Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 16.08.2005 № А29-8844/04-4э
<ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ТСЖ ВОЗЛОЖЕНО НА МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ, ИСХОДЯ ИЗ НАЛИЧИЯ ВИНЫ ПОСЛЕДНЕЙ ПО НЕОБОСНОВАННОМУ УСТАНОВЛЕНИЮ ТАРИФОВ НА ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 16 августа 2005 года Дело № А29-8844/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО "Город Сыктывкар" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2005 по делу № А29-8844/04-4э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2005 с администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" за счет казны муниципального образования в пользу товарищества собственников жилья (истец) взыскано 136 800 руб. убытков, 9 288,09 руб. судебных расходов.
Не согласна с решением суда администрация МО "Город Сыктывкар", в апелляционной жалобе указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно принято за основу при расчете суммы убытков, возникших у истца, Постановление главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 21.02.2003, так как данное Постановление утратило силу.
Заявитель считает, что в спорный период тарифы на тепловую энергию вправе был устанавливать лишь орган исполнительной власти субъекта - Региональная энергетическая комиссия Республики Коми, соответственно, оплата за отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию должна производиться истцом согласно тарифам, установленным данной комиссией.
СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)" в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы администрации обоснованными, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению. Истец в отзыве на жалобу просит оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представители администрации МО "Город Сыктывкар" и СМУП "Управление ЖКХ" поддерживают доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что сторонами обжалуется судебный акт в части при отсутствии возражений сторон.
Оценив правовую позицию администрации МО "Город Сыктывкар", изложенную в апелляционной жалобе, правовые позиции истца и СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)", изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, данные в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что товарищество собственников жилья создано в целях содержания и обслуживания жилых и нежилых помещений жилого дома, в связи с чем им заключен договор от 01.01.2003 на снабжение тепловой энергией и горячее водоснабжение с ОАО "АЭК "К" и договор от 08.02.2003 с МУП "Сыктывкарский водоканал" на холодное водоснабжение и водоотведение. В соответствии с условиями указанных договоров товарищество собственников жилья обязано оплачивать коммунальные услуги, оказываемые данными организациями, по тарифам, действующим для юридических лиц. В то же время граждане, проживающие в домах ЖСК и ТСЖ, производят оплату потребляемых коммунальных услуг по тарифам, действующим для населения.
Решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 был установлен уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, составляющий 90%, с 01.08.2003.
В дальнейшем решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" № 3/09-66 от 30.09.2003 утверждены изменения во исполнение вышеприведенного решения от 04.07.2003, утверждены новые размеры оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского федерального городского суда от 25.02.2004 признаны недействительными указанные выше нормативные акты.
Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании со СМУП "Служба заказчика" и администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" убытков в размере 136 800 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9 978,82 руб.
Решение арбитражного суда обжалуется администрацией МО "Город Сыктывкар" только в части взыскания с нее убытков в размере 136 600 руб., а потому проверка законности решения в остальной части судом апелляционной инстанции не осуществляется.
Доводы истца, обосновывающие факт причинения ему убытков в размере 136 600 руб., сводятся к тому, что в связи с признанием недействительными решений Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" граждане, проживающие в домах ЖСК и ТСЖ, должны осуществлять оплату за коммунальные услуги (отопление, горячая вода, холодная вода и водоотведение) по ранее действующим тарифам, установленным Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" № 2/506 от 21.02.2003, то есть в меньшем размере. Убытки в размере 136 600 руб., по мнению истца, представляют собой сумму переплаты гражданами за оказанные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в связи с применением более высоких тарифов, возмещенную им товариществом собственников жилья.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами; г) вину причинителя вреда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск о взыскании убытков в полном объеме, исходил из того, что, поскольку нормативные акты о повышении тарифов на коммунальные услуги признаны недействительными, оплата услуг должна производиться по тарифам, ранее установленным Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" № 2/506 от 21.02.2003.
Однако данные выводы суда первой инстанции представляются ошибочными.
Признание недействительными вышеприведенных решений Совета МО "Город Сыктывкар" не означает, что оплата коммунальных услуг гражданами должна производиться в размере, ранее установленном Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" № 2/506 от 21.02.2003. Приведенное Постановление отменено Постановлением главы администрации "Город Сыктывкар" от 28.07.2003 № 7/2110.
Кроме того, законодательством Российской Федерации формирование ценовой политики в области оказания услуг по теплоснабжению (и, соответственно, снабжению горячей водой) предоставлено субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.09.1995 № 41-ФЗ.
Решением Региональной энергетической комиссии - Тарифным комитетом Республики Коми от 10.04.2003 установлены с 01.05.2003 тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую энергоснабжающими организациями населению, с применением цены за 1 Г/калорию по оплате за отопление и за 1 куб. метр по оплате горячей воды.
Результаты, полученные при переводе указанных тарифов согласно существующей методике (раздел 4 п. 13 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 30.07.2004 № 392) в ставки, определяющие размер оплаты за центральное отопление и горячее водоснабжение, с применением цены за 1 кв.м площади по отоплению жилых домов и цены услуги с одного человека в месяц за предоставление горячей воды, рассчитанной с применением нормативов потребления, являются идентичными тем тарифам, которые были установлены решениями Совета МО "Город Сыктывкар", признанными недействительными судебным актом Сыктывкарского городского суда (действующие нормативы потребления утверждены решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 30.09.2003 № 3/09-63 в пределах его полномочий).
При таких обстоятельствах оплата гражданами, проживающими в доме истца, за теплоснабжение и горячее водоснабжение должна была производиться по ценам, установленным решением Республиканской энергетической комиссии от 10.04.2003, а впоследствии по ценам, установленным решением РЭК от 15.12.2003 № 19/2, исходя из установленного Постановлением Правительства Республики Коми от 15.12.2003 № 270 регионального стандарта уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги по всем видам услуг в размере 100% их стоимости.
Учитывая изложенное, товарищество собственников жилья без наличия правовых оснований произвело перерасчет гражданам сумм, подлежащих оплате за предоставление услуг по теплоснабжению и снабжению горячей водой. Однако возникшие у ТСЖ вследствие осуществления гражданам перерасчета сумм убытков не могут быть возложены на ответчиков вследствие отсутствия их вины по основаниям, изложенным выше в тексте Постановления.
Относительно убытков, образовавшихся у ТСЖ вследствие перерасчета сумм, внесенных жильцами ТСЖ за снабжение холодной водой и водоотведение по большим тарифам, установленным Решениями Совета МО "Город Сыктывкар" от 04.07.2003 и от 30.09.2003, следует признать, что требования истца являются обоснованными частично.
Так, согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления вправе на основе цен и тарифов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, устанавливать цены на содержание и ремонт жилья, плату за наем жилья, тарифы на коммунальные услуги в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
То есть законодатель возложил обязанности по утверждению тарифов на оказываемые населению услуги по снабжению холодной водой и водоотведению на органы местного самоуправления.
Однако решения Совета МО "Город Сыктывкар", которыми утверждены такие тарифы, признаны недействительными решением суда общей юрисдикции, а ранее принятое Постановление главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 21.02.2003, которым также утверждены тарифы на холодную воду и водоотведение, отменено.
Иных нормативных актов, регулирующих подобные правоотношения, администрацией муниципального образования "Город Сыктывкар" не принималось.
Поскольку оплата предоставляемых гражданам услуг по снабжению холодной водой и водоотведению должна производиться исходя из положений гражданского законодательства об обязательственном праве, то следует в данном случае применять тарифы, установленные Постановлением Правительства Республики Коми № 189 от 19.11.2002, а именно, по городу Сыктывкару 6,37 руб. за 1 куб.м по холодному водоснабжению и 5,5 руб. по водоотведению, в то время как тарифы по признанному недействительным решению Совета города составляют, соответственно, 6,40 руб. за куб.м по холодному водоснабжению и 6,52 руб. по водоотведению.
В связи с вышеизложенным сумма убытков ТСЖ, образовавшаяся вследствие возврата гражданам излишне уплаченных ими сумм за данные услуги, составляет 10 032 руб.
Возмещение убытков в вышеуказанном размере должно быть произведено администрацией МО "Город Сыктывкар", исходя из наличия вины по необоснованному установлению тарифов по оплате населением услуг по водоснабжению и канализации.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания указанной суммы со СМУП "Управление ЖКХ".
Несмотря на то, что Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" "О перерасчете начислений платежей населения за жилищно-коммунальные услуги" от 20.10.2004 № 10/3377 СМУП "Управление ЖКХ" (Служба заказчика) было предписано в срок до 1 января 2005 года произвести перерасчет платежей, денежные средства для возмещения возникшей в связи с этим разницы из бюджета муниципального образования выделены в необходимом объеме не были, что не оспаривается ответчиком - администрацией МО "Город Сыктывкар".
Кроме того, Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 12/4301 действие вышеприведенного Постановления приостановлено.
Таким образом, со стороны администрации МО "Город Сыктывкар" приостановлены действия по направлению СМУП "Управление ЖКХ" денежных средств для возмещения расходов на исполнение решения суда, что исключает вину данного ответчика и его ответственность за неисполнение требований ТСЖ об оплате дополнительно возникшей разницы в тарифах.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С истца за рассмотрение дела в двух судебных инстанциях следовало взыскать 5 141,06 руб., однако с учетом уплаченной им государственной пошлины при подаче иска на сумму 7530,50 руб. исполнительный лист выдаче не подлежит. Излишне уплаченная по квитанции от 02.11.2004 государственная пошлина в сумме 2 389,44 руб. подлежит возврату истцу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Суд апелляционной инстанции считает возможным отнести расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом, на администрацию МО "Город Сыктывкар" пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, т.е. на сумму 689,71 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу администрации МО "Город Сыктывкар" удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2005 по делу А29-8844/04-4э изменить.
Взыскать с администрации МО "Город Сыктывкар" за счет бюджета муниципального образования в пользу ТСЖ 10 331,05 руб. убытков. Выдать исполнительный лист.
Во взыскании убытков в размере 126 468,95 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить истцу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 02.11.2004 государственную пошлину в сумме 2 389,44 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с администрации МО "Город Сыктывкар" в пользу ТСЖ 689,71 руб. судебных расходов. Выдать исполнительный лист.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
Ф.П.ГОРБАТОВ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru