Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 24.08.2005 № А29-1142/05-3э
<ВОЗЛОЖЕНИЕ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ У ИСТЦА В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НА БЮДЖЕТ РК ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ, НЕОБОСНОВАННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В СУММУ УБЫТКОВ СУММЫ ОПЛАТЫ ЗА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ, ТАК КАК ДАННАЯ ЛЬГОТА НЕ БЫЛА ПРЕДУСМОТРЕНА В ТОТ ПЕРИОД ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 24 августа 2005 года Дело № А29-1142/05-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 24.08.2005 апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.06.2005 по делу № А29-1142/05-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.06.2005 с Министерства финансов Республики Коми в пользу истца (муниципальное унитарное предприятие) взыскано 858 573,97 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением за период с января по декабрь 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам образования, проживающим в сельской местности.
Не согласно с решением суда, Министерство финансов Республики Коми в апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о возложении ответственности на бюджет субъекта является ошибочным, заявитель указывает, со ссылкой на Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что источником финансирования данных льгот является федеральный бюджет.
В то же время заявитель полагает, что первоочередные расходы на возмещение льгот работникам сельской местности производятся муниципальным образованием.
По мнению заявителя, Российская Федерация, предоставив льготу отдельным категориям граждан в соответствии с Законом РФ "Об образовании", обязана обеспечить материальную базу для реализации указанных льгот, что не было сделано.
Кроме того, Министерство финансов Республики Коми не согласно с тем, что судом первой инстанции в сумму убытков, взысканных с него, включена сумма расходов по оплате за жилищные услуги, в связи с тем, что законодательством не предусмотрена льгота по их оплате.
Истец, Финансовое управление Министерства финансов РК в Усть-Вымском районе в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Коми настаивает на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, представитель истца возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей иных сторон и третьих лиц, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что сторонами обжалуется судебный акт в части при отсутствии возражений сторон.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей Министерства финансов Республики Коми, истца, изучив материалы дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела усматривается, что с января 2004 года по декабрь 2004 года муниципальное унитарное предприятие во исполнение Федерального закона "Об образовании" предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им работникам образования, в результате чего у истца возникли убытки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции от 13.01.1996), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В статье 6 этого Закона указано, что положения статьи 2 применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
В продолжение норм вышеназванного Закона вынесено Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377, которым утверждены "Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности". В силу данных Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Субсидии учитываются в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации по коду 3020415 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" классификации доходов бюджетов Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Таким образом, указанными нормативными актами определено, что первоначальное возмещение льгот, предоставляемых работникам образования, должно быть произведено из бюджета субъекта Российской Федерации, возникшие в связи с этим расходы затем должны быть компенсированы из бюджета Российской Федерации.
Министерством финансов Республики Коми не представлено доказательств того, что возникшие у истца убытки по предоставлению рассматриваемых льгот были им возмещены.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о возложении возникших у истца убытков в связи с предоставлением льгот работникам образования на бюджет Республики Коми является обоснованным.
Доводы Министерства финансов Республики Коми о необоснованности включения истцом в сумму убытков суммы оплаты за жилищные услуги, а также принятие данного расчета судом являются правильными.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, в жилищные услуги входит содержание и текущий ремонт, а также капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях.
В Постановлении Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203, Законе РФ "Об образовании", кроме льгот по отоплению и освещению, применяются термины предоставление "бесплатной жилой площади", "бесплатное предоставление квартир", данные термины являются идентичными освобождению от оплаты за пользование помещением.
Под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм. Объектом договора найма жилого помещения в силу п. 1 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Таким образом, сумма жилищных услуг подлежит исключению из заявленной истцом суммы, так как данная льгота не предусмотрена действующим в тот период законодательством.
Общая стоимость льгот по оплате услуг, предоставленных работникам образования, проживающим в с. Айкино Усть-Вымского района, подтверждается представленными истцом документами: выставленными к оплате счет-фактурами, списками льготников.
Судом апелляционной инстанции произведен расчет на основе представленных истцом документов, согласно которым сумма, подлежащая взысканию с ответчика по предоставлению льгот работникам образования с января по декабрь 2004 года без учета налога на добавленную стоимость и жилищных услуг составляет 618 744,38 руб., однако с учетом произведенной оплаты по платежным поручениям от 26.02.2004, 30.06.2004 в сумме 63 143,18 руб. с Министерства финансов Республики Коми следует взыскать 555 601,2 руб.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера государственной пошлины, суд апелляционной инстанции согласен с данной позицией суда.
Сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с истца, за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, составляет 352,88 руб.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.06.2005 по делу № А29-1142/05-3э изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу истца 555 601,2 руб. убытков. Выдать исполнительный лист. В остальной части исковых требований и в отношении остальных ответчиков отказать.
Взыскать с истца в доход федерального бюджета 352,88 руб. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
Ф.П.ГОРБАТОВ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru