Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 31.01.2005 № А29-2358/04-4э
<УБЫТКИ, ПРИЧИНЕННЫЕ ИСТЦУ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ ЛЬГОТ, НЕ ПОДЛЕЖАТ ВЗЫСКАНИЮ С МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ЛЬГОТ НА ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНО ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 31 января 2005 года Дело № А29-2358/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 24 и 31 января 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2004 по делу № А29-2358/04-4э, принятое судьей Марковой О.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2004 по делу № А29-2358/04-4э удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 2 293 023 руб. 50 коп. убытков.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, не согласившись с указанным решением, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявителем приводятся доводы о том, что необоснованно привлечение Министерства финансов Российской Федерации к ответственности за недофинансирование расходов на предоставление инвалидам войны, участникам, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бесплатного проезда в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ, поскольку финансирование указанных расходов транспортным организациям производится за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству труда и социального развития Российской Федерации (третье лицо), в соответствии с чем Министерство труда и социального развития Республики Коми обязано было заключить договоры с транспортной организацией, непосредственно осуществляющей перевозку льготных категорий граждан. Но, поскольку Минтруд Республики Коми не совершил указанных действий, денежные средства, выделенные из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, вернулись в бюджет. По мнению апеллянта, возмещение расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда Героям Социалистического Труда в соответствии с Законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета. Кроме того, не может компенсироваться из федерального бюджета возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда по территории стран СНГ, поскольку российским законодательством право льготного проезда предоставлено на межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутах.
В дополнении к апелляционной жалобе от 21 декабря 2004 года Министерство финансов Российской Федерации указывает, что страховые сборы с льготной категории граждан (инвалиды ВОВ, участники ВОВ, Герои Социалистического Труда) не взимаются, а дополнительные тарифы оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой. Также Министерство финансов Российской Федерации считает, что ответственность за ненадлежащее финансирование расходов по оплате льготного проезда лиц, указанных в российском законодательстве, следует возложить на Министерство труда Республики Коми, ненадлежащим образом исполнявшее свои обязанности по заключению договоров с транспортной организацией, осуществляющей льготную перевозку граждан.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу истец и Министерство труда и социального развития Республики Коми считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично в силу следующего.
Общество-истец обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Как видно из материалов дела, в августе - сентябре 2003 года истцом предоставлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право на льготный проезд по территории стран СНГ и ближнего зарубежья названным льготным категориям граждан предоставлено в силу международных соглашений ("Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС)" и Соглашение о взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993) и должно финансироваться за счет средств бюджета Российской Федерации.
Согласно заявлению истца, ему не возмещены расходы на сумму 2 293 023 руб. 50 коп., в том числе: 2 062 779 руб. 90 коп. по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 104 734 руб. 50 коп. по Федеральному закону "О ветеранах", 555 руб. по Федеральному закону "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс").
Определениями от 23.11.2004, 22.12.2005 арбитражный суд обязал Министерство труда и социального развития республики провести сверку расчетов по сумме расходов, связанных с предоставлением льгот.
Однако доказательств, оспаривающих правомерность предоставления льгот отдельным категориям граждан, ответчиками не представлено.
Истцом предоставлены услуги по оплате проезда на железнодорожном транспорте гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" источники и порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, не определены.
В силу пункта 19 статьи 4 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено "формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
Согласно Порядку Министерство финансов Российской Федерации зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения информации о поступивших субсидиях представляют реестры на перечисление денежных средств получателям субсидий.
Согласно Закону РК от 14.07.2004 № 32-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2003 год" на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в Республику Коми поступило 81 104 тыс. руб., что подтверждается представленными Минфином РФ в лице УФК по РК сведениями.
В соответствии с указанным Законом Республикой Коми денежные средства, полученные из федерального бюджета, в полном объеме направлены распорядителям (получателям) бюджетных средств, в том числе Министерству труда и социального развития Республики Коми и Министерству РК по социальным вопросам (третье лицо) - 26 541 тыс. руб. (раздел 1806), из которых на оплату проезда перечислено 13 679 тыс. руб.
В соответствии со ст. 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Пунктом 1 статьи 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Республики Коми в период с 1 августа по 30 сентября 2003 года не было наделено полномочиями по распределению финансовых средств, предусмотренных законом.
Согласно данным Министерства труда и социального развития Республики Коми денежные средства в размере 1 206 393 руб. были возвращены в федеральный бюджет в связи с отсутствием договоров с организациями, оказывающими услуги, и документов, подтверждающих предоставление льгот.
Однако отсутствие договора на возмещение расходов между истцом и Минтрудом РК не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных обществом расходов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 № 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования, в соответствующем законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта.
Следовательно, данная норма должна толковаться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы при формировании и принятии федерального бюджета.
Министерство финансов РФ в лице УФК по РК не представило суду доказательств, которые свидетельствовали бы о полном финансировании льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" или о нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета другими лицами, а также принятии всех необходимых мер, обеспечивающих исполнение бюджета в установленном порядке.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных федеральным законом обязанностей вследствие указанных обстоятельств.
Истец понес убытки в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в связи с чем суд полагает, что ответственность за причиненные обществу-истцу убытки должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 2 062 779 руб. 90 коп.
Истцом предоставлены услуги по проезду на железнодорожном транспорте гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со статьями 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим, перечисленным в Законе категориям граждан предоставляются следующие права и льготы: проезд (бесплатный или с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда) вместе с сопровождающим лицом на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).
Согласно представленным истцом документам общий размер убытков, возникших в связи с предоставлением в августе - сентябре 2003 года льгот по оплате проезда, составил в совокупности 104 734 руб. 50 коп.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.
Частью 2 статьи 10 данного Закона установлено, что порядок возмещения расходов на реализацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 № 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов. Действие Правил продлено на 2001 - 2004 годы.
Правилами установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.
Из материалов дела следует, что на счет Минтруда Республики Коми на реализацию Федерального закона "О ветеранах" (в части финансирования проезда) поступило 707 275 руб. 54 коп., из которых денежные средства в размере 231 468 руб. 34 коп. были возвращены в федеральный бюджет.
Таким образом, суд полагает, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральным законом обязанностей, которые в силу прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в сумме 104 734 руб. 50 коп.
Истцом предоставлены услуги на сумму 555 руб. по проезду железнодорожным транспортом гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В силу статьи 4 указанного Закона граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы), имеют следующие льготы по оплате проезда: бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов; бесплатное пользование поездами пригородного сообщения.
В силу статьи 7 указанного Закона расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 № 333, действие которых продлено на 2003 - 2004 годы, расходы, связанные с реализацией указанного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2003 № 510-р предусмотрено, что субвенции из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в размере 43,071 руб. выделяются на возмещение фактически произведенных расходов местным бюджетам.
Таким образом, первоочередное возмещение указанных льгот в Республике Коми осуществляется за счет средств муниципальных образований.
А поэтому выводы суда первой инстанции о том, что убытки, причиненные обществу-истцу в результате недофинансирования льгот на основании Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации, являются ошибочными.
Муниципальное образование "Город Сыктывкар" в качестве ответчика привлечено не было.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция считает, что в удовлетворении исковых требований общества-истца о взыскании 555 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" следует отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 4 октября 2004 года по делу № А29-2358/04-4э изменить.
Взыскать за счет казны РФ с Министерства финансов РФ в пользу общества-истца 2 292 468 руб. 50 коп. убытков.
Выдать исполнительный лист.
В удовлетворении исковых требований общества-истца о взыскании 555 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" отказать.
В остальной части решение от 04.10.2004 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru