Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 21.12.2004 № А29-5314/04А
<СУД УМЕНЬШИЛ РАЗМЕР ПОДЛЕЖАЩЕГО ВЗЫСКАНИЮ ШТРАФА ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ С УЧЕТОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СМЯГЧАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 21 декабря 2004 года Дело № А29-5314/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе РК на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 сентября 2004 года, принятое судом в составе судьи Елькина С.К.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 27 сентября 2004 года по делу № А29-5314/04А исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе РК о взыскании с государственного учреждения финансовых санкций в сумме 118 097 руб. 00 коп. было оставлено без удовлетворения.
Указанное решение суда Управление ПФР просит отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.
От ответчика получен отзыв на жалобу, в котором Учреждение просит оставить решение без изменения и ссылается на то, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления ПФР, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для удовлетворения поданной жалобы.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании статьи 11 названного выше Закона имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1 Федерального закона № 165-ФЗ был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Этим Законом (часть 3 статьи 2) закреплена возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного выше Закона страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В нарушение установленной законом обязанности ответчиком - государственным учреждением не были представлены индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2003 год, а именно: сведения о стаже и заработке застрахованных лиц.
Согласно части третьей статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Решением от 11 июня 2004 года руководитель Управления Пенсионного фонда привлек государственное учреждение к ответственности в виде штрафа в размере 118 097 руб. 00 коп. на основании статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Обстоятельства правонарушения изложены в акте о начислении штрафных санкций от 28 мая 2004 года.
Решение от 11 июня 2004 года ответчиком не оспорено в установленном порядке (в том числе - в судебном).
Поскольку предложение о добровольной уплате штрафа, то есть требование от 11 июня 2004 года, не было исполнено ответчиком в установленный срок, Управление ПФР в Княжпогостском районе обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 34.1 и пункту 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 14 НК РФ для налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подпунктом 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право налагать штрафы на страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при привлечении государственного учреждения к ответственности за нарушение сроков представления сведений о застрахованных лицах органам Пенсионного фонда следует применять порядок привлечения к ответственности, предусмотренный нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов данного дела, ответчик письмом от 27 февраля 2004 года подтвердил факт непредставления спорных сведений за 2003 год в установленный срок, то есть к 27 февраля 2004 года.
Определение суда апелляционной инстанции от 24 ноября 2004 года о предоставлении доказательств того, что в отношении части застрахованных лиц сведения истцу были представлены своевременно, не исполнено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отклонения заявленных истцом требований.
Поэтому решение суда от 27 сентября 2004 года подлежит отмене, а жалоба Управления ПФР должна быть удовлетворена.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает возможным учесть наличие таких обстоятельств, как: 1) сокращение у ответчика в июле 2003 года 6 единиц бухгалтеров, что не могло не повлиять на своевременность представления спорных сведений; 2) отсутствие в штате ответчика программиста, сведения и отчетность вносятся в компьютер вручную (см. письмо от 27 февраля 2004 года); 3) ответчик является государственным учреждением, выполняющим социально значимые функции, и взыскание всей суммы штрафа может повлечь негативные последствия для выполнения ответчиком деятельности по исполнению уголовных наказаний.
Перечисленные выше обстоятельства следует признать обстоятельствами, смягчающими ответственность государственного учреждения, что позволяет арбитражному суду в данном случае применить норму подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции находит правильным взыскать с ответчика за допущенные нарушения 23 619 руб. 40 коп. штрафа, уменьшив размер взыскиваемого штрафа в пять раз.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается, так как истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 сентября 2004 года по делу № А29-5314/04А отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
2. Заявление Управления Пенсионного фонда в Княжпогостском районе РК удовлетворить частично.
Взыскать с государственного учреждения в пользу Управления Пенсионного фонда в Княжпогостском районе РК 23 619 руб. 40 коп. штрафа (финансовых санкций).
3. Выдать исполнительный лист.
4. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
Т.И.ГАЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru