Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 30.03.2005 № А29-509/05А
<О ПРИЗНАНИИ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 1 РЕШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ - ТАРИФНОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 12 НОЯБРЯ 2004 ГОДА № 21/1 "О ТАРИФАХ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, ХИМИЧЕСКИ ОЧИЩЕННУЮ ВОДУ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ОАО "АЭК "КОМИЭНЕРГО" НА РОЗНИЧНЫЙ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ) РЫНОК" СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 19.04.2005, № 69-70






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2005 года Дело № А29-509/05А

Арбитражный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Елькина С.К., судей Леушиной И.Б., Протащука В.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Леушиной И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "АЭК "Комиэнерго" о признании частично недействующим решения Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 21/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, химически очищенную воду, поставляемую ОАО "АЭК "Комиэнерго" на розничный (потребительский) рынок", при участии:
от заявителя: Исаковой Г.А., Медведева И.В., Понькина И.С., Родева О.Ю. -представители по доверенности;
от Службы Республики Коми по тарифам: Первакова И.Е., Секретарева П.П., Шейфеля М.Н. - представители по доверенности,

установил:

12 ноября 2004 года Региональная энергетическая комиссия - Тарифный комитет Республики Коми приняла решение № 21/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, химически очищенную воду, поставляемую ОАО "АЭК "Комиэнерго" на розничный (потребительский) рынок" (далее - решение № 21/1). Названный нормативный правовой акт опубликован в газете "Коми му" от 21 декабря 2004 года № 153.
По заключению Управления Минюста России по Республике Коми указанный акт в государственной регистрации не нуждается.
Заявитель просит признать недействующим в части, касающейся открытого акционерного общества "АЭК "Комиэнерго", абзац второй пункта 1 решения № 21/1, в части слов: "тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "АЭК "Комиэнерго" потребителям, согласно приложению № 1;".
Свои требования заявитель обосновывает следующим.
Из расчетов на 2005 год необоснованно исключены: "Затраты на оплату труда", "Топливо на технологические цели", "Дивиденды на акции", избыток средств, полученный в предыдущих периодах в общей сумме 1113,1 млн. руб. Средневзвешенный тариф по всем группам потребителей с учетом всех видов дифференциации не может быть установлен ниже предельного максимального или минимального средневзвешенного тарифа. Установленные оспариваемым нормативным актом тарифы на 2005 год ниже предельного минимального уровня тарифов, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) от 07.09.04 № 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы".
В судебном заседании представители заявителя представили заявление об отказе от требований, поскольку Приказом ФСТ России № 84-к от 15 марта 2005 года в оспариваемой заявителем части нормативный правовой акт отменен. Доказательств опубликования в установленном частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации порядке нормативного правового акта, отменившего оспариваемое заявителем решение № 21/1, суду не представлено.
Отказ от требований судом не принят, поскольку, в соответствии с частью 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни отказ заинтересованного лица от своего требования, ни признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
При рассмотрении дела представители заявителя поддержали заявленные ранее требования и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.
Региональная энергетическая комиссия - Тарифный комитет Республики Коми (в настоящее время - Служба Республики Коми по тарифам; далее - регулирующий орган) в представленном отзыве и дополнении к нему выражает мнение, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону "Об электроэнергетике", Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" по следующим основаниям.
Установленные оспариваемым решением тарифы, по мнению регулирующего органа, действительно находятся ниже минимального уровня тарифов, утвержденных ФСТ России для Республики Коми на 2005 год. Однако содержание статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закона № 41-ФЗ) необходимо применять во взаимосвязи со статьями 2 - 4 Закона № 41-ФЗ, устанавливающими цели и принципы государственного регулирования тарифов.
По мнению представителей регулирующего органа, содержание указанных выше статей во взаимосвязи с абзацем 9 статьи 6 Закона № 41-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законодатель установил право соответствующему полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках не свыше предельного максимального уровня. Правовое регулирование механизма согласования с ФСТ России превышения предельного минимального уровня тарифов отсутствует. Главным критерием установления тарифа на электрическую и тепловую энергию является его экономическая обоснованность. В данном случае тарифы на электрическую и тепловую энергию были установлены на основании экспертного заключения исходя из представленных заявителем документов, обосновывающих экономическую необходимость повышения тарифа на электрическую энергию в 2005 году до 139 коп./кВтч, что уже само по себе ниже минимального уровня, установленного ФСТ России, на 4,7 коп./кВтч.
Судом в порядке, установленном частью первой статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, приобщены к материалам дела.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7.1 Закона № 41-ФЗ споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. При этом указанный Закон не содержит положений о досудебном урегулировании спора.
Как указано в письме Управления Минюста России по Республике Коми от 12 декабря 2004 № 10/8373, решение № 21/1 в государственной регистрации не нуждается. Анализ оспариваемого решения № 21/1 позволяет сделать вывод, что оно соответствует определениям нормативного правового акта и правовой нормы, приведенным в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Кроме того, как указано в пункте 10 Правил, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Оспариваемый Приказ не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организации, не имеет межведомственный характер.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14.07.1999 № 217, под нормативными правовыми актами, имеющими межведомственный характер, понимаются акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
Оспариваемое решение № 21/1 не возлагает каких-либо обязанностей на другие федеральные органы исполнительной власти и (или) организации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно абзацу четвертому статьи 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться один из основных принципов, а именно: обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Таким образом, информация об утверждении тарифов подлежит обязательному опубликованию в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти. В случае их неопубликования такие акты применению не подлежат.
Частью 1 статьи 5 Закона Республики Коми "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов органов государственной власти Республики Коми" установлено, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно части 1 статьи 8 указанного выше Закона Республики Коми официальным опубликованием нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах "Республика", "Коми му" либо в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".
Судом установлено, что решение № 21/1 опубликовано в газете "Коми му" от 21 декабря 2004 года № 153.
Согласно абзацу первому статьи 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Порядок и условия ценообразования в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Судом установлено и заявителем не оспаривается то, что тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2005 год были установлены без нарушения предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 процедуры.
Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Суду представлено экспертное заключение от 1 ноября 2004 года, подтверждающее экономическое обоснование установленного оспариваемым решением № 21/1 тарифа на 2005 год.
Доводы заявителя о том, что экспертами необоснованно исключены: "Затраты на оплату труда", "Топливо на технологические цели", "Дивиденды на акции", а также избыток средств, полученный в предыдущих периодах в общей сумме 1113,1 млн. руб., представленными регулирующим органом материалами не подтверждается. Напротив, экономическое обоснование такого исключения дано экспертами раздельно по каждому конкретному эпизоду. Оснований не принимать экспертное заключение в качестве ненадлежащего доказательства у суда не имеется. Представленное доказательство соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, определенным частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленное регулирующим органом заключение от 23 марта 2005 года № 323-05-ЛенРТК, подготовленное экспертами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, не может быть принято судом в качестве доказательства в виде заключения экспертов, поскольку экспертиза по настоящему делу судом не назначалась, а ходатайство о ее назначении регулирующий орган в судебном заседании отозвал.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательства допускаются иные документы и материалы.
В качестве такого документа суд признает заключение от 23 марта 2005 года № 323-05-ЛенРТК в качестве допустимого доказательства, имеющего отношение для правильного рассмотрения дела, поскольку в нем содержатся выводы, экономически обосновывающие тарифы в части обеспечения необходимого размера финансовых средств на развитие производства и социального развития для энергоснабжающей организации, обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также определения размера экономически обоснованных расходов и величины минимально необходимой валовой прибыли.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Законом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, является Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона № 41-ФЗ предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном Законом № 41-ФЗ. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам обоснованные предложения об установлении предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Приказом ФСТ России от 7 сентября 2004 года № 69-э/4 установлены и введены в действие на 2005 - 2006 годы предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию.
В целях реализации статей 2, 5, 6 Закона № 41-ФЗ и пункта 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, Приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года № 236-Э был утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, превышающих предельный уровень, установленный федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка под превышением предельного уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, понимается принятие решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше предельного максимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, превышающих предельный минимальный уровень, не требуется.
Правовые последствия превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию урегулированы статьей 2 Закона № 41-ФЗ.
Так, согласно абзацу шестому статьи 2 указанного Закона, в случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные Правительством Российской Федерации предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
По мнению суда, Закон № 41-ФЗ не содержит правовых оснований для расчета предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям исходя из средневзвешенного расчета. Основной принцип регулирования тарифов согласно статьям 2 и 4 Закона № 41-ФЗ заключается в их экономической обоснованности.
Принцип учета интересов субъектов Российской Федерации при принятии федеральными органами государственной власти решений по вопросам развития электроэнергетики, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, выраженного в Определении от 18 января 2001 года № 7-О, содержится в Законе № 41-ФЗ. В частности, Закон № 41-ФЗ наделил региональные регулирующие органы полномочиями по обеспечению баланса интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, а также установил последствия превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, превышающего установленные Правительством Российской Федерации предельные уровни.
Анализ статьи 2 Закона № 41-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое решение № 21/1 учитывает соотношение принципа экономической обоснованности тарифов учету региональных и иных особенностей.
Эксперты в своем заключении от 1 ноября 2004 года (стр. 30) отмечают, что Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные ФСТ России 6 августа 2004 года № 20-э/2, содержат многочисленные недоработки и не учитывают конкретных региональных особенностей, корректное их применение в полном объеме в сложившихся социально-экономических условиях Республики Коми невозможно. Кроме того, утвержденные ФСТ России предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию косвенно поддерживают сохранение перекрестного субсидирования. Эксперты считают необходимым рекомендовать регулирующему органу при утверждении тарифов учесть региональные особенности энергоснабжения, уровня платежеспособности потребителей, состояния бюджета и межбюджетных отношений.
Таким образом, регулирующий орган при установлении тарифа наряду с другими материалами был обязан руководствоваться, в том числе и экспертным заключением, в котором содержатся экономически обоснованные рекомендации по утверждению тарифов для потребителей электрической энергии в 2005 году на территории субъекта Российской Федерации - Республики Коми с учетом региональных и иных особенностей.
В данном случае тарифы на электрическую и тепловую энергию были установлены регулирующим органом на основании экспертного заключения и представленных ОАО "АЭК "Комиэнерго" материалов.
Из представленных регулирующему органу ОАО "АЭК "Комиэнерго" материалов видно, что энергоснабжающая организация обосновала экономическую необходимость повышения тарифа на электрическую энергию в 2005 году до 139 коп./кВтч, что само по себе ниже минимального уровня, установленного ФСТ России, на 4,7 коп./кВтч. При данных условиях предельный минимальный уровень тарифа, установленный ФСТ России для применения его на территории Республики Коми, не соответствует экономическому обоснованию, а также региональным и иным особенностям.
Наряду с вышеизложенным, суд учитывает также и то, что пунктом 2 оспариваемого решения № 21/1 тарифы на электрическую энергию, действовавшие до 1 января 2005 года, отменены. Признание судом недействующим решения № 21/1 лишь в оспариваемой части приведет к установлению "нулевого тарифа", что явится безусловным основанием для невозможности экономической деятельности, прежде всего для ОАО "АЭК "Комиэнерго", которая иной, приносящей доходы деятельностью не занимается. В свою очередь, подобный фактор детерминирует нарушение прав и законных интересов потребителей электроэнергии на территории Республики Коми.
При таких обстоятельствах оснований для признания решения № 21/1 недействующим не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать абзац 2 пункта 1 решения Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 21/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, химически очищенную воду, поставляемую ОАО "АЭК "Комиэнерго" на розничный (потребительский) рынок" соответствующим Федеральному закону № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Настоящее решение подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Председательствующий судья
С.К.ЕЛЬКИН

Судьи
И.Б.ЛЕУШИНА
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru