Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 26.09.2005 № А29-4460/05А
<ВОЗЛОЖЕНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И АДВОКАТОВ - ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ ОБЯЗАННОСТИ УПЛАЧИВАТЬ ЗА СЕБЯ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПРИВОДИТ К ИХ НЕОБОСНОВАННОМУ ФИНАНСОВОМУ ОБРЕМЕНЕНИЮ И НЕПРАВОМЕРНОМУ ЛИШЕНИЮ ИХ ЧАСТИ ЗАКОННО ЗАРАБОТАННОГО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 26 сентября 2005 года Дело № А29-4460/05А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23 июня 2005 года, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 23 июня 2005 года по делу № А29-4460/05А заявленные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми о взыскании с предпринимателя 1 879 руб. 92 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и пени за 2004 год были удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в суд апелляционной инстанции, указав, что судом первой инстанции при принятии решения были нарушены нормы материального права.
Доказательства уведомления предпринимателя о месте и времени рассмотрения жалобы в деле имеются, поэтому апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Ответчик зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, свидетельство о государственной регистрации от 31 декабря 2004 года.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 11 названного Закона регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина как предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно статье 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ предусмотрено, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год подлежали уплате в срок не позднее 31 декабря этого года.
По данным Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (далее сокращенно - Пенсионный фонд), задолженность ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год составляет 1800 руб. 00 коп., в том числе 1 200 руб. 00 коп. - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. 00 коп. - страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Согласно статье 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сумма пеней, начисленных ответчику за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за 2004 год, по состоянию на 22 апреля 2005 года составила 79 руб. 92 коп., в том числе 53 руб. 28 коп. - по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 26 руб. 64 коп. - по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
С целью досудебного урегулирования спора страхователю было направлено требование от 22 апреля 2005 года № 19 об уплате в срок до 2 мая 2005 года страховых взносов и пени.
Так как требование не было исполнено в добровольном порядке, Пенсионный фонд в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми требования, исходил из того, что, получив свидетельство о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель становится субъектом обязательного пенсионного страхования (статья 4 Федерального закона № 167-ФЗ), и у него возникают права и обязанности, установленные данным законом.
Ответчик не согласен с решением арбитражного суда от 23 июня 2005 года, просит его отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований полностью.
Заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене, учитывая нижеследующее.
Индивидуальный предприниматель является также военным пенсионером, получающим пенсию, назначенную ему в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
30 декабря 2003 года ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но в 2004 году предпринимательскую деятельность из-за неудовлетворительного состояния здоровья фактически не осуществлял.
Доход, полученный предпринимателем в 2004 году, согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) от 15 апреля 2005 года, составил 621 руб. 20 коп., в то время как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год составляют 1 800 руб. 00 коп.
Как указал в своем Определении Конституционный Суд Российской Федерации от 24 мая 2005 года № 223-О, распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано таким образом гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии. Между тем уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере, определенном пунктами 2 и 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - при том, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военного пенсионера на трудовую пенсию, - в большинстве случаев не позволяет обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем их военную пенсию.
Тем самым установление обязанности индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях заведомо не предполагается.
Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии, - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, следовательно, уплата страховых взносов, в том числе в виде фиксированного платежа, позволяет им увеличить размер получаемой пенсии. Тем самым индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляющие уплату страховых взносов наравне с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, получающими трудовую пенсию, поставлены по сравнению с ними в худшее положение.
Возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии в действующем законодательстве надлежащего правового механизма, гарантирующего им, помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление и соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
В пункте 4 указанного Определения Конституционного суда РФ определено, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Также Конституционный Суд РФ указал, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.
На основании изложенного, решение суда следует отменить, апелляционную жалобу предпринимателя удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции - на заявителя. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет, предпринимателю должна быть выдана справка на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 250 руб. 00 коп., уплаченной им при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23 июня 2005 года по делу № А29-4460/05А отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
2. В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми отказать.
3. Предпринимателю выдать справку на возврат из федерального бюджета РФ государственной пошлины в сумме 250 руб. 00 коп.
4. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
Т.И.ГАЛАЕВА

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
Л.Ф.МАКАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru