Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 28.12.2004
"ПО ХОДАТАЙСТВУ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 4 ИЮНЯ 2004 ГОДА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ГОРОДА РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ В ГРАНИЦАХ ЭЖВИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 28.01.2005, № 14
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.07.2005, № 7, ст. 3986






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2004 года

ПО ХОДАТАЙСТВУ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ
2004 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 4 ИЮНЯ 2004 ГОДА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ГОРОДА РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ В ГРАНИЦАХ
ЭЖВИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя Главы Республики Коми М.А.Козловой - консультанта отдела конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления,
заслушав в открытом заседании заключение судьи С.Г.Толстова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение ходатайства Главы Республики Коми, выступление представителя Главы Республики Коми,

установил:

1. Глава Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с ходатайством об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года "По делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в связи с обращением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и жалобами граждан Э.А.Мезака и П.О.Марущака" (далее - Постановление).
Своим Постановлением Конституционный Суд Республики Коми признал Закон Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 7 (части 1 и 2), 15 (часть 1), 33 (часть 2), 64 (часть 2) и 65 в той мере, в которой Закон принят без учета мнения населения города Сыктывкара.
При этом Суд указал, что этим не исключается правомочие законодательного органа Республики Коми - при соблюдении требований Конституции Республики Коми и с учетом настоящего Постановления - регулировать посредством законов вопросы образования, изменения границ муниципальных образований применительно к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года.
В своем ходатайстве Глава Республики Коми просит разъяснить следующие вопросы:
1) возможно ли устранение неконституционности Закона Республики Коми путем проведения опроса на территории города Сыктывкара;
2) в каком порядке необходимо учесть мнение населения города Сыктывкара: путем проведения опроса на территории города Сыктывкара в порядке, установленном Законом Республики Коми "О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми", либо необходимо проведение голосования в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) при проведении голосования для учета мнения населения города Сыктывкара, возможно ли применение части третьей статьи 24 Федерального закона, учитывая, что положения статьи 24 вступают в силу с 1 января 2006 года;
4) необходимо ли проведение голосования на территории всего города Сыктывкара либо с учетом мнения населения, уже выраженного путем проведения опроса на территории муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара", возможно проведение голосования только на территории муниципального образования "Город Сыктывкар";
5) возможно ли объявление голосования для учета мнения населения в городе Сыктывкаре по инициативе Государственного Совета Республики Коми.
По смыслу статей 68 и 77 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" официальное разъяснение решения Конституционного Суда Республики Коми дается им в пределах содержания разъясняемого решения.
2. При уяснении смысла Постановления по первому вопросу ходатайства необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" нормативно-правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке; юридическая сила Постановления Конституционного Суда Республики Коми о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Закон Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года признан неконституционным в целом, поэтому утрачивают юридическую силу и результаты опроса жителей Эжвинского района города Сыктывкара, так как голосование должно проводиться на всей территории муниципальных образований, одновременно и при равных условиях. При соблюдении законодательства о получении согласия жителей города Сыктывкара должен быть принят закон об изменении границ и преобразовании муниципальных образований, что не будет противоречить запрету преодолевать юридическую силу решения Конституционного Суда о неконституционности акта повторным его принятием, поскольку в абзаце втором пункта 1 резолютивной части Постановления прямо указано на такую возможность.
3. Ответы на второй и третий вопросы ходатайства содержатся в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Республики Коми, а именно, что в соответствии с частью второй статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) до приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Закон Республики Коми "О выборах, референдумах, опросах и отзыве в Республике Коми" в целях получения согласия населения может применяться в части, не противоречащей Федеральному закону; изменение границ и преобразование муниципальных образований производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года, на основании которых изменение границ поселений, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью третьей статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года.
При проведении голосования с целью получения согласия населения на преобразование муниципального образования и изменение его границ применение части третьей статьи 24 Федерального закона возможно, так как отсылка на данную норму содержится в статьях 12 и 13 (часть 5), уже вступивших в силу. По общему правилу, нормы права применяются в системном единстве, и реализация положений статей 12 и 13 (часть 5) предполагается с учетом применения статьи 24 (часть 3).
5. В ходатайстве поставлен также вопрос: необходимо ли проведение голосования на территории всего города Сыктывкара либо с учетом мнения населения, уже выраженного путем проведения опроса на территории муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара", возможно проведение голосования только на территории муниципального образования "Город Сыктывкар".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года (статьи 12 и 13) изменение границ поселений и разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования.
Конституционно-правовой смысл вышеизложенных требований Федерального закона от 6 октября 2003 года означает, что голосование по вопросам изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования должно проводиться на всей территории муниципального образования, одновременно и при равных условиях.
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Республики Коми указано, что границы города Сыктывкара определены нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и Уставом МО "Город "Сыктывкар", согласно которым населенные пункты, входящие в его состав, являются составной частью города Сыктывкара с подчиненными ему территориями. Таким образом, голосование должно проводиться на всей территории города Сыктывкара в границах, определенных названными нормативными правовыми актами.
При этом вопрос о "подчиненной территории", об указании на типы поселков "городские" и "сельские" Конституционным Судом не рассматривается в настоящем официальном разъяснении, так как указанные вопросы не были предметом рассмотрения по делу.
Конституционный Суд в соответствии с частью третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
На вопрос ходатайства, возможно ли объявление голосования для учета мнения населения в городе Сыктывкаре по инициативе Государственного Совета Республики Коми, Конституционный Суд разъясняет, что в пунктах 2 и 3 Постановления Конституционного Суда Республики Коми указывается на возможность инициативы органов государственной власти субъекта Российской Федерации по этим вопросам. При этом инициатива проведения голосования должна соответствовать Конституции Республики Коми (статьи 70 и 73), законодательству Российской Федерации и Республики Коми.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 72, 73 и 77 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд

определил:

1. Разъяснить, что признание Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года не соответствующим Конституции Республики Коми Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в той мере, в которой Закон принят без учета мнения населения города Сыктывкара, означает, что Закон признан неконституционным в целом и утратил юридическую силу.
Конституционно-правовой смысл принятого Судом решения означает, что образование города на территории другого города, имеющего статус муниципального образования, является преобразованием муниципального образования и изменением его границ, поэтому требуется согласие населения, проживающего на всей территории муниципального образования "Город Сыктывкар", полученное в порядке, определенном действующим законодательством.
2. При получении согласия населения изменение границ и преобразование муниципальных образований оформляется законом Республики Коми.
Данное обстоятельство не будет противоречить запрету преодолевать силу решения Конституционного Суда Республики Коми о неконституционности акта повторным его принятием.
3. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru