Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 29.09.2004 № А29-3184/04-4э
<ОБЯЗАННОСТЬ ВОЗМЕСТИТЬ УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЗЛОЖЕНА НА МИНФИН РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 29 сентября 2004 года Дело № А29-3184/04-4э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 21 сентября 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23 июля 2004 года по делу № А29-3184/04-4э, принятое судьей Рагозиным В.Н.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23 июля 2004 года требования истца (открытого акционерного общества) удовлетворены частично, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества Республики Коми взыскано 42 640 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Не согласно с решением суда первой инстанции Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.07.2004 по делу № А29-3184/04-4э отменить, в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества Республики Коми к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Министерство финансов Российской Федерации полагает, что никаких обязательств перед истцом не имеет, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 № 790, действовавшего до 1 июля 2002 года, которым был определен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону РФ "О статусе военнослужащих". В соответствии с указанным нормативным документом возмещение названных выше расходов производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета. Таковым, по мнению заявителя, в рассматриваемом споре, является Министерство обороны Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде от имени казны Российской Федерации, т.е. является надлежащим ответчиком по делу.
Открытое акционерное общество, Министерство обороны Российской Федерации, Военкомат Республики Коми, Управление по социальным вопросам администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" в отзывах на апелляционную жалобу указывают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому решение следует оставить без изменения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория", Министерства Республики Коми по социальным вопросам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, извещенных о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что в период с июля 2001 года по декабрь 2001 года открытое акционерное общество во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляло военнослужащим, а также перечисленным в нем категориям граждан льготы по оплате за пользование услугами связи.
Пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции от 30.12.2001 № 196-ФЗ) военнослужащим, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов.
Согласно представленным истцом документам общая стоимость льгот по абонентской плате за пользование телефоном, предоставленных открытым акционерным обществом военнослужащим за указанный выше период составила 42 640 руб., что подтверждается счетами-фактурами на оплату услуг связи и списками абонентов.
При этом недополученные истцом в связи с предоставлением льгот доходы из бюджета не были ему возмещены, в связи с чем размер недополученных платежей предъявлен акционерным обществом к взысканию в качестве убытков.
Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.95 № 15-ФЗ "О связи" возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 790.
Согласно пункту 2 Положения возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, производить за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
Приложением № 41 к Федеральному закону от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" - "Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2001 год, направляемых на текущее содержание вооруженных сил Российской Федерации" на статью "Оплата отдельных льгот, установленных законодательством Российской Федерации" было предусмотрено выделение из федерального бюджета 3 138 444,1 тыс. руб. Главным распорядителем указанных средств являлось Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно справке, представленной Военным комиссариатом Республики Коми, финансирование из федерального бюджета на оплату льгот по услугам связи комиссариату в 2001 году не поступало.
В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия незаконных действий (бездействия) со стороны Минобороны РФ и его подведомственных предприятий (учреждений) в части распределения выделенных средств федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации не представило суду документов, свидетельствующих о финансировании (полностью или частично) в 2001 году, названных расходов или о нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета Минобороны РФ.
Кроме того, из названия указанной статьи расходов - "Оплата отдельных льгот, установленных законодательством Российской Федерации" не следует, что данной статьей предусмотрено финансирование расходов на оплату льгот по услугам связи, а также невозможно установить в каком объеме предусматривалось финансирование именно этих льгот.
Согласно положениям статей 158 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств возложены обязанности по составлению бюджетной росписи, распределению лимитов бюджетных обязательств и исполнению соответствующей части бюджета. При этом лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, следовательно, все выделенные денежные средства должны быть распределены между получателями в течение соответствующего года.
При таких обстоятельствах основания для возложения ответственности за отсутствие финансирования расходов, связанных с реализацией закона, на Министерство обороны РФ отсутствуют, а соответствующие доводы Минфина Российской Федерации отклоняются за необоснованностью.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В рассматриваемом споре противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) государства от исполнения своих обязательств по компенсации убытков в виде упущенной выгоды (неполученного дохода) истцу - открытому акционерному обществу Республики Коми, которые истец понес в связи с реализацией законодательных актов, устанавливающих льготы отдельным категориям граждан.
Поскольку согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, ответственность за понесенные истцом убытки в части предоставления льгот, возмещаемых из федерального бюджета, должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации являются несостоятельными, исходя из того, что в рассматриваемом случае не представляется возможным возложить ответственность за причинение убытков истцу на главного распорядителя средств из-за отсутствия у него денежных средств.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2004 по делу № А29-3184/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
В.В.ГОЛУБЫХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru