Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РК от 30.06.2005 № 188
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИНЯТИЮ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С УЧЕТОМ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 20.09.2005, № 172
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.03.2006, № 3, ст. 4358


Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 26.06.2006 № 152.



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2005 г. № 188

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПЛАНИРУЕМЫХ
К ПРИНЯТИЮ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С УЧЕТОМ
ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В целях реализации Закона Республики Коми "О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Методику определения платежеспособности Республики Коми с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств Республики Коми согласно приложению № 1.
2. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых государственных заимствований Республики Коми с учетом их влияния на платежеспособность Республики Коми согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Гайзера В.М.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 30 июня 2005 г. № 188
(приложение № 1)

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИНЯТИЮ
ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

Настоящая Методика разработана в целях реализации Закона Республики Коми "О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" и устанавливает процедуру определения платежеспособности Республики Коми с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств Республики Коми.
В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
"гарантии" - государственные гарантии Республики Коми;
"долг" - государственный долг Республики Коми;
"долговые обязательства" - государственные долговые обязательства Республики Коми;
"общая платежеспособность" - платежеспособность Республики Коми, определяемая за отчетный период (год);
"платежеспособность Республики Коми" - способность Республики Коми своевременно и в полном объеме выполнять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - бюджет) принятые расходные обязательства, рассчитываться по долговым обязательствам Республики Коми, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджета;
"поручительства" - поручительства Республики Коми, выданные до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации;
"текущая платежеспособность" - платежеспособность Республики Коми, определяемая на определенную дату (за определенный период).

2. Расчет текущей платежеспособности

За основной показатель, характеризующий текущую платежеспособность, принимается долговая емкость (профиль заемной мощности) бюджета.
Под долговой емкостью понимается превышение доходов бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Для расчета долговой емкости (профиля заемной мощности) бюджета в целях определения текущей платежеспособности бюджета за период расчета принят месяц.
Долговая емкость (профиль заемной мощности) бюджета определяет предельные объемы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счет доходов бюджета. Долговая емкость бюджета определяется в рамках системы бюджетного планирования.
Основаниями для расчета долговой емкости являются данные перспективного (среднесрочного) финансового плана и график погашения и обслуживания долговых обязательств.
Долговая емкость отражает среднесрочный прогноз разницы между доходами бюджета и расходами на поддержание функционирования существующей системы (то есть текущими расходами бюджета без учета обслуживания долговых обязательств).
В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных
рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета
без учета расходов на обслуживание существующих долговых
обязательств, ДЕ .
i
Расчет долговой емкости бюджета осуществляется по следующей формуле:

ДЕ = Доходы - (Текущие_Расходы - Расходы_обслуж_долга ),
i i i i

где
ДЕ - долговая емкость (профиль заемной мощности) в i-ом
i
периоде (месяце);
Доходы - планируемые доходы в бюджет, в i-ом периоде
i
(месяце);
Текущие_Расходы - планируемые текущие расходы бюджета в i-ом
i
периоде (месяце);
Расходы_обслуж_долга - планируемые расходы на обслуживание
i
долговых обязательств в i-ом периоде (месяце).
Весь интервал времени, в котором производится расчет,
разбивается на периоды расчета (месяцы).
Набор ДЕ для всех периодов (например, кварталов) представляет
i
собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени
ДЕ = {ДЕ }, i=1, ..., N, где № - число периодов в интервале
i
расчета.

Платежеспособность Республики Коми является удовлетворительной при наличии положительной долговой емкости не менее чем в 3/4 интервала расчета.
Платежеспособность Республики Коми является хорошей при наличии положительной долговой емкости не менее чем в 9/10 интервала расчета.
Платежеспособность Республики Коми является отличной при наличии положительной долговой емкости во всем интервале расчета.

3. Показатели общей платежеспособности

Показатели общей платежеспособности применяются при годовой оценке качества управления финансами и характеризуют состояние относительной кредитоспособности Республики Коми, долговых рисков, выполнение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Оценка общей платежеспособности измеряется в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина составляет 10 баллов.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:

M = (V - V ) / (V - V ), где
i i min max min

M - оценка по индикатору i;
i
V - фактическое значение индикатора i;
i
V - критическое значение индикатора i, соответствующее
min
высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления
финансами);
V - критическое значение индикатора i, соответствующее
max
низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления
финансами).
В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень платежеспособности.
Итоговая оценка платежеспособности определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:

P = SUM (M x W ), где
i i

P - комплексная оценка;
M - оценка по индикатору i;
i
W - удельный вес i-го индикатора.
i
Индикаторы оценки отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности.
Перечень индикаторов и удельные веса индикаторов оценки платежеспособности бюджета приведены в таблице 1.

Таблица 1

   -----T------------------------------------------------T----------¬

¦ ¦ ¦ Удельный ¦
¦ № ¦ Наименование индикатора ¦ вес ¦
¦ ¦ ¦индикатора¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P1 ¦Доля первоочередных расходов в расходах бюджета ¦ 0,250 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P2 ¦Доля капитальных вложений в расходах бюджета за¦ 0,250 ¦
¦ ¦последние 3 года ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P3 ¦Зависимость бюджета от финансовой помощи ¦ 0,500 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P4 ¦Изменение кредиторской задолженности ¦ 0,250 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P5 ¦Отношение долга без учета гарантий и¦ 0,750 ¦
¦ ¦поручительств к доходам бюджета ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P6 ¦Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к¦ 0,500 ¦
¦ ¦доходам бюджета ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P7 ¦Отношение внешнего долга к доходам бюджета ¦ 0,500 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P8 ¦Отношение объема выданных гарантий¦ 0,750 ¦
¦ ¦(поручительств) к доходам бюджета ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦ P9 ¦Отсутствие просроченных долговых обязательств ¦ 0,500 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P10 ¦Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета,¦ 0,500 ¦
¦ ¦установленного Бюджетным кодексом Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P11 ¦Соблюдение ограничения дефицита бюджета,¦ 0,500 ¦
¦ ¦установленного Бюджетным кодексом Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P12 ¦Соблюдение ограничения на объем государственного¦ 0,750 ¦
¦ ¦долга, установленного Бюджетным кодексом¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P13 ¦Соблюдение ограничения расходов на обслуживание¦ 0,750 ¦
¦ ¦долга, установленного Бюджетным кодексом¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P14 ¦Отношение дефицита к доходам бюджета ¦ 0,500 ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P15 ¦Ограничение предоставления бюджетных кредитов и¦ 0,250 ¦
¦ ¦субсидий предприятиям ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P16 ¦Закрепление нормативов отчислений по¦ 0,250 ¦
¦ ¦регулирующим доходам на долгосрочной основе ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P17 ¦Закрепление формулы распределения безвозмездной¦ 0,500 ¦
¦ ¦финансовой помощи на долгосрочной основе ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P18 ¦Закрепление методологии предоставления бюджетных¦ 0,250 ¦
¦ ¦кредитов на финансирование временных кассовых¦ ¦
¦ ¦разрывов ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P19 ¦Отношение объема долговых обязательств,¦ 0,750 ¦
¦ ¦погашаемых в течение бюджетного года к объему¦ ¦
¦ ¦доходов бюджета ¦ ¦
+----+------------------------------------------------+----------+
¦P20 ¦Отношение прироста долга к доходам бюджета ¦ 0,750 ¦
L----+------------------------------------------------+-----------


Критические значения каждого индикатора и формулы расчета индикаторов приведены в таблице 2.

Таблица 2

   ----T---------------T-------------------------------T----------------T------------T-----------------------------¬

¦ № ¦ Индикаторы ¦ Формула расчета значения ¦Минимальный риск¦Максималь- ¦ Пояснение ¦
¦ ¦ ¦ индикатора ¦неплатежеспособ-¦ный риск ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ности (наилучший¦неплатеже- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦уровень ¦способности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦управления ¦(минимальный¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦финансами) ¦уровень ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансами) ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P1 ¦Доля ¦V = (A + B + C) / D ¦ 20% ¦ 70% ¦Значительная доля¦
¦ ¦первоочередных ¦ ¦ ¦ ¦первоочередных расходов¦
¦ ¦расходов ¦A - расходы бюджета на оплату¦ ¦ ¦свидетельствует о¦
¦ ¦в расходах ¦труда и начисления на оплату¦ ¦ ¦недостаточной финансовой¦
¦ ¦бюджета ¦труда; ¦ ¦ ¦гибкости. В случае сокращения¦
¦ ¦ ¦B - расходы бюджета на¦ ¦ ¦доходов бюджет столкнется с¦
¦ ¦ ¦обслуживание долга; ¦ ¦ ¦выбором - снижать общий объем¦
¦ ¦ ¦C - расходы бюджета на выплату¦ ¦ ¦расходов на оплату труда,¦
¦ ¦ ¦трансфертов населению; ¦ ¦ ¦социальные выплаты или¦
¦ ¦ ¦D - расходы бюджета с учетом¦ ¦ ¦реструктурировать свои¦
¦ ¦ ¦прироста кредиторской¦ ¦ ¦долговые обязательства ¦
¦ ¦ ¦задолженности за исключением¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P2 ¦Доля ¦V = (A /B + A / ¦ 15% ¦ 5% ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦капитальных ¦ n-2 n-2 n-1 ¦ ¦ ¦долю расходов бюджета,¦
¦ ¦вложений в ¦ ¦ ¦ ¦которые в случае¦
¦ ¦расходах ¦/ B + A / B ) / 3 ¦ ¦ ¦необходимости могут быть¦
¦ ¦бюджета за ¦ n-1 n n ¦ ¦ ¦сокращены без потерь по¦
¦ ¦последние ¦ ¦ ¦ ¦отношению к объему и качеству¦
¦ ¦3 года ¦A - капитальные вложения за¦ ¦ ¦бюджетных услуг,¦
¦ ¦ ¦счет бюджета (включая целевые¦ ¦ ¦предоставляемых Республикой¦
¦ ¦ ¦бюджетные фонды); ¦ ¦ ¦Коми. Большая доля¦
¦ ¦ ¦B - расходы бюджета с учетом¦ ¦ ¦капитальных расходов¦
¦ ¦ ¦прироста кредиторской¦ ¦ ¦свидетельствует о финансовой¦
¦ ¦ ¦задолженности за исключением¦ ¦ ¦гибкости бюджета и отражает¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦возможность значительного¦
¦ ¦ ¦компенсаций; ¦ ¦ ¦сокращения расходов бюджета в¦
¦ ¦ ¦n - последний отчетный год ¦ ¦ ¦случае возникновения такой¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребности ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P3 ¦Зависимость ¦V = А / B ¦ 5% ¦ 40% ¦Данный индикатор¦
¦ ¦бюджета от ¦ ¦ ¦ ¦характеризует зависимость¦
¦ ¦финансовой ¦A - доходы бюджета от¦ ¦ ¦доходов бюджета от¦
¦ ¦помощи ¦безвозмездных перечислений от¦ ¦ ¦перечислений из бюджетов¦
¦ ¦ ¦бюджетов других уровней за¦ ¦ ¦других уровней. Чем выше¦
¦ ¦ ¦исключением средств¦ ¦ ¦значение данного индикатора,¦
¦ ¦ ¦Федерального фонда компенсаций;¦ ¦ ¦тем выше риск возможного¦
¦ ¦ ¦B - доходы бюджета за¦ ¦ ¦выпадения доходов в¦
¦ ¦ ¦исключением средств¦ ¦ ¦результате уменьшения¦
¦ ¦ ¦Федерального фонда компенсаций ¦ ¦ ¦финансовой помощи, что может¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦негативно сказаться на¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сбалансированности бюджета и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦способности обслуживать¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговые обязательства ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P4 ¦Изменение ¦V = (A - A ) / (В / 12) ¦ 0 ¦ 5% ¦Данный индикатор позволяет¦
¦ ¦кредиторской ¦ n n-1 ¦ ¦ ¦оценить уровень выполнения¦
¦ ¦задолженности ¦ ¦ ¦ ¦бюджетных обязательств¦
¦ ¦ ¦A - кредиторская задолженность¦ ¦ ¦Республики Коми ¦
¦ ¦ ¦учреждений, финансируемых из¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджета, на соответствующую¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦отчетную дату; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦B - объем расходов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦n - последний отчетный месяц ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P5 ¦Отношение ¦V = A / B ¦ 25% ¦ 50% ¦Для расчета значения данного¦
¦ ¦долга без ¦ ¦ ¦ ¦индикатора учитывается сумма¦
¦ ¦учета гарантий ¦A - долг за вычетом гарантий и¦ ¦ ¦долговых обязательств,¦
¦ ¦и поручительств¦поручительств на конец года; ¦ ¦ ¦включающая долг без учета¦
¦ ¦к доходам ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦процентных платежей. Чем выше¦
¦ ¦бюджета ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦уровень долговой нагрузки¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦(отношения долга к доходам¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета), тем выше риск¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦невыполнения долговых¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательств ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P6 ¦Отношение ¦V = A / B ¦ 10% ¦ 20% ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦краткосрочного ¦ ¦ ¦ ¦структуру долга по срокам¦
¦ ¦(до 1 года) ¦A - объем краткосрочного (до 1¦ ¦ ¦гашения. Большая доля¦
¦ ¦долга к ¦года) долга на конец года; ¦ ¦ ¦краткосрочных обязательств¦
¦ ¦доходам бюджета¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦свидетельствует о высокой¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦зависимости от¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦рефинансирования долга, что в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦совокупности со значительной¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговой нагрузкой угрожает¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стабильности финансов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P7 ¦Отношение ¦V = A / B ¦ 5% ¦ 10% ¦Данный индикатор корректирует¦
¦ ¦внешнего долга ¦ ¦ ¦ ¦оценку долговой нагрузки с¦
¦ ¦к доходам ¦A - объем внешнего долга на¦ ¦ ¦учетом величины¦
¦ ¦бюджета ¦конец года; ¦ ¦ ¦дополнительного валютного¦
¦ ¦ ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦риска. Валютный риск связан с¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦возможным увеличением¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦долговой нагрузки,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обуславливаемым колебанием¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦курса рубля относительно¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦валюты внешнего долга. В¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦случае значительного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изменения курса рубля¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговая нагрузка по внешним¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговым обязательствам¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦увеличивается пропорционально¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦падению курса рубля ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P8 ¦Отношение ¦V = A / B ¦ 15% ¦ 30% ¦Гарантии являются менее¦
¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦рискованным видом долговых¦
¦ ¦выданных ¦A - объем гарантий и¦ ¦ ¦обязательств в связи с тем,¦
¦ ¦гарантий ¦поручительств Республики Коми¦ ¦ ¦что выплаты по гарантиям¦
¦ ¦(поручительств)¦на конец года; ¦ ¦ ¦могут не наступить, если¦
¦ ¦к доходам ¦B - всего доходов бюджета без¦ ¦ ¦заемщик, получивший гарантию,¦
¦ ¦бюджета ¦учета средств Федерального¦ ¦ ¦самостоятельно исполнит свои¦
¦ ¦ ¦фонда компенсаций ¦ ¦ ¦обязательства перед¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кредитором. Поэтому¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательства по гарантиям¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оцениваются как отдельный¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фактор платежеспособности.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Чем выше объем выданных¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гарантий по отношению к¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходам бюджета, тем выше¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциальный объем выплат в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦случае неспособности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦получателя гарантии¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(поручительства) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельно обслуживать¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свои обязательства ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P9 ¦Отсутствие ¦V = A / B ¦ 0% ¦ 0,5% ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦просроченных ¦ ¦ ¦ ¦практику добросовестного¦
¦ ¦долговых ¦A - просроченная задолженность¦ ¦ ¦(своевременно и в полном¦
¦ ¦обязательств ¦бюджета на конец года; ¦ ¦ ¦объеме) обслуживания и¦
¦ ¦ ¦B - объем доходов бюджета за¦ ¦ ¦погашения долговых¦
¦ ¦ ¦последний отчетный год ¦ ¦ ¦обязательств ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P10¦Соблюдение ¦V = A / B ¦ 100% ¦ - ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦ограничения ¦ ¦ ¦ ¦соблюдение требования,¦
¦ ¦текущих ¦A - текущие расходы бюджета с¦ ¦ ¦установленного Бюджетным¦
¦ ¦расходов ¦учетом прироста кредиторской¦ ¦ ¦кодексом Российской¦
¦ ¦бюджета, ¦задолженности за исключением¦ ¦ ¦Федерации, к текущим расходам¦
¦ ¦установленного ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦бюджета ¦
¦ ¦Бюджетным ¦компенсаций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кодексом ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦компенсаций ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P11¦Соблюдение ¦V = A / B ¦ -15% ¦ - ¦Дефицит бюджета не может¦
¦ ¦ограничения ¦ ¦ ¦ ¦превышать 15% доходов без¦
¦ ¦дефицита ¦A - дефицит бюджета; ¦ ¦ ¦учета финансовой помощи из¦
¦ ¦бюджета, ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦федерального бюджета и¦
¦ ¦установленного ¦безвозмездных перечислений от¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦
¦ ¦Бюджетным ¦бюджетов других уровней ¦ ¦ ¦компенсаций ¦
¦ ¦кодексом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P12¦Соблюдение ¦V = A / B ¦ ¦ - ¦В соответствии с Бюджетным¦
¦ ¦ограничения на ¦ ¦ 100% ¦ ¦кодексом объем долга не может¦
¦ ¦объем долга, ¦A - объем долга; ¦ ¦ ¦превышать объем доходов¦
¦ ¦установленного ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦бюджета без учета финансовой¦
¦ ¦Бюджетным ¦безвозмездных перечислений от¦ ¦ ¦помощи из бюджетов других¦
¦ ¦кодексом ¦бюджетов других уровней ¦ ¦ ¦уровней и средств¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦Федерального фонда¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦компенсаций ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P13¦Соблюдение ¦V = A / B ¦ 15% ¦ - ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦ограничения ¦ ¦ ¦ ¦выполнение требования¦
¦ ¦расходов на ¦A - расходы на обслуживание и¦ ¦ ¦Бюджетного кодекса Российской¦
¦ ¦обслуживание ¦погашение долга; ¦ ¦ ¦Федерации, в соответствии с¦
¦ ¦долга, ¦B - расходы бюджета без учета¦ ¦ ¦которым расходы на¦
¦ ¦установленного ¦безвозмездных перечислений от¦ ¦ ¦обслуживание долга¦
¦ ¦Бюджетным ¦бюджетов других уровней ¦ ¦ ¦ограничиваются 15% расходов¦
¦ ¦кодексом ¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P14¦Отношение ¦V = (A - B) / A ¦ 0% ¦ -10% ¦Этот индикатор отражает¦
¦ ¦дефицита ¦ ¦ ¦ ¦сбалансированность бюджета и¦
¦ ¦бюджета к ¦A - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦характеризует возможность¦
¦ ¦доходам бюджета¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦финансирования всех текущих и¦
¦ ¦ ¦компенсаций; ¦ ¦ ¦капитальных расходов бюджета¦
¦ ¦ ¦B - расходы бюджета с учетом¦ ¦ ¦за счет имеющихся доходов без¦
¦ ¦ ¦прироста кредиторской¦ ¦ ¦увеличения объема¦
¦ ¦ ¦задолженности за исключением¦ ¦ ¦заимствований ¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P15¦Ограничение ¦V = A / B ¦ 0% ¦ 5% ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦предоставления ¦ ¦ ¦ ¦практику ограничения¦
¦ ¦бюджетных ¦A - объем бюджетных кредитов¦ ¦ ¦предоставления бюджетных¦
¦ ¦кредитов и ¦(ссуд) и субсидий, за¦ ¦ ¦кредитов и субсидий¦
¦ ¦субсидий ¦исключением предоставленных¦ ¦ ¦организациям (в первую¦
¦ ¦организациям ¦бюджетам других уровней,¦ ¦ ¦очередь - организациям¦
¦ ¦ ¦выданных за счет средств¦ ¦ ¦промышленности, торговли,¦
¦ ¦ ¦бюджета; ¦ ¦ ¦сельского хозяйства,¦
¦ ¦ ¦B - расходы бюджета с учетом¦ ¦ ¦финансовым организациям).¦
¦ ¦ ¦прироста кредиторской¦ ¦ ¦Объем предоставленных¦
¦ ¦ ¦задолженности за исключением¦ ¦ ¦бюджетных кредитов и субсидий¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦отражает масштаб участия¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦Республики Коми в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦региональной экономике и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствующий объем¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовых ресурсов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общественного сектора,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отвлекаемый для финансовой¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поддержки реального сектора ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P16¦Закрепление ¦V = (A / B) + (A / B) + ¦ 20% ¦ 50% ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦нормативов ¦ n n-1 ¦ ¦ ¦практику установления¦
¦ ¦отчислений по ¦ ¦ ¦ ¦стабильных нормативов¦
¦ ¦регулирующим ¦+ (A / B) ¦ ¦ ¦отчислений по основным¦
¦ ¦доходам на ¦ n-2 ¦ ¦ ¦регулирующим доходам местных¦
¦ ¦долгосрочной ¦ ¦ ¦ ¦бюджетов. Нормативы¦
¦ ¦основе ¦A - количество изменений¦ ¦ ¦отчислений по регулирующим¦
¦ ¦ ¦нормативов распределения¦ ¦ ¦доходам, закрепленные на¦
¦ ¦ ¦налогов для всех муниципальных¦ ¦ ¦постоянной основе, повышают¦
¦ ¦ ¦образований в Республике Коми¦ ¦ ¦стабильность финансов¦
¦ ¦ ¦по каждому налогу по сравнению¦ ¦ ¦Республики Коми и¦
¦ ¦ ¦с предшествующим годом; ¦ ¦ ¦муниципальных образований в¦
¦ ¦ ¦B - общее количество¦ ¦ ¦Республике Коми ¦
¦ ¦ ¦муниципальных образований в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Республике Коми; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦n - последний отчетный год ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P17¦Закрепление ¦ ¦1) формула ¦ ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦формулы ¦ ¦утверждается ¦ ¦использование стабильной и¦
¦ ¦распределения ¦ ¦законом ¦ ¦объективной формулы¦
¦ ¦безвозмездной ¦ ¦Республики Коми ¦ ¦распределения безвозмездной¦
¦ ¦финансовой ¦ ¦не позднее ¦ ¦финансовой помощи. Формула¦
¦ ¦помощи на ¦ ¦1 января n-2-го ¦ ¦распределения финансовой¦
¦ ¦долгосрочной ¦ ¦года ¦ ¦помощи должна закрепляться¦
¦ ¦основе ¦ ¦(см. предыдущий ¦ ¦законом Республики Коми,¦
¦ ¦ ¦ ¦индикатор); ¦ ¦оставаться неизменной не¦
¦ ¦ ¦ ¦2) в составе ¦ ¦менее трех лет и включать¦
¦ ¦ ¦ ¦исходных данных ¦ ¦только данные официальной¦
¦ ¦ ¦ ¦для расчета ¦ ¦статистики и финансовой¦
¦ ¦ ¦ ¦финансовой ¦ ¦отчетности по Республике Коми¦
¦ ¦ ¦ ¦помощи не ¦ ¦и муниципальным образованиям¦
¦ ¦ ¦ ¦используются ¦ ¦в Республике Коми ¦
¦ ¦ ¦ ¦данные о ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦фактически ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦полученных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦доходах и (или) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦фактически ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦произведенных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходах по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦отдельным ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципальным ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образованиям в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республике Коми;¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦3) за три ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦последних ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦отчетных года в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦формулу внесено ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦не более 1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦существенной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦поправки ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P18¦Закрепление ¦ ¦1) порядок ¦ - ¦Данный индикатор отражает¦
¦ ¦методологии ¦ ¦предоставления ¦ ¦наличие формализованного¦
¦ ¦предоставления ¦ ¦бюджетных ¦ ¦порядка предоставления¦
¦ ¦бюджетных ¦ ¦кредитов ¦ ¦средств на финансирование¦
¦ ¦кредитов на ¦ ¦муниципальным ¦ ¦кассовых разрывов,¦
¦ ¦финансирование ¦ ¦образованиям в ¦ ¦возникающих при исполнении¦
¦ ¦временных ¦ ¦Республике Коми ¦ ¦бюджетов муниципальных¦
¦ ¦кассовых ¦ ¦утверждается ¦ ¦образований в Республике¦
¦ ¦разрывов ¦ ¦нормативным ¦ ¦Коми, обеспечивающего¦
¦ ¦ ¦ ¦правовым актом ¦ ¦наиболее эффективное и¦
¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми;¦ ¦объективное использование¦
¦ ¦ ¦ ¦2) порядком ¦ ¦этого механизма ¦
¦ ¦ ¦ ¦формализована ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦процедура ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦расчета ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦временного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кассового ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦разрыва бюджетов¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образований в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республике Коми ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и расчета ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦возможного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦объема кредита; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦3) порядок ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦устанавливает ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦предельные сроки¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦возврата ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кредита, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦санкции, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦применяемые в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦случае нарушения¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сроков возврата;¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦4) порядком ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦запрещается ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦предоставлять ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджетный кредит¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в случае наличия¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦просроченной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦задолженности по¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ранее предостав-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ленному кредиту ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(ссуде) ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P19¦Отношение ¦V = A / B ¦ 10% ¦ 15% ¦Для субъектов Российской¦
¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦Федерации характерно значение¦
¦ ¦долговых ¦A - объем долговых¦ ¦ ¦данного показателя ниже 10%.¦
¦ ¦обязательств, ¦обязательств, погашаемых в¦ ¦ ¦Превышение уровня 15%¦
¦ ¦погашаемых в ¦течение бюджетного года; ¦ ¦ ¦свидетельствует о¦
¦ ¦течение ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦рискованности проводимой¦
¦ ¦бюджетного ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦долговой политики. При этом¦
¦ ¦года к объему ¦компенсаций ¦ ¦ ¦следует различать следующие¦
¦ ¦доходов бюджета¦ ¦ ¦ ¦ситуации: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ а) высокий уровень¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов на погашение долга¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦связан с погашением¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦краткосрочных (в рамках¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетного года)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заимствований. В этом случае¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦необходим дополнительный¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦анализ ситуации с¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ликвидностью и политикой по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рефинансированию долга; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ б) высокий уровень¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов на погашение долга¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦связан с погашением крупного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долгосрочного заимствования.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В такой ситуации необходимо¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заблаговременное создание¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦резервов для осуществления¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦погашения крупного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заимствования. Также¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦необходимо заблаговременно¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключить соглашения о¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦привлечении необходимых¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кредитных ресурсов для¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рефинансирования такого¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долгового обязательства ¦
+---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+-----------------------------+
¦P20¦Отношение ¦V = A / B ¦ 0% ¦ 10% ¦Рост уровня долга более чем¦
¦ ¦прироста долга ¦ ¦ ¦ ¦на 10% доходов бюджета в¦
¦ ¦к доходам ¦A - объем прироста долга в¦ ¦ ¦течение года может привести к¦
¦ ¦бюджета ¦течение бюджетного года; ¦ ¦ ¦необходимости осуществления¦
¦ ¦ ¦B - доходы бюджета без учета¦ ¦ ¦крупных разовых выплат по¦
¦ ¦ ¦средств Федерального фонда¦ ¦ ¦погашению долга в дальнейшем¦
¦ ¦ ¦компенсаций ¦ ¦ ¦и косвенно свидетельствует о¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неуправляемом росте уровня¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долга ¦
L---+---------------+-------------------------------+----------------+------------+------------------------------






Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 30 июня 2005 г. № 188
(приложение № 2)

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
С УЧЕТОМ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

Настоящая Методика расчета объема возможного привлечения новых государственных заимствований Республики Коми с учетом их влияния на ее платежеспособность (далее - Методика) разработана в целях повышения эффективности расходования средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - бюджет), укрепления финансовой дисциплины и представляет свод (алгоритм) методических процедур, направленных на определение ресурсов республиканского бюджета Республики Коми в среднесрочном периоде и укрепление платежеспособности Республики Коми.
Настоящая Методика основывается на системе оценок необходимых и достаточных условий (критериев) принятия решений о возможности привлечения новых государственных заимствований Республики Коми (далее - заимствований).
В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
"график платежей" - составляемый органом, исполняющим бюджет, график обслуживания и погашения долга;
"долг" - государственный долг Республики Коми;
"долговые обязательства" - государственные долговые обязательства Республики Коми;
"кредитор" - юридическое лицо (резидент или нерезидент), с которым заключены договора (соглашения) о кредитовании бюджета;
"платежеспособность Республики Коми" - способность Республики Коми своевременно и в полном объеме выполнять за счет средств бюджета принятые расходные обязательства, рассчитываться по долговым обязательствам Республики Коми, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности бюджета;
2. Необходимые критерии (условия) привлечения новых заимствований
Для оценки возможности привлечения новых заимствований бюджетом используются следующие необходимые критерии (условия) принятия решений.
2.1. Привлечение новых заимствований не приведет к превышению предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание
Для оценки данного условия используются следующие показатели:
Соотношение объема долга и доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета менее или равно 1;
Соотношение объема расходов бюджета на обслуживание долга и объема расходов бюджета менее или равно 0,15;
Ограничения, налагаемые величиной доступной долговой емкости (профиля заемной мощности), определяемой в соответствии с приложением № 1.
2.2. Привлечение новых заимствований не создает "пиковых" (максимальных за период) выплат
Для оценки равномерности выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств используется показатель дисперсии выплат, рассчитываемый по следующей формуле:

n _ 2
SUM (x - x)
i=1 i
Д = -------------, где
n

Д - дисперсия выплат;
х - платежи по обслуживанию и погашению долговых обязательств
i
в период i (в качестве периода целесообразно рассматривать год);
_
x - средний платеж за период по обслуживанию и погашению
долговых обязательств;
n - количество периодов, соответствующее максимальному сроку
действия долговых обязательств.
Данное условие по привлечению считается выполненным, если привлечение заемных средств для рефинансирования долга не приводит к увеличению дисперсии (определение порога "значимости" изменения показателя дисперсии производится на основании экспертных оценок).
3. Достаточные критерии (условия) привлечения новых заимствований
Для оценки возможности привлечения новых заимствований используются следующие достаточные критерии (условия) принятия решений.
3.1. Привлечение новых заимствований позволит снизить совокупные расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Для оценки данного условия сравниваются показатели приведенной стоимости долговых обязательств. Для каждого из долговых обязательств (рефинансируемого и привлекаемого) на основании графика платежей рассчитывается приведенная стоимость расходов на обслуживание и погашение долга по следующей формуле:

(О - П )
n i i
ПС = SUM ---------, где
i=0 i
(1 + r)

ПС - приведенная стоимость расходов на обслуживание
и погашение долга;
О - расходы на обслуживание долгового обязательства в период
i
i;
П - расходы на погашение долгового обязательства в период i;
i
r - ставка дисконтирования (в качестве ставки дисконтирования
может приниматься средняя процентная ставка по депозитам банков
группы надежности "А");
n - срок действия долгового обязательства.
Более привлекательным является вариант заимствования, для которого получено меньшее значение показателя приведенной стоимости.
3.2. Привлечение новых заимствований позволит устранить "пиковые" выплаты.
Для оценки данного условия используется показатель дисперсии выплат. Для выполнения условия необходимо, чтобы дисперсия выплат при условии привлечения нового заимствования была ниже, нежели при существующих долговых обязательствах.
3.3. Привлечение новых заимствований позволит повысить диверсификацию долга по видам долговых обязательств.
Данное условие считается выполненным, если привлечение заемных средств приводит к возникновению нового вида долговых обязательств.
Если привлечение заемных средств не приводит к возникновению нового вида долговых обязательств, необходима проверка равномерности распределения долговых обязательств по видам с использованием следующей формулы:

n _ 2
SUM (z - z)
i=1 i
РРО = ------------- , где
n

РРО - равномерность распределения долговых обязательств;
z - объем долговых обязательств по i-тому виду;
i
_
z - средний объем долговых обязательств;
n - общее количество видов долговых обязательств.
Для выполнения условия необходимо, чтобы при привлечении нового заимствования данный показатель уменьшался (определение порога "значимости" изменения показателя дисперсии производится на основании экспертных оценок).
3.4. Привлечение новых заимствований позволит повысить диверсификацию долга по кредиторам
Данное условие считается выполненным, если привлечение заемных средств приводит к возникновению нового кредитора.
Если привлечение заемных средств не приводит к возникновению нового кредитора, необходима проверка равномерности распределения долговых обязательств по кредиторам с использованием следующей формулы:

n _ 2
SUM (y - y)
i=1 i
РРК = -------------, где
n

РРК - равномерности распределения долговых обязательств по
кредиторам;
y - объем долговых обязательств перед i-тым кредитором;
i
_
y - средний объем долговых обязательств;
n - общее количество кредиторов.
Для выполнения условия необходимо, чтобы при привлечении нового заимствования данный показатель уменьшался (определение порога "значимости" изменения показателя дисперсии производится на основании экспертных оценок).
3.5. Привлечение новых заимствований позволит снизить риск процентной ставки.
Данное условие выполняется, если новое заимствование осуществляется по фиксированной процентной ставке.
3.6. Привлечение новых заимствований позволит снизить риск досрочного предъявления к погашению.
Данное условие выполняется, если новое заимствование не содержит опционных механизмов (предполагающих досрочное погашение полностью или частично), а сроки погашения фиксированы.
4. Алгоритм принятия решений по привлечению новых заимствований
Принятие решения о привлечении новых заимствований для рефинансирования долга основывается на анализе и сопоставлении возможных вариантов привлечения заемных средств. Анализ по каждому из вариантов состоит из следующих основных этапов:
1) определение объема долговых обязательств, для которых рассматривается возможность рефинансирования;
2) разработка вариантов привлечения новых заимствований (определение предлагаемых рынком параметров заимствований - сроки, ставки, кредиторы);
3) расчет прогнозного графика обслуживания и погашения долга при условии осуществления новых заимствований и рефинансирования долга;
4) проверка выполнения необходимых условий привлечения новых заимствований. В случае если одно из необходимых условий не выполняется, привлечение новых заимствований для рефинансирования долга следует признать нецелесообразным и необходимо разработать иные варианты заимствования. В случае если оба необходимых условия (критерия) выполняются, должно быть проанализировано выполнение достаточных условий привлечения новых заимствований;
5) комплексная проверка выполнения достаточных условий. Для принятия решения о привлечении новых заимствований выполнения достаточных условий не требуется. Тем не менее, выполнение достаточных условий (критериев) следует проанализировать в целях выбора максимально выгодного варианта заимствований. Принятие оптимального решения о привлечении новых заимствований должно основываться на приоритетности достаточных условий, которая определяется в зависимости от:
состояния долговой нагрузки;
состояния кредитного рынка;
целей, преследуемых при привлечении новых заимствований для рефинансирования долга.
5. Расчет допустимых объемов привлечения новых заимствований
Для определения допустимых (максимально возможных) объемов привлечения новых заимствований график обслуживания и погашения долговых обязательств сравнивается с долговой емкостью бюджета. Для этого строится разность долговой емкости и графика. Эта разность является доступной долговой емкостью для новых заимствований, определяемой по следующей формуле:

ДДЕ = ДЕ - СГ , для каждого i=1, ... N, где
i i i

ДДЕ - доступная долговая емкость для новых заимствований;
i
ДЕ - долговая емкость в i-ом периоде;
i
СГ - платежи по исполнению уже принятых долговых обязательств;
i
i - период расчета;
№ - число периодов расчета в интервале планирования.
При средне- и долгосрочном планировании доступная долговая емкость рассчитывается с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с более коротким временным периодом (до одного месяца).
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то может быть осуществлено привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований окажется отрицательной в каком-либо периоде, то это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств за счет доходов бюджета невозможно. В зависимости от длительности периода с отрицательной доступной долговой емкостью возможны два варианта:
а) если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся долговых обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание долговых обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения невозможно.
б) если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. Решить проблему в этом случае можно с помощью рефинансирования долговых обязательств, а также за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru