Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 26.01.2005
"О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 18 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ОТ 16 ИЮНЯ 1998 ГОДА В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД УСИНСК"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 02.03.2005, № 35
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.08.2005, № 8, ст. 3990






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2005 года

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 ЧАСТИ
ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 18 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МЕСТНОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ОТ 16 ИЮНЯ 1998 ГОДА
В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД УСИНСК"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова
с участием сторон по делу: представителя главы администрации МО "Город Усинск" А.В.Дружинина - руководителя юридического отдела администрации МО "Город Усинск"; представителей Государственного Совета Республики Коми Л.М.Зайцева - заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и местному самоуправлению, В.А.Вытегорова - консультанта Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 3, 32, 78 - 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос главы администрации МО "Город Усинск" о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии названного положения Закона Конституции Республики Коми.
Заслушав выступление судьи-докладчика Л.В.Батмановой, выступления сторон, представителя Прокуратуры Республики Коми А.В.Юдина, рассмотрев иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится принятие правовых актов общеобязательного характера, предусмотренных уставом муниципального образования.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят 28.08.1995, а не 25.08.1995.
   ------------------------------------------------------------------

Заявитель, глава администрации МО "Город Усинск", в своем запросе утверждает, что в соответствии с этой правовой нормой глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, при наличии обязанностей по решению вопросов местного значения лишается права издавать нормативные правовые акты, что противоречит статьям 2, 9, 92, 93 Конституции Республики Коми. Эта норма противоречит также части третьей статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 августа 1995 года, в соответствии с которой к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится только принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования. Заявитель просит признать пункт 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" неконституционным.
Представители Государственного Совета Республики Коми, стороны, принявшей нормативный правовой акт, норма которого оспаривается, не находят противоречия с Конституцией Республики Коми, поскольку исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления на принятие правовых актов общеобязательного характера предусматривается по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа уставом муниципального образования, что не исключает право иных органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам своей компетенции. Кроме того, по их мнению, оспариваемая норма соответствует норме Федерального закона, регулирующего аналогичные правоотношения.
Конституционный Суд Республики Коми, выявив разночтения в пункте 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" и в пункте 1 части 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает запрос допустимым, поскольку в соответствии со статьей 64 (пункт "н" части 1) Конституции Республики Коми вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, что предполагает соответствие нормативных правовых актов Республики Коми нормативным правовым актам Российской Федерации.
2. Возможность установления исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления предусматривается нормами международного права.
В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года:
"1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом".
Таким образом, исключительная компетенция представительного органа по каким-либо вопросам не только не отрицается, а подразумевается изначально.
Конституция Российской Федерации в развитие названного положения также устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), а Конституция Республики Коми дает примерный перечень вопросов, разрешаемых представительным органом местного самоуправления (статья 93, часть 2).
3. Статья 15 (пункт 1 части 3) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив перечень вопросов исключительного ведения представительных органов местного самоуправления, относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Муниципальные образования обязаны предусмотреть вопросы исключительного ведения своих представительных органов, так как в соответствии с Федеральным законом в отдельных поселениях предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
В статье 18 (пункт 1 части 3) Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" установлено, что в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находится принятие правовых актов общеобязательного характера по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
Как видно из этих правомочий представительного органа местного самоуправления, установленных как Федеральным законом, так и Законом Республики Коми, он наделен исключительным правом на принятие нормативных правовых актов по вопросам компетенции, установленной для него уставом муниципального образования. Разночтения выявились лишь в терминологии.
В соответствии с теорией права норма права определяется как общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного правового акта.
Таким образом, в обоих Законах говорится о правомочии представительного органа местного самоуправления на принятие норм права, то есть общеобязательных правил поведения, однако в Законе Республики Коми это правомочие выражено через термин "правовой акт общеобязательного характера", то есть с указанием на форму выражения нормы права, что не противоречит конституционно-правовому смыслу самого правомочия.
Из сказанного следует, что представительный орган местного самоуправления в рамках, определенных законом, может иметь в своем исключительном ведении часть публичных вопросов местного значения. Федеральный закон и Закон Республики Коми определяют эти вопросы, в том числе право принятия нормативных правовых актов, закрепив, что круг вопросов, по которым нормативные правовые акты принимаются исключительно представительным органом местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования. По другим вопросам местного значения, не отнесенным уставом муниципального образования к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления, иными органами и должностными лицами могут также приниматься (издаваться, утверждаться) нормативные правовые акты, то есть общеобязательные правила поведения в соответствии с их компетенцией, что вытекает из взаимосвязанных положений статей 18, 26, 31, 64 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года.
Конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы права заключается в четком разграничении компетенции между представительными органами, иными органами и должностными лицами местного самоуправления в уставах муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 66 (часть 1), 68, 69, 71, 78 - 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 1 части третьей статьи 18 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года не противоречащим Конституции Республики Коми в том смысле, в котором представительные органы, иные органы и должностные лица местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, как общеобязательные правила, по вопросам, отнесенным к их компетенции уставами муниципальных образований, в рамках, определенных законом.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru