настоящего Положения, возлагается на отдел аттестации и аккредитации образовательных учреждений Министерства образования и высшей школы РК.
2.3. Организация и проведение аттестации общеобразовательных учреждений, перечисленных в п. 1.8 первого раздела настоящего Положения, возлагается на специалистов, должностные обязанности которых предусматривают аттестационные функции, либо на созданные специальные (аттестационные) службы (центры, подразделения и др.) внутри или при органе местного самоуправления (органе управления образования администрации муниципального образования).
2.4. Для аттестации каждого общеобразовательного учреждения создается аттестационная комиссия.
Порядок работы аттестационной комиссии Министерства образования и высшей школы РК регламентируется Временным положением об аттестационной комиссии МО и ВШ РК, утвержденным министром 10.02.99.
Порядок работы аттестационной комиссии местного самоуправления (органа управления образованием администрации муниципального образования) регламентируется положением, утвержденным данным органом.
2.5. При аттестации общеобразовательного учреждения рассматриваются следующие показатели:
первый показатель - условия организации и обеспечения процесса обучения;
второй показатель - содержание, уровень и качество подготовки выпускников.
2.6. Соответствие деятельности общеобразовательного учреждения государственным (федеральным и республиканским) требованиям по первому показателю устанавливается на основании экспертизы:
- учебного плана;
- учебных программ;
- учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- расписания учебных занятий;
- классных журналов;
- материалов государственной (итоговой) аттестации.
2.7. В качестве критериев соответствия условий организации и обеспечения процесса обучения государственным (федеральным и республиканским) требованиям используются:
- минимум содержания учебных программ, который задается требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- максимум учебной нагрузки обучающихся, который задается требованиями, установленными федеральным Базисным учебным планом; Примерным учебным планом средних общеобразовательных учреждений Республики Коми с русским (родным) языком обучения, Примерным учебным планом средних общеобразовательных учреждений Республики Коми с русским (неродным) языком обучения;
- полнота выполнения учебных программ.
2.8. Соответствие деятельности общеобразовательного учреждения государственным (федеральным и республиканским) требованиям по второму показателю устанавливается на основании:
- результатов государственных (итоговых) аттестаций в течение трех последних лет;
- результатов аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий), проведенных аттестационной комиссией;
- результатов контрольных работ, проведенных администрацией общеобразовательного учреждения.
При аттестации общеобразовательного учреждения, не имеющего государственной аккредитации либо претендующего на изменение государственного статуса, аттестационной комиссией по поручению Министерства образования и высшей школы Республики Коми могут быть дополнительно рассмотрены соответствующие аккредитационные показатели.
2.9. В качестве критериев соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным (федеральным и республиканским) требованиям используются средние показатели предметной обученности по видам общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Республики Коми.
2.10. В государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях контрольные работы (специализированные тестовые задания) проводятся:

   -------------T-------------T-------------------------------------¬

¦ Ступени, ¦ Процент ¦ Выбор предметов для проведения ¦
¦ классы ¦выпускников, ¦ аттестационных контрольных работ ¦
¦ ¦ аттестуемых ¦ ¦
¦ ¦ по предмету ¦ ¦
+------------+-------------+-------------------------------------+
¦1 ступень ¦Не менее 50% ¦Обязательными предметами, устанавли-¦
¦3 (4) класс ¦ ¦ваемыми аттестационной комиссией,¦
¦ ¦ ¦являются: русский язык, коми язык,¦
¦ ¦ ¦математика. ¦
¦ ¦ ¦Один предмет определяется общеобра-¦
¦ ¦ ¦зовательным учреждением по согласова-¦
¦ ¦ ¦нию с аттестационной комиссией ¦
+------------+-------------+-------------------------------------+
¦2 ступень ¦Не менее 50% ¦Обязательными предметами, устанавли-¦
¦9 класс ¦ ¦ваемыми аттестационной комиссией,¦
¦ ¦ ¦являются: русский язык, коми язык,¦
¦ ¦ ¦математика, по одному предмету из¦
¦ ¦ ¦образовательных областей "Общество-¦
¦ ¦ ¦знание" и "Естествознание". ¦
¦ ¦ ¦Два предмета определяются общеобразо-¦
¦ ¦ ¦вательным учреждением по согласованию¦
¦ ¦ ¦с аттестационной комиссией ¦
+------------+-------------+-------------------------------------+
¦3 ступень, ¦Не менее 50% ¦Обязательными предметами, устанавли-¦
¦11 класс ¦ ¦ваемыми аттестационной комиссией,¦
¦ ¦ ¦являются: русский язык, математика,¦
¦ ¦ ¦по одному предмету из образовательных¦
¦ ¦ ¦областей "Обществознание" и¦
¦ ¦ ¦"Естествознание". ¦
¦ ¦ ¦Два предмета определяются общеобразо-¦
¦ ¦ ¦вательным учреждением по согласованию¦
¦ ¦ ¦с аттестационной комиссией ¦
+------------+-------------+-------------------------------------+
¦2-3 ступень,¦Не менее 50% ¦Обязательными предметами, устанавли-¦
¦9, 11 классы¦ ¦ваемыми аттестационной комиссией,¦
¦ОУ, имеющих ¦ ¦являются: русский язык, коми язык,¦
¦статус ¦ ¦математика и предметы углубленного¦
¦лицея, ¦ ¦изучения (профиля). ¦
¦гимназии, ¦ ¦Три предмета определяются общеобразо-¦
¦школы с ¦ ¦вательным учреждением по согласованию¦
¦углубленным ¦ ¦с аттестационной комиссией из¦
¦изучением ¦ ¦различных образовательных областей¦
¦предметов ¦ ¦инвариантной части Базисного учебного¦
¦ ¦ ¦плана ¦
L------------+-------------+--------------------------------------


Примечание. Контрольная работа по коми языку проводится, если он изучался как предмет.
Количество и набор учебных предметов устанавливается в зависимости от специфики общеобразовательного учреждения и применяемой технологии аттестации.

2.11. Аттестационному контролю по каждому из определенных для контрольных работ учебных предметов подлежат все классы параллели.
2.12. Критерием аттестации общеобразовательного учреждения являются положительные значения всех показателей, установленных при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении им государственных требований.
2.13. Общеобразовательные учреждения, реализующие программы разных уровней, аттестуются по образовательной программе каждого уровня в соответствии с пунктом 12 федерального Положения.

3. Процедура аттестации

3.1. Общеобразовательное учреждение подает заявление на аттестацию и гарантийное письмо об оплате затрат на проведение аттестации в соответствующий орган, проводящий аттестацию, до 1 октября текущего учебного года.
Орган, проводящий аттестацию на основе поступивших заявлений, составляет план-график проведения аттестации на календарный год и доводит до сведения общеобразовательных учреждений.
3.2. Сроки проведения аттестации утверждаются приказом органа, проводящего аттестацию, и доводятся до сведения администрации общеобразовательного учреждения.
3.3. Аттестация общеобразовательных учреждений осуществляется в период с октября по июнь.
3.4. Аттестация общеобразовательного учреждения осуществляется в три этапа:
- подготовительный этап (3 недели): собеседование с администрацией общеобразовательного учреждения и представителями муниципальных органов управления образованием по организации аттестации; уточнение порядка и сроков проведения аттестации; разработка индивидуального плана экспертизы по направлению деятельности ОУ; установление порядка аттестации ОУ; формирование аттестационной комиссии; предварительное рассмотрение материалов, представленных ОУ; экспертиза текстов аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий); формирование независимых экспертных групп для проверки аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий); анализ материалов самообследования и других документов, отражающих содержание деятельности ОУ; консультации по процедуре аттестации и ее содержанию; организационное совещание с администрацией ОУ;
- экспертный (6 дней): изучение результатов деятельности ОУ; экспертиза и обработка информации по направлению деятельности ОУ; анкетирование; выполнение аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий) по учебным предметам; экспертиза учебного плана, учебных программ, учебно-методического обеспечения, материалов государственных (итоговых) аттестаций; собеседование с администрацией ОУ по результатам экспертизы;
- заключительный (3 недели): обработка полученных результатов; составление экспертного заключения, отражающего содержание, результаты и оценку деятельности ОУ; составление рекомендаций ОУ и предложений в аттестационную комиссию; составление аттестационного заключения; издание приказа об аттестации (не аттестации) ОУ.
3.5. Срок работы аттестационной комиссии в образовательном учреждении не может быть увеличен без согласия администрации ОУ (учредителей).
Аттестационная комиссия может завершить работу ранее оговоренного срока, если вся программа выполнена.
Консультирование на втором и третьем этапах аттестации не проводится.
3.6. Порядок работы аттестационной комиссии, полномочия членов аттестационной комиссии регламентируются положением об аттестационной комиссии, утверждаемым органом, проводящим аттестацию.
3.7. Аттестационная комиссия после окончания аттестации составляет итоговое аттестационное заключение, включающее заключение об условиях организации и обеспечения процесса обучения, заключение о содержании, уровне и качестве подготовки по общеобразовательным программам, предложения и выводы комиссии.
3.8. Председатель аттестационной комиссии в двухнедельный срок доводит до сведения администрации общеобразовательного учреждения заключение аттестационной комиссии.
3.9. Председатель аттестационной комиссии после ознакомления администрации общеобразовательного учреждения с заключением аттестационной комиссии передает заключение и рабочие материалы комиссии в орган управления образованием.
3.10. Орган управления образованием на основании заключения аттестационной комиссии издает приказ (постановление) о признании общеобразовательного учреждения аттестованным (не аттестованным) по соответствующим образовательным программам.
3.11. Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа (постановления) выдаются (высылаются) общеобразовательному учреждению и его учредителю (учредителям).
3.12. При наличии отрицательного аттестационного заключения по одной или двум ступеням образования общеобразовательное учреждение признается не аттестованным по соответствующей(им) ступени(ям).
Повторная аттестация может проводиться по требованию общеобразовательного учреждения не ранее, чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
3.13. Руководитель общеобразовательного учреждения может обжаловать заключение аттестационной комиссии в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

4. Порядок государственной аккредитации общеобразовательных
учреждений в Республике Коми

(введен Приказом Министерства образования и высшей школы РК
от 12.10.2000 № 111)

1. Настоящий Порядок государственной аккредитации образовательных учреждений в Республике Коми разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Республики Коми "Об образовании", Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.08.98 № 1589, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.08.2000 № 2439 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" и дополняет Временное положение об организации аттестации общеобразовательных учреждений в Республике Коми, утвержденное Приказом Министерства образования и высшей школы РК от 02.12.99 № 138, и устанавливает нормативные основы организации и проведения государственной аккредитации общеобразовательных учреждений в Республике Коми.
2. Настоящий Порядок распространяется на все типы и виды государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений, государственная аккредитация которых находится в компетенции Министерства образования и высшей школы Республики Коми и муниципальных органов управления образованием МО городов и районов республики.
3. Настоящий Порядок может быть использован при организации и проведении государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждений дополнительного образования детей. Перечень, форма и требования к содержанию документов, представляемых указанными образовательными учреждениями для государственной аккредитации, определяются Минобразованием Российской Федерации и Министерством образования и высшей школы РК.
4. Государственная аккредитация - процедура установления (подтверждения) государственного статуса общеобразовательного учреждения с предоставлением прав и льгот в соответствии с законодательством.
5. Целью государственной аккредитации является установление (подтверждение) государственного статуса (типа и вида) общеобразовательного учреждения в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.
6. До создания Государственной аттестационной службы аттестация и государственная аккредитация общеобразовательных учреждений в Республике Коми проводятся Министерством образования и высшей школы РК и по его поручению органами управления образованием администраций МО городов и районов (далее - органы, проводящие государственную аккредитацию).
7. В компетенцию Министерства образования и высшей школы Республики Коми входит государственная аккредитация следующих типов и видов общеобразовательных учреждений:
- общеобразовательных учреждений (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; центр образования);
- общеобразовательных школ-интернатов (школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат);
- всех типов и видов негосударственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования.
8. В компетенцию органов управления образованием администраций МО городов и районов входит государственная аккредитация следующих типов и видов общеобразовательных учреждений:
- образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад; прогимназия);
- общеобразовательных учреждений (начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК); открытая (сменная) общеобразовательная школа);
- общеобразовательных школ-интернатов (школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования).
Примечание. Государственная аккредитация вышеуказанных типов и видов общеобразовательных учреждений проводится органами управления образованием администраций муниципальных образований городов и районов республики в соответствии с Договором между Министерством образования и высшей школы Республики Коми и главой администрации муниципального образования города (района).

9. Орган, проводящий государственную аккредитацию общеобразовательных учреждений:
- создает структурное подразделение, ответственное за проведение государственной аккредитации;
- составляет и утверждает ежегодный план-график проведения государственной аккредитации на основании поступивших заявлений от общеобразовательных учреждений;
- определяет и утверждает критерии государственной аккредитации для общеобразовательных учреждений соответствующего типа и вида;
- устанавливает и утверждает дополнительные показатели государственной аккредитации, определяющие соответствие деятельности общеобразовательных учреждений требованиям законодательства и устава в части обеспечения прав участников образовательного процесса;
- включает в план заседания коллегии (совета) вопрос о государственной аккредитации общеобразовательных учреждений;
- издает приказы о государственной аккредитации либо отказе в государственной аккредитации общеобразовательного учреждения;
- обеспечивает информационное сопровождение государственной аккредитации общеобразовательных учреждений;
- обеспечивает хранение аккредитационных дел;
- ведет журнал учета свидетельств о государственной аккредитации, выданных общеобразовательным учреждениям;
- обеспечивает учет и хранение свидетельств о государственной аккредитации.
10. Организация и проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, перечисленных в п. 7 настоящего Порядка, возлагается на отдел аттестации и аккредитации образовательных учреждений Министерства образования и высшей школы РК.
11. Организация и проведение аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, перечисленных в п. 8 настоящего Порядка, возлагается на специалистов, должностные обязанности которых связаны с вопросами аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, либо на созданные аттестационные службы (отделы, центры, подразделения и др.) внутри или при органе управления образованием администраций МО городов и районов.
11. При проведении государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, подчиненных Министерству образования и высшей школы РК, в состав аттестационно-аккредитационной комиссии, как правило, включается представитель Министерства образования и высшей школы РК, или решение (постановление) направляется на согласование.
12. Для проведения аттестации и государственной аккредитации каждого образовательного учреждения создается аттестационно-аккредитационная комиссия, в состав которой, как правило, включаются специалисты Министерства образования и высшей школы РК, муниципальных органов управления образованием, представители образовательных учреждений, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом общеобразовательном учреждении.
13. Порядок работы аттестационно-аккредитационной комиссии Министерства образования и высшей школы РК регламентируется Временным положением об аттестационной комиссии МО и ВШ РК, утвержденным министром 10.02.99, и настоящим Порядком.
Порядок работы аттестационно-аккредитационной комиссии органа управления образованием администрации МО городов и районов регламентируется положением (положениями), утвержденным данным органом.
14. При экспертизе деятельности общеобразовательного учреждения рассматриваются следующие аккредитационные показатели:
- уровень реализуемых образовательных программ;
- направленность реализуемых образовательных программ;
- структура классов;
- качество подготовки выпускников;
- кадровое обеспечение;
- информационно-техническое обеспечение образовательного процесса;
- медико-социальные условия пребывания обучающихся (воспитанников).
Дополнительно могут быть рассмотрены показатели:
- нормативное, документально-содержательное обеспечение образовательного процесса;
- документально-содержательное обеспечение государственной аккредитации;
- стабильность образовательного процесса;
- соответствие организации управления образовательной деятельностью общеобразовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Коми;
- другие показатели, характеризующие принадлежность общеобразовательного учреждения к определенному виду.
15. Аккредитационная экспертиза общеобразовательного учреждения осуществляется на основании собеседования с администрацией общеобразовательного учреждения в период аттестации, анализа материалов самообследования (информационной карты), анализа других документов, отражающих содержание деятельности каждого вида ОУ.
16. Общеобразовательное учреждение подает заявление на государственную аккредитацию в соответствующий орган, проводящий государственную аккредитацию, после проведения аттестационной экспертизы и издания приказа об аттестации.
17. Орган, проводящий государственную аккредитацию, на основе поступивших заявлений, включает в очередной план проведения коллегии (совета) вопрос о проведении государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.
18. Необходимые документы, материалы и предложения для коллегии Министерства образования и высшей школы РК готовит отдел аттестации и аккредитации образовательных учреждений Министерства образования и высшей школы РК, для совета (коллегии) органа управления образованием МО городов и районов готовит специалист, должностные обязанности которого связаны с вопросами аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, либо созданная аттестационная служба (отдел, центр, подразделение и др.) внутри или при органе управления образованием администраций МО городов и районов.
19. Необходимые документы, материалы и предложения для коллегии Министерства образования и высшей школы РК, для совета (коллегии) органа управления образованием МО городов и районов готовятся по результатам самообследования (информационной карты), статистической информации, аттестационного заключения и приказа об аттестации, аккредитационной экспертизы, информации об общеобразовательном учреждении по показателям аккредитации.
20. Орган, проводящий государственную аккредитацию, на коллегии (совете) заслушивает информацию и принимает решение (постановление) о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения либо отказе в государственной аккредитации.
21. На заседание коллегии (совета) приглашаются руководители аккредитуемых общеобразовательных учреждений.
22. Основанием для принятия решения (постановления) коллегии (совета) о государственной аккредитации (отказа в государственной аккредитации) является соответствие (несоответствие) заявленного в учредительных документах вида общеобразовательного учреждения требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям данного вида на территории Республики Коми.
23. Государственный статус общеобразовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для общеобразовательных учреждений соответствующего типа и вида на территории Республики Коми.
24. Решение (постановление) о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения либо отказе в государственной аккредитации принимается коллегией (советом) органа, проводящего государственную аккредитацию, и утверждается приказом Министерства образования и высшей школы РК или органа управления образованием МО городов и районов.
25. С момента принятия решения о государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, общеобразовательное учреждение в соответствии с законодательством в области образования имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Герба Российской Федерации (Герба Республики Коми для общеобразовательных учреждений, не выдающих своим выпускникам документ государственного образца о соответствующем уровне образования), а также право на включение в схему централизованного государственного и муниципального финансирования.
26. Приказ, решение (постановление) и свидетельство с приложением о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной аккредитации выдаются (высылаются) общеобразовательному учреждению и его учредителю (учредителям) в 2-недельный срок со дня издания приказа.
27. Решение о государственной аккредитации является окончательным и может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган только в части процедуры.
28. Общеобразовательное учреждение при изменении статуса обязано сообщить об этом в орган, выдавший свидетельство о государственной аккредитации. В случае реорганизации общеобразовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.
29. На каждое общеобразовательное учреждение заводится аттестационно-аккредитационное дело, которое хранится в органе, проводящем аттестацию и государственную аккредитацию.
30. Учет и хранение аккредитационных дел, бланков свидетельств о государственной аккредитации обеспечивает орган, проводящий государственную аккредитацию. Орган, проводящий государственную аккредитацию, отчитывается об аккредитованных общеобразовательных учреждениях в установленном порядке.

5. Финансирование аттестации и государственной аккредитации
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК
от 12.10.2000 № 111)

4.1. В соответствии с федеральным Положением затраты на проведение аттестации оплачиваются общеобразовательным учреждением. Оплате подлежит:
- работа членов аттестационной комиссии;
- работа независимых экспертов;
- подготовка аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий);
- экспертиза аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий);
- специальные исследования (анкетирование и др.);
- бланки свидетельств о государственной аккредитации;
(абзац введен Приказом Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
- прочие расходы (бумага, ксерокопирование материалов и т.п.);
- командировочные и транспортные расходы членов аттестационной комиссии и независимых экспертов, проживание, питание.
4.2. Учредитель несет ответственность за выделение общеобразовательному учреждению средств, необходимых для оплаты затрат на проведение аттестации и государственной аккредитации.
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
Вопросы финансирования на проведение аттестации и государственной аккредитации муниципальных общеобразовательных учреждений, перечисленных в п. 1.8 первого раздела настоящего Положения, решаются администрацией органа местного самоуправления (органа управления образованием муниципального образования).
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
4.3. Общеобразовательные учреждения, указанные в п. 1.7 первого раздела настоящего Положения, перечисляют согласно смете расходов средства на оплату трудозатрат для проведения аттестации и государственной аккредитации в Министерство образования и высшей школы не менее чем за две недели до начала аттестации.
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность за перечисление средств на оплату трудозатрат для проведения аттестации и государственной аккредитации в Министерство образования и высшей школы РК.
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
4.4. Нормативы трудозатрат для определения стоимости работы, связанные с проведением аттестации образовательных учреждений разрабатываются и утверждаются Министерством образования и высшей школы РК.
4.5. Смета расходов на аттестацию и государственную аккредитацию общеобразовательного учреждения составляется на основании нормативов трудозатрат для определения стоимости работ при проведении аттестации образовательных учреждений, утвержденных Приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 2 декабря 1999 г. № 138 (приложение 2).
(в ред. Приказа Министерства образования и высшей школы РК от 12.10.2000 № 111)
4.6. Оплата труда членов аттестационной комиссии, привлеченных (независимых) экспертов, разработчиков аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий) и других аттестационных материалов производится на основании ведомости фактических затрат, связанных с аттестацией общеобразовательного учреждения.





Приложение 2
к Приказу
Министерства
образования и высшей
школы РК
от 2 декабря 1999 г. № 138

НОРМАТИВЫ ТРУДОЗАТРАТ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (п. 19, ст. 33), Законом Республики Коми "Об образовании" в редакции от 27 февраля 1998 г. № 9-РЗ (п. 19, ст. 36) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утверждено Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.98 № 1589) затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
2. В соответствии с п. 6 Федерального положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Министерство образования и высшей школы Республики Коми устанавливает следующие нормативы трудозатрат для определения стоимости работ, связанные с проведением аттестации образовательных учреждений Республики Коми.
2.1. Нормативы трудозатрат, связанные с проведением аттестации образовательных учреждений (работа членов аттестационной комиссии и работа независимых экспертов):

   -------------------------------------------------T---------------¬

¦ Виды трудозатрат ¦Время (в часах)¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Формирование состава аттестационной комиссии ¦ 2 часа ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Проведение заседания аттестационной комиссии ¦ 1 час ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Собеседование с администрацией ОУ и представите-¦ 3 часа ¦
¦лями муниципальных органов управления образова-¦ на каждого ¦
¦нием по организации аттестации ¦члена комиссии ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Анализ материалов самообследования и других¦ 3 часа ¦
¦документов, отражающих содержание деятельности¦ ¦
¦ОУ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Консультирование администрации и инженерно -¦ Фактические ¦
¦педагогических кадров по вопросам аттестации ОУ ¦ затраты ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разработка индивидуального плана экспертизы по¦ 1 час ¦
¦направлению деятельности ОУ, установленному¦на направление ¦
¦порядком аттестации ОУ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Экспертиза и обработка информации по направле-¦ 15-20 час ¦
¦нию деятельности ОУ в соответствии с Положением¦на направление ¦
¦об аттестации и порядком аттестации ОУ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Проведение устного экзамена или собеседования ¦ 20 мин. ¦
¦ ¦на 1 ученика ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Проведение анкетирования ¦1 час на класс ¦
¦ ¦ (группу) ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Проведение аттестационной контрольной работы ¦1 час на класс ¦
¦ ¦ (группу) ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Проверка аттестационной контрольной работы ¦ 0.3 час ¦
¦ ¦на контрольную ¦
¦ ¦работу ученика ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Обработка результатов анкетирования ¦1 час на класс ¦
¦ ¦ (группу) ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Составление экспертного заключения, отражающего¦ 4 часа ¦
¦содержание, результаты и оценку деятельности ОУ,¦на направление ¦
¦а также необходимые рекомендации ОУ и предложе-¦ ¦
¦ния в аттестационную комиссию ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Собеседование с администрацией ОУ по результатам¦ 2 часа ¦
¦экспертизы ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Составление итогового аттестационного заключения¦ 6 часов ¦
L------------------------------------------------+----------------


Примечания. 1. Данные нормативы получены в процессе апробации федеральных и республиканских документов по аттестации ОУ путем хронометража фактических трудозатрат, не являются окончательными и могут изменяться.
2. В сведениях об объеме выполнения работы каждым членом аттестационной комиссии и каждым экспертом отражаются фактические трудозатраты, не превышающие максимально установленных нормативов.
3. Оплата труда членов аттестационной комиссии и привлеченных экспертов производится из расчета 1 часа в размере 20% действующего минимального размера оплаты труда независимо от занимаемой должности и наличия ученых степеней и званий (основание: Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 года № 7).
4. При аттестации муниципальных образовательных учреждений за выполненный объем работы оплату производит муниципальный орган управления образованием.

2.2. Подготовка аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий и квалификационных работ), материалов для анкетирования и других аттестационных материалов включает:
- разработку аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ) по предметам (дисциплинам), предусмотренным учебным планом для каждого уровня образовательной программы (каждая контрольная работа предусматривает не менее двух вариантов текста, эталонов ответов и критериев оценки);
- машинописные работы (компьютерный набор) текста аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий, контрольных и квалификационных работ), материалов для анкетирования и других аттестационных материалов;
- материально-техническое обеспечение (бумага, амортизационные расходы копировальной и иной техники);
- ксерокопирование контрольных работ и других аттестационных материалов;
- привлечение высококвалифицированных специалистов для научно-методического консультирования;
- сертификация специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ.
Определение размера стоимости трудозатрат на подготовку аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий, квалификационных работ и других аттестационных материалов) по состоянию на 01.10.99:

   -----------------------------------T-----------------------------¬

¦ Виды трудозатрат ¦ Размер стоимости ¦
¦ +-------------T------T--------+
¦ ¦ в часах или ¦в руб-¦с учетом¦
¦ ¦ % от МРОТ ¦лях от¦ рай. ¦
¦ ¦ ¦МРОТ ¦ коэф. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 20% ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦1. Разработка одной аттестационной¦ 6 час. ¦ 75,2¦ 90,2 ¦
¦контрольной работы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦2. Машинописные работы ¦ 30% ¦ 25,0¦ 30,1 ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦3. Ксерокопирование ¦ 5% ¦ 4,2¦ 5,0 ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦4. Научно-методическое консуль-¦ 1 час ¦ 12,5¦ 15,0 ¦
¦тирование ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦5. Сертификация (рецензирование)¦ 1 час ¦ 12,5¦ 15,0 ¦
¦специализированных тестовых¦ ¦ ¦ ¦
¦заданий, контрольных и других¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификационных работ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Итого ¦ ¦ 129,4¦ 155,3 ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦6. Начисления на заработную плату ¦ 38,5% ¦ 49,8¦ 59,8 ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦7. Материально-техническое ¦ 10% ¦ 8,3¦ 10,0 ¦
¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Итого, с учетом начислений на¦ ¦ 187,5¦ 225,1 ¦
¦заработную плату и материально -¦ ¦ ¦ ¦
¦технического обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Налог на содержание жилищного¦ 1,5% ¦ 2,8¦ 3,4 ¦
¦фонда и объектов социально -¦ ¦ ¦ ¦
¦культурного назначения ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Налог на пользователей автодорог ¦ 2,8% ¦ 5,3¦ 6,3 ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Итого, с учетом начислений и¦ ¦ 195,6¦ 237,3 ¦
¦налогов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-------------+------+--------+
¦Всего, с учетом налога на¦3% - 2,5 руб.¦ 198,1¦ 237,3 ¦
¦содержание милиции ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-------------+------+---------


Определение размера районных коэффициентов:

   ------------------T-----------------T----------------T-----------¬

¦ 20% ¦ 30% ¦ 50% ¦ 60% ¦
+-----------------+-----------------+----------------+-----------+
¦ г. Сыктывкар, ¦гг. Ухта, Печора,¦гг. Инта, Усинск¦ г. Воркута¦
¦ Сыктывдинский, ¦Вуктыльский, ¦ ¦ ¦
¦ Сысольский, ¦Сосногорский, ¦ ¦ ¦
¦ Корткеросский, ¦Тр.-Печорский, ¦ ¦ ¦
¦ Прилузский, ¦Ижемский, ¦ ¦ ¦
¦ Койгородский, ¦Усть-Цилемский, ¦ ¦ ¦
¦ Княжпогостский, ¦Удорский районы ¦ ¦ ¦
¦ Усть-Вымский, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Усть-Куломский ¦ ¦ ¦ ¦
¦ районы ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-----------------+----------------+------------


Примечания. 1. Данные нормативы на разработку аттестационных контрольных работ получены в процессе апробации федеральных и республиканских документов по аттестации ОУ путем хронометража фактических трудозатрат (стоимости отдельных видов работ) не являются окончательными и могут изменяться.
2. Разработка аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий и квалификационных работ), материалов для анкетирования и других аттестационных материалов относится к творческой и научной деятельности.
3. Денежное выражение оплаты труда рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на основании соответствующего федерального закона. В случае изменения минимального размера оплаты труда издание специальных документов не предполагается.
4. Оплата труда составителей аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий и квалификационных работ), материалов для анкетирования и других аттестационных материалов производится из расчета 1 часа в размере 15% действующего минимального размера оплаты труда независимо от занимаемой должности и наличия ученых степеней и званий (основание: Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 года № 7).

2.3. Оплата командировочных и проездных расходов членов аттестационной комиссии и независимых экспертов согласно смете (по фактическим расходам).
2.4. Другие дополнительные расходы по желанию администрации аттестуемого образовательного учреждения:
а) ксерокопирование нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов - 2% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за один лист;
б) консультирование администрации и инженерно-педагогических кадров по вопросам аттестации ОУ - по фактически временным затратам.
Примечание. 1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов, финансируемые из бюджета, оплачивают расходы, указанные в пункте 2.2 и 2.3.

3. Средства, связанные с затратами на аттестацию образовательных учреждений, и другие дополнительные расходы вносятся в наличной или безналичной форме согласно утвержденной смете расходов на внебюджетный счет "Сумм по поручениям" Министерства образования и высшей школы РК.
4. Оплата труда разработчиков аттестационных контрольных работ (специализированных тестовых заданий, квалификационных работ) и других аттестационных материалов, членов аттестационной комиссии и независимых экспертов производится на основании ведомости фактических затрат на аттестацию образовательного учреждения.
5. Неизрасходованные средства реализуются в соответствии с Положением о внебюджетном счете "Сумм по поручениям".
6. Централизованная бухгалтерия Министерства образования и высшей школы РК производит оформление счетов, отчитывается о поступлении и расходовании средств в порядке и в сроки, установленные органами финансов, налоговыми и иными структурами.
7. Порядок ведения бухгалтерского, налогового, статистического учета и отчетности регулируется действующим законодательством.

Согласовано
гл. бухгалтер
З.А.ВОЕВОДИНА

Начальник
планово-бюджетного,
экономического отдела
В.В.СПИРИДОВИЧ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru