Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 27.12.2004 № А29-5569/04А
<У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ОТСУТСТВОВАЛА НЕДОИМКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ (СБОРОВ) И ПЕНИ, ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАЧЕТЕ ПЕРЕПЛАТЫ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ НЕ ПОДАВАЛОСЬ, НАЛОГОВЫЙ ОРГАН БЫЛ НЕ ВПРАВЕ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЯТЬ КАКИЕ-ЛИБО СУММЫ НА ПОГАШЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 27 декабря 2004 года Дело № А29-5569/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14 октября 2004 года по делу № А29-5569/04А, принятое судьей Шипиловой Э.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14 октября 2004 года по делу № А29-5569/04А в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласен с решением суда, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования, указав, что задолженность по уплате налога и пени отсутствовала, в связи с чем отказ в возврате излишне взысканных сумм произведен неправомерно.
Ответчик не согласен с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, указав, что у заявителя на момент принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности числилась недоимка по страховым взносам, зачет излишне уплаченного (взысканного) налога, пени и госпошлины произведен в счет погашения задолженности по взносам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, исключения для реструктуризированной задолженности при проведении зачета (возврата) сумм излишне уплаченного налога не установлены.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя стороны, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2004 по делу № А29-8394/03А признано недействительным (незаконным) решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (ИМНС РФ) по Усть-Вымскому району от 03.06.2003 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 28 202 руб. и пени за просрочку уплаты НДС в сумме 728 руб.
На момент вынесения судебного решения налоговый орган взыскал доначисленные согласно указанному решению суммы НДС и пени. Кроме того, с заявителя налоговым органом излишне взыскано 100 руб. государственной пошлины.
В связи с возникновением переплаты по НДС, пени и госпошлине муниципальное учреждение 13.04.2004 и 01.06.2004 обратилось в ИМНС РФ по Усть-Вымскому району с заявлением о возврате излишне взысканных налоговых платежей на расчетный счет налогоплательщика в размерах соответственно 34 660 руб. 66 коп. и 100 руб.
Решениями от 27.04.2004 и от 15.06.2004 налоговым органом произведен зачет образовавшейся переплаты в счет уплаты взносов в государственный фонд занятости по графику реструктуризации по сроку уплаты 30.06.2006, тем самым заявителю фактически отказано в возврате излишне взысканных налоговых платежей.
Поскольку в установленные законодательством о налогах и сборах сроки возврат суммы переплаты не произведен, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, неосновательно не учел того обстоятельства, что у налогоплательщика в рассматриваемый период отсутствовала недоимка по уплате налогов (сборов) и пени, заявление о зачете переплаты в счет предстоящих платежей не подавалось.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Как усматривается из материалов дела, решением ИМНС РФ по Усть-Вымскому району от 05.12.2001 муниципальному учреждению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" было предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в т.ч. перед Государственным фондом занятости населения, на общую сумму 172 000 руб. Учреждением и налоговым органом согласован и утвержден график погашения задолженности перед фондом на период до 2006 года.
В силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органом местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган либо должностное лицо.
Налоговым органом не установлено наличие у муниципального учреждения задолженности по уплате налогов (сборов), пени, а также внесения платежей в государственный фонд занятости согласно графику реструктуризации.
Суду также не представлялись надлежащие доказательства наличия перечисленных обстоятельств.
Кроме того, суд учитывает то, что условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам (сборам) и пени регулируются не нормами Налогового кодекса РФ, а специальными нормами, в частности, Постановлением Правительства РФ "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года".
В силу требований пунктов 2 и 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.
Организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу)...
Доказательства того, что муниципальное учреждение в соответствии с названной нормой выразило свое волеизъявление о направлении образовавшейся переплаты на досрочное погашение реструктуризированной задолженности налоговым органом, не представлялись суду и в материалах дела отсутствуют.
Также налоговым органом не выносилось решение об утрате права заявителя на реструктуризацию в связи с неуплатой платежей, установленных графиком.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение реструктуризированной задолженности.
Инспекция МНС РФ по Усть-Вымскому району, произведя зачет образовавшейся переплаты по НДС и пене в счет предстоящей (2006 год) уплаты взносов в государственный фонд занятости по графику реструктуризации, фактически лишила муниципальное учреждение права на реструктуризацию, предоставленную решением от 05.12.2001.
Исходя из вышеизложенного, решение суда подлежит отмене, как вынесенное при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14 октября 2004 года по делу № А29-5569/04А отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Усть-Вымскому району возвратить муниципальному учреждению 29 030 руб. излишне взысканных налогов (сборов) и пени.
Выдать исполнительный лист.
Выдать муниципальному учреждению справку на возврат из федерального бюджета 1 311 руб. 20 коп. госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
С.К.ЕЛЬКИН
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru