Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 07.12.2004 № А29-7322/03-3э
<ОБЯЗАННОСТЬ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ ЖСК В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ЛЬГОТ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, ВОЗЛОЖЕНА НА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД СЫКТЫВКАР">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 7 декабря 2004 года Дело № А29-7322/03-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 1 декабря 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу № А29-7322/03-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2004 удовлетворены исковые требования жилищно-строительного кооператива о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам и по возмещению разницы в тарифах за период с 1996 по 2003 год: с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми взыскано 61 322,56 руб. убытков, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 73,07 руб. убытков.
Министерство финансов Республики Коми (ответчик) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой на принятое решение.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение жилищно-строительному кооперативу убытков в сумме 1 122,69 руб., связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". По мнению апеллянта, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производится за счет средств местного бюджета с последующим возмещением из федерального бюджета.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу Финансовое управление Минфина Республики Коми в городе Сыктывкаре и Министерство финансов Российской Федерации считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Жилищно-строительный кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному унитарному предприятию о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по жилищно-коммунальным услугам и по возмещению разницы в тарифах, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 1 122,69 руб. за 2003 год.
Порядок компенсации затрат, произведенных из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 334, принятом во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан (статья 16).
По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер, установление порядка предоставления которой законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. При этом Правительство Российской Федерации при осуществлении полномочий, возложенных на него Законом, в том числе по определению порядка предоставления названной льготы, обязано действовать в соответствии со смыслом этого Закона и в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10, 18, пункты "е" и "ж" части первой статьи 114, часть первая статьи 115 Конституции Российской Федерации).
Так, в соответствии с пунктом "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, указанные в данном Законе, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 данного Закона порядок предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Согласно пункту 8 данного Положения реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья. Им предоставляется также скидка в размере 50% с установленной платы на пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных данным Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" муниципальному образованию "Город Сыктывкар" были предусмотрены субвенции на реализацию Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 7 690 тыс. руб.
Законом Республики Коми "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2003 год" кассовое исполнение по реализации ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" МО "Город Сыктывкар" составило 10 631 тыс. руб.
На основании Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" местному бюджету МО "Город Сыктывкар" также выделялись денежные средства в размере 8 640 тыс. руб. на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Таким образом, первоочередное возмещение указанных льгот осуществляется за счет средств муниципальных образований или субъектов Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Размер убытков в сумме 1 122,69 руб. сторонами не оспаривается, поэтому арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать предъявленную истцом сумму в размере 1 122,69 рублей за счет казны муниципального образования "Город Сыктывкар". Именно в невыполнении муниципальным образованием "Город Сыктывкар" полномочий по компенсации расходов в связи с предоставлением жилищно-строительным кооперативом в 2003 году льгот реабилитированным гражданам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, при взимании платы за жилищно-коммунальные услуги, арбитражный суд усмотрел неправомерность действий ответчика, приведших к причинению убытков.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции от 17 сентября 2004 года подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу № А29-7322/03-3э изменить.
Взыскать с МО "Город Сыктывкар" за счет средств казны МО "Город Сыктывкар" в пользу жилищно-строительного кооператива 1 122,69 руб. убытков.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу жилищно-строительного кооператива 60 199,87 руб. убытков.
В остальной части решение от 17.09.2004 оставить без изменения.
Разъяснить, что Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
С.В.ТУГАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru