Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 11.10.2004 № А29-2590/04-4э
<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ, ВОЗМЕЩАЕМЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА, ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РК>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 11 октября 2004 года Дело № А29-2590/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 30.09.2004, 04.10.2004 в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 4 августа 2004 года по делу № А29-2590/04-4э, принятое судьей Рагозиным В.Н.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 4 августа 2004 года требования истца удовлетворены частично, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу открытого акционерного общества взыскано 6 128,41 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленной электроэнергии за период с января 2002 года по октябрь 2003 года, лицам, имеющим звание "Почетный донор Республики Коми" в соответствии с Законом Республики Коми от 27.02.1998 № 5-РЗ "О донорстве крови и его компонентов".
Не согласно с решением суда первой инстанции Министерство финансов Республики Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.08.2004 по делу № А29-2590/04-4э отменить, в удовлетворении исковых требований открытому акционерному обществу отказать.
Министерство финансов Республики Коми считает, что истцом не были доказаны обоснованность предоставления льгот гражданам по указанному выше Закону, наличие и объем понесенных истцом убытков в результате предоставления льгот (отсутствуют счета-фактуры, копии удостоверений "Почетный донор Республики Коми", акт сверки списков граждан, имеющих право на льготы).
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что истец при расчете убытков ссылался также на Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов", что, по его мнению, влечет за собой возложение ответственности на федеральный бюджет.
Открытое акционерное общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому решение следует оставить без изменения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.09.2004 по 04.10.2004, после перерыва судебное заседание возобновлено.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что в период с января 2002 года по октябрь 2003 года истец во исполнение Закона Республики Коми от 27.02.1998 "О донорстве крови и ее компонентов" предоставлял лицам, имеющим звание "Почетный донор Республики Коми", льготы по оплате потребленной электроэнергии.
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Коми от 27.02.1998 "О донорстве крови и ее компонентов" лица, имеющие звание "Почетный донор Республики Коми", имеют право на снижение размера оплаты коммунальных услуг на 50 процентов.
Данные льготы предоставлялись гражданам, проживающим в г. Сыктывкаре и Эжвинском районе г. Сыктывкара, согласно спискам граждан, имеющим звание "Почетный донор Республики Коми", представленным ГУ "Республиканская станция переливания крови", с указанием номеров удостоверений, дат присвоения званий, номеров приказов Министерства здравоохранения Республики Коми.
Истцом представлены списки граждан, которым предоставлялись вышеназванные льготы, начисленные за период с 01.01.2002 по 31.10.2003, на основании списков ГУ "Республиканская станция переливания крови", с указанием номера удостоверения, даты выдачи, паспортных данных.
Из представленных списков, копий счетов на оплату электроэнергии усматривается, что истцом правомерно предоставлялись льготы гражданам, имеющим звание "Почетный донор Республики Коми", проживающим в г. Сыктывкаре, в Эжвинском районе г. Сыктывкара.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика сумму убытков - 6 128,41 руб., исключив из заявленной суммы (8 525,46 руб.) убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, в связи с тем, что истцом неправомерно предъявлены к возмещению льготы за период, предшествующий присвоению звания "Почетный донор Республики Коми", а также в связи с тем, что льготы предоставлены по иному основанию.
Недополученные истцом, в связи с предоставлением льгот доходы, из бюджета не были ему возмещены, в связи с чем размер недополученных платежей предъявлен акционерным обществом к взысканию в качестве убытков.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 27.02.1998 "О донорстве крови и ее компонентов" организационной основой реализации государственной политики в области донорства крови и ее компонентов являются республиканская и муниципальные программы развития донорства крови и ее компонентов, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование данных программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов, за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
Однако Министерством финансов Республики Коми не представлено доказательств того, что им произведено финансирование указанных льгот, Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" расходы на реализацию льгот по Закону Республики Коми от 27.02.1998 "О донорстве крови и ее компонентов" не предусмотрены. Кроме того, отсутствует порядок финансирования данных льгот, утвержденный в установленном законом порядке.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В рассматриваемом споре противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) государства от исполнения своих обязательств по компенсации убытков в виде упущенной выгоды (неполученного дохода) истцу - открытому акционерному обществу, которые истец понес в связи с реализацией законодательного акта, устанавливающего льготы отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, ответственность за понесенные истцом убытки в части предоставления льгот, возмещаемых из республиканского бюджета, должна быть возложена на Министерство финансов Республики Коми.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Республики Коми.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Министерство финансов Республики Коми от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит, в связи с чем подлежит исключению из пункта 2 резолютивной части решения суда первой инстанции фраза о взыскании с Министерства финансов Республики Коми 251, 96 руб. расходов по государственной пошлине.
Истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 649,42 руб.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2004 по делу № А29-2590/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Исключить из пункта 2 резолютивной части решения фразу о взыскании с Министерства финансов Республики Коми 251,96 руб. расходов по государственной пошлине.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины в размере 649,42 руб. из бюджета Российской Федерации.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru