Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС РФ по РК, "Все для Вас", № 3, 2005 г.)]
"НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 19.01.2005, № 3






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Государственная пошлина".
Новое законодательство о государственной пошлине существенно отличается от законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года.
В главе НК РФ "Государственная пошлина" приводится понятие государственной пошлины. Это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Как и прежде, плательщиками государственной пошлины признаются физические и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимого действия, за которое взимается государственная пошлина, а также лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случаях, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Перечень юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями и (или) должностными лицами, за которые взимается государственная пошлина, и перечень должностных лиц и органов, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, значительно расширены.
С 2005 года государственная пошлина взимается:
- за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
- за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
- за совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
- за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации;
- за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания и за совершение других юридически значимых действий;
- за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
- за государственную регистрацию региональных отделений политической партии;
- за государственную регистрацию транспортных средств, а также за совершение прочих юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспорта;
- за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы;
- за выдачу ордера на квартиру;
- за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
- за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем.
Большинство льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций, которые были предусмотрены прежним законодательством, сохранены и в новом законодательстве о государственной пошлине (статьи 333.35, 333.36, 333.37, 333.38 и 333.39 НК РФ).
Новым является и положение об освобождении государственных органов, в том числе и налоговых, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также мировыми судьями. Данная категория лиц освобождается от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определен максимальный размер государственной пошлины, который не должен превышать:
- по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, - 20 000 руб.;
- по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, - 100 000 руб.
Ранее величина госпошлины рассчитывалась исходя из минимального размера оплаты труда, теперь ее размер строго фиксирован.
Впервые установлен десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для плательщиков государственной пошлины, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу, а также для истцов в случае увеличения цены иска (ст. 333.18 НК РФ).
До 1 января 2005 года администраторами государственной пошлины являлись налоговые органы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляли контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины, принятие решений о возврате излишне уплаченной в бюджет государственной пошлины, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины в бюджет, а также представляли проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
С 1 января 2005 года согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" администраторами (главными распорядителями) поступлений государственной пошлины в бюджет являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые в рамках бюджетного процесса будут осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений государственной пошлины из соответствующего доходного источника и представлять проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Положениями главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ на налоговые органы возложены следующие функции:
- осуществление возврата (зачета) государственной пошлины, уплаченной за совершение всех юридически значимых действий (ст. 333.40 НК РФ);
- предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате государственной пошлины, за исключением пошлины, уплачиваемой при обращении в суды (ст. 333.41 НК РФ);
- проверка правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах и организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина (ст. 333.42 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ установлен особый режим возврата государственной пошлины.
А именно: возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Необходимо отметить, что в главе 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ впервые прописаны особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, за совершением нотариальных действий, а также за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия. Эти особенности предусмотрены статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 Налогового кодекса.

Отдел работы
с налогоплательщиками и СМИ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru