Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 08.06.2005 № А29-10870/04-3э
<УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ ИСТЦОМ В КАЧЕСТВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ В ВИДЕ ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОСОБИЯ НА ПЕРИОД ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ, ПОДЛЕЖАТ ВОЗМЕЩЕНИЮ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ СУБЪЕКТА РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 8 июня 2005 года Дело № А29-10870/04-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 06.06.05 апелляционную жалобу Финансового управления Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 апреля 2005 года по делу № А29-10870/04-3э, принятое судьей Авфероновой О.В.,

установил:

Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Коми 11 951 руб. убытков, представляющих собой расходы по выплате им в качестве работодателя своим работникам дополнительного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и возникших в связи с реализацией истцом Закона Республики Коми от 20 октября 1992 года "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" (далее - Закон РК от 20.10.1992).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13 апреля 2005 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что у истца убытков не возникло, так как выплата им дополнительных пособий производилась также за счет средств республиканского бюджета, профинансированных по статье сметы расходов "Начисления на оплату труда" (страховые взносы на государственное страхование граждан) (КЭК 110200). Обстоятельства же нецелевого использования средств республиканского бюджета не входят в круг устанавливаемых по настоящему делу.
Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре (далее - финуправление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что затраты на вышеуказанные дополнительные выплаты к пособиям выделяются в силу статьи 8 Закона РК от 20.10.1992 отдельной строкой в республиканском бюджете и не предусматриваются в смете учреждений, территориальных органов. Противоправное бездействие Республики Коми выражено в отсутствии надлежащего финансирования льгот, предусмотренных статьей 7 Закона РК от 20.10.1992. Тот факт, что доплаты были произведены работодателем в 2004 г. за счет отвлечения средств из сметы финуправления, не является основанием для отнесения их на расходы по бюджету на содержание учреждения и признания их фактическим исполнением обязательств Республики Коми по финансированию рассматриваемых льгот.
Министерство финансов Республики Коми в письменном отзыве на апелляционную жалобу доводы истца отклонило. Ответчик указал, что в законах Республики Коми о республиканских бюджетах на 2002, 2003 и 2004 гг. истец в качестве получателя средств данного бюджета не значился, и в силу требований статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик неправомочен был перечислять ему денежные средства. Оснований для взыскания убытков не имеется, так как финуправление произвело спорные выплаты из денежных средств, выделенных на его содержание из республиканского бюджета.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно статьям 1 и 7 Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" от 20.10.1992 (в редакции Законов РК от 12.05.1998 № 15-РЗ; от 17.10.2000 № 58-РЗ; от 29.12.2000 № 86-РЗ), утратившим силу с 30.12.2004 в связи с принятием Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей", для лиц, постоянно проживающих в Республике Коми, установлены доплата к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 200 рублей и единовременная доплата к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), в размере 100 руб., которые производятся работодателем по месту работы, службы за счет средств Фонда социального страхования Республики Коми.
На основании Приказа Финансового управления Минфина Республики Коми в г. Сыктывкаре от 06.04.2004 № 23-Л на основании Закона РК от 20.10.1992 и личных заявлений работников финуправления была произведена выплата доплаты к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 9 063 руб. 94 коп. Указанные отпуска работников имели место в период 2002 - 2004 гг. Финуправление в иске просит взыскать указанную сумму как убытки истца.
Впоследствии истец заявлением от 31.01.2005 увеличил размер исковых требований и дополнительно просит взыскать с ответчика 2 887 руб. 73 коп., начисленных для выплаты указанных выше дополнительных пособий работнице финуправления, но не произведенных и числящихся в кредиторской задолженности управления.
Суд апелляционной инстанции считает, что Финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми по г. Сыктывкару правомерно заявлены исковые требования к Минфину Республики Коми о взыскании 11 924,67 руб. в качестве убытков истца в силу следующего.
Указанные убытки возникли у финуправления в связи с исполнением им обязанностей, установленных вышеуказанным Законом, ввиду отсутствия надлежащего финансирования на эти цели из республиканского бюджета.
Обоснованность начисления и выплаты доплаты к ежемесячному пособию подтверждаются представленными истцом свидетельствами о рождении, приказами о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сотрудницам учреждения, расходно-кассовыми ордерами и платежными поручениями для зачисления на сберкарты работников.
Расчет убытков произведен верно и ответчиком не оспаривается.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений сторон, финуправление не финансировалось из республиканского бюджета на выплаты в соответствии с Законом РК от 20.10.1992 и истец производил их путем отвлечения денежных средств республиканского бюджета, полученных им по статье сметы расходов "Начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное страхование граждан) (КЭК 110200).
Фонд социального страхования Республики Коми ликвидирован в 2001 году. Отсутствие надлежащего финансирования по спорным выплатам подтверждается справками Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми и не оспаривается ответчиком.
Доводы Минфина Республики Коми о том, что истец не является получателем средств республиканского бюджета и, в силу этого, не должен был финансироваться ответчиком, являются несостоятельными.
Финансовое управление Минфина Республики Коми по г. Сыктывкару в соответствии с Положением о нем, утвержденным Приказом Минфина РК от 31.12.1999 № 40-л, Положением о Минфине Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 17.11.1999 № 458, является территориальным органом ответчика и самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из республиканского бюджета.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" финансирование расходов, связанных с осуществлением спорных выплат, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам. Средства, необходимые для выполнения Закона, выделяются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.
В силу изложенного обязательства по исполнению Закона РК от 20.10.1992 возложены на работодателей, но за счет республиканского бюджета Республики Коми.
Таким образом, по рассматриваемому иску противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Республики Коми от исполнения обязательств по возмещению расходов, которые истец понес и должен будет понести в связи с исполнением им Закона РК от 20.10.1992.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.04.2002 № 49, министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, организует в установленном порядке исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми, обеспечивает контроль исполнения республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред (убытки), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, ответственность за понесенные истцом убытки должна быть возложена на Министерство финансов Республики Коми в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации как на соответствующий орган, выступающий от имени казны республики.
Выводы суда первой инстанции и соответствующие доводы ответчика о том, что сумма исковых требований не может быть рассмотрена в качестве убытков истца, так как последний произвел спорные выплаты за счет средств республиканского бюджета, полученных им по статье сметы расходов "Начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное страхование граждан) (КЭК 110200), неправомерны.
Обстоятельства использования истцом для производства выплат в целях реализации Закона РК от 29.10.1992 денежных средств, полученных им из республиканского бюджета для покрытия иных расходов учреждения, указывают на то, что в указанной части Финуправление фактически не получило финансирования в полном объеме и понесло в связи с этим убытки.
Суд правомерно по ходатайству истца произвел замену ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми" на надлежащего ответчика - Министерство финансов Республики Коми, так как согласно Положению о нем, утвержденному Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.05.02 № 90, и Положениями о филиалах ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РК" через региональное отделение не производится финансирование расходов, установленных законодательными актами Республики Коми.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2005 по делу № А29-10870/04-3э отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу Финансового управления Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре 11 951 руб. 67 коп. убытков.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.В.ТУГАРЕВ

Судьи
Т.В.ЕГОРОВА
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru