Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 20.12.2004 № А29-7973/04-4э
<ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ, О ПРИМЕНЕНИИ КОТОРОЙ ЗАЯВЛЕНО СТОРОНОЙ В СПОРЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ К ВЫНЕСЕНИЮ СУДОМ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ИСКЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 20 декабря 2004 года Дело № А29-7973/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 14 декабря 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.10.2004 по делу № А29-7973/04-4э, принятое судьей Токаревым С.Д.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29 октября 2004 года по делу № А29-7973/04-4э удовлетворены исковые требования ГУ "Управление федеральной почтовой связи Республики Коми" о взыскании с Министерства финансов Республики Коми 61 009,44 руб. убытков, представляющих собой расходы по выплате работникам дополнительного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и единовременной доплаты к дополнительному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Министерство финансов Республики Коми (ответчик) не согласно с принятым решением и обжалует его в апелляционном порядке.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что не является обязанным лицом по настоящему делу, поскольку в 2001 году получателем бюджетных средств Республики Коми по Закону РК от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" являлся Фонд социального страхования Республики Коми, в 2002 году - Министерство Республики Коми по социальным вопросам, с 2003 года - Министерство труда и социального развития Республики Коми. Кроме того, Министерством финансов Республики Коми указывается на пропуск истцом срока исковой давности в отношении обязательств, возникших до 23 сентября 2001 года на сумму 11 589,08 руб., о чем было заявлено в суде первой инстанции. Однако суд первой инстанции неверно определил начало течения срока исковой давности, в связи с чем, по мнению ответчика, необоснованно не применил положения статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ГУ "Управление федеральной почтовой связи Республики Коми" указывает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично в силу следующего.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Республики Коми" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (далее - ГУ "УФПС РК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми" и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков на общую сумму 61 009,44 руб., возникших за период с января 2001 года по декабрь 2003 года в связи с выплатами работницам учреждения доплат к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 59 869,44 руб., и единовременной доплаты к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 1 140 руб. в соответствии с реализацией Закона Республики Коми от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства".
Законом Республики Коми от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства" для женщин, работающих в Республике Коми, с 01.01.1993 увеличен отпуск по беременности и родам по сравнению с законодательством Российской Федерации до 126 календарных дней до родов и до 238 календарных дней после родов. Постановлением Совета Министров Республики Коми от 12.04.1993 утверждено на 1993 год Положение о порядке возмещения расходов по выплате пособий по беременности и родам в соответствии с Законом Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства". Указанным Положением предусмотрено возмещение расходов, связанных с увеличением продолжительности отпусков по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования, а при недостаточности средств Фонда социального страхования - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через Фонд социального страхования. Возмещение расходов производится Министерством финансов Республики Коми ежемесячно на основании расчетов, представляемых Фондом социального страхования Республики Коми.
Законом Республики Коми от 12.05.1998 № 15-РЗ в вышеуказанный Закон Республики Коми внесены изменения и дополнения, согласно которым отменена норма об увеличении женщинам отпуска по беременности и родам сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации и установлены доплаты к ежемесячному пособию в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также единовременная доплата в размере одного минимального размера оплаты труда к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
В соответствии с пунктом 8 данного Закона в редакции от 12.05.1998 финансирование расходов, связанных с осуществлением выплат, предусмотренных этим Законом, производится за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам на выплату доплат, установленных статьей 1 Закона.
Во исполнение упомянутого Закона ГУ "УФПС РК" выплатило за счет своих средств в период с января по март 2001 года доплаты в размере 3 464,52 руб., а также начислило за период с апреля 2001 года по декабрь 2003 года доплаты к пособиям на детей в размере 57 544,92 руб.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (с последующими изменениями и дополнениями), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фонда направляются исключительно на цели, предусмотренные в пункте 8 данного Положения, связанные с реализацией государственных задач.
В качестве исполнительных органов в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения, осуществляющие оперативное управление средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
Положением об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 № 1 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что денежные средства, находящиеся в оперативном управлении отделения Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
По представленным Фондом социального страхования сведениям, в 2001 году работодателями представлены к возмещению расходы по выплате доплат в сумме 17 968,3 тыс. руб., в 2002 году - 15 872 тыс. руб., в 2003 году - 10 222,7 тыс. руб. Из республиканского бюджета Фонду выделено в 2001 году - 8 000 тыс. руб., в 2002 году - 1 929 тыс. руб., в 2003 году средства не выделялись.
Недофинансирование республиканским бюджетом Республики Коми расходов Фонда социального страхования за 2001 - 2003 гг. составляет 33 654 тыс. руб.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статьям 16, 1069 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Противоправность поведения в рассматриваемом споре усматривается из уклонения (бездействия) Республики Коми от исполнения своих обязанностей по компенсации Фонду социального страхования и, соответственно, ГУ "УФПС РК", убытков в виде расходов, понесенных последним в связи с реализацией Закона Республики Коми, устанавливающего дополнительные пособия и компенсации отдельным категориям граждан.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о взыскании ущерба, причиненного ГУ "УФПС РК", с Министерства финансов Республики Коми как органа, выступающего от имени казны Республики Коми в силу статьи 1071 Гражданского кодекса.
На основании статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Кодекса устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 Кодекса). Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Кодекса).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки указанной норме ГУ "УФПС РК" не представило в материалы дела надлежащие доказательства перерыва течения срока исковой давности, признания Министерством финансов Республики Коми долга, частичной оплаты задолженности.
Письмо от 16.08.2004 ГУ "РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми" не принимается судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства перерыва течения срока исковой давности, поскольку ГУ "РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми" на основании вышеизложенных доводов не является обязанным лицом по настоящему спору, кроме того, в указанном письме не содержатся ссылки на конкретные даты и суммы доплат, подлежащих возмещению истцу.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку исковые требования по настоящему спору заявлены 23 сентября 2004 года, суд первой инстанции неправомерно не удовлетворил заявление Министерства финансов Республики Коми об истечении срока исковой давности и удовлетворил исковые требования в полном объеме, не применив положения статей 196 и 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования ГУ "УФПС РК" о взыскании с Министерства финансов Республики Коми убытков в размере 11 589,09 рублей за пределами срока исковой давности, то есть за период до 23 сентября 2001 года, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции от 29 октября 2004 года подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29 октября 2004 года по делу № А29-7973/04-4э изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу Государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Республики Коми" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации убытки в сумме 49 420,36 руб.
Выдать исполнительный лист.
В остальной части иска отказать.
2. Разъяснить, что Постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru